Реализация системы воспитания культурно- нравственной ориентации Реализация системы воспитания культурно- нравственной ориентации Практика воспитательной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры.
Advertisements

Цель программы: - создать условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Педагогический Совет « Духовно - нравственное воспитание и развитие учащихся в современной школе »
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Д УХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Составитель Крестова З.В.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
« Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего»
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Духовно – нравственное воспитание обучающихся в современной школе.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Выступление учителя начальных классов Малолетовой О.А. МОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа 1» Реализация программы духовно – нравственного.
Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в рамках внеурочной деятельности Орлова И.В., кафедра управления ЛИРО кафедра.
Духовно- нравственное воспитание Тимощук А. Н.. Духовность –свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов.
Учитель начальных классов МБОУ «Чебаковская ООШ» Кудряшова Валентина Ильинична.
Муниципальное нетиповое общеобразовательное учреждение «Г ИМНАЗИЯ 1 ГОРОДА Б ЕЛОВО »
Возрождение патриотизма как важнейшей духовно- нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского.
Транксрипт:

Реализация системы воспитания культурно- нравственной ориентации Реализация системы воспитания культурно- нравственной ориентации Практика воспитательной работы в гимназии.

Основными структурными компонентами воспитательной системы культурно- нравственной ориентации являются: Особый уклад жизни образовательного учреждения Особый уклад жизни образовательного учреждения Система дополнительного образования Система дополнительного образования Годовой круг школьных событий и праздников Годовой круг школьных событий и праздников Система фестивалей, выставок,концертов Система фестивалей, выставок,концертов Экскурсии и посещения культурных учреждений Санкт- Петербурга Экскурсии и посещения культурных учреждений Санкт- Петербурга Оформление образовательного учреждения Оформление образовательного учреждения Наличие ритуалов, атрибутов, символов, формы одежды Наличие ритуалов, атрибутов, символов, формы одежды Взаимодействие с выпускниками школы Взаимодействие с выпускниками школы Создание специализированных гуманитарных классов Создание специализированных гуманитарных классов Взаимодействие с родителями в деле культурного просвещения учащихся Взаимодействие с родителями в деле культурного просвещения учащихся Достижение высокой гуманитарной и педагогической культуры учителей гимназии Достижение высокой гуманитарной и педагогической культуры учителей гимназии

Особый уклад жизни гимназии Особый уклад жизни гимназии включает собственный свод правил поведения, ритуалов, традиций, событий: кодекс гимназиста, гимн гимназии 114, коллективное творческое дело,День рождения гимназии и многие другие Особый уклад жизни гимназии включает собственный свод правил поведения, ритуалов, традиций, событий: кодекс гимназиста, гимн гимназии 114, коллективное творческое дело,День рождения гимназии и многие другие

Система дополнительного образования Направления дополнительного образования: Направления дополнительного образования: Музыкальное Музыкальное Театральное Театральное Художественное Художественное Прикладное Прикладное Краеведческое Краеведческое

Годовой круг школьных праздников и событий Традиционные праздники гимназии: День игрушки День игрушки Золотая осень Золотая осень День матери День матери День занимательных наук День занимательных наук День выпускника День выпускника День гимназиста День гимназиста День стажёра День стажёра День рождения гимназии День рождения гимназии

Общешкольные праздники гимназии День Учителя День Учителя Новый год Новый год День защитника Отечества День защитника Отечества День снятия блокады День снятия блокады День культуры День культуры День семьи День семьи День города День города

Выставки,концерты,конкурсы Звёзды гимназии Звёзды гимназии Конкурс плакатов Конкурс плакатов Выставка рисунков Выставка рисунков Прощание с начальной школой Прощание с начальной школой Выставка изделий из природных материалов Выставка изделий из природных материалов 8 марта 8 марта

Экскурсии,поездки,посещение культурных учреждений Абонементы в музеи(Русский музей,музей этнографии, музей гигиены) Абонементы в музеи(Русский музей,музей этнографии, музей гигиены) Театр,концертные залы Театр,концертные залы Лекторий Лекторий Поездки в другие города Поездки в другие города Экскурсионные программы Экскурсионные программы

Патриотическое воспитание «Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть нечто священное» (И.Ильин) Основные задачи патриотического воспитания: Уважительное отношение к согражданам Уважительное отношение к согражданам Воспитание гражданина и любви к малой родине Воспитание гражданина и любви к малой родине Воспитание уважения и любви к родному языку, культуре и истории Воспитание уважения и любви к родному языку, культуре и истории Воспитание уважения к святыням своего народа Воспитание уважения к святыням своего народа Формирование национального самосознания Формирование национального самосознания Воспитание уважительного отношения ко всем народам Воспитание уважительного отношения ко всем народам «Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть нечто священное» (И.Ильин)

Традиционные формы патриотического воспитания в гимназии Линейки, посвященные памятным датам Линейки, посвященные памятным датам Возложение цветов к мемориальной доске в Зале боевой славы гимназии Возложение цветов к мемориальной доске в Зале боевой славы гимназии Концерт хора ветеранов и блокадников Концерт хора ветеранов и блокадников Конкурс плакатов и рисунков Конкурс плакатов и рисунков Уход за могилами солдат Уход за могилами солдат Уроки мужества, встречи с ветеранами Уроки мужества, встречи с ветеранами Воспитательные часы и общие собрания старшеклассников Воспитательные часы и общие собрания старшеклассников Сбор материала для музея и выставок Сбор материала для музея и выставок Создание и развитие музея гимназии Создание и развитие музея гимназии

Образование без воспитания «Образование без воспитания есть дело опасное, оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка». «Образование без воспитания есть дело опасное, оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка».

Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего». ( Д.И.Менделеев) самый опасный результат образования – это прекрасно информированные люди, не отягощенные совестью самый опасный результат образования – это прекрасно информированные люди, не отягощенные совестью

Общечеловеческие нравственные ценности Совершенство Совершенство Альтруизм Альтруизм Целостность Целостность Красота Красота Доброта Доброта Любовь к ближнему (взаимопомощь, милосердие) Любовь к ближнему (взаимопомощь, милосердие) Сострадание к слабому, больному, бедному Сострадание к слабому, больному, бедному Осмысленность жизни Осмысленность жизни Социальный интерес (служение людям, обществу) Социальный интерес (служение людям, обществу) Альтруизм (жертвенная любовь к ближнему) Альтруизм (жертвенная любовь к ближнему) Служение высшим ценностям бытия (истина, добро, красота) Служение высшим ценностям бытия (истина, добро, красота) Устойчивое различение добра и зла Устойчивое различение добра и зла

Образование без воспитания «Образование без воспитания есть дело опасное, оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка». «Образование без воспитания есть дело опасное, оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка».

Ложные ценности,(стереотипы массового сознания), внедряемые через рекламу, телевидение Страсть к наживе Страсть к наживе Насилие как способ достижения цели и разрешения конфликтов Насилие как способ достижения цели и разрешения конфликтов Распущенность, свобода сексуального поведения Распущенность, свобода сексуального поведения Индивидуализм Индивидуализм Эгоизм Эгоизм Самоутверждение, гордыня Самоутверждение, гордыня Асоциальность, антисоциальность, криминализация сознания Асоциальность, антисоциальность, криминализация сознания Бездуховность (отсутствие стремления к познанию высших ценностей человеческого бытия) Бездуховность (отсутствие стремления к познанию высших ценностей человеческого бытия) Гедонизм (стремление к удовольствиям) Гедонизм (стремление к удовольствиям) Вседозволенность (разрушение табу) Вседозволенность (разрушение табу)

Ф.М.Достоевский «Обстоятельствами всей почти русской истории народ наш до того был предан разврату и до того развращаем, соблазняем и постоянно мучим, что еще удивительно, как он дожил, сохранив человеческий образ, а не то что сохранив красоту его. Но он сохранил и красоту своего образа.» «Обстоятельствами всей почти русской истории народ наш до того был предан разврату и до того развращаем, соблазняем и постоянно мучим, что еще удивительно, как он дожил, сохранив человеческий образ, а не то что сохранив красоту его. Но он сохранил и красоту своего образа.» Дневник писателя, 1876 год Дневник писателя, 1876 год

Авва Дорофей «Когда Бог сотворил человека, Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое, - сие называется совестью, а она есть - нравственный закон» «Когда Бог сотворил человека, Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое, - сие называется совестью, а она есть - нравственный закон» Совесть – глас Божий в душе человека, который сам, быть может, и не верит в Бога Совесть – глас Божий в душе человека, который сам, быть может, и не верит в Бога

Чем отличается христианская жизнь по Евангелию от нравственности неверующего человека ?

Совесть указывает нам на нравственно совершенное «Совесть есть один из чудеснейших даров Божиих, полученных нами от Него. Это как бы сама Божья сила, раскрывающаяся в нас в качестве нашей глубочайшей сущности. То, на что указывает нам совесть… есть нравственно- совершенное; не «самое приятное». «не самое полезное», «не самое целесообразное», но нравственно лучшее, совершенное…»согласно тому, как указано в Евангелии: «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный (Мтф. 5, 48) (И.А.Ильин – русский философ) «Совесть есть один из чудеснейших даров Божиих, полученных нами от Него. Это как бы сама Божья сила, раскрывающаяся в нас в качестве нашей глубочайшей сущности. То, на что указывает нам совесть… есть нравственно- совершенное; не «самое приятное». «не самое полезное», «не самое целесообразное», но нравственно лучшее, совершенное…»согласно тому, как указано в Евангелии: «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный (Мтф. 5, 48) (И.А.Ильин – русский философ)

Нравственный закон написан в сердце человека «Скорбь, теснота всякой душе человека, делающего злое…» «Скорбь, теснота всякой душе человека, делающего злое…» «Напротив слава и честь и мир всякому, делающему доброе…» «Напротив слава и честь и мир всякому, делающему доброе…» «Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают… Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» «Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают… Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Послание к Римлянам Апостола Павла(Рим 2: 10-15) ( Послание к Римлянам Апостола Павла(Рим 2: 10-15)

Нравственный закон является свойством природы человека Чувство любви и сострадания, отвращение ко лжи и насилию, простое желание помочь людям - все это присутствует в каждом человеке Чувство любви и сострадания, отвращение ко лжи и насилию, простое желание помочь людям - все это присутствует в каждом человеке

Владимир Даль «Христианская вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: вторая требует только строго исполнения законов, первая же ставит судьею совесть и Бога» «Христианская вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: вторая требует только строго исполнения законов, первая же ставит судьею совесть и Бога»

Воспитание должно способствовать, чтобы духовное око ребенка открылось на все значительное и священное в жизни Все воспитание ребенка или, во всяком случае его основная задача состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце,столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое значительное явление Бежественного в мире и в людях (И.А.Ильин о воспитании) Все воспитание ребенка или, во всяком случае его основная задача состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце,столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое значительное явление Бежественного в мире и в людях (И.А.Ильин о воспитании)

«Патриотическая любовь – это духовная любовь, или любовь к национальному духу.» «То, что любит настоящий патриот, есть не просто самый народ его, но именно народ, ведущий духовную жизнь, ибо народ духовно разложившийся, павший и наслаждающийся нечистью, не есть сама родина». «То, что любит настоящий патриот, есть не просто самый народ его, но именно народ, ведущий духовную жизнь, ибо народ духовно разложившийся, павший и наслаждающийся нечистью, не есть сама родина». ( И.А.Ильин о патриотизме) ( И.А.Ильин о патриотизме)

Патриотизм может жить лишь в той душе, для которой есть нечто священное «Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть нечто священное, которая живым опытом… испытала объективное и безусловное достоинство этого священного – и узнала в святынях своего народа.» «Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть нечто священное, которая живым опытом… испытала объективное и безусловное достоинство этого священного – и узнала в святынях своего народа.» (И.Ильин) (И.Ильин)

Патриотизм, как состояние радостной любви и вдохновенного творчества, есть состояние духовное Патриотизм, как состояние радостной любви и вдохновенного творчества, есть состояние духовное «Душа религиозно-пустынная и государственно-безразличная, бесплодная в познании, мертвая в творчестве добра, бессильная в созерцании красоты, с совершенно неодухотворенным инстинктом, душа так сказать, «духовного идиота» - не имеет духовного опыта; такая душа не найдет родины» «Душа религиозно-пустынная и государственно-безразличная, бесплодная в познании, мертвая в творчестве добра, бессильная в созерцании красоты, с совершенно неодухотворенным инстинктом, душа так сказать, «духовного идиота» - не имеет духовного опыта; такая душа не найдет родины» (И.Ильин) (И.Ильин)

Нравственное ядро личности – основа патриотизма Становление гражданского и патриотического сознания учащихся неразрывно связано с нравственным ядром личности, ее ценностными ориентациями, ее личной духовностью. Нравственно здоровый индивид несет в себе любовь и уважение к своему Отечеству, даже если оно находится в кризисном состоянии. Становление гражданского и патриотического сознания учащихся неразрывно связано с нравственным ядром личности, ее ценностными ориентациями, ее личной духовностью. Нравственно здоровый индивид несет в себе любовь и уважение к своему Отечеству, даже если оно находится в кризисном состоянии.

Нужно научить искать во всем высший смысл Важно, по учению И. Ильина – чтобы душа ребенка сквозь всю неиссякаемую пошлость повседневной жизни научилась и привыкла искать и находить во всем некий высший смысл. Важно, по учению И. Ильина – чтобы душа ребенка сквозь всю неиссякаемую пошлость повседневной жизни научилась и привыкла искать и находить во всем некий высший смысл. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренно уважать самого себя и утверждать свое духовное достоинство и свою свободу – духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма» Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренно уважать самого себя и утверждать свое духовное достоинство и свою свободу – духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма»

самый опасный результат образования – это прекрасно информированные люди, не отягощенные совестью, а Д.И.Менделеев выражал свою мысль еще более афористично:» знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего». самый опасный результат образования – это прекрасно информированные люди, не отягощенные совестью, а Д.И.Менделеев выражал свою мысль еще более афористично:» знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего».

Ценностные ориентации современной молодежи Ценностные ориентации современных студентов характеризуют т.н. «быто- человека», который ориентируется только на житейский уровень личных, узкоэгоистичных ценностей (здоровье, хорошие друзья, карьера, благополучие, любовь и т.п.). Ценностные ориентации современных студентов характеризуют т.н. «быто- человека», который ориентируется только на житейский уровень личных, узкоэгоистичных ценностей (здоровье, хорошие друзья, карьера, благополучие, любовь и т.п.). Значимость духовно-нравственных и гражданских ценностей сведена до минимума Значимость духовно-нравственных и гражданских ценностей сведена до минимума

Роль мировоззрения в структуре личности Типы мировоззрения: Типы мировоззрения: витальный витальный социальный социальный экзистенциальный экзистенциальный Опыт самопознания связан с постижением личностью своей целостности – «телесно-душевно- духовного Я». Опыт самопознания связан с постижением личностью своей целостности – «телесно-душевно- духовного Я».

В сознание молодежи внедряются ценности массовой американской культуры Социологи и педагоги делают мрачный вывод: «Молодежь, подростки в значительной мере выведены за рамки исторических и национальных ценностей, они оказались податливы американской массовой культуре … на них преднамеренно обрушили шквал «порнухи» и «чернухи»; они в основном своем безыдейны, а значит равнодушны и даже враждебны к традициям русского патриотизма». В связи с этим появился термин «новые нерусские». Социологи и педагоги делают мрачный вывод: «Молодежь, подростки в значительной мере выведены за рамки исторических и национальных ценностей, они оказались податливы американской массовой культуре … на них преднамеренно обрушили шквал «порнухи» и «чернухи»; они в основном своем безыдейны, а значит равнодушны и даже враждебны к традициям русского патриотизма». В связи с этим появился термин «новые нерусские».

Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы культурно- нравственной ориентации

. «То, о чем заботится современное воспитание конечно, нужно и важно, но оно или не затрагивает основной тайны в человеке, проходит мимо самого существенного в жизни, или слишком слабо и незначительно, чтобы оказаться способным обеспечить детям благо. Физическое здоровье, культура ума и чувств, сильный характер, здоровые социальные навыки не спасают от возможности глубоких, часто трагических конфликтов в душе человека, не охраняют его в страшные часы одинокого раздумья. Тема о человеке оказывается шире и глубже, сложнее и запутаннее, чем ее знает современное воспитание» ( выделено автором). «То, о чем заботится современное воспитание конечно, нужно и важно, но оно или не затрагивает основной тайны в человеке, проходит мимо самого существенного в жизни, или слишком слабо и незначительно, чтобы оказаться способным обеспечить детям благо. Физическое здоровье, культура ума и чувств, сильный характер, здоровые социальные навыки не спасают от возможности глубоких, часто трагических конфликтов в душе человека, не охраняют его в страшные часы одинокого раздумья. Тема о человеке оказывается шире и глубже, сложнее и запутаннее, чем ее знает современное воспитание» ( выделено автором).

Нравственное влияние христианства Христианская идея выведена из глубокого понимания души человеческой и ее законов. Такого глубокого понимания души и ее коренных свойств мы не встречаем нигде больше: ни в философско- религиозных системах Востока, ни в философских системах классического дохристианского Запада… Христианство дает жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию… Христианство как своим высоким внутренним содержанием, так и своими формами оказывает нрвственное влияние на душу человека… Христианство имеет сильное влияние на возвышение уровня народной нравственности». Христианская идея выведена из глубокого понимания души человеческой и ее законов. Такого глубокого понимания души и ее коренных свойств мы не встречаем нигде больше: ни в философско- религиозных системах Востока, ни в философских системах классического дохристианского Запада… Христианство дает жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию… Христианство как своим высоким внутренним содержанием, так и своими формами оказывает нрвственное влияние на душу человека… Христианство имеет сильное влияние на возвышение уровня народной нравственности».

Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы культурно- нравственной ориентации Воспитательная миссия гимназии состоит в том, чтобы способствовать возрождению духовно-нравственных ценностей и воспитании интеллигенции как носителей культурных традиций России и Санкт-Петербурга. Воспитательная миссия гимназии состоит в том, чтобы способствовать возрождению духовно-нравственных ценностей и воспитании интеллигенции как носителей культурных традиций России и Санкт-Петербурга.

Воспитательные системы культурно-нравственной ориентации строятся в соответствии с концепцией Е.Н.Барышникова на основе комплекса приоритетных ценностей, таких как вера, добро, красота, искусство, традиции /. В данной концепции и воспитательной системе культурно-нравственной ориентации воспитание трактуется как процесс проживания и присвоения ценностей культуры в специально созданной социально-культурной среде. Воспитательные системы культурно-нравственной ориентации строятся в соответствии с концепцией Е.Н.Барышникова на основе комплекса приоритетных ценностей, таких как вера, добро, красота, искусство, традиции /. В данной концепции и воспитательной системе культурно-нравственной ориентации воспитание трактуется как процесс проживания и присвоения ценностей культуры в специально созданной социально-культурной среде.

В основании ценностно-смыслового ядра воспитательной системы культурно- нравственной ориентации, по мнению автора концепции лежит понимание смысла жизни как обретение веры в Бога, в себя, в людей, мир. В основании ценностно-смыслового ядра воспитательной системы культурно- нравственной ориентации, по мнению автора концепции лежит понимание смысла жизни как обретение веры в Бога, в себя, в людей, мир. Идеал человека – человек культуры, носитель культурных ценностей, человек нравственный. Идеал человека – человек культуры, носитель культурных ценностей, человек нравственный.

Ценность красоты, гармонии и совершенства –идеал преобразования среды Идеалом преобразования среды, окружающей человека, выступает ценность красоты и гармони ( в природе, обществе, человеке,искусстве и т.п.). Человек стремится усовершенствовать окружающий мир по законам красоты, создавая прекрасное и, борясь с безобразным. Основное средство создания прекрасного – творческая эстетическая деятельность (ИЗО, театр, танец, художественное слово, поэтическое творчество и т.д.). Красота неразрывно связана с понятием добра. В совокупности они являются атрибутами совершенного, нравственного. Идеалом преобразования среды, окружающей человека, выступает ценность красоты и гармони ( в природе, обществе, человеке,искусстве и т.п.). Человек стремится усовершенствовать окружающий мир по законам красоты, создавая прекрасное и, борясь с безобразным. Основное средство создания прекрасного – творческая эстетическая деятельность (ИЗО, театр, танец, художественное слово, поэтическое творчество и т.д.). Красота неразрывно связана с понятием добра. В совокупности они являются атрибутами совершенного, нравственного.