Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы Автор: Имайкина Н.Н., Автор: Имайкина Н.Н., учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектная деятельность на уроках ин. яз. и её влияние на качество обучения.
Advertisements

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности Учитель русского языка и литературы Свенской.
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
Проектная деятельность как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся начальных классов. И.В. Музалевская Учитель начальных классов МОУ «Червовская.
Проектная деятельность как способ формирования творческих способностей на уроках русского языка Е. А. Демидова, учитель русского языка и литературы МОУ.
Проектная деятельность как способ формирования творческих способностей.
Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь. Китайская пословица.
«Наблюдение, эксперимент, моделирование». Задачи: 1. Провести диагностику мотивационной сферы учащихся, проанализировать результаты. 2. Развивать осознание.
ФОРМЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ: -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ -ТВОРЧЕСКАЯ -ИНФОРМАЦИОННАЯ -ИГРОВАЯ.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Метод проектов в школе В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается.
ПРОЕКТ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ Доклад подготовлен для выступления на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Специфика проектной деятельности младших школьников. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности.
УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В КУРСЕ ОРКСЭ. Типы проектов - теоретический - исследовательский - творческий - игровой - приключенческий - практико - ориентированный.
Мастер- класс по теме «Предприимчивость в профессиональной деятельности.
Транксрипт:

Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы Автор: Имайкина Н.Н., Автор: Имайкина Н.Н., учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 40» г.о. Саранск МОУ «СОШ 40» г.о. Саранск Саранск 2013

Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться.

Цель: Цель: создать условия для проявления и совершенствования профессиональных компетенций при использовании технологии проектного обучения в образовательном процессе. создать условия для проявления и совершенствования профессиональных компетенций при использовании технологии проектного обучения в образовательном процессе.

Задачи: 1. Обобщить опыт работы по данной проблеме. 2. Показать возможности использования проектного обучения на уроках русского языка и литературы на различных этапах обучения. 3. Продемонстрировать последовательность действий, методов и приёмов, форм педагогической деятельности. 4. Показать особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе проектной деятельности. 5. Показать примеры использования метода проектного обучения на уроках русского языка и литературы.

Цели проектного обучения: Развивать у школьников исследовательские умения. Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать пути решения поставленной задачи. Развивать у обучающихся умение творчески подходить к способу подачи материала. Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать. Способствовать повышению личной уверенности, ответственности каждого участника проектного обучения.

«Проект» - (от лат. projectus - брошенный вперед) 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) предварительный текст какого- либо документа. 3) замысел, план. брошенныйвпередпредварительныйтекст брошенныйвпередпредварительныйтекст

Технология проектной деятельности Метод учебного проекта (интеграция) Проблемный подход Поисковый подход Исследовательский подход Групповые методы Презентационный подход Рефлексивный подход

Условия применения метода проектов Существование некой значимой проблемы. Значимость предполагаемых результатов. Применение исследовательских методов при проектировании. Структурирование этапов проекта. Самостоятельная деятельность в ситуации выбора.

Компетентностный подход к проектированию умение выявлять понимать планировать конструктивно обсуждать оценивать конструировать самостоятельно искать

п р о е к т н а я л и ч н о с т ь д е я т е л ь н о с т ь Индивидуальные особенности Интеллектуальная сфера Эмоциональная сфера Коммуникативность Настойчивость Адаптивность Целеустремлённость Ответственность Креативность

Создание проблемно-мотивационной среды дискуссия ролевая игра эвристическая беседа круглый стол мозговой штурм

контрольный презента- ционный практи- ческий аналити- ческий поисковый Этапы работы над проектом

Виды проектов (по доминирующей деятельности) Практико-ориентированные (словарики, таблицы, газеты и т.д.) Творческие (инсценировки, сочинения, сказки, сценарии) Игровые (игры) Исследовательские (научно-исследовательские работы)

Алгоритм проектной деятельности в творческом проекте Анализ идеи Выбор одной Планирование Изготовление Оценка (рефлексия) Определение потребности Выработка первоначальных идей Обозначение требований к объекту проектирования Исследование существующих объектов

Особенности исследовательского проекта Аргументация актуальности темы определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования выдвижение гипотезы исследования обозначение методов исследования проведение эксперимента обсуждение и оформление результатов формулирование выводов обозначение проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Особенности практико- ориентированного проекта Ориентация на результат – продукт, удовлетворяющий конкретную потребность. Организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий. Презентация результатов и способов внедрения в практику. Внешняя оценка проекта.

Особенности игрового проекта: - проблемы, цели проекта; - ведущий вид деятельности – ролевая игра; - участники выполняют определённые роли (литературные персонажи, выдуманные герои), обусловленные содержанием проекта; - результат остаётся открытым до самого окончания; - соотнесение полученных результатов с поставленной целью; - рефлексия.

Результат проектной деятельности: Альманах Сборник иллюстраций Сборник собственных творческих работ СтенгазетыКиносценарий Видео- или слайд-фильм Комментарии к тексту художественного произведения ПубликацияБуклетПрезентацияВеб-сайтСловарь

Адресация Обеспе- чение Предпола- гаемые результаты Статус учебного проекта 1. Постановка проблемы и обоснование её практической значимости. 2. Определение целей (образовательных, воспитательных, развивающих). 3. Постановка задач. 4. Формулировка идеи (конечный продукт) реализации проекта. 5. Выбор группы обучающихся. 6. Действия учителя и обучающихся на каждом этапе проекта. 7. Время работы над проектом. 8. Режим работы. 1. Материаль но техническое и учебно-Методическоеоснащение.2.Консультанты. 3. Знания, умения, навыки, необходимыеобучающимсядля самостоятельн ой работы. 1.Развитие навыков: - самостоятельной работы; - мыслительной деятельности; - творчества; - ораторских навыков. 2.Новые практические приёмы работы. 3.Новое содержание темы. 4.Расширение кругозора. 5.Воспитание толерантности. Опытиспользования. Методический паспорт проекта

Функции учителя (рефлексивно- деятельностное обучение) Создание условий для включения обучающихся в самостоятель- ную творческую деятельность Стимулирова- ние ситуации успеха для каждого ребёнка Рефлексия деятельности, процесса самоизмене- ния

Защита проекта Постановка проблемы, её актуальность Высказывание гипотезы, аргументация её положений Этапы работы над проектом, краткий анализ полученных результатов Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта. Ответы на вопросы.

Рефлексия Почему выбрана эта тема Цели работы Адресат Этапы работы Возникшие трудности, их преодоление Структура работы

Список литературы: 1. Абрамова, С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников / С.В. Абрамова. – М.: Просвещение, – 137 с. 2. Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учебное пособие / В.П. Бедерханова, Б.П. Бондарев. – Краснодар, – 54 с. 3. Громыко, Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования / Ю.В. Громыко // Изд. Рос. акад. образования. – – 2. – С Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, – 112 с. 5. Симоненкова, Т.Д. Проектная деятельность учащихся / Т.Д. Симоненкова // Завуч. Управление современной школой. Москва. – – 8. – C Цветкова, Г.В. Литература классы: проектная деятельность учащихся / Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, – 283 с. 7. Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И.Д. Чечель // Директор школы. – – 3. – С Якиманская, И.С. Технология личностно - ориентированного образования / И.С. Якиманская // Журнал «Директор школы». – – 7. – С Якушевский, В.Н. Методы проектов на уроках литературы в школе гуманитарного профиля: Практико-ориентированная монография / В.Н. Якушевский, О.А. Рождественская, Н.В. Вольская. – Ульяновск: УИПКПРО, – 116 с – методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.

Урок русского языка в 6 классе по теме «Описание природы» Цель образовательная: научить составлять текст – описание с использованием средств художественной выразительности, используя примеры описаний мастеров слова. Цель воспитательная: формировать активную творческую позицию на основе эстетического восприятия произведений искусства, воспитывать творческую индивидуальность. Цель развивающая: развивать способность внимательно относиться к значению прилагательных и их употреблению в речи.

Предварительная работа: учащимся дано задание найти красочное описание зимы в произведениях художественной литературы, обратить внимание на изобразительно- выразительные средства у мастеров слова. Задание дано по группам: 1 группа – описание зимнего дня (утра); 2 группа – описание зимнего вечера (ночи); 3 группа – описание первого снега.

Ход урока: Первичная проверка понимания. - Что такое описание? - По какому плану строится описание? (общее представление описываемого; описание деталей, частей; отношение автора к описываемому); - анализ отрывка из художественного текста И.С. Шмелева «Лето Господне» (учащиеся находят эпитеты, метафоры, сравнения, отмечают цветопись). «Красота-то какая! Первая звезда, а вон другая… Звёзд всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе мерзлость, через неё-то звёзды больше, разными огнями блещут, – голубой хрусталь, и синий, и зелёный, – в стрелках. … Калитку тронешь, – так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. Сады дымятся. Берёзы – белые видения…» - Какая тема отрывка? (автор не просто дает описание зимы, а именно морозного зимнего вечера).

Выступление групп (чтение отрывков, подобранных учащимися, определение темы отрывка, художественных средств выразительности). 1 группа День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом. (А.Н. Толстой Детство Никиты) Утро белое, пушистое и радостно светлое. На заре в далеком высоком здании окна горят, и не можешь сказать: от зари этот свет или свой, домашний, остался забытый. (М. Пришвин. Зимнее утро) (М. Пришвин. Зимнее утро) 2 группа Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого. (М. Пришвин. Зимнее солнце) 3 группа Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стеклами все снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте сияла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа. Первый снег очень к лицу земле. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. (К.Паустовский «Прощание с летом»)

Обобщение и систематизация Коллективная работа над планом сочинения: 1. Подумайте, ЧТО вы хотите нарисовать словами; 2. Какова главная МЫСЛЬ вашей зарисовки; 3. Какие ЧУВСТВА хотите вызвать у читателя; 4. Какие СРЕДСТВА художественной выразительности используете. Учащиеся обсуждают и дают в группах темы сочинений («Падающая снежинка», «Узоры на моем окне», «Зимний вечер», «Снегири на дереве» и т.д.) Итог проекта – написание творческой работы (сочинения-зарисовки).

Алгоритм работы над учебным проектом по литературе «Поэзия Ф.И. Тютчева» в 10 классе Тип проекта: исследовательский, творческий Проблема Поэзия Тютчева недостаточно глубоко понимается учащимися, не всегда находит эмоциональный отклик в их душах Почему? Недостаточно знаний о жизни и творчестве поэта Философская поэзия трудна для восприятия учащимися лет Поэзия Тютчева недостаточно изучается в средних классах Что делать? Изучить жизнь и творчество поэта в доступной, привлекательной для учащихся форме Как? С использованием дифференцированных групповых заданий С использованием современных педагогических технологий (ролевая игра) Что получить? (результат) Сборник работ обучающихся Познавательный (знания о жизни и творчестве Тютчева) Воспитательный (эстетическое, патриотическое воспитание) Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность, общеучебные, специальные навыки, исследовательские умения)

Даже самая прекрасная и мощная идея бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться. Самое интересное в идеях – это попробовать их на деле. Р. Бах