Проект «Встречают по одежке» Есть ли связь между названием шапки «халмг» и названием народа «хальмг»? Выполнили ученики 4 класса МОУ «НОШ 22» г.Элисты,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Павловская А.Я. учитель технологии МОУ средняя школа 7 г. Няндома.
Advertisements

Национальная мужская одежда была однотипна для всего калмыцкого населения, каких- либо особых различий не отмечалось. Нательное белье мужчины состояло.
Возрождение народного декоративно- прикладного искусства. Орнамент.
Калмыцкая национальная одежда МКДОУ Центр развития ребенка-д/с 31 «Алтн Булг»
Выполнила Комогорцева Т.А. Учитель ИЗО искусства..
Основополагающий вопрос Знаешь ли ты свою родословную?
Народный костюм Работу выполнили: Приварин Даниил, Климова Дарья, Смоленцева Аня.
Раздел: Моделирование фартука 5 класс. История фартука начинается с Древнего Египта. Египтяне пользовались примитивной драпировкой. Это был кусок ткани,
Тема урока: ЭСКИЗ ОРНАМЕНТА ПО МОТИВАМ ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА 5 класс.
«Древо Жизни» Узор салфетки Презентацию выполнила Ученица 6В класса Вотякова Виктория.
Изобразительное искусство 5 класс Одежда «говорит» о человеке Автор: Кишова Ольга Анатольевна учитель изобразительного искусства МОУ ИРМО «Уриковская СОШ»
По одежке встречают … Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 16» г. Альметьевка, РТ Исследовательский проект.
I районный Фестиваль национальных культур «Мы вместе» среди образовательных учреждений Ярославского муниципального района Номинация Русский народный костюм.
«Правдивы» ли русские художники в своих картинах? (На примере женских образов) Выполнила: Иванова Ирина ученица 6 класса МОУ «СОШ 5» г. Калачинска.
Работу выполнили учащиеся 4 класса: Беркутов Максим, Грунчев Дмитрий ©МОУ Шурскольская СОШ, 2006.
Ногайская национальная одежда.
Калмыки Презентацию подготовил студент 2 го курса специальности «география» Кузьминов Вячеслав.
Костюм Тамбовской губернии Выполнила: учитель начальных классов филиала «Балыклейский» МБОУ «Красивская СОШ» Ермолаева Т. Н. Творческое название: « Костюм.
Народы и народности Красноярского края.. Цель: 1. Узнать какие народы проживают на территории Красноярского края. 2. Рассказать об одном из народов, заселяющих.
Народное творчество – это история или современность? Презентацию от имени ученика выполнила Михайлова Т.Н.
Транксрипт:

Проект «Встречают по одежке» Есть ли связь между названием шапки «халмг» и названием народа «хальмг»? Выполнили ученики 4 класса МОУ «НОШ 22» г.Элисты, п. Аршан.

Основополагающий вопрос: Кто мы? Откуда мы? Проблемные вопросы: Откуда пошло название « улан залата хальмгуд»? Есть ли связь между названием шапки «халмг» и названием народа «хальмг»?

Наше предположение: Есть мнение, что название народа «хальмг» связано с названием шапки «халмг»

Ход исследования: 1.Узнать,что означает название народа «хальмг» 2.Кто носил шапку «халмг»? Как она выглядела? 3.Означал ли что-то узор на шапке-халмг? 4.Сделать вывод, есть ли связь между названиями «халмг» и «хальмг». 5. Узнать свою родословную у родителей, у старшего поколения.

Откуда же произошло название калмыки (хальмг)? Предками сегодняшних калмыков были ойраты, издревле обитавшие в Джунгарии – западной части Монголии. Ойраты в свою очередь происходили от древних монгольских племен. Термин калмыки употреблялся относительно той группы ойратов, которая проживала в России. Само слово «калмык»(халимаг) тюркского происхождения и означает «отделившийся». В Русском государстве ойратов именовали калмыками с 70-х годов XVI в. Однако следует заметить, что волжские ойраты на протяжении почти двух столетий не называли себя калмыками. Они постепенно усваивали это название, и только к концу XVIII в. оно официально утвердилось как самоназвание.

Головной убор «халмг» Головные уборы калмычек были разнообразные и около 20 видов. Шапочки для девушек имели одни формы, для молодых и пожилых женщин – другие. Старинный головной убор замужней молодой и средних лет женщины – халмг, круглая по форме и довольно тяжелая по весу шапка. Ее кошмовая основа обтягивалась черной шелковой материей(нередко парчей) и украшалась вышивкой из золотых или серебряных ниток: на левой стороне вышивался орнамент «копыта жеребенка», на правой – узоры из цветов и листьев, края обрамлялись сверкающими блестками, сверху свисал большой густой гребешок из красных шелковых ниток.

тоорцг камчатка жатаг халмг буслячи

Шапочка «Халмг» и виды орнамента на нем

Калмыцкий орнамент - большое культурное наследие. Исследование орнамента началось в XVII-XIX века учеными П.С Паллесом и Л.Д. Дубровой. Характерной особенностью калмыцкого орнамента является его символичность и глубокая философская осмысленность каждого мотива. Самым популярным у калмыков был геометрический орнамент. Им украшалась только дорогая одежда. Это так называемый древний и джунгарский орнамент, являющийся символом вечного движения и согласованности. Разнообразные мотивы почки, побега, листьев и цветка, иногда совмещающие элементы кочевого быта в сложных композициях, образуют обширный ряд растительного орнамента. По свидетельству пожилых людей, раньше по орнаменту на шапке «халмг» определяли к какому роду принадлежала женщина до замужества. Левая сторона символизировала жизнь женщины в замужестве, а правая – жизнь девичью, до замужества. Калмыцкие пояса также богато украшались геометрическим, растительным, астральным орнаментами. Некоторые узоры имели особое значение. Возможно, это был знак принадлежности к определенному роду или же рисунок был оберегом. Итак, слово хальмг (халимаг) тюркского происхождения и означает «отделившиеся». В родственных калмыкам монгольских языках слова «хальмг» нет. А шапку халмг( иногда называлась халвнг) носили женщины калмычки. Название шапки халвнг упоминается в эпосе «Джангар»,ее носила княгиня Аг Шавдал.

Что узнал Мерген о своей родословной Наша семья Манджиевых относится к роду Ики-багутов. Ики-багутовская поговорка: «Көгшн Чагчи» гидг сәкүстә(бурхан), «Манла» гидг гүрмтә, «Ноһан Дәрк» гидг хурлта, «Ээҗ- Авһатан» гидг урата, «ик- баһуд» гидг улс бидн. В переводе это значит: « Сякусн наш- древний Чакчи, молитва наша- «Манла», хурул наш- « Ноган Дярки», уран наш – Эджи-Авгатан, а родом мы – «ики-багуты», т.е. «большие багуты». По сведениям жителей Ики-багутовского аймака они подразделяются между собой на следующие ясуны( кости)- харнуты,элбджигуты,шарнуты,заамуты,хо-меркиты и баг- цоохр (оруд-пришлые). Мы – баг-цоохр.

Генеалогическое древо семьи Манджиева Мергена Тюмень Джак Гаря Левш Балдр Лиджи Халг Тарв Дордж Манджи Вася Юра Мерген

Вывод Так как нет письменных подтверждений,что узор на шапке - халмг мог обозначать родоплеменную принадлежность нужно: *изучить работы ученых веков, исследовавших быт калмыков.( Г.С.Лыткина, А.М. Позднеева, И.Житецкий, Н.Н.Пальмова, и др. а также современных – У.Д.Душана,У.Э.Эрдниев, Г.О.Авляева, А.Г.Митирова, и др.) *обратиться к калмыцким ученым-этнологам за консультацией * учащиеся вместе с родителями могут посмотреть в семейных архивах старые фото или предметы старинной одежды и собрать цифровой фотоальбом традиционной одежды, сохранившийся в семьях. *посетить Национальный музей им.Пальмова, зарисовать узоры шапок, определить принадлежность узора какому-либо роду.