Содержание образовательной области «Познание» в логике ФГТ в соответствии с действующими коррекционно – образовательными программами для детей с нарушениями.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание образовательной области «Познание» в логике ФГТ в соответствии с действующими коррекционно – образовательными программами для детей с нарушениями.
Advertisements

ОТ ФГТ К ФГОС В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Левицкая М.В. заведующая МБДОУ д/с 4 Дроздова Е.А. воспитатель МБДОУ д/с 4 г. Заполярный.
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГТ и ФГОС НОО Комплексная подготовка детей к школе в условиях реализации.
Портрет будущего первоклассника Педагог- психолог Марихан В.А МБДОУ детский сад 8.
«Система мониторинга результатов воспитанников в условиях внедрения ФГТ как инструмент обеспечения качества образования» МДОУ «Детский сад 6» г. Ухта Старший.
Заведующая ДОУ О.Е. Гааг ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
ФГТ в ДОУ В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки.
Ознакомительный материал для родителей (законных представителей) воспитанников МБДОУ «Детский сад 89» г.Верещагино.
Преемственность ступеней образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС.
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ Иванова Людмила Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Поповская.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 53 муниципального образования Люберецкий муниципальный район МО.
Уважаемые родители! Приказом Министерства образования и науки РФ от года 655 были утверждены Федеральные государственные требования к структуре.
Муниципальное казенное учреждение «Управление дошкольными образовательными учреждениям» Индивидуальная карта развития дошкольника: структура и методические.
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления 10 » Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека,
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Физическое развитие Познавательно -речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное.
ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕН- НЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
Семинар «Формирование интегративных качеств у дошкольников» Материал подготовили: Безрукова Е. А. Абдрашитова Х.А. Панченко Л.А. Пашкова Е.В. МДОУ 26 г.
Транксрипт:

Содержание образовательной области «Познание» в логике ФГТ в соответствии с действующими коррекционно – образовательными программами для детей с нарушениями интеллекта Творческая группа научный руководитель Т.Н.Винтаева, к.п.н., доцент, зав.кафедрой специальной педагогики и специальной психологии факультета специального образования ПГСГА, куратор Л.А. Ягодина, к.п.н., методист РЦ, педагоги МДОУ 120, 53

ПОЗНАНИЕ - это творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире... (Новейший философский словарь, в редакции Е.В. Хомича). ПОЗНАНИЕ - совокупность сведений в какой-н. области...(Толковый словарь русского языка Ушакова). ПОЗНАНИЕ - это душевная деятельность, результатом которой получается знание явлений внешнего и внутреннего мира в их сосуществовании и закономерной последовательности. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона). ПОЗНАНИЕ - это процесс постижения действительности и приобретения знаний. (Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру) «Познание » - как интеллектуальный процесс

«Познание» В структуре познавательного процесса выделяют два базовых уровня: чувственное познание и рациональное познание. На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности (осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах: ощущениях, восприятиях и представлениях). Рациональное познание, воплощенное в мышлении человека, есть активный творческий процесс сущностного и опосредованного познания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию в языке понятий и категорий (понятие: абстракция, идеализация; суждение, умозаключение).

«Познание» - как образовательная область ООП ДОУ Познавательно-речевое направление педагогической деятельности нацелено на освоение нескольких образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы. ПОЗНАНИЕ – образовательная область, которая базируется на становлении восприятия, активизации сферы образов-представлений и наглядных форм мышления. В процессе целенаправленного обучения у детей формируется, с одной стороны, ориентировочно-поисковая деятельность (метод проб, практическое примеривание и зрительная ориентировка на свойства и качества предметов), а с другой создаются условия для усвоения детьми систем сенсорных эталонов и их словесного обозначения.

Специфика в овладении ООП детьми с умственной отсталостью Грубые нарушения в формировании высших психических функций (мышление конкретное, память кратковременная, внимание неустойчиво) Значительно позднее овладевают различными видами деятельности: предметной, игровой, конструктивной и т.п. Дети испытывают трудности в овладении навыками мелкой моторики Грубое отставание в становлении эмоционально-волевой сферы и личностная незрелость. Соответственно эти дети требуют особых условий в организации воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Познание», отличных от тех, которые имеются в общеразвивающих группах.

1. Развитие ориентировочной деятельности и формирование познавательной активности; 2. Развитие у ребенка ощущений, восприятия, наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира; 3. Формирование наглядно-действенного мышления; 4. Развитие восприятия количественных признаков окружающей действительности; 5. Формирование понимания связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира; 6. Формирование языковых способностей; 7. Подготовка детей к письму и формирование элементарных навыков звукового анализа. Образовательная область «Познание» Задачи образовательной области Цель : Формирование познавательных интересов, интеллектуальное развитие и формирование целостной картины мира у воспитанников с нарушениями интеллекта

Реализация задач образовательной области «Познание» в программах «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», Л.Баряева, О.Гаврилушкина ООП «Успех», под ред Вераксы Н.Е. и др. Сопоставление программных требований к образовательной области «Познание» в программах аналогичной направленности. Подразделы ООП «Познание» Сенсорное воспитание; Формирование мышления; Формирование элементарных количественных представлений; Ознакомление с окружающим; Развитие речи и формирование коммуникативных способностей; Обучение грамоте Сенсорное развитие обозначено. Раздел «Познания» отсутствует. В младшем д/возрасте (на 1 этапе обучения) реализация ОО непосредственно связана с игровой деятельностью (игры с бытовыми предметами-орудиями, игры с природными, бросовыми материалами, конструктивные игры); На последующих этапах обучения через реализацию разделов «Развитие речи на основе формирования представлений о себе и окружающем мире; конструирование; ФЭМП Развитие сенсорной культуры; Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; Формирование ЭМП; Формирован целостной картины мира, расширение кругозора

Этот слайд из презентации надо убрать, просто прочтите его, комментируя слайд 8 В одной из вышеперечисленных программ (Е.А.Екжанова, Е.А. Стребелева) нас устраивает то, что очень детально прописаны все разделы, задачи которые ставятся, являются достаточно доступными для воспитанников с УО, они соответствуют их интеллектуальным возможностям, индивидуальным особенностям каждого ребенка. В то время как решение задач обозначенных в программе «Детство» в подразделе «Познавательно-исследовательская деятельность » недоступно возможностям наших воспитанников. Например: дети с УО не могут размышлять о причинах природных явлений, организовывать и осуществлять познавательно- поисковую деятельность в соответствии с собственными замыслами. Что особенно ценно, то что материал программы распределен по годам обучения, что очень удобно для организации коррекционно-развивающего обучения в разновозрастной группе (а наша группа скомплектована именно так). В программе Л.Баряевой, О.Гаврилушкиной – задачи и методы обучения адекватны возможностям наших воспитанников. Для детей с УО не требуется усвоение абстрактных знаний. Формирование знаний детей осуществляется по различным разделам программы и выстраивается в соответствии с единой лексической темой. Материал структурирован по этапам обучения. В примерных основных общеобразовательных программах таких как «Успех» – достижения ребенка при освоении содержания образовательной области «Познание» категорически не соответствуют особенностям наших воспитанников. Так ознакомление с окружающим миром вполне доступно для детей с УО, в то время как «формирование целостной картины мира и расширение кругозора» недоступно даже для детей с легкой степенью умственной отсталости.

Образовательная область «Познание» включает следующие разделы: Образовательная область «Познание» имеет следующую структуру: сенсорное воспитание и развитие внимания; формирование мышления; формирование элементарных математических представлений; ознакомление с окружающим; развитие речи и формирование коммуникативных способностей; подготовка к обучению грамоте (развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму и элементарное обучение грамоте).

Разделы образовательной области«Познание РазделыОбразовательные результаты Сенсорное воспитание Соотносят действия, изображенные на картинке, с реальными действиями (выбор из 3-4); Дорисовывают недостающие части рисунка, воссоздают целостное изображение предмета по его частям, соотносят форму предметов с геометрической формой – эталоном. Ориентируются в пространстве опираясь на схему собственного тела Дифференцируют цвета и их оттенки и используют представления о цвете в продуктивной и игровой деятельности. Используют разнообразную цветовую гамму в деятельности. Описывают различные свойства предметов: цвет, форму, величину, качества поверхности, вкус…..и т.д.с.89 Должно быть интегративное качество!!! Формирование мышления; Далее данны е из программы (по аналогии)……….. ЗАДАЧИ ИХ ПОРАЗДЕЛА!!! Формирование элементарных количественных представлений;

Подраздел «Познание» Образовательный результат (через Ребенка, какие интегративные качества будут сформированы что будет уметь ребенок) Ознакомление с окружающим; Развитие речи и формирование коммуникативных способностей; Обучение грамоте (1 г.о.- развитие ручной моторики и подготовки к письму; 4г.о. – обучение элементарной грамоте

Образовательный результат области «Познание» Любознательный, активный Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (устанавливает связь между словом и свойством предмета); Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (пробующие действия приобретают направленный характер с учетом достигаемого результата); Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возможностям (решает простейшие задачи, связанные с преобразованием проблемных ситуаций. При создании творческого продукта использует опредмечивающие образы); Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе (имеет начальные представления о свойствах предметов (форме, цвете, величине); Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (строит несложные конструкции по образцу, предлагаемому взрослым); Овладевший необходимыми умениями и навыками (различает детали конструктора по цвету и форме (кубик, кирпичик, пла­стина, призма), создает простейшие постройки: путем размещения по горизонтали кирпичиков, пластин и накладывая 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга; а также путем замыкания пространства и использования несложных перекрытий.

Специфика реализации данной области заключается в следующем: ….

РАЗДЕЛЫ И ПОДРАЗДЕЛЫ сенсорное воспитание и развитие внимания : формирование мышления; : формирование элементарных математических представлений; : ознакомление с окружающим;: ……………………..

Образовательная область «Познание» в разделе «…», подразделе «…» включает следующие задачи: …..

Определение задач коррекционного воздействия в работе с детьми с умственной отсталостью Задача ТрудностиПричины Пути преодоления Особенности решения на разных возрастных этапах Развитие ориентиров очной деятельнос ти снижение ориентировочных рефлексов, низкая мотивация к ориентировочной деятельности, Низкая произвольность в поведении; Проблемы в эмоционально- волевой сфере Органические и функциональные нарушения в работе ЦНС, недостатки в функционировании зрительного и слухового анализаторов, психологическая инертность Создание предметно- развивающей среды для оптимального функционирования ориентировочной деятельности; Активизация ориентировочной деятельности через постановку проблемных задач (использование метода проб, практического примеривания и зрительной ориентировки на свойства и качества предметов); Младший дошкольный возраст: сенсорное развитие, акцент на деятельности, направленной на исследование предметов окружающего мира, обучение методу проб и ошибок как методу активного познания действительности, развитие самостоятельности в познании свойств и качеств предметов; Средний дошкольный возраст: развитие функций анализа и классификации предметов и явлений окружающего мира в зависимости от их свойств и качеств; Старший дошкольный возраст: развитие деятельности, направленной на активную ориентировку в ситуации, ее обследование, планирование, контроль и регуляцию поведения