Старообрядчество в Нижегородском крае. Нестеров Михаил Васильевич «Великий постриг».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История В 1654 г. патриарх Московский и всея Руси Никон ( гг.) совместно с царем Алексеем Михайловичем Романовым под предлогом исправления книжных.
Advertisements

Раскол в русской православной церкви. Портрет Никона в "Титулярнике" 1672г. Будущий глава церкви Никита Минин родился в крестьянской семье деревни Вельдеманово.
Сибирские староверы В XVII веке патриарх Никон проводит церковную реформу, которая заключалась в том, что изменились обряды, государство стало активно.
Урок истории. Дмитриева Татьяна Георгиевна, учитель истории и обществознания МКОУ Куртамышского района «Костылёвская ООШ»
Раскол в Русской Православной Церкви Презентацию подготовила: учитель МОУ СОШ 18 Статьина В.В.
Гаража НВ Отличие русской церковной обрядности от греческой Унификация службы и богослужебных книг - необходимое условие объединения церквей Украины и.
РАСКОЛ РУССКОЙ ЦЕРКВИ И ЕГО СУЩНОСТЬ К уроку «Житие протопопа Аввакума» в контексте времени» 1.
Раскол 1653 г. – 1656 г. – церковная реформа исправление богослужебных книг - изменение обрядов при ведении службы в церкви - введение троеперстия при.
Таинства православной церкви МОУ Тютюниковская ООШ Подготовила: учитель православной культуры Пожидаева Л.Г.
Власть и церковь Церковный раскол. Россия после Смуты Власть царь Церковь Патриарх Михаил Романов Филарет Романов
В. Суриков «Боярыня Морозова». Тема урока : Русская православная церковь В XVII веке. Церковный раскол.
1 Раскол русской церкви и его сущность К уроку «Житие протопопа Аввакума в контексте времени» Автор презентации: Архипова Н.П.
История религий в России Урок 18 Рассказ о выборе веры на Руси Православное христианство в истории России (урок модуля «Основы мировых религиозных культур»
Церковь в XVII веке Д/З: § 7, читать, вопросы, пересказ.
Тема: Власть и церковь Церковный раскол. План урока: I. Проверка д/з §6 «Политическое развитие страны»: Индивидуальная работа у доски Работа в группах.
Урунова Н. М. г. Лангепас ХМАО МОУ СОШ 3 Образовательная система «Школа 2100» 7 класс Урок 44. Раскол в умах и сословиях.
Власть и церковь. Церковный раскол. В.Суриков. Боярыня Морозова.
Православие - одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным.
Православное вероучение 1. Вероучение 2. Священное Предание 3.Таинства.
Аввакум Петров (протопоп Аввакум) родился в 1620 г., в селе Григорово Нижегородского уезда в семье священника. В 1638 г. Аввакум обзавелся женой и поселился.
Транксрипт:

Старообрядчество в Нижегородском крае. Нестеров Михаил Васильевич «Великий постриг».

Нижегородский край с самого начала раскола русского православия являлся одним из важнейших центров русского старообрядчества. В подтверждение этого приведем несколько фактов: 1.Выдающиеся идеологи "противоборствующих сторон" - патриарх Никон, протопоп Аввакум, епископ Павел Коломенский, Сергий Нижегородец, Александр Диакон, - родились в Нижегородском крае. 2.Самый первый старообрядческий скит был основан именно в нижегородских пределах на реке Керженец - скит Смольяны (1656 г.).

3. По числу старообрядцев край занимал и занимает ведущее место в России. 4. В Нижегородской губернии в XVIII – XIX веках находились духовные и организационные центры шести из пятнадцати крупнейших согласий (направлений) старообрядчества.

Идеологи противоборствующих сторон ПАТРИАРХ НИКОН ПРОТОПОП АВВАКУМЕПИСКОП ПАВЕЛ КОЛОМЕНСКИЙ

Сторонники старой веры подвергались преследованиям со стороны правительства. Они должны были либо отказаться от неё, либо покидать насиженные места. И староверы уходили на север, в нижегородские леса, на Урал и Сибирь, оседали на Алтае и Дальнем Востоке. В густых лесах в бассейнах рек Керженец и Ветлуга, к концу XVII века существовало уже около сотни старообрядческих монастырей мужских и женских. Их называли скитами. Наиболее известными были: Оленевский, Комаровский, Шарпанский, Смольяны, Матвеевский, Чернушинский.

При Петре I вновь возобновляется преследование старообрядчества. Когда, в исходе первого десятилетия XVIII века, император обратил особое внимание на нижегородских раскольников, он избрал исполнителем своих намерений Питирима. Питирим - епископ нижегородский (около ). Питирим происходил из простого звания и был сначала раскольником; православие принял будучи уже в зрелом возрасте Деятельность Питирима была первоначально чисто миссионерская; для обращения раскольников в православие он употреблял исключительно средства увещания. Результатом такой деятельности Питирима явились его ответы на 240 раскольничьих вопросов. Однако, видя неуспех своей миссионерской деятельности, Питирим мало-помалу перешел к принуждению и преследованиям. Был казнён знаменитый старообрядческий диакон Александр, разорялись скиты, упорных монахов ссылали на вечное заточение в монастыри, а мирян наказывали кнутом и отправляли в каторжную работу. В результате староверы бежали на Урал, в Сибирь, в Стародубье, на Ветку и в другие места.

Толки и согласия на территории Нижегородской области Белокриницкое согласие Окружники Неокружники Беглопоповцы ( бугровская вера) Беспоповцы Поморцы Самокрещенцы Странники Федосеевцы Филипповцы Спасовцы

Старообрядцы нижегородского края Старообрядецы федосеевского согласия ( с.Тонково)

Белокриницкое (австрийское)согласие. Окружники :наиболее значительными особенностями данного направления старообрядчества были: наличие духовенства и епископа, бурная общественно-церковная жизнь в виде организации старообрядческих союзов, братств, съездов, издательской деятельности, активизации миссионерской деятельности среди никонианцев. Отличием неокружников является, в первую очередь, в отрицании всяческих компромиссов с государственной властью и,являвшейся ее частью, - никонианством: неподчинение правительству, ограничение общения с никонианцами, соблюдение «Домостроя»

Беспоповцы не имеют своего епископского чина, духовенство было очень малочисленно и не пользовалось, ввиду своего происхождения из никонианской церкви, особым авторитетом. Всеми делами в согласии заправляли представители церковной общественности: попечители, уставщики, авторитетные и грамотные старики. По этой причине живут самоуправляющимися общинами. Не строят церквей, все обряды совершают в молельном доме.

Беглопоповское (новозыбковское) согласие. Его последователи твёрдо стояли на убеждении, что без священства истинная церковь существовать не может. Из-за отсутствия старообрядческих епископов было решено принимать священников из никонианской церкви, согласных служить по старым обрядам. Для этого прибегали к различным ухищрениям: попов переманивали и тайно увозили на Керженец, перемазывали «миром»(Миро - елей с красным вином и благовониями, благовонное масло, которое применяют при христианских церковных обрядах. Миропомазанием называют христианское таинство - обряд помазания миром лица, глаз, ушей, груди, рук, ног в знак приобщения к божественной благодати), освящённым ещё при патриархе Иосифе.

Старообрядческие традиции В. Рассохин За упокой Старообрядческие голубцы

Старообрядцы Семеновского уезда