«Краденый плод самый сладкий». Через несколько лет после его рождения его отец, священнослужитель, получил приход в уездном городке Лубны. Здесь Лазурский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила: студентка 221 группы Изъюрова Кристина.
Advertisements

Выполнила студентка группы СДО -14 Бушаева Елена.
Развитие психологических взглядов Бехтерева. Владимир Михайлович Бехтерев (20 января декабря 1927) Выдающийся русский медик- психиатр, невропатолог.
Взаимосвязь обучения и развития как предмет психологической науки. Выполнила: студентка второго курса факультета психологии группы Мурзина Эвелина.
Воспитание как педагогический процесс.
Отрасли научной психологии : 1.Фундаментальная психология 2.Прикладная психология.
Леонтьев Алексей Николаевич 5 февраля 1903 г. – 21 января 1979 г.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Научное общество учеников (НОУ) – добровольное творческое объединение учащихся школы, способных.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города москвы «медицинский колледж 4 департамента здравоохранения.
Павел Петрович Блонский. Дата рождения :14 (26) мая 14 (26) мая 1884( )1884 Место рождения : Киев Дата смерти :15 февраля 15 февраля 1941( )
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Внедрение эффективного инновационного опыта в практику как управляемый процесс План: 1. Основные формы распространения эффективного инновационного опыта:
«Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме» Выполнил: И.М. Пожарская, студент 2-го курса очной формы обучения экономического.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Презентацию подготовил студент 5 курса Группы ПДД-13 Мосин Виктор.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Круглый стол. Существует только один бог-знание и только один дьявол-невежество. Сократ.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Транксрипт:

«Краденый плод самый сладкий»

Через несколько лет после его рождения его отец, священнослужитель, получил приход в уездном городке Лубны. Здесь Лазурский поступил в мужскую гимназию, с отличием ее окончил, а в 1891 году уехал отсюда в Петербург, где поступил в Военно - медицинскую академию. Он окончил Лубянскую гимназию с золотой медалью и поступил в Военно - медицинскую академию.

. Под руководством Владимира Михайловича Бехтерева А.Ф. Лазурский изучал психические и нервные болезни, получил отличную нейро-анатомическую и нейрофизиологическую подготовку, провел целый ряд самостоятельных исследований. С 1895 г.

С 1895 г. Лазурский работал в психиатрической лаборатории, где изучал проблемы экспериментальной психологии и клинической психофизиологии. Параллельно он изучал теории характера и темперамента, а также провел анализ попыток их классификации. В итоге он пришел к выводу о недостаточной разработанности этого раздела психологии человека.

В ноябре 1896 года на собрании врачей Санкт - Петербургской клиники душевных и нервных болезней студенты Лазурский и Акопенко представили на обсуждение результаты выполненного ими психофизиологического исследования « О влиянии мышечных движений ( ходьба ) на скорость психических процессов ». В работе рассматривалась динамика протекания психических процессов ( простой реакции, процессов различения, выбора, счета чисел и подбора рифм ) до мышечной нагрузки и после нее. Авторы пришли к выводу, что мышечные движения « ускоряющим образом » влияют на психические процессы, хотя указанный эффект проявляется применительно к конкретным исследуемым явлениям по - разному. Обращает на себя внимание высказанная уже в этой ранней работе мысль, что при анализе соотношения психических и физиологических процессов необходимо « считаться с индивидуальностью ».

С самого начала творческой деятельности Лазурский активно участвовал в жизни научного сообщества. В журнале « Обозрение психиатрии » неоднократно публиковались его отчеты о научных дискуссиях той поры, в которых он сам принимал участие. Своеобразным признанием молодого ученого явилось его избрание в 1899 году действительным членом Петербургского общества психиатров и невропатологов.

После окончания академии с отличием в 1897 году Лазурский был оставлен в клинике для продолжения исследований и « научного усовершенствования ». Научную деятельность он совмещал с лечебной практикой, работая в доме призрения душевнобольных, а также в школе для детей с нервно - психическими отклонениями. Уже в ранних работах Лазурского закладывались основы объективного, естественно - научного подхода к пониманию человека и исследованию его психики. Ученый был глубоко убежден, что прогресс в развитии психологического знания обусловлен его связью с естественно - научной методологией. Следуя традиции клинической школы Бехтерева, Лазурский большое значение придавал также изучению психопатологии, рассматривая последнюю в качестве важного условия углубления познания механизмов функционирования психики в норме.

Первые психологические работы Лазурского появились в 90-е годы ХIХ века. Молодой ученый учитывал сложившиеся в данной области традиции, но они становились предметом серьезного критического осмысления. Главным критерием истинности вывода, основным способом получения научной фактологии Лазурский однозначно признавал опыт. Опытная стратегия исследования психической активности в работах самого ученого, его учеников и сотрудников Психологической лаборатории оставалась неизменно доминирующей. И поэтому естественным являлось обращение Лазурского к эксперименту в поисках наиболее точного объективного изучения психической реальности. В своих экспериментальных исследованиях он отдавал дань традиционным для того времени проблемам психологии изучению объема сознания (памяти), процесса образования ассоциаций.

Ученый встал на путь, который до него еще никем в отечественной науке не был пройден. Наряду с традиционными для той поры научными проблемами, его чрезвычайно привлекла задача изучения не отдельных психических процессов, а целостной личности. Именно к этому вопросу ученый обратился в первом, опубликованном им в 1897 году психологическом труде « Современное состояние индивидуальной психологии ».

Вероятно, подготовка этой статьи, содержащей обзор ключевых мировых и отечественных исследований по изучению характера и темперамента, определила сферу будущих научных интересов Лазурского. Ею стала психология индивидуальности. Цель ее он видел в рассмотрении того, « как видоизменяются душевные свойства у различных людей и какие типы создают они в своих сочетаниях ». Уже в этой работе четко обозначена перспектива научных исследований Лазурского, которая приведет его к созданию нового самостоятельного направления психологической науки « научной характерологии ». Именно она и стала фундаментальным вкладом Лазурского в сокровищницу отечественной психологической науки.

При этом важно отметить, что « индивидуальная психология » полностью отождествлялась им с характерологией, то есть русский ученый выдвинул на передний план решение типологических задач путем выявления наиболее обобщенных типов характеров. Тем самым он противопоставлял свой подход взглядам В. Штерна, который ограничивал задачи дифференциальной психологии анализом индивидуально - психологических различий

В 1906 году тиражом 1000 экземпляров вышел в свет первый крупный труд Лазурского « Очерк науки о характерах ». Как отмечает автор, « две мысли положены в основу этой книги : во - первых, возможность сознательного, научного изучения человеческих характеров ; во - вторых необходимость пользоваться для этой цели понятием наклонности или душевного качества ». Основой книги послужил авторский курс лекций по характерологии, прочитанный в Петербурге на педологических курсах при экспериментально - педагогической лаборатории А. П. Нечаева. Лазурский с гордостью писал брату : « Смело могу сказать, что это первый и единственный на сегодня на земном шаре систематический курс характерологии, основанной на современных данных ». Именно с этого сочинения начинается известность Лазурского как специалиста по индивидуальной психологии.

Большое внимание ученый уделял поиску и исследованию интегральных личностных образований, которые в наибольшей степени отражали бы специфику индивидуальности человека. В этом контексте особый интерес представляет учение Лазурского о способностях, поскольку понятия « наклонность », « склонность », « способность », « душевное качество » занимают центральное место в его концепции личности. В феврале 1913 года на заседании Петербургского философского общества он сделал доклад, изложив свою « новую классификацию личностей ». До последних дней жизни именно эта проблема оставалась центральной в его творчестве.

В декабре 1910 года на I съезде экспериментальной педагогики он выступил с докладом о « естественном эксперименте », в котором изложил суть нового метода. Эта суть состоит в том, что любой вид реальной деятельности рассматривается с точки зрения того, какая группа личностных характеристик выступает в нем ярче всего.

Особую ценность этого метода Лазурский видел в его применении в школьной практике для составления целостной характеристики школьника, так как он давал возможность педагогу « глубже заглянуть в психическую жизнь своих питомцев с помощью тех средств, которые всегда находятся в руках ». Таким образом, можно сказать, что Лазурский одним из первых в отечественной психологии осуществил конкретно - эмпирическое исследование психики ребенка в условиях деятельности, заложив тем самым первые кирпичики в будущую психологическую теорию деятельности. С. Л. Рубинштейн подчеркивал высокую ценность и значимость предложенного Лазурским метода естественного эксперимента.

Занимаясь разработкой острейших для своего времени вопросов психологии, Лазурский постоянно сталкивался с негативным отношением к себе со стороны как метафизических психологов, так и некоторых психиатров, которые находили его психологические исследования надуманно - умозрительными. Вследствие назревшего конфликта в 1913 году он увольняется из Военно - медицинской академии и устраивается штатным клиническим ассистентом по психиатрии в Женский медицинский институт.

Безвременная кончина Лазурского в марте 1917 года не позволила завершить большие творческие планы. В частности, осталась незаконченной книга « Классификация личностей », над которой он работал в последние годы. Подготовить эту разработку к изданию по инициативе товарищей и учеников было предложено ближайшему его сотруднику В. Н. Мясищеву. Книга была опубликована в 1921 году.

По мнению близко знавших его людей, Лазурский, « всю свою жизнь отдавший изучению личности человека, сам был гармоничной, светлой, моральной личностью. Необыкновенно скромный и миролюбивый, он не имел врагов ; чуждый рисовки и стремления к популярности, он завоевал широкую известность. Мягкий, чуткий и деликатный, щепетильно честный и добрый, он привлекал к себе сердца окружающих, и смерть его в расцвете сил и таланта кажется такой несправедливой !»