«Слово о полку Игореве» - призыв к единению русской земли.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Когда и как начиналась русская литература? Какие произведения древнерусской литературы вы помните? Известны ли имена их авторов? Какие жанры древнерусской.
Advertisements

Борьба русского народа с иноземными захватчиками с X по XIV век. (интегрированный урок)
Жанр – исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями, признаками, закономерностями. Жанры древнерусской.
Василий Андреевич Жуковский ( ). Перевод В.А.Жуковского.
Паршина Елена Александровна Учитель русского языка и литературы.
Главные персонажи «Слова о полку Игореве» Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская СОШ» Павловского.
Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова «Слово о полку Игореве» возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности»
Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве». Заметалина Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 12 Белоглинского района Краснодарского края.
Историческая основа. Композиция и сюжет «Слова о полку Игореве». Познакомиться с исторической основой «Слова о полку Игореве», особенностями композиции.
Из древнерусской литературы Подготовка к ЕГЭ по литературе.
В конце ХVIIIвека А.И. Мусин-Пушкин, собиратель русской древности, приобрёл у бывшего архимадрита Спасо-Ярославского монастыря сборник древнерусских произведений.
Историческая основа. Композиция и сюжет «Слова о полку Игореве».
«Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы. История создания, сюжет, композизия,проблематика, система образов произведения.
Проверочное тестирование по произведению «Слово о полку Игореве»
Слово о полку Игореве
© ООО «Баласс», Образовательная система «Школа 2100». Данилов Д.Д. и др. История России. 6 класс. § 11 Автор презентации: Казаринова Н.В. (учитель,
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» Автор Бардыкина Е.Б., учитель МОУ СОШ 23 г.Рыбинск учитель МОУ СОШ 23 г.Рыбинск.
Фрагмент древнерусского текста. Печатается по изд.: Слово о полку Игореве. Поэтические переводы и переложения /Под ред.В.Ржиги, В.Кузьминой и В.Стеллецкого.
Солнечная символика (четыре солнца) в "Слове о полку Игореве", ее роль в раскрытии идейного замысла произведения Урок литературы в 9 классе Учитель ШУМАКОВА.
Транксрипт:

«Слово о полку Игореве» - призыв к единению русской земли

Два чувства дивно близки нам - В них обретает сердце пищу - Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам… А.С.Пушкин

Историческая основа «Слова…» Работа с текстом По мотивам «Слова…» Политическое устройство Искусство Литература

1812 г. – сборник, включавший «Слово о полку Игореве», сгорел в московском пожаре в доме Мусина-Пушкина. До нас дошла одна из копий рукописи, снятая для Екатерины II г. – А.И.Мусин-Пушкин, собиратель русской древности, приобрёл у бывшего архимадрита Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского сборник древнерусских произведений г. – текст «Слова о полку Игореве» был обнаружен А.И.Мусиным-Пушкиным в сборнике рукописей г. – «Слово о полку Игореве» было издано А.И.Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с учёными А.Ф.Малиновским, Н.Н.Бантышем-Каменским и историком Н.М.Карамзиным.

Княжеские междоусобицы Почти полное отсутствие политического и военного единства Руси Ослабление значения Киева как объединяющего центра Руси Возобновление набегов половцев Феодальная раздробленность

Старые культурные центры Киев, Новгород, Чернигов Новые очаги культуры: Владимир-Залесский, Владимир- Волынский, Полоцк, Смоленск, Туров, Галич «Упадок политического единства Руси не был связан с её культурным упадком» (Д. С. Лихачёв) Владимир Чернигов Смоленск

Дмитриевский собор во Владимире. 12 век Золотые ворота, Владимир, 12 век Покрова на Нерли, 12 век Благовещенский собор. XVII в. Борисоглебский собор, Чернигов, 12 век Что отличает памятники зодчества 12 века от более поздних?

Нательный крест. 11 Первая половина 12 в.. Серебро. Серьги и браслеты, кон. 12 века Подвески век Бронза Венец и браслеты, 12 век Церемониальный топорик, 12 век Медальон, 12 век Стеклянные бусы, браслет и кольца,12 век.

Святой Георгий, 12 век Святители. Фреска Георгиевского собора Юрьева монастыря. 12 век Богородица Владимирская. 11-нач.12 века Богородица Великая Панагия. Ярославль. Кон.12 века Спас Нерукотворный. Кон. 12 века. Спас Нерукотворный. Кон. 15 века Сравните икону Спаса Нерукотворного 12 в. с более поздним произведением: что было важно для древнерусского иконописца?

Отличительные черты Осознание исторического, языкового и культурного единства Произведение воспринимается как часть одного единого целого Единая тема- тема русской истории Единая идея – идея необходимого единения Анонимность

Жанр – исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями, признаками, закономерностями. Жанры древнерусской литературы: летопись житие хождение слово повесть поучение - проникновенная беседа о духовных ценностях - рассказ о о важных исторических событиях. – описание духовных подвигов и добрых дел святых – повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последовательности. – рассказ о далёких путешествиях – образец торжественного красноречия

«Слово о полку Игореве» считается самым известным, значительным и художественно совершенным произведением древнерусской литературы, в котором переплетаются черты различных литературных и народно-поэтических жанров.

Феодальные усобицы XII века Потомки Владимира Мономаха Потомки Олега Святославича («Гориславича») Половецкая «помощь» 70-е годы XII века – «рать без перерыва» 80-е годы –попытка примирения ольговичей и мономаховичей

Княжество с центром в городе Новгород-Северский (известен с 1044 года, ныне относится к Черниговской области Украины, на р.Десна). Располагалось по рекам Десна, Сейм и верховью Оки. В XI-XII веках - удел Черниговского княжества. После монголо-татарского нашествия княжество не упоминается.

Рюрик уступает Киевский престол Святославу Всеволодовичу, ольговичу, в обмен на обещание порвать связи с половцами ольгович 1180 г – в союзе с половцами воевал с Рюриком Ростиславовичем Киевским. Обязательства Святослава – феодального главы – распространяются и на Игоря

Сд ѣ я Господь спасенье велико нашим князем и воемъ ихъ надъ врагы нашими, поб ѣ жени быша иноплеменьници... кумани, рекше половци. И бысть радость велика…и възвратишася домовь, славяще Бога и святую Богородицю, скорую помощницю роду хрестьяньску. Весна 1184 года Объединённое русское войско одержало победу над половцами

(из Ипатьевской летописи) Не желая быть заподозренным в умышленном уклонении от битвы с бывшим союзником – Кончаком, Игорь в 1185г. идёт в собственный поход.

План событий по Ипатьевской летописи 8. Побег Игоря. 1.Выступление в поход Игоря. 2. Солнечное затмение. 3. Присоединение к войску буй-тур Всеволода. 4. Первое удачное столкновение с половцами. 5. Неудачи второго боя. 6. Ранение и пленение Игоря. 7. Набеги половцев на Русь.

Любовь к родине вдохновляла автора «Слова о полку Игореве». Она как бы водила его пером. Она же сделала его произведение бессмертным – равно понятным и близким всем людям, подлинно любящим свою родину и свой народ. Д.С.Лихачёв

Композиция «Слова…» трёхчастна

Боян же вещий, если хотел кому песнь воспеть, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками. Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами печальные повести о походе Игоревом, Игоря Святославича? Да начнем же песнь эту по былинам нашего времени, а не по замышлению Бояна.

Тогда Игорь взглянул на светлое солнце… …И сказал Игорь-князь дружине своей: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзы́х коней да посмотрим на синий Дон». Ум князя уступил желанию, и охота отведать Дон великий заслонила ему предзнаменование. («Слово о полку…») (Из Ипатьевской летописи) Сравните описание обращения князя Игоря к своей дружине в Ипатьевской летописи и в «Слове о полку Игореве». Каким видят князя Игоря летописец и автор «Слова…»?

Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие….. («Слово о полку Игореве…» ) Из Ипатьевской летописи

«…половцы идут от Дона, и от моря» «Ярый тур Всеволод!» «Были века Трояна, минули годы Ярославовы; были походы Олеговы, Олега Святославича» «Игорь полки заворачивает, ибо жаль ему милого брата Всеволода» «…на третий день к полудню пали стяги Игоревы» «Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось.» Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие….. («Слово о полку Игореве…» ) Почему вторая битва, в отличие от первой, описана в «Слове…» так подробно?

Какой эпизод второй битвы изобразил художник? Что ему удалось передать в своем произведении? В. М. Назарук. Битва Борис ОЛЬШАНСКИЙ. Слово о полку Игореве. Как, на ваш взгляд, художник относится к герою своей картины? Какое чувство вызывает герой у зрителей? В.М.Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами» Какие чувства вызывает картина? С какими строками "Слова..." можно соотнести эти ощущения?

Что мне шумит, Что мне звенит Так задолго рано перед зарею? Игорь полки заворачивает! Жаль ему милого брата Всеволода. Билися день, Бились другой, На третий день к полдню Пали знамена Игоревы! Тут разлучилися братья на бреге быстрой Каялы; Тут кровавого вина недостало; Тут пир докончили бесстрашные русские, Сватов попоили, А сами легли за Русскую землю! Поникает трава от жалости, А древо печалию К земле преклонилось. Уже невеселое, братья, время настало; Уже пустыня силу прикрыла! В.А.Жуковский Что там шумит, Что там звенит Далеко во мгле, перед зарею? Игорь, весь израненный, спешит Беглецов вернуть обратно к бою. Не удержишь вражескую рать! Жалко брата Игорю терять. Бились день, рубились день, другой, В третий день к полудню стяги пали, И расстался с братом брат родной На реке кровавой на Каяле. Недостало русичам вина, Славный пир дружины завершили Напоили сватов допьяна, Да и сами головы сложили. Степь поникла, жалости полна, И деревья ветви преклонили. Н. Заболоцкий

Что мне шумит, Что мне звенит Далеко-далеко Рано перед зорями? С рассвета до полночи, С полночи до рассвета втыкаются стрелы в разинутые зрачки. И копья прокалывают кольчужные сетки насквозь, до лопаток. Кобылы, храпя у реки, колотят копытом еще не остывшие ребра, и ребра потрескивают. Пробираясь по ребрам вперед, бойцы-половчане, чумея от бычьего рева, сдирают с трупья золотое добро и тряпье. На третьем рассвете ковуи не вынесли боя, бегут, озираясь, роняя тупые мечи, кровь затвердевает, кровь крошится под ногою, и красными щепками в спины ковуям стучит! Напрасно князь Игорь ковуям грозит: «Берегитесь!» - На иноходце бичом вымещая зло, - ковуи бегут! И у князя рука перебита, рука омертвела, висит на плече, как весло. Виктор Соснора

Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное: …Горе и тоска сыну Глебову!»сыну Глебову О мои дети, Игорь и Всеволод!... Не вижу уже власти…брата моего Ярослава Но сказали вы: Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим! А разве дивно, братья, старому помолодеть? Но вот зло князья мне не помогают…

Великий князь Всеволод! Неужели и мысленно тебе не прилететь издалека отчий золотой стол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вылить! Если бы ты был здесь, то была бы раба по ногáте, а раб по рéзани. Ты ведь можешь посуху живыми копьями стрелять удалыми сыновьями Глебовыми.Всеволодпоблюстиногáтерéзани Ты, буйный Рюрик, и Давыд! Не ваши ли воины золочеными шлемами по крови плавали? Не ваша ли храбрая дружина рыкает, как туры, раненные саблями калеными на поле незнаемом? Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича! РюрикДавыдтуры Галицкий Осмомысл ЯрославГалицкий Осмомысл Ярослав! Высоко сидишь ты на своем златокованом престоле, подпер горы Венгерские своими железными полками, заступив королю путь, затворив Дунаю ворота, меча тяжести через облака, суды рядя до Дуная. Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота, стреляешь с отчего золотого престола салтанов за землями. Стреляй же, господин, в Кончака, поганого раба, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!рядяпоганого А ты, буйный Роман, и Мстислав! Храбрая мысль влечет ваш ум на подвиг. Высоко взмываешь на подвиг в отваге, точно сокол на ветрах паря, стремясь птицу храбро одолеть. Есть ведь у вас железные пóдвязи под шлемами латинскими. От них дрогнула земля, и многие страны Хи́нова, Литва, Ятвя́ги, Деремéла, и половцы копья свои повергли, а головы свои подклонили под те мечи булатные.РоманМстиславЯтвя́гиДеремéла,булатные Ярослава все внуки и Всеслава! Ярослава все внуки и Всеслава! Склоните стяги свои, вложите в ножны свои мечи поврежденные, ибо лишились вы славы дедов. Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую, на богатство Всеслава. Из-за усобицы ведь настало насилие от земли Половецкой.стягикрамоламипоганыхВсеславаусобицы Кто обращается к русским князьям: Святослав или автор? За что восхваляют и за что осуждают русских князей?

Обращение к силам природы Для автора «Слова…» природа – единое целое, часть Русской земли. «Это объединение всей Русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ, широкие картины родной русской природы один из самых существенных элементов призыва автора к единению.» ( Д. С. Лихачёв)

Как в «Слове…» объясняется необходимость побега князя Игоря из плена? Игорю-князю Бог путь указывает из земли Половецкой в землю Русскую, к отчему золотому столу… …Сказали Боян и Ходына, Святославовы песнотворцы старого времени Ярослава, Олега-князя любимцы: «Тяжко голове без плеч, беда телу без головы» так и Русской земле без Игоря.

Певши песнь старым князьям, потом и молодым петь: Слава Игорю Святославичу, буй туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Здравы будьте, князь и дружина, борясь за христиан против нашествий поганых! Князьям слава и дружине! Аминь. За что поют славу князю Игорю?

По своим идеям «Слово о полку Игореве» не было одиноким памятником. В сущности, вся русская литература XII века пронизана идеей необходимости единения, особенно единения княжеского, сплочения военного и прекращения усобиц. Литература противостоит печальной действительности. Она отталкивается от нее, призывает к ее исправлению. В этом своеобразная диалектика отношений литературы и действительности. Д. С. Лихачев

Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, ещё в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь… Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! Это XII век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине XIV века…патриотизм В. Чивилихин «Память»

Задонщина- воинская повесть о Куликовской битве 1380, памятник древнерусской литературы конца XIV в. Автор Задонщины использовал сочинение Софония Рязанца, а также Слово о полку Игореве. Основная идея Задонщины борьба за единение русских княжеств перед лицом внешнего врага, а также противопоставление гибельного исхода событий в Слове победоносному в Задонщине.

Кон. 14 нач. 15 в. Литературное произведение об исторических событиях Куликовской битвы. Фольклорные и народно- поэтические мотивы роднят «Сказание…» со «Словом о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» проникнуто большим человеческим чувством – тёплым, нежным и сильным чувством любви к родине…..Вот почему оно находит такой горячий отклик в сердцах всех людей, беззаветно преданных своей родине. Призыв «Слова…» к защите родины, к охране мирного труда её народа звучит и сейчас с неослабевающей силой. Д. С. Лихачёв

Первоклассный химик, которому многим обязана химия… Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе. Основатель, охранитель, поборник женских врачебных курсов, опора и друг учащихся Александр Порфирьевич Бородин - гениальный композитор, один из создателей органической химии, выдающийся педагог. Работая над оперой, Бородин изучал различные переводы «Слова…», фундаментальные труды по истории России, русские летописи, исследования о половцах, русские народные песни и сказания, песни тюркских народов и так далее.. Как и автор Слова, Бородин хотел подчеркнуть, что неудавшийся поход северского князя – только один эпизод многовекового столкновения народов. Центральный образ оперы - образ князя Игоря. Для Игоря быть князем – значит служить русской земле, охранять ее, бороться с ее врагами. Игорь – это воплощение идеи патриотического долга, воплощение чести.

Какое изображение князя Игоря, на ваш взгляд, более соответствует содержанию арии?

«Слово …» и сегодня читается как моление о будущем – великое Слово наших предков. О детях, внуках, правнуках. О нас с вами. И о тех, кому после нас быть. Алесь Адамович

Константин Случевский * * * Ты не гонись за рифмой своенравной И за поэзией - нелепости оне: Я их сравню с княгиней Ярославной, С зарею плачущей на каменной стене. Ведь умер князь, и стен не существует, Да и княгини нет уже давным-давно; А все как будто, бедная, тоскует, И от нее не все, не все схоронено. Но это вздор, обманное созданье! Слова - не плоть... Из рифм одежд не ткать! Слова бессильны дать существованье, Как нет в них также сил на то, чтоб убивать... Нельзя, нельзя... Однако преисправно Заря затеплилась; смотрю, стоит стена; На ней, я вижу, ходит Ярославна, И плачет, бедная, без устали она. Сгони ее! Довольно ей пророчить! Уйми все песни, все! Вели им замолчать! К чему они? Чтобы людей морочить И нас, то здесь - то там, тревожить и смущать! Смерть песне, смерть! Пускай не существует! Вздор рифмы, вздор стихи! Нелепости оне!.. А Ярославна все-таки тоскует В урочный час на каменной стене

И. А. Бунин. КОВЫЛЬ I Что шумит-звенит перед зарею? Что колышет ветер в темном поле? Холодеет ночь перед зарею, Смутно травы шепчутся сухие, - Сладкий сон их нарушает ветер. Опускаясь низко над полями, По курганам, по могилам сонным. Нависает в темных балках сумрак. Бледный день над сумраком забрезжил, И рассвет ненастный задымился... Что шумит-звенит перед зарею? Что колышет ветер в темном поле? Холодеет ночь перед зарею, Серой мглой подернулися балки... Или это ратный стан белеет? Или снова веет вольный ветер Над глубоко спящими полками? Не ковыль ли, старый и сонливый, Он качает, клонит и качает, Вежи половецкие колышет И бежит-звенит старинной былью? II Ненастный день. Дорога прихотливо Уходит вдаль. Кругом все степь да степь. Шумит трава дремотно и лениво. Немых могил сторожевая цепь Среди хлебов загадочно синеет, Кричат орлы, пустынный ветер веет В задумчивых, тоскующих полях. Да день от туч кочующих темнеет. А путь бежит... не тот ли это шлях, Где Игоря обозы проходили На синий Дон? Не в этих ли местах В глухую ночь в яругах волки выли, А днем орлы на медленных крылах Его в степи безбрежной провожали И клектом псов на кости созывали, Грозя ему великою бедой? - Гей, отзовись, степной орел седой! Ответь мне, ветер буйный и тоскливый!...Безмолвна степь.Один ковыль сонливый Шуршит, склоняясь ровной чередой...

……. 2 И когда земной шар, выгорев, Станет строже и спросит: «Кто же вы?» Мы создадим «Слово Полку Игореве» Или же что-нибудь на него похожее. Велимир Хлебников. Война в мышеловке.

1. Докажите, что «Слово…» опирается на уже существующие литературные традиции. 2. Чем отличается повествование автора от песни Бояна?

1. Какое описание боя вам ближе? 2. Какое полнее передаёт атмосферу «Слова…»?

Как вы думаете, когда был создан последний перевод? Мнение обоснуйте.

Золотой – цвет божественного присутствия в тварном мире В русских сказках – принадлежащий к потустороннему царству. Сделанный из золота. Цвета золота. Исчисляемый на золото, по курсу золота (экон.) перен. Счастливый, блаженный, цветущий, блестящий. перен. Прекрасный, драгоценный, замечательный по достоинствам, очень ценный Дорогой, любимый, ненаглядный (разг.). В каком значении использует автор «Слова…» эпитет «золотое»?

Владимир Мономах -Из рода Рюриковичей. Сын Всеволода I Ярославича Олег Святославич «Гориславич» - постоянный противник Владимира Мономаха, дед Игоря Новгород-Северского. Рюрик Ростиславович – русский князь, провёл всю жизнь в походах на половцев и феодальных распрях. Семь раз добивался киевского престола Святослав Всеволодович – киевский князь, двоюродный брат Игоря и Всеволода Святославичей …брата моего Ярослава - Ярослава Всеволодовича Черниговского, родного брата Святослава Всеволодовича Киевского …сыну Глебову – Владимир Глебович Переяславский. При осаде Переяславля войском хана Кончака был ранен тремя копьями Всеволод – князь Владимиро-Суздальский, сын Юрия Долгорукого. Один из самых сильных князей 11 – 12 веков. Давыд – князь Смоленский, брат Рюрика Ростиславовича Всеволод, князь трубчевский и курский, родной брат Игоря Святославича Игорь Святославич – Новгород-Северский князь из рода Ольговичей

Ятвяги – одно из литовских племён Деремела – вероятно, ятвяжская область и ятвяжское племя Ярослава все внуки и Всеслава – потомки Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого, долгое время враждовавшие друг с другом. Ингварь и Всеволод, и все три Мстиславича... волынские князья. Роман – князь Владимиро-Волынский и, впоследствии, Галичский. Мстислав, возможно, его двоюродный брат или приближённый Галицкий Осмомысл Ярослав – Ярослав Владимирович Галицкий, тесть Игоря Новгород-Северского

Поблюсти – охранять, беречь Ногата – мелкая монета, 1/20 гривны. Резана – мелкая монета, 1/50 гривны. Тур – дикий бык или зубр, тур выступает здесь как олицетворение мужества и силы. Рядить (суда) – нанимать, уговариваясь обусловиях, оплате. Поганый – нечистый с религиозной точки зрения, первоначально – нехристианский, языческий Булатный – сделанный из узорчатой стали высокой прочности Крамола – мятеж, заговор. Усобица – то же, что междоусобица. Несогласие, раздор Гривна – денежно-весовая единица Древней Руси, серебряный слиток массой около 200 граммов. Стяг - знамя Патриотизм - любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

Контактная информация учитель русского языка и литературы школы 546 г. С.-Петербурга Работа выполнена на курсе: «Информационные технологии в работе учителя-словесника» в РЦОКОиИТ. Преподаватели: к. п. н., член-корр. Академии информатизации образования, почетный работник образования РФ, доцент, преподаватель РЦОКОиИТ Горлицкая С. И. к. п. н., член-корр. Академии информатизации образования, почетный работник образования РФ, доцент, преподаватель РЦОКОиИТ Горлицкая С. И. к. п. н., профессор кафедры истории педагогики СПбАППО Федоров С. В. к. п. н., профессор кафедры истории педагогики СПбАППО Федоров С. В. к. п. н., методист РЦОКОиИТ Ээльмаа Ю. В. к. п. н., методист РЦОКОиИТ Ээльмаа Ю. В. Соколова Екатерина Васильевна