Автор проект: Королькова С.Д., учитель русского языка и литературы МОУ Новолядинсой СОШ Судьба старославянизмов в русском языке.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор проект: Королькова С.Д., учителль русского языка и литературы МОУ Новолядинсой СОШ Судьба старославянизмов в русском языке.
Advertisements

Работа учащейся 8а класса Мовсисян Лилит Учитель: Марченкова И.М.
Поговорим о родном, исконном…. Цели урока: Повторить и углубить сведения о старославянизмах Продемонстрировать связь между русским языком и литературой.
Заимствованная лексика русского языка. Русская лексическая система в ее современном виде появилась не сразу.
Старославянизмы в современном русском языке Работа учащейся 7 класса МОУ Крутчанская ООШ Липиной Анастасии.
Попробуйте вспомнить, был ли в вашей жизни такой случай, когда новое для вас слово или образное поэтическое выражение открыли для вас то, чего вы раньше.
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы: Клеменчук С.В. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
Нестандартные олимпиадные задания Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 56 УИМ» г.Магнитогорска Галина Г.Р.
Лексика русского языка. С точки зрения происхождения С точки зрения происхождения С точки зрения активного и пассивного запаса С точки зрения активного.
Выполнили: ученики 7 класса Руководитель: Волкова Н.Г.
Живые свидетели прошлого Автор: Тареев И. 6 класс.
Региональный центр компьютерных технологий в образовании Галич МОУ лицей 3 Использование справочной литературы в учебном процессе Автор: Бронникова.
Полногласия и неполногласия как признак старославянизмов. Презентацию подготовила ученица 6 класса Б Сущенко Мария.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Исконно русская и заимствованная лексика. Система уроков в 10 классе по теме «Лексика» с применением Технологии индивидуализированного обучения Урок 8.
XVII НАУЧНЫЕ ОТКРЫТЫЕ ПУБЛИЧНЫЕ ЧТЕНИЯ ГОУ Гимназия 1552 г. Москва Кафедра словесности Тема: Употребление старославянизмов в произведениях А.С.Пушкина.
Русские иностранцы Автор: Шихов Н. 6 класс Проблемные вопросы Почему и какими путями слова из одного языка проникают в другой язык? Что происходит со.
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21.
Изучение языка художественных произведений на уроках русского языка и литературы Литвиной Татьяны Михайловны, МОУ «СОШ16» п. Солнечнодольска Изобильненского.
Учитель Новлянской СОШ Лебедева Е.И.. Выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ необходимо: 1) Создать текст сочинения- рассуждения: - выдвинуть тезис,
Транксрипт:

Автор проект: Королькова С.Д., учитель русского языка и литературы МОУ Новолядинсой СОШ Судьба старославянизмов в русском языке

«Язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В XI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи.» А.С. Пушкин

Поговорим о родном, исконном… Поговорим о родном, исконном… Русский язык относится к группе славянских языков. Немало слов заимствовано им в разное время из родственных языков. Но особенно много слов пришло к нам из старославянского языка. Старославянизмы так прочно вошли в современный русский язык, что часто мы и не подозреваем об их « иностранном » прошлом Русский язык относится к группе славянских языков. Немало слов заимствовано им в разное время из родственных языков. Но особенно много слов пришло к нам из старославянского языка. Старославянизмы так прочно вошли в современный русский язык, что часто мы и не подозреваем об их « иностранном » прошлом. И все-таки многие слова можно опознать по некоторым приметам. Так, для старославянизмов характерны определенные фонетические и словообразовательные признаки. Для чего это нужно? Старославянизмы используются в нашей художественной литературе, и неправильное их истолкование приводит к непониманию текста или его искажению. А так как большое количество старославянизмов для нас является устаревшим, они требуют к себе особого внимания. При изучении в 9 классе на уроках литературы таких художественных произведений, как оды М.В.Ломоносова, стихотворения А.С.Пушкина, в которых использовано много старославянизмов, необходимо знать значения старославянских слов, чтобы правильно постичь смысл текста.

Цели проекта повторить и углубить сведения о старославянизмах определить судьбу старославянских слов в современном русском языке

Зачем нужны старославянизмы в современном русском языке?

Старославянизмы- наши друзья или враги? Проблемный вопрос

Фонетические приметы старославянских и исконно русских по происхождению слов Как и почему менялся русский язык Художественный текст под лингвистическим микроскопом /А.С.Пушкин. Стихотворение «Пророк»/ Что знают о старославянизмах обучающиеся 9-х классов?

Компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности обучающихся Суждения о языке как системе воплощения культурных ценностей Умения определять источник заимствования слова в русском языке Умения видеть проблему и наметить пути её решения Навыков работы в команде Дидактическая цель Формирование:

Методические задачи Научить анализировать слово с точки зрения произношения, структуры и употребления в литературном языке Научить правильно писать и понимать слова, пришедшие в русский язык из старославянского языка Познакомить со значением старославянских слов, чтобы понимать главную мысль текста и объяснять написание в соответствии с историческими процессами

Старославянизмы продолжают жить в современном русском языке. Они отличаются фонетическими «приметами», дарят языку свои прекрасные обороты и гармоническое течение Гипотеза

Старославянизмы продолжают жить в современном русском языке, имеют фонетические и морфемные «приметы». Доказательство1

Неполногласные сочетания: -ра-, -ла-, -ре-, -ле- (брег, хлад) Начальное ра- или ла-(ладия) Начальное е- (езеро) Начальное ю-(юноша) Сочетание -жд-(надежда) Наличие щ (свеща) Суффиксы –знь-,-есн-,-чий-,-тель-,-ущ-, (-ющ-), ащ-, (-ящ-),-ств-,-арь-,-ени-(жизнь, хранитель).

а в начале слова (соответствует рус. я): агнец ягненок, аз я; е в начале слова (соответствует рус. о): единица один; ю в начале слова (соответствует рус. у): юродивый урод. щ (соответствует рус. ч ): освещать свеча.

Старославянскими по происхождению являются суффиксы причастий -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-). Исконно русские суффиксы причастий -уч-(-юч-), -ач-(-яч)- впоследствии суффиксами прилагательных: текущий текучий, горящий горячий;

Однако не все слова с признаками старославянизмов имеют оттенок книжности или принадлежат к высокой лексике. Многие из них стилистически нейтральны и не являются ни книжными, ни устаревшими: время, среда, здравствуй, храбрый Некоторые старославянские по происхождению корни в одних словах нейтральны, а в других являются устаревшими или стилистически окрашенными: прохладный хлад, согласен гласить Доказательство 2

Другие старославянизмы вытеснили русский вариант и стали единственно возможным обозначением каких-либо предметов, явлений (пламя, плен) Некоторые старославянизмы закрепились наряду с русскими словами, хотя и разошлись в значениях (страж, ограждать) Произошла утрата слов ( ладия, лобзание) Стали частью некоторых слов ( Калининград, хладнокровный) Доказательство 3

Старославянизмы закрепились наряду с русскими словами, хотя и разошлись в значениях (страж, ограждать) Доказательство 4

Доказательство 5 В стихотворении «Пророк» А.С. Пушкин широко использует слова и грамматические формы старославянского языка. Например, слово пророк пришло в русский язык из старославянского. Однокоренные слова: п ророчить -предсказывать; п ророчество -предсказание; пророческий - вещий. Из этимологического словаря мы узнали, что существительные пророк и речь являются исторически родственными, а в тексте пересекаются их значения: ведь орудием пророка является его слово, речь. Таким образом, старославянизмы помогают понять смысл стихотворения А.С. Пушкина, повысить читательскую культуру.

Доказательство 6 Социологическое исследование Вопрос 1 Смогли вы во время тестирования выписать слова с неполногласным сочетанием? да – 46 человек нет- 9 человек

Вопрос 2 Приведите примеры полногласных и неполногласных сочетаний. Привели примеры – 37 человек Затруднились – 18 человек

Вопрос 3. Переведите на русский язык старославянизмы: выя ланиты рамена Знают значения старославянизмов -24 человека Не знают значения старославянизмов -31 человек

Результаты Обучающиеся отметили, что старославянизмы необходимы и в современном русском языке для создания текстов торжественного стиля Стилистические старославянизмы продолжают жить в поэтической речи как источник возвышенно-романтического звучания Одни старославянизмы вытеснили русский вариант слов, другие закрепились наряду с русскими словами или стали частью некоторых слов Девятиклассники выделяют в поэтической и прозаической речи старославянизмы, но школьникам следует чаще обращаться к толковому словарю

Как заметил А.С.Пушкин, «разговорный язык простого народа ( не читающего иностранных книг и, слава Богу, не выражающего, как мы, своих мыслей на французском языке) достоин также глубочайших исследований…Они [люди] говорят удивительно чистым и правильным языком.»

Литература 1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы: учеб. Пособие для учащихся. -М., Лекант П.А., Диброва Е.И., Касаткин Л.Л. Современный русский язык: учеб. для студ. вузов. – М., Лингвистический энциклопедический словарь. -М Шанский Н.М. Лингвистические детективы.- М., 2002