Краеведческие странички. Дмитрий Михайлович Пожарский - уникальная историческая личность, на чью долю выпала роль спасения Российского государства. Есть.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Минин Кузьма Захарьевич, по прозванью Сухорук один из «освободителей отечества» от поляков в 1612 г. Биография его до его выступления в 1611 г. неизвестна.
Advertisements

Работу выполнили ученики 7а класса: Молева Ольга Симановский Александр.
4 ноября ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. . Опять над Родиной пожаров дым, Опять война, разруха, голод И вражье поругание святынь......казалось: русский дух расколот.
Кузьма Минин. Как называется время начала XVII века в российской истории? Смута Что такое Смута? Это период глубокого и острого кризиса в жизни Российского.
Праздник был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводитель ством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву.
Проект подготовила ученица 8 класса «а» ГАОУ ЦО «Царицыно» школы 548 Неробеева Варвара ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ.
Минин и Пожарский.. В памяти народа Минин и Пожарский представляются как два героя, спасших Родину от польско - литовских интервентов в тяжкие смутные.
с 2005 года отмечается как «День народного единства». Именно этот день в 1612 году стал решающим в освобождении Москвы от польско-литовских интервентов.
Тестовые задания для группы 2. Задание 1 Какая дата связана с образованием Второго ополчения и освобождением Москвы в годы Смуты? 1) 1589 г. 2) 1612 г.
Московская смута гг. Причины I Опричнина Ивана IV II Кризис династии Рюриковичей III Кризис власти IV Экономический кризис «поруха»
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа 1» «Сила России в единстве народа» (час истории) Подготовила:Шевченко Любовь Ивановна, учитель истории.
Окончание Смутного времени. Кто есть кто? В.Шуйский Лжедмитрий Б.Годунов Царевич Дмитрий.
Подготовила: Бизяева И.А. ПАТРИОТЫ РОССИИ.. Царь Фёдор I Иванович ( ) Сын Ивана Грозного. Правил в г.г. Он был бездетен. После смерти.
4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». Учитель: Шелаумова Т. В. Воротынец МОУ Воротынская.
Праздник «День народного единства» отдает дань памяти событиям 1612 года, когда Мининым и Пожарским была освобождена Москва, и было положено начало выхода.
Лжедмитрий I Лжедмитрий II Царь Василий Шуйский Смутное время.
Паруса истории. Турнир знатоков истории 1. Знаете ли вы, какой праздник отмечается в нашей стране 4 ноября ? Ответ : День народного единства.
«Роль народного ополчения в объединении Руси». Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил, Старины.
Презентация к занятию по окружающему миру (старшая группа) по теме: Презентация "День народного единства"
С.В. Иванов. Смутное время Памятник К. Минину и Д. Пожарскому Скульптор И.П. Мартос, архитектор В.П. Якимов.
Транксрипт:

Краеведческие странички

Дмитрий Михайлович Пожарский - уникальная историческая личность, на чью долю выпала роль спасения Российского государства. Есть несколько фигур в русской истории, которых мы называем спасителями Отечества. Одним из таких героев был Дмитрий Пожарский. В страшное Смутное время он вместе с Кузьмой Мининым возглавил земское ополчение, которое сумело очистить Московское государство от терзавших его внешних и внутренних врагов.

Икона «Благословление преподобным Иринархом- Затворником Борисо-Глебским - Православного русского воинства, народных героев- вождей и спасителей Отечества - Козьмы Минина и Димитрия Пожарского в 1612 году»

Родился Д.М. Пожарский в семье одного из потомков Рюриковичей. Его отец, Михаил Федорович Пожарский – потомок в 13 колене великого князя Суздальского и Владимирского, а затем и великого князя Киевского Юрия Владимировича Долгорукого. Его мать, Ефросинья Федоровна Беклемишева, была из знатного старинного дворянского рода. Обвенчалась она с Михаилом Федоровичем в 1571 году. По-видимому, Михаил Федорович на государственной службе не служил, так как в разрядных книгах того времени, по отзывам историков, он нигде не просматривается. Осенью 1578 года в семье Михаила и Марии родился сын Дмитрий, будущий знаменитый воевода. Крестили в то время всегда по святцам. Дмитрий Михайлович Пожарский был в святом крещении Кузьма, и назван был в честь Кузьмы и Дамиана, лекарей-бессребреников месопотамских, их память, как раз – первое ноября.

Год, когда родился Дмитрий Михайлович Пожарский можно определить согласно сохранившемуся документу – грамоте, или как ее еще называли, ввозной. Её дали вдове Ефросинье Федоровне Пожарской, матери Дмитрия Михайловича Пожарского в 1588 году, примерно в феврале месяце, в которой было написано, что ей и ее детям – старшему сыну Дмитрию, младшему сыну Василию и дочери Дарье дают поместье, определенное село, и там было указано, сколько лет сыну. Почему указано? Это очень важно. С определенного возраста любой дворянин должен был начинать служить, это было сословной обязанностью. В лет он, уже так называемый новик, идет на службу. Никаких совершенно не полагалось послаблений, если только полный инвалид, вот тогда – в монастырь. И вот там было написано: "Князь Дмитрий, десяти лет". У Ефросиньи Федоровны и Михаила Федоровича было трое детей – дочь Дарья и два сына – Дмитрий и Василий. Когда умер отец, Дарье было пятнадцать лет, а Дмитрию – девять. Интересен тот факт, что на помин своей души князь Михаил завещал Спасо- Евфимьеву монастырю одну из своих деревень и купчую на эту деревню, переданную монастырю после смерти князя, подписал лично его сын Дмитрий, хотя ему было всего лишь девять лет. Это говорит о том, что в семье Пожарских уделяли большое внимание образованию детей, в частности, обучению их с малых лет грамоте. В свои девять лет Дмитрий умел и читать и писать.

После смерти Михаила Федоровича семья Пожарских переезжает в Москву, где у их деда, Федора Ивановича Пожарского, был свой дом. А в 1593 году пятнадцатилетний Дмитрий поступает на государеву службу, хотя в разрядных книгах он упоминается лишь с 1598 года, в ранге "стряпчего с платьем". Это очень невысокая должность, но все же – придворный чин. Во время различных дворцовых церемоний, царю подавали разные элементы его облачения. Возглавлял их стряпчий с ключом, отвечавший за гардероб царя.

Когда пришло время, Мария Пожарская женила сына. Следует отметить, что на Руси браки заключали в раннем возрасте. «Всякому родителю, - поучала церковь, - подобает сына своего женить, когда будет возрасту ему пятнадцать лет, а дочери - двенадцать». Женой княжича Дмитрия стала девица Прасковья Варфоломеевна. Своему супругу она родила трёх сыновей и трёх дочерей.

В 1593 году Дмитрий Михайлович в числе других дворян подписывает соборное определение об избрании в цари Бориса Федоровича Годунова. Пожарский верно служит новому царю и в 1602 году получает чин стольника. Приближает царь и мать Д.М. Пожарского – Ефросинью Федоровну, которая становится сначала боярыней у дочери царя, Ксении, а затем, верховной боярыней у самой царицы, Марии Григорьевны Годуновой. После смерти царя Бориса Годунова в апреле 1605 года, к власти пришел Самозванец, Лжедмитрий I, ставленник польского короля Сигизмунда III. Борис Годунов. Миниатюра из рукописной книги XVII в.

Василий Иванович Шуйский С приходом к власти Лжедмитрия I, которому присягнула и Москва, и боярская Дума, Пожарский продолжает находиться при дворе. В мае 1606 года Самозванца убивают и царем выкликают князя Василия Ивановича Шуйского, которому присягнул и Д.М. Пожарский. Однако с появлением на Руси второго Самозванца – Лжедмитрия II, на русские земли вторгаются отряды литовцев и поляков, которые, начинают грабить и разорять русские города, села, деревни, церкви и монастыри. Царь Шуйский пытается организовать борьбу против нового Самозванца и непрошенных гостей, мобилизуя все имеющиеся у него средства. В числе других приближенных он отряжает на борьбу с литовцами и поляками и князя Д.М. Пожарского – сначала в качестве полкового воеводы в 1608 году, а затем назначает его воеводой в город Зарайск Рязанского уезда в феврале 1610 года.

За ревностную службу по защите Отечества от поляков Пожарский получил от царя В.И. Шуйского в 1610 году в вотчину несколько деревень с починками и пустошами. В жалованной грамоте было сказано, что он "многую службу и дородство показалъ, голодъ и во всемъ оскуденье и всякую осадную нужду терпелъ многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которую ни покусился, стоялъ в твердости разума своего крепко и непоколебимо безо всякия шатости". И, действительно, за всю свою жизнь Д.М. Пожарский ни разу не изменил своему долгу ни перед государями российскими, ни пред своим Отечеством. Он пользовался большим уважением не только у своих единомышленников, но и у своих противников. Ни разу в своей жизни Д.М. Пожарский не был уличен в какой- либо измене, подлоге, подлости, казнокрадстве, лицемерии, жестокости по отношению к кому-либо. Наоборот, он отличался мягким и добрым характером, вниманием к людским бедам, терпимостью к людям, великодушием. Он умел находить общий язык с людьми всех сословий, от холопа до боярина, что было очень удивительным для эпохи того времени.

В освободительном движении Д. Пожарский участвовал с первых дней, был одним из подлинных организаторов первого земского ополчения. В дни московского восстания весной 1611 г. был тяжело ранен в голову и ногу, едва избежал гибели. Истекающего кровью воеводу вывезли из Москвы в родительскую деревню Медведево, а оттуда - в Троице- Сергиев монастырь, под защиту его стен. Позже его переправили в село Мугреево, в 120 верстах от Нижнего Новгорода. Природа не наделила князя крепким здоровьем. Лечение продвигалось медленно. Ранение в голову привело к тому, что воевода заболел «черным недугом». Так называли в те времена эпилепсию. Трудно заживала рана на ноге – хромота осталась на всю жизнь. Вот почему Пожарский получил прозвище Хромой. Ранение князя Пожарского Чориков Б.А.

Воззвание Минина к народу Маковский К.Е. Однако Смута вносила свои перемены в жизнь. Настал день, когда нижегородский староста Кузьма Минин собрал на главной городской площади большую толпу народа и, « возовопив гласом великим », призвал присутствующих не жалеть « животов », чтобы помочь освобождению Москвы. Именно посадский староста Минин, а не нижегородские воеводы и дьяки выступил с почином организации войска. Вокруг Кузьмы объединились все, кто не поддался унынию и готов был на новые жертвы. Как и в древние времена, собрались нижегородцы на вече, на котором К. Минин произнес знаменитую речь: « Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших … И такая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет великое дело. Я знаю, только мы на это подвинемся, так и многие города к нам пристанут, и мы избавимся от иноплеменников ».

Воззвание Минина к нижегородцам. Песков М. Патриотический призыв Кузьмы Минина получил горячий отклик у нижегородцев. По его совету давали горожане « третью деньгу », то есть третью часть своего имущества, на ополчение. Пожертвования делались добровольно. Одна богатая вдова из имевшихся у нее 12 тысяч рублей пожертвовала 10 тысяч – сумму по тому времени огромную, поразив воображение нижегородцев. Сам Минин отдал на нужды ополчения не только «всю свою казну», но и серебряные и золотые оклады с икон и драгоценности своей жены, «то же и вы все сделайте», - заявил он посаду. Однако одних добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги» со всех нижегородцев: каждый из них должен был внести пятую часть своих доходов от промысловой и торговой деятельности. Собранные деньги должны были пойти на раздачу жалованья служилым людям.

Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского Савинский В.Е. Выборные земские власти понимали, что успех затеянного ими дела будет зависеть от выбора вождя, который пользовался бы авторитетом и популярностью в стране. Посадские люди искали « честного мужа, кому заобычно ратное дело », « кто б был в таком деле искусен », и, более того, « который бы в измене не явился ». В Смутное время кривыми путями шли многие воеводы, прямыми – считанные единицы. Минин решил положиться на свой опыт и искать подходящего кандидата среди окрестных дворян, лично ему известных. Именно он назвал имя князя Дмитрия Пожарского, и « мир » поддержал его выбор. Когда в мугреевскую усадьбу явились послы из Нижнего Новгорода, князь Дмитрий не дал им определенного ответа. Послы уехали ни с чем. Его беспокоило и собственное нездоровье, и слухи о том, что нижегородцы не оказывают должного повиновения своим воеводам.

А князь, бывший в свои 30 лет уже опытным военачальником, хотел с самого начала обладать всей властью большого воеводы, ибо в этом он видел один из залогов будущего успеха. К нему присылали из Нижнего Новгорода посольства не раз. Кузьме Минину пришлось лично отправиться в Мугреево, чтобы рассеять опасения Д. Пожарского. Для завершения переговоров в усадьбу прибыли печерский архимандрит Феодосий, дворянин Ждан Болтин и выборные посадские люди. Пожарский заявил им, что согласен встать во главе ополчения, но потребовал назначения в помощники себе посадского человека. Архимандрит отказал князю, заявив, что в городе нет подходящего человека. Тогда Пожарский назвал имя Кузьмы Минина. Таким образом, во главе второго земского ополчения стояли два человека, избранные народом и облеченные доверием, - Минин и Пожарский. Князь Пожарский взял на себя лишь военное дело – вербовку и обучение ополченцев. А Кузьма Минин стал заведовать ополченской казной.

Минин и Пожарский сознавали, что решить стоящую перед ними столь большую задачу они могут, лишь опираясь на «всенародное множество». К Нижнему Новгороду примкнули Вологда, Ярославль и другие города. Дело, начатое нижегородцами, нашло отклик во всем русском народе. Прозорливым оказалось предсказание К. Минина, недаром в то время родилась народная поговорка «Новгород Нижний – сосед Москве ближней». Гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский год Ф.А. Москвитин

В результате неутомимой работы Минина и Пожарского уже к началу февраля 1612 года нижегородское земское ополчение представляло собой внушительную силу и достигало 5 тысяч человек. Несмотря на то, что работа по военному устройству народного войска полностью еще не была завершена, вожди ополчения решили начать поход. Первоначально был избран самый кратчайший путь – от Нижнего Новгорода через Гороховец, Суздаль на Москву. Но в дальнейшем, в связи с авантюрными планами атамана Ивана Заруцкого помешать нижегородцам - захватить Ярославль, было принято решение разгромить казаков Заруцкого и идти на Москву. Уже из Ярославля во все города рассылались грамоты, которые призывали вступать в земское ополчение и присылать оружие, « наряд » (артиллерию) и порох для « огненного боя ». В Ярославле было организовано производство копий, бурдышей, рогатин и доспехов. С ополченцами воеводы и сотники проводили регулярные занятия по военному делу. Ратников обучали владеть в бою и огнестрельным (пищалями и пушками), и холодным оружием. Дмитрий Пожарский создал стройную военную организацию. Пешие ратники объединились в полки, а конные в сотников.

В июле 1612 года выступил первый отряд ополченцев. Он пришел в Москву 24 июля, а через девять дней пришел второй отряд. На Яузе, возле Медведкова, была последняя стоянка ополчения перед вступлением в Москву. Деревня к тому времени была разрушена и сожжена поляками. Перед предстоящим сражением за освобождение Москвы Пожарский в своих молитвах просил помощи и защиты у Богородицы - покровительницы России и Москвы. Наверное, тогда он дал обет построить во имя Ее храм в родовой вотчине, и этим обетным храмом стал построенный в разоренной и обезлюдевшей деревне Медведково деревянный храм Покрова Богородицы.

Однако в Кремле и Китай-городе оставались поляки. Еще два месяца продолжалось бессмысленное сопротивление интервентов, отвергнувших предложение Пожарского о сдаче, сделанное 15 сентября. Насколько спесивые польские военачальники не понимали сути сложившейся ситуации, видно из дерзкого ответа Пожарскому с советом распустить народную рать по домам: «Пусть мужик вернется к сохе, поп – к церкви, купец – на свой торг». К утру 22 августа войско Ходкевича перешло Москву-реку у Новодевичьего монастыря и нанесло удар по русскому ополчению. Разгорелось ожесточенное сражение, исход которого определился только 24 августа. Ожесточенные бои в первой половине дня завершились поражением войск Ходкевича. Ходкевич, бросив артиллерию, знамена, огромный обоз, предназначенный для интервентов, с остатками своих войск « с бесчестье и страхом » отошел к Вязьме. Эта победа предрешила судьбу польского гарнизона в Москве, положение которого из-за блокады стало безнадежным.

Одновременно с осадой Кремля Дмитрий Пожарский принял меры для защиты тыла русского войска, так как стало известно, что польский король Сигизмунд III собирает крупные силы для нового похода на Москву. Осажденные перестали получать продовольствие, в стане врага начался голод. Поляки, чтобы уменьшить количество едоков, выпустили из Кремля бояр, сидевших с ними в осаде с женами и детьми, предварительно ограбив их. 22 октября 1612 года, когда начались переговоры о сдаче Китай-города, на штурм его устремились казаки, не желавшие никаких уступок полякам. На рассвете 25 октября 1612 года остатки польского войска «с великим срамом» бежали через Воробьевы горы к Можайску и далее через Вязьму в пределы Речи Посполитой. Вскоре ополчение торжественно вступило в опустошенный и оскверненный интервентами Кремль. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля Лисснер Э.

Освобождение Москвы от интервентов имело большое значение. Оно создало условия для восстановления государственной власти в России и освобождения всей русской земли от захватчиков. В тяжелой, кровопролитной борьбе с польскими и шведскими захватчиками русский народ, от высокородных бояр до простых крестьян, отстоял свою национальную независимость. Минин и Пожарский Художник М. И. Скотти, 1850 год

Следует отметить, что и все царствующие при жизни Д.М. Пожарского государи российские отмечали ревностную службу князя своему Отечеству, приближая и награждая его. Особенно чтил его молодой российский царь М.Ф. Романов, поручая Д.М. Пожарскому особо важные дела. В 1619 г. он встречал из плена патриарха Филарета – фактического правителя при молодом царе. В 1619 году царь писал в своей жалованной грамоте: "… а онъ, бояринъ нашъ, Князь Дмитрий Михайловичъ, помня Бога и пресвятую Богородицу и православную Крестьянскую веру и наше крестное целованье, съ нами Великимъ Государемъ Царемъ и Великимъ Княземъ Михаиломъ Феодоровичемъ всея Русии на Москве в осаде сиделъ, и за православную Крестьянскую веру и за святыя Божии церкви и за насъ Великаго Государя противъ Королевича Владислава и Польскихъ и Литовскихъ и Немецкихъ людей стояль крепко и мужественно, и на боехъ, и на приступехъ бился, не щадя головы своей, и ни на какия Королевичевы прелести не прельстился, и многую свою службу и правду къ намъ и ко всему Московскому Государству показалъ, и будучи в осаде, во всемъ оскудение и нужду терпелъ".

Князь Дмитрий Пожарский продолжал нести государственную службу. В 1624 – 1628 гг. Д. Пожарский заведовал Разбойным приказом – по стране еще бродили бывшие пособники интервентов. В 1630 – 1632 гг. Д.М. Пожарский возглавлял Поместный приказ – один из важнейших в государственном аппарате. Что же касается семьи. Жена князя, Прасковья Варфоломеевна умерла в 1635 году, и вскоре князь женился на дочери стольника Андрея Ивановича Голицына княжне Феодоре, которая пережила его на девять лет и умерла бездетной. В гг. Дмитрий Михайлович начальствовал Судным приказом, где разбирал дела по справедливости, защищая обиженных и наказывая виновных. Во время царских отъездов он отвечал за порядок в столице. В 1631 г. под его руководством был построен Казанский собор на Красной площади Москвы, перенесена туда народная святыня – икона Казанской Божьей Матери, которой предписывали помощь в освобождении от столицы поляков.

Главным же делом жизни Дмитрия Пожарского, по прежнему, оставалось служение Отечеству. Последние военные назначения Дмитрий Михайлович получил в годах, когда возникла угроза большой войны с Крымом и Османской империей. Донские казаки при помощи запорожцев в 1637 году овладели Азовом – сильной турецкой крепостью в устье Дона. Крымский хан немедленно направил в набег на Русь свою орду. Царь принял решение укрепить Москву. Князь Дмитрий руководил работами от Яузы до берега Москвы-реки. Многое из того, что было сделано Д.М. Пожарским в период формирования народного ополчения, было использовано в ходе проводимых реформ второй половины XVII века в жизни русского народа, но уже без князя. 20 апреля 1642 г. Дмитрий Михайлович Пожарски й скончался.

Благодарные жители России всегда чтили память своих героев. Самый известный памятник великим русским патриотам Минину и Пожарскому воздвигнут в Москве и открыт 20 февраля 1818 г. на Красной площади. Это был первый в Москве монументальный памятник. Примечательно и то, что этот памятник сооружен на собранные народом средства. Бронзовый монумент изображает Кузьму Минина, который поддерживает израненного Дмитрия Пожарского и призывно указывает ему на Московский Кремль. На великолепном пьедестале памятника высечена надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818». Этот памятник как бы увековечивает память тысяч безвестных героев, погибших в борьбе с иноземными захватчиками в Смутное время.

Книги о Д.М. Пожарском в фонде нашей библиотеки: 1. КАРТАЛОВ, В.В. Полководцы 17 в. – М.: Патриот, – 496 с. О знаменитых полководцах 17 в., в том числе – Д. Пожарском. 2. КЛЮЧЕВСКИЙ, В.О. Русская история: Полный курс лекций. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, Образование, – 831 с.: ил. Труды русского историка, где описано второе ополчение. 3. КОСТОМАРОВ, Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главных героев. – М.: Книга, ЛУБЧЕНКОВ, Ю.Н. Русские полководцы. – М.: Белый город, – С. 14. Биография Д.М. Пожарского. 5. ПЛАТОНОВ, С.Ф. Лекции по русской истории. – СПб, – 838 с. События российской истории с древнейших времён до Александра ПОЖАРСКИЙ Дмитрий Михайлович ( ) // Самые знаменитые люди России. – М.: Вече, – С РЫЖОВ, К. Сто великих россиян. – М.: Вече, – 656 с. – (100 великих). Жизнеописания наших великих соотечественников. 8. СКРЫННИКОВ, Р.Г. Минин и Пожарский: Хроника Смутного времени. – М.: Мол. гвардия, – 352 с. – (Жизнь замечательных людей). 9. СМИРНОВ, С.К. Биография князя Д.М. Пожарского. – М., – 80 с. 10. СОЛОВЬЁВ, В.М. История России для детей и взрослых. – М.: Белый город, – С Создание второго ополчения и освобождение Москвы от интервентов Мининым и Пожарским.