Возрождение культовой резьбы по дереву эвенкийского народа на примере изучения священных птиц Загалец Ксения Творческая группа «Авангард» специальность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Дробинская Ольга Верхний мир эвенков в искусстве головных повязок Творческая группа «Авангард» специальность «Декоративно- прикладное искусство и народные.
Advertisements

Древние образы в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это украшение предметов быта, которые имеют функциональное назначение, создаются.
Практический аспект в изучении эвенкийской культуры со студентами отделения «Декоративно-прикладное искусство» Амурского педагогического колледжа.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» А.С.Пушкин.
Ярило Покровитель влюбленных, распространяет весеннее солнечное тепло, возбуждает силу в растениях и людях, вносит в жизнь природы и жизнь людей молодую.
РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ Преподаватель истории Косарева Ирина Александровна МОУ Дивеевская СОШ С. Дивеево Нижегородской области.
Значение цвета в русской народной вышивке. Славянская символика С древнейших времен человек, охраняя себя от неблагоприятных сил природы, покрывал одежду.
РЕЛИГИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ 8 класс. Особенности первобытных религиозных представлений: Отсутствие представлений о Боге как силе, находящейся над миром.
МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ.. Наши далекие предки украшали свои изделия различными орнаментами. Они старались привлечь к себе добрые силы природы, а от.
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности.
«Древо Жизни» Узор салфетки Презентацию выполнила Ученица 6В класса Вотякова Виктория.
Специальность: «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». ПРОЕКТ «Символика резного декора деревянного дома». Дисциплина «Народный.
Орнамент моей души (на основе концепции педагогов-гуманистов)
Национальные традиции в народных ремёслах Интегрированный проект по географии и технологии Руководитель: учитель географии Хромыхина Л.В. учитель технологии.
Древние образы в народном искусстве Тема 1 Выполнил работу Щебуняев Владислав Викторович Учитель рисования МБОУ «Шолоховская гимназия станица Вешенская»
Древние образы в народном искусстве. 1 урок 5 класс.
Выполнили: Латыпова Е.А Антонова Е.М. Основан на… Вера людей в родственную связь с животными. К медведю относились как к предку рода, о нем слагали предания,
Исследовательская работа по декоративно- прикладному искусству Программа элективного курса.
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть.
Транксрипт:

Возрождение культовой резьбы по дереву эвенкийского народа на примере изучения священных птиц Загалец Ксения Творческая группа «Авангард» специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Научный руководитель Кушнарёва С.А.

Цель исследовательской работы: изучение традиций и обрядов, связанных с созданием тотемной скульптуры эвенков. Задачи исследования: определение значения ритуальной скульптуры; изучение значения эвенкийских орнаментов и их возможность нанесения на определённые формы изделия; рассмотрение концепции и общей идеи композиции на тему «Священные птицы эвенков».

Актуальность исследования: в эвенкийской культуре не сохранилось подробное описание изделий декоративно-прикладного искусства, нет глубокого понимания символики орнаментального наследия, в связи с этим была осознана актуальность воссоздания культуры эвенков через изучение их ритуальной резьбы по дереву.

Введение Традиционно в эвенкийской скульптуре выполняются образы людей и животных. В основном скульптура эвенков носит культовый характер.

В начале 20 века эвенкийкая скульптура начала выполняться в стиле реалистического искусства. Она уже не считалась ритуальной, тотемной, не несла функции защиты.

Культовая резьба эвенков в основном представляет собой образы животных, которые выполняются в обобщённом виде в форме обрубовочной скульптуры. Такая скульптура носит тотемный характер и не только указывает на священных животных- первопредков древних эвенкийских родов, но и защищает, приносит удачу.

в эвенкийской тотемной скульптуре часто выполняются образы таких священных животных, как: олень, лось, медведь, гагара, орёл, лебедь, дятел и т.д.

Историческая справка В тотемной деревянной скульптуре особенный интерес представляют образы птиц, через которые раскрывается иерархия представлений эвенков о мире

Например, гагара, орёл и лебедь символизировали у эвенков небесный мир и являлись ведущими персонажами шаманской мифологии. Их лидерское начало определялось высотой полёта и способностью отгонять злых духов. С древних времён образы лебедя украшали головные уборы шамана, указывая на особые знания этого человека.

Шаманские столбы, увенчанные птицами и расположенные в виде косяка летящих птиц, также возглавляли лебеди, гагары и орлы. За ними всегда летели утки и только потом синицы и другие мелкие птицы, которые обозначали обычных, ведомых людей

Культовым почитанием у эвенков-орочонов пользовались такие птицы: ворон (оли), орёл (киран), лебедь (гах), гагара (укан), утка-чирок (чиркони), чёрный дятел (кирокта), кукушка (ку-ку), кулик (чукчумо), бекас (олиптыкин), синичка (чипиче- чиче).

Все эти птицы считались помощниками шамана в обрядах лечения, добыче оленьих душ, здоровья для семьи. Все перечисленные птицы неприкосновенны, их строго запрещалось убивать и мясо употреблять в пищу.

Эвенки считают ворона – человеком, превращённым в птицу. Считалось, что вороны могли брать в жёны эвенкийских девушек, но только не понимали язык. Эвенкийские охотники верили, что вороны помогают оберегать оленьи стада от хищников, разыскивая животных во время промысла, выдавая их своими криками. У шаманов верхнеамурских эвенков ворон выступает как хранитель шаманской души во время камланий.

Орёл являлся ведущим персонажем в шаманской мифологии. Это единственная птица, которая способна отогнать враждебных духов от шаманской души. Во всех камланиях он являлся главарём и защитником стаи птиц, несущих душу шамана. Лебеди, как и орлы, являлись неотъемлемой частью шаманских обрядов. Они всегда изготовлялись парами, и считалось, что именно лебеди несут шаманскую душу в нужном для шамана направлении.

Дятел в шаманских обрядах выступал как исцелитель и выступал в обрядах исцеления людей и животных. Кукушка в шаманской мифологии играла «связного» между шаманской стаей птиц и душой шамана, к тому же она считалась вестницей начала нового года. Новый год у эвенков верхнего Приамурья начинался с первого её кукованья.

Гагара являлась, по воззрениям эвенков, связующим звеном при полёте шаманской души, между чирками, куликами, бекасами, с одной стороны, и лебедя с другой. Кроме того, она исполняла роль носителя шаманской души в водной стихии. Многие верхеамурские эвенки считают гагару творцом земли.

С образом синички верхнеамурские эвенки отождествляют зарождение человека. Она является единственным существом, которое способно оградить ребёнка от всевозможных болезней и злодеяний враждебных духов. Чтобы ребёнок рос здоровым, при рождении ему изготовляли специальную шкатулку муручун, в которую помещали сшитое из замши птичье гнездо и изготовленную из ровдуги или дерева птичку – хранительницу ребёнка.

Исследовательская работа по теме В ходе исследовательской работы было воссоздано культурное наследие эвенков в области декоративно- прикладного искусства на примере изучения деревянной скульптуры птиц, которые использовались в различных обрядах. За основу были взяты традиционные изображения птиц в деревянной скульптуре эвенков.

Нашим вкладом в изучение символики птиц и их выполнения в дереве послужило изучение культового орнамента эвенков и его возможностей нанесения на деревянную скульптуру.

В результате тотемная скульптура священных птиц, имеющая у эвенков простую форму, была декорирована контурной резьбой, которая помогла выразить значение определённых птиц у эвенков.

Например, орёл у эвенков символизирует величие, власть, господство. Он является спутником всех богов, ассоциируется со светом и плодородием, оберегает от всех духов. В связи с этим орёл был украшен орнаментами, символизирующими его величие, божественную природу. К этим орнаментам были отнесены следующие орнаментальные образы: древо жизни в форме ёлочки (символ плодородия, процветания и изобилия), солнце и крест (символ Бога солнца).

Традиционно в эвенкийской деревянной скульптуре птиц редко изображались крылья. В нашей композиции в образе синицы и дятла используется имитация крыльев в виде орнаментального мотива «сигма» (контурная резьба), который обозначает идею движения, тенденцию к эволюции.

Данное введение связано с мировоззрением эвенков, которые, как и другие народы, считают, что птица символизирует душу человека, стремящегося к развитию, совершенству, творчеству, полёту.

Результаты работы В результате исследования данной темы была создана композиция из деревянных скульптур птиц: орла, дятла, синицы и дикуши. Были выбраны именно эти образы птиц в связи с тем, что орёл символизирует небо и Бога, дятел является посредником между небом и землёй, и как шаман способен целить. Синица способна защищать вновь пришедших в этот мир людей, то есть новорождённых детей. А дикуша по верованиям эвенков способствует успеху в охоте, а значит и помогает их выживанию в суровых условиях северной природы. Таким образом, все четыре птицы иерархично связаны между собой и отражают взаимосвязь трёх миров эвенков (верхний, средний и нижний).

Список используемой литературы Евдокимов В. Амурские эвенки. – Благовещенск, Каплан Н.И. Народное декоративно- прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Кн. для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков- ороченов (XIX – нач.XX вв.). Новосибирск: "Наука", Сибирское отделение, Орнамент в материальной культуре народов Приамурья: Методическое пособие / Амурский гос. Ун-т. – Благовещенск, 1998.