ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В ПОВЕСТИ Л.А. КАССИЛЯ « КОНДУИТ И ШВАМБРАНИЯ» 18 Всероссийская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»
Л. А. Кассиль
Факторы, формирующие личность главных героев СемьяШколаШвамбрания Исторические события Город Покровск
1.реальные события, лица, факты, связанные с детством Л. Кассиля 2.их художественное воплощение в его повести В работе будут выдерживаться 2 аспекта:
Члены семьи: мама, отец, брат Ося – центральные персонажи произведения. Виды Покровска в начале XX в. Главный герой повести – Лёля Кассиль.
Л. Н. Колесова отмечает функции трёх Кассилей: Мальчик Лёля рассказывает о своём детстве Лев – о том, что с ним стало, когда он вырос «биографический автор» пронизывает собой всю ткань произведения, раскрывает глубинный смысл происходящего в сознании героев
Отец Земская больница. А. Г. Кассиль в центре
Домашний капитан Отец «высоченный пышно-кучерявый» и очень веселый блондин. Он работает доктором в слободе Покровской. Отец был очень вспыльчив и строг. Важная деталь – увлечение отца шахматами. Рис. Ю. Ганфа
Отец. Свидетельства краеведов «Родился он в городе Паневеже, в 1875 году в семье мещан. Закончил медицинский факультет Казанского университета. В 1902 году А.Г. Кассиль попал в Саратов, где познакомился с семьей Перельман и увез от них дочь Анну». (из кн. Е.М. Ериной «Под покровом Богородицы») А.Г. Кассиль в молодости
Мама «И все наше детство было положено на эту музыку. У меня до сих пор все воспоминания поются на мотив «Ханона». Мама - типичная представительница интеллигенции начала XX века. Любит мужа и детей, верит в то, что интеллигенция должна нести в народ просвещение, гуманизм. Рис. Ю. Ганфа
Повесть «Кондуит и Швамбрания» – это приключения двух братьев. Образ Оськи – центральный в повести. Рис. Ю. Ганфа. Оська
«Оська был великим путаником…» Лёля и Ося Кассили Однажды Ося спросил у директора гимназии Ю.Б.Стомолицкого, по прозвищу Рыбий глаз : «Вас зовут Воблый глаз?»
Мальчики придумали «игру на всю жизнь»страну Швамбранию. Сочинили ее историю, определили географические особенности, населили персонажами из любимых книг. Установили оригинальный государственный строй в соответствии с собственными представлениями о добре и зле. «Игра на всю жизнь»
« Не надо было никуда бежать, не надо было искать обетованную землю. Она была здесь, около нас. Ее надо было только выдумать…»
Страна Швамбрания спасительное прибежище для детей: там можно мечтать, делать то, что хочется, придумывать себя и не бояться наказаний, потому что никто не наказывает главных. «...ведь играть интересно только в то, чего сейчас нет».
« Мы играли с братишкой в Швамбранию несколько лет подряд. Мы привыкли к ней, как ко второму отечеству…» Фрагменты экспозиции музея Л.А.Кассиля в Энгельсе
Мотив несуществующих стран звучит в произведениях русских писателей: рассказ «Мальчики» (А. П. Чехов) повесть «Дальние страны» (А. Гайдар)
Образование К началу XX века сформировались типы школ: земские частные гимназии прогимназии. Гимназический класс (Фрагмент экспозиции музея Л.А Кассиля)
«Покровская мужская гимназия была похожа на все другие мужские гимназии..» Здание покровской гимназии (ныне технологический институт)
Перечень изучаемых предметов церковнославянский язык и словесность, иностранные языки (французский, немецкий), древние языки (латинский и греческий), Закон Божий, русский язык, история, география, естественная история, математика, физика, космография, чистописание, рисование
«Дрались, играли в карты, фехтовали ножами, сдували, списывали, подсказывали безбожно и изощренно, воровали на базаре, били городовых» Фрагмент экспозиции музея Л.А.Кассиля в Энгельсе
Фрагмент экспозиции музея Л.А.Кассиля Кондуит Жизнь учащихся проходила под надзором школьных властей, все проступки заносились в особый журнал, который назывался кондуит.
«Вольфсон, 4 кл., пел во время перемены в классе. Арест на 2 часа». « пятиклассник Лютцау на уроке Закона Божьего относительно заданного по этому предмету сказал: «Задали выучить черт знает что». «Шумицкий по окончании урока подошел к доске с написанным текстом и дунул так, что часть мела попала на тужурку преподавателя». Выписки из кондуита минской гимназии:
Из воспоминаний гимназиста начала ХХ века: «Неукоснительное соблюдение гимназического этикета, безгрешная чистота тетрадей и «шарканье ножкой» угнетали душу».
Единая трудовая школа Комиссар Чубарьков Плакат 20-х годов
Композиционный параллелизм Царская гимназияЕдиная трудовая школа Детский мирВзрослый мир РеальностьИгра в Швамбранию Мировая войнаГражданская война
Факторы, формирующие личность главных героев СемьяШколаШвамбрания Исторические события Город Покровск
УЧЕНИЦА 11 КЛАССА МОУ «МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ ИМ. А.Г.ШНИТКЕ» Г.ЭНГЕЛЬСА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Доклад подготовила Дарья Ашевская