Секция учителей РКИ. 13.09.2011 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДВУЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ Илана Файман, Таллиннский университет Татьяна Троянова,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОБУЧЕНИЕ НАУЧНОМУ СТИЛЮ РЕЧИ НА ЭТАПЕ ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ Потураева Е.А., канд. филол.н., доцент каф. РКИ ИМОЯК.
Advertisements

ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Автор программы: О.С. Евсейко – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Отличник народного.
Страноведение. АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ СТРАНЫ. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся классов КУРС РАССЧИТАН НА 34 ЧАСА Составитель: Ольга Александровна.
Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам. 8 класс Урок русского языка Учитель Рыбакова Е.Н.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
1 Работу выполнил ученик 6 класса Стариков Иван. Работу выполнил ученик 6 класса Стариков Иван. Автор работы.
Программа элективного курса "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку " Рабочую программу составила учитель русского языка и литературы.
Формирование грамматического строя на логопедических занятиях. Презентацию подготовила учитель-логопед учитель-логопед 2010 г.
English reader Хрестоматия Составитель М. В. Загребайло, преподаватель английского языка ГОУ СПО КПК.
Структура рабочей программы. Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Попробуйте вспомнить, был ли в вашей жизни такой случай, когда новое для вас слово или образное поэтическое выражение открыли для вас то, чего вы раньше.
Учебники рекомендованы Министерством образования и науки РФ и включены в Федеральный перечень Учебники рекомендованы Министерством образования и науки.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Подготовка к ГИА по русскому языку ( Васильева Л. И., 2 раза в неделю ); Подготовка к ЕГЭ по русскому языку ( Ермилова И. В., 2 раза в неделю ); Подготовка.
Анализ результатов регионального мониторинга по русскому языку ( 4 класс, 2015 учебный год) Шило Татьяна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент.
Концептуальные положения формирования грамматической компетенции обучающихся.
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
I. Moissejenko. All rights reserved. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ? Ирина Моисеенко Таллиннский университет.
Транксрипт:

Секция учителей РКИ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДВУЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ Илана Файман, Таллиннский университет Татьяна Троянова, Таллиннский Французский лицей

Проект Kaks keelt – üks meel («Два языка – душа едина») Цель проекта: создание оптимальной системы обучения русскому языку двуязычных учащихся, получающих образование в эстонской школе. Задачи проекта: 1. создание программ обучения русскому языку двуязычных детей; 2. разработка системы обучения русскому языку и литературы для двуязычных детей; 3. создание учебных материалов. 1

Количественный состав участников проекта 1.Gustav Adolf Gümnaasium 9 2.Pirita Majandus Gümnaasium 6 3.Tallinna Prantsuse Lütseum 5 4.Tallinna Pelgulinna Gümnaasium 3 5.Tallinna Laagna Gümnaasium 1 6.Riistiku Põhikool1 7.Tallinna Saksa Gümnaasium 1 8.Tallinna Mustamäe Gümnaasium 1

Цель обучения учащихся в рамках проекта «Kaks keelt – üks meel Цель обучения рамках проекта - формирование у ученика лингвистической, коммуникативной и культурной компетенции. Задачи обучения: 1)в короткий срок (100 академических часов) дать ученику необходимые знания в области правописания, позволяющие ему оперативно и осознанно преодолевать возникающие орфографические трудности; 2) дать необходимые сведения в отношении структуры языка, но упор сделать на практическом использовании;

А также …. создать у учащегося готовности к изучению русской словесности; формирование у учащихся системного представления о системе русского языка, обо всех его уровнях, о сходстве и различии системы русского и эстонского языков; развитие умения учащихся пользоваться фактами русского языка и речи; знакомство учащихся с национально-культурной спецификой речевого поведения; овладение русской лингвистической терминологией;

Разделы языка, включённые в диагностические тесты: орфоэпия лексика и фразеология орфография морфология пунктуация функциональное чтение развитие речи Диагностические тесты

Группа I (5 – 6 классы) : орфоэпия, орфография, лексика и фразеология, орфография, пунктуация, функциональное чтение и развитие речи; Группа II (7- 9 классы): орфоэпия, теория языка, лексика и фразеология, орфография, функциональное чтение и развитие речи; Группа III (10-12 классы): теория языка, лексика и фразеология, орфография, морфология, функциональное чтение и развитие речи.

Специфика обучения в рамках проекта Мотивация ученика Ограниченный опыт в использовании РЯ вне школы Временные ограничения Отсутствие опыта изучения РЯ как родного

Принцип 1: увлекательность предлагаемого учебного материала Содержательность учебных материалов Тематическое единство, обеспечивающее структурную и содержательную целостность урока Вариативность заданий Использование разнообразного иллюстративного материала

Принцип 2: доступность учебного материала Минимальное включение терминологии (принцип практической необходимости); Анализ языкового материала с целью самостоятельной формулировки правила; Обращение к имеющемуся лингвистическому образованию; Единообразие в формулировках заданий; Повторение как обязательный компонент обучения;

Например: Постановка тире между подлежащим и сказуемым В текстовом задании: Переведи на эстонский язык начало первого предложения: Рождество – великий праздник в жизни христиан. Почему при переводе предложение увеличилось на одно слово? Правило: Если в предложении подлежащее и сказуемое выражены существительными, то между ними ставится тире: Книга – источник знаний. В эстонском языке на месте тире используется глагол olema в форме настоящего времени.

Принцип 3: комплексность в подаче учебного материала В рамках одного текстового задания: формируются навыки орфографии и постановки знаков препинания рассматриваются словообразовательные особенности русского языка предлагаются задания лексико-семантического характера предполагается выход в самостоятельную речь

Например: Вопросы и задания: 1. Определи тему текста и выбери одну из трёх предложенных пословиц в качестве заголовка. Обоснуй свой выбор. 2. Найди в тесте глаголы, соответствующие приведённым ниже толкованиям. 3. Определи спряжение записанных глаголов и проспрягай по одному глаголу I и II спряжения, выделяя окончания.

Автор оставил своё стихотворение без названия. Как бы ты предложил(а) назвать это стихотворение? Обоснуй своё мнение. 2. Обрати внимание на выделенный в тексте глагол нудить. В речи мы, как правило, произносим его с ударением на второй слог и используем в значении надоедать чем-л.; нудно говорить. У Тютчева этот глагол следует произносить с ударением на первый слог. Определи его значение с помощью подбора однокоренных слов. 3. Подчеркни в тексте глаголы в форме настоящего времени. Расставь в них ударение и определи, к какому типу спряжения они относятся.

Принцип 4: развитие навыков самостоятельной речи Постоянная работа с лексикой (лексическая сочетаемость, подбор антонимов и синонимов, анализ структуры слова с целью выявления его значения и т.д.) Большое количество творческих заданий Обязательное обсуждение проблем, поставленных в текстах учебных заданий и литературных произведений

Пример: Ревельский турнир (тема урока – история кино): Представь, что вы планируете снимать фильм по этой повести. Кого из известных актёров вы пригласили бы играть в этом фильме и какие роли предложили бы им? Прокомментируйте свой выбор. В какое время года вы снимали бы свой фильм? В каких местах города вели бы съёмки? Как вы считаете, нужны ли в этом фильме спецэффекты? Если да, то в каких фрагментах фильма вы бы их использовали.

Структура учебного листа для аудиторного занятия: Задание 1: повторение изученного Задание 2: текстовое задание (комплексного характера, основа для изучения нового материала) Задания 3-4: изучение и отработка нового материала Задание 5: работа с литературным текстом

Структура учебного листа для самостоятельной работы Группа 1 (5-6 классы): Задание на повторение + задание на закрепление нового материала + задание по развитию речи или по изучаемому литературному произведению + тестовое задание Группа 2 (7-9 классы): Повторение + закрепление нового материала + развитие речи + по литературе + тест Группа 3 (10-12 классы): Та же структура, но два задания на закрепление нового материала

Спасибо за внимание !