Готовимся к ГИА Повторим орфографию А 5 Автор: ????????????????

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дистанционное обучение Трудные вопросы орфографии Занятие 3 Безударные гласные.
Advertisements

Работу выполнила Лоханова Е.В. Лицей 1 г.Балаково.
Презентация по теме: «Чередующиеся гласные в корне».
Презентацию подготовила обучающаяся 10 А класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 289 с углублённым изучением.
Правописание слов с чередующимися гласными в корнях.
Гласные в корне. Гласные в корне. проверяемыенепроверяемые чередующиеся.
Корни с чередованием Задание А 5. Корни, в которых правописание гласной зависит от ударения 1)ГАР-ГОР (под ударением пи­шется А, без ударения О) ЗАГАР.
Корни с чередованием Материал для уроков в 5-6 классах.
Чередование гласных в корнях слов Бер-бир, пер-пир, мер-мир, стел-стил, дер-дир тер-тир,блест-блист и др. И Если после корня есть суффикса а Выбирать.
Чередующиеся корни -ЛАГ- -ЛОЖ- Предлагать – предложить Излагать – изложить Полагаться – положиться.
Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
1. Видеть чередующиеся гласные А13 Проверяемая безударная гласная 1. Видеть чередующиеся гласные Бер//бира Пер//пира Дер//дира Тер//тира Чет//чита Мер//мира.
Тема: «ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ. ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ»
А 5 Правописание гласных в корне Саглай Ирина Владимировна Готовимся к ГИА.
Правописание безударных гласных в корне 1. Выделите корень слова 2. Можно ли подобрать однокоренное слово, в котором эта гласная стоит под ударением? да-нет.
Орфограммы корня: Очарование – чары Питание – подпитывать Портфель директор Собирать - соберу.
Повтори орфографию. Орфография ОРФОГРАММА (греч. «орфо» - правильный, «грамма» ОРФОГРАММА (греч. «орфо» - правильный, «грамма» – буква, знак) – такое.
Чередование гласных в корне. Вставьте пропущенные буквы Аб_туриент, ад_оптация, инв_юстиции, асс_цитация, в_кансия, к_нт_агент, ут_эпический, ан_логия,
Безударные гласные в корне слова Интерактивный плакат Пермский край, Куединский район, с. Большой Талмаз, МОУ «Большеталмазская ООШ», учитель русского.
Безударные гласные в корне Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся.
Транксрипт:

Готовимся к ГИА Повторим орфографию А 5 Автор: ????????????????

А 5 Безударныепроверяемые Безударные непроверяемые Чередующиеся

А 5И//ЕА//О Чередующиеся гласные

А 5ГОР-ГАР ПЛОВ- ПЛАВ, ЗОР-ЗАР О//А: от ударения КЛАН – КЛОН ТВОР- ТВАР без ударения пиши О без ударения пиши А Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: утвАрь, выгАрки, изгАрь, пригАрь, зОревать, зОрянка, плОвец, плОвчиха, плОвцы, плЫвун

А 5 О//А: от согласной РАСТ (РАЩ) - РОС ЛАГ- ЛОЖ СКАК – СКОЧ Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: полОг, РОстов, РОстислав, рОсток, рОстовщик, на вырОст, подрОстковый, отрАсль, скАчи, скАчу, скАчкообразно, скАчок

А 5ЛАГ-ЛОЖ КАС-КОС О//А: от наличия суффикса А Искл.: полог

А 5 МАК- МОК РАВН- РОВН О//А: от лексического значения -погружать в жидкость -пропускать жидкость -равный, одинаковый -ровный, прямой Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина, рАвняйсь, рАвнение

А 5 И//Е: от наличия суффикса А -тер-, -тирА-; -пер-, -пирА-; -мер-, -мирА-; -жег-, -жигА-; -чет-, -читА-; Искл.: Искл.: сочетать, сочетание

А 5 Запишите, вставляя пропущенные буквы, делая необходимые обозначения. Заг..рать на солнце, бл..стя на солнце, оз..рить лучами, зам..реть без движения, прик..саться локтями, пром..кашка, небольшой р..сток, бл..стать в обществе, зам..рать от восторга, оп..реться на руку, возл..гать обязанности, вым..кнуть до нитки, легкое пр..косновение, соб..ру коллекцию, переходный возр..ст.

А 5 Проверьте себя. Загорать на солнце, блестя на солнце, озарить лучами, замереть без движения, прикасаться локтями, промокашка, небольшой росток, блистать в обществе, замирать от восторга, опереться на руку, возлагать обязанности, вымокнуть до нитки, легкое прикосновение, соберу коллекцию, переходный возраст.

Тест. Часть I. Тренировочная. 1. Выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Тяжелораненых бойцов с ораниенбаумского «пятачка» необходимо было переправлять в ленинградские госпитали. Единственной возможностью сделать это был путь по льду через Финский залив и только длинной зимней ночью, чтобы гитлеровцы, находившиеся по берегам залива, не смогли заметить тех, кто в темноте пробирался в блокированный город. Они знали, что этот опасный путь был единственной ниточкой, связывавшей плацдарм с Ленинградом, и постоянно простреливали возможную трассу. пробирался А 5

Тест. Часть I. Тренировочная. 2. Выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.... Море в этот день было сильней земли. В дыму вдруг вырастали обтесанные водяные стены, и тут же тысячетонные обломки воды летели вкривь и вкось, рушились на землю. Вода стала черной от подхваченного ею несметного миллиона гальки и груд песка вырастали А 5

Тест. Часть I. Тренировочная. 3. Выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Черноморская улица была морским форпостом Одессы. Справа крутые рыжие берега, поросшие лебедой, шли к Аркадии и Фонтанам, к туманным пляжам, где море часто выбрасывало сорванные с якорей плавучие мины. поросшие А 5

Тест. Часть I. Тренировочная. 4. Выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Начало быстро светать. Звезды бледнели, как бы уходили от земли в глубину неба, и неожиданно над головой, на огромной высоте, загорелось нежным розовым светом одинокое облачко, похожее на пух. Там, в вышине, уже светило летнее солнце, а на земле еще стоял сумрак, и роса капала с белых зонтичных цветов дягиля в темную, настоявшуюся за ночь воду. загорелось А 5

Тест. Часть I. Тренировочная. 5. Выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне. В тот зимний вечер у нас в семье украшали елку. По этому случаю взрослые меня услали на улицу. Наступило то время сумерек, когда фонари еще не горели, но могли вот-вот зажечься, и от этого «вот-вот», от ожидания внезапно вспыхивающих фонарей у меня замирало сердце. Не горели, замирало А 5

Тест. Часть II. Контролирующая. 1. Выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Мне казалось, что зал она не видит и мощное его дыхание едва ли слышит. Скорее только догадывается о том, что она в центре внимания, – по яркому свету юпитеров. Как передать эту атмосферу разрастающейся любви? Слушая ее, публика неистовствует. А 5

Тест. Часть II. Контролирующая. 2. Выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Папа мне теперь не защита: он не видит меня, и любой прохожий может меня оттереть, и тогда случится самое страшное: я потеряюсь. Мы, однако, благополучно добираемся до гостиницы, и Корней Иванович, бросив бумаги на стол, вынимает из жилетного кармана часы и, заметив меня, приказывает скороговоркой: А 5

Тест. Часть II. Контролирующая. 3. Выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. В бесконечном мраке ночи исчезла горная саванна, застыл воздух, притихло зверье, казалось, все вокруг замерло в ожидании нового дня... Беззвучно расступились ветви кустарника, и на звериную тропу вышла газель. А 5

Тест. Часть II. Контролирующая. 4. Выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Вся семья вместе с «мальчиками» и племянницами вечером садилась за большой стол в столовой, которая представляла собой комнату с бабушкиным иконостасом, традиционными тропическими растениями у окон и большим книжным шкафом, за стеклом которого размещались всякие портреты: семейные, дочерей-гимназисток в форменных платьях в одиночку и группами, племянников-крестников в студенческих тужурках... А 5

Тест. Часть II. Контролирующая. 5. Выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Возникает крамольная мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово. А 5

Тест. Часть II. Контролирующая. 6. Выпишите слово(а) с чередующейся безударной гласной в корне. Я шёл лесом, затоптанным, побитым, обшарпанным, в петлях троп и дорог. Всюду по лесу чадили костры и возле них валялись наехавшие из города труженики. Разгоняя гиподинамию, горожане рубили, пилили, ломали, поджигали лес, притомились уже и загорали под солнцем. А 5

Тест. Часть II. Контролирующая. 7. Выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Дом рассохся от старости. Чайковскому нравился этот деревянный дом. Единственное, что раздражало композитора, – это скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами. А 5

Тест. Часть II. Контролирующая. 8. Выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Их до подлости смиренное, отвергающее даже намек на индивидуальность и покорное невесть чему поведение раздражало, и мысль хищно обратилась к жертвоприношениям, закланиям, шашлыку. Появилась «молодая» с ведром в руке, налила воды в колоду и что-то крикнула овцам. Те на всем бегу красиво вскинулись на дыбки, повернулись на задних ногах и, колесом изогнув шеи, помчались к колоде, только малыш не справился с разгоном, проскочил вперед и перепуганно, во все лопатки кинулся вдогон. А 5

Тест. Часть II. Контролирующая. 9. Выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Он давал крупные пожертвования на инвалидов, на голодающих в России, посылал старым друзьям в Москву и в Петербург множество посылок, устраивал ежегодный концерт в Париже в пользу русских студентов. И при этом Рахманинов, делавший всегда рекордные сборы, во всем мире собиравший переполненные аудитории, страшно волновался … А 5

Тест. Часть II. Контролирующая. 10*. Выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне. По дымящейся сизым паром, мокрой тундре брел парнишка в больших изодранных сапогах, часто наклонялся, обирая с кочек и со мха-волосца, зеленого зимой и летом, прошлогоднюю, перемерзлую клюкву, почти уже вытекшую… А 5

Проверьте себя. 1.разрастающейся 2. добираемся 3. замерло 4. растениями 5. сложил 6. поджигали, загорали 7. пробирался 8. проскочил 9. собиравший 10*. наклонялся, обирая А 5

Оцените себя. Каждый правильный ответ – 1 балл баллов – «5» 8-7 баллоов – «4» 6-5 баллов – «3» Менее 5 баллов – «2» А 5

1. Распределить слова в 4 группы: 1 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от ударения; 2 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от согласной на конце корня; 3 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от суффикса А; 4 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения корня. Корень выделить 1.Предлагать 2.Выбирать 3.Заперли 4.Намочил 5.Заскочить 6.Блестит 7.Загорелся 8.Растение 9.Прикосновение 10.Сложение 11.Сотворение 12.Расстилается 13.Вычитать 14.Подровнять 15. Непромокаемый 16. Наклонился 17. Касание 18. Выросли 19. Умирать 20. Обмакнуть 21. Сдерёт 22. Скакать 23. Протирать 24. Заря 25. Выращенный 26. Сплавлять 27. Выжег 28. Сравнять 1 группа - загорелся, сотворение, наклонился, заря, сплавлять 2 группа - предлагать, заскочить, растение, сложение, выросли, скакать, выращенный 3 группа - предлагать, выбирать, заперли, блестит, прикосновение, сложение, расстилается, вычитать, касание, умирать, сдерёт, протирать, выжег 4 группа - намочил, подровнять, непромокаемый, обмакнуть, сравнять А 5

Найти в каждой группе слов лишнее с точки зрения выбора чередующейся гласной в корне. Ответ аргументировать. 1) отдеру, блистательный, растение 2) заскочил, намочил, выровненный 3) коснуться, зажигать, загорается 4) перила, озарение, наклонился 5)выплавлять, вытирать, вытворять 1. Лишнее слово - растение (т.к. правописание гласной А в корне -раст- зависит от согласной на конце корня, а в словах отдеру иблистательный правопи сание гласной в корне зависит от суффикса А) 2. Лишнее слово - заскочил (т.к. правописание гласной О в корне -скоч- зависит от согласной на конце корня, а в словах намочил ивыровненный - от лексического значения корня) 3. Лишнее слово - загорается (т.к. правописание гласной О в корне -гор- зависит от ударения, а в словах коснуться и зажигать - от суффикса А) 4. Лишнее слово - перила (т.к. правописание гласной Е в корне -пер- зависит от суффикса А, а в словах озарение и наклонился - от ударения) 5. Лишнее слово - вытирать (т.к. правописание гласной И в корне -тир- зависит от суффикса А, а в словах выплавлять и вытворять - от ударения) А 5

Ошибка1. Неправильное вычленении морфемы (то есть части слова). Например, в слове ЗАРУБИТЬ нет корня с чередованием -ЗАР-, как может показаться на первый взгляд. Если проанализировать происхождение данного слова, выяснится, что в нём есть приставка ЗА- и корень -РУБ-. Или в слове РОСКОШНЫЙ корень не -РОС-, а -РОСКОШ-. Ошибка 2. Часто путают корни с чередующимися гласными с одинаково звучащими корнями с безударными гласными. Например, в словах ОРОСИТЬ и ВЫРОС один и тот же корень -РОС-. Но в первом слове это корень с безударной гласной, проверяемой ударением (ОРОСИТЬ - от слова рОсы), а во втором слове правописание гласной О зависит от согласной С, на которую оканчивается этот корень, т.е. здесь корень с чередующейся гласной. Ошибка 3. Обратите внимание на то, что вам необходимо найти слово с чредующейся безударной гласной в корне слова. В случае, если чередующаяся гласная стоит под ударением, данное слово правильным ответом НЕ ЯВЛЯЕТСЯ! А 5

В каждой группе слов найди лишнее. а) заря, зарядка, озарять, озарение б) подгореть, выгорел, гора, сгорание в) творог, творить, сотворение, творительный г) прикосновение, коснуться, неукоснительно, косой д) макать, макет, обмакнуть е) растение, растереть, возраст, расти ж) умирать, замирать, помирить Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от ударения. 1. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя. 2. С поля поднимается туман и матовой пеленой застилает всё доступное для глаза. 3. В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя заря, и на плечо богатыря лицо спокойное склонила. 4. Её чёрные глаза загорались радостным блеском и щёки озарялись пылающим румянцем. 5. Из-за деревьев виднелась оранжерея, и из-под оврага поднимался растущий туман. 6. Кошевой и старшины сняли шапки и раскланялись на все стороны казакам. 7. Оливковые жуки-плавунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков. 8. Садовник насыпал земли в колясочку, пошлёпал сверху лопатойи прибавил ещё. 9. В вагонах запрещено было зажигать свет: даже по вспыхнувшей спичке стреляли. 10. Сотворив человека по своему образу и подобию, Бог вложил в него "духовный навигационный прибор" - совесть - и пустил человека в самостоятельное плавание

Задание после повторения материалов к А5 ГРЕЦИЯ Синее безобл_чное небо, г_рячее солнце, шумящее Эгейское море с белыми гр_бешками волн, которых сл_гка к_саются прол_тающие чайки. Из волн подн_маются ск_листые б_р_га, изрезанные глубокими бухтами. Вд_ли б_леют снежные в_ршины гор, оз_ряемые к_сыми лучами солнца. Т_кова Греция – родина древних г_роев. Всю стр_ну перес_кают горные хр_бты. В ст_родавние вр_мена по склонам их шумели прохладные л_са с пышной р_стительностью. У п_дножия гор л_са см_нялись рощами с_р_бристых м_слин и т_мнеющих лавров. Между горными хр_бтами бл_стали светлые излучины рек, бл_гоухали д_лины. Кустарники и травы п_стрели з_л_тистыми и пурпурными цв_тами, которые подн_мали к солнцу свои г_ловки. Теплый ветер разн_сил по р_внине, расст_лающейся между морем и горами, обл_ка цв_точной пыли.

Презентация из Интернета (автор неизвестен, источник, возможно, ). /3.html#more /3.html#more Редактировала Круглова И. А.