И.В. Муштавинская (Используются материалы ИСИО РАО) Качество образования в контексте ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
И.В. Муштавинская, проректор по методической работе СПб АППО Качество образования в контексте ФГОС.
Advertisements

Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
А ЛГОРИТМ ЭФФЕКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ ФГОС Особенности управления.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Федеральные государственные образовательные стандарты. Основная образовательная программа школы.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Система оценки качества образования. – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Стандарты и образовательный процесс.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа учителя. Требования к структуре ООП ООО 1. ЦЕЛЕВОЙ Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО; Система.
3 семинар (методический) Технология разработки основной образовательной программы начального общего образования (ООПНОО)
Ключевые особенности ФГОС основного и среднего (полного) общего образования.
Требования к структуре основной общеобразовательной программы (ООП) основного общего образования 3 раздела программы: - Целевой - Содержательный - Организационный.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Москва, РАО, 2 февраля 2010 года Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования Г.С.
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
Транксрипт:

И.В. Муштавинская (Используются материалы ИСИО РАО) Качество образования в контексте ФГОС

Качество образования Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека Статья 2

Результаты международных исследований PIRLS Начальная школа: чтение, математика, естествознание Среднее значение баллов Россия – 542 (3,7 из 40) PISA 15-летние школьники: ч итательская грамотность Среднее значение балла Россия – 459 (43 из 65 ) PISA 15-летние школьники: математическая грамотность Среднее значение баллов Россия – 468 (38 из 65) TEDS 2008 Качество педагогического образования (учителя математики) Среднее значение баллов Россия –594 (2 из 17)

Положение России среди других стран в 2003, 2006, 2009 гг. ( показатель – средний балл выполнения тестовых заданий по математике российскими обучающимися) За годы участия в программе PISA не произошло существенных изменений в состоянии математической грамотности российских 15-летних учащихся PISA 15-летние школьники

Результаты международных исследований: некоторые выводы Поставленная перед школой цель подготовить выпускников к свободному использованию математики в повседневной жизни не достигается на уровне требований международных тестов PISA Причины этого кроются в крайностях реализации академической направленности школьного курса математики, что приводит к уменьшению внимания к практической составляющей обучения математике Умения воспроизводить знания и применять известные алгоритмы преобладают над интеллектуальными умениями высокого уровня (обобщать, анализировать, прогнозировать, выдвигать гипотезы и др.) Студенты успешно справляются с математическими заданиями, требующими воспроизведения изученного материала, но испытывают затруднения при выполнении заданий, где необходим самостоятельный вывод, анализ предложенной математической ситуации или решение поставленной проблемы Российские четвероклассники (по данным PIRLS 2001 и 2006 годов) обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения. Основное чтение для обучения начинается в 5-7 классах. К 9-10 классу (по данным PISA 2000, 2003, 2006, 2009 годов) читательская грамотность российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов.

ФГОС: три системы требований Запросы и ожидания Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП О б щ ие ра м ки дл я си ст е м ы но р м ат ив ов Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ожидаемые результаты деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы

Основы и смысл ведения ФГОС Социальные : Заказ системы образования Научные: фундаментальное ядро содержания общего образования Идеологические и методологические: Концепция духовно- нравственного воспитания Смысл введения нового стандарта - ориентировать систему образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития Важнейшие особенности Ориентация на результат Реализация деятельностного подхода Основные механизмы Планируемые результаты Оценка: от «контроля» к «обеспечению качества»

Структура ООП 1. Целевой раздел: Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися ООП Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП 2. Содержательный раздел: Программа развития универсальных учебных действий, направленная на формирование компетенций обучающихся в области использования ИК- технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности Программы отдельных учебных предметов, курсов Программа воспитания и социализации Программа коррекционной работы 3. Организационный раздел: Учебный план Система условий реализации ООП

Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в ООП в виде планируемых результатов по учебным предметам и результатам освоения 4-х междисциплинарных программ: программы развития универсальных учебных действий, программы «ИКТ-компетентности» и других Планируемые результаты освоения ООП

Обеспечение качества образования посредством системы оценки Основной механизм: уточнение и распространение общего понимания содержательной и критериальной базы оценки через вовлечение педагогов и учащихся в осознанную текущую оценочную деятельность, согласованную с внешней оценкой Внешняя оценка: гос. службы Задает общее понимание содержания и критериев; аккредитация, аттестация, ЕГЭ и ГИА, мониторинговые исследования качества Государственная итоговая аттестация/ итоговая оценка Связь внешней и внутренней оценки Основа для внешней оценки Соотношение внутренней и внешней оценки в итоговой оценки, ее состав зависит от ступени обучения Внутренняя оценка: учитель, ученик, ОУ и родители; фиксирует динамику индивидуальных достижений Накопленная оценка и итоговые оценки

На итоговую оценку выносятся метапредметные и предметные результаты, представленные в блоках «Ученик\выпускник научится» ООП Достижение этих результатов проверяется с помощью учебно- познавательных и учебно- практических задач базового и повышенного уровней, построенных на опорном учебном материале Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку В ООП - это система УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия, сформулированные в метапредметном и предметном блоке - «ученик научиться»

Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса; Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться УУД

Итоговая оценка освоения ООП ООО: предметные, метапредметные результаты Результаты промежуточной аттестации Результаты ГИА Мониторинговая оценка личностных результатов и др. ГИА: Обязательные 3 предмета русский язык математика и… На выбор 2 предмета: один гуманитарный (литература, иностранный язык, обществознание, всеобщая история, география) один естественно-научный предмет (физика, химия, биология) Защита индивидуального монопредметного или межпредметного проекта!!!

ФГОС СОО п.12 Освоение обучающимися основной образовательной программы завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников Государственная (итоговая) аттестация обучающихся проводится по всем изучавшимся учебным предметам ГИА проводится в форме ЕГЭ по окончании 11 класса в обязательном порядке по учебным предметам: «Русский язык и литература»; «Математика: алгебра и начала анализа, геометрия»; «Иностранный язык» Обучающийся может самостоятельно выбрать уровень (базовый или углубленный), в соответствии с которым будет проводиться ГИА в форме ЕГЭ Допускается прохождение обучающимися ГИА по завершению изучения отдельных учебных предметов на базовом уровне после 10 класса.

ФГОС СОО п.11 Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) Требования к организации Индивидуальный проект выполняется: самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта Требования к результатам Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской, проектной деятельности, критического мышления способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности сформированность навыков самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов Области проектной деятельности: познавательная, практическая, учебно-исследовательская, социальная, художественно-творческая, иная Примерные виды проектов : информационный, творческий, социальный, прикладной, инновационный, конструкторский, инженерный

Примерный перечень локальных актов общеобразовательного учреждения, регламентирующих отдельные стороны образовательного процесса в условиях введения ФГОС ООО: Внесение изменений: Положение о Совете общеобразовательного учреждения; Положение о Педагогическом совете общеобразовательного учреждения; Положения о структурных подразделениях общеобразовательного учреждения; Положение о порядке приема, перевода и отчисления обучающихся общеобразовательного учреждения; Положение о режиме работы общеобразовательного учреждения; Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (или отдельные Положения о текущем контроле, о промежуточной аттестации) Новые локальные акты: Положение об индивидуальном учебном проекте; Положение о системе учета личностных достижений (например, о портфеле достижений обучающихся); Положение о мониторинге качества реализации основной образовательной программы основой школы в соответствии с ФГОС; Положение о Рабочей программе

Приказы по общеобразовательному учреждению о введении ФГОС ООО Комплекс мероприятий по введению ФГОС ООО в общеобразовательном учреждении оформляется приказами. Перечень приказов, их количество определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно: О переходе ОУ на обучение по ФГОС ООО О разработке образовательной программы Об утверждении образовательной программы Об утверждении учебного плана Об утверждении программы внеурочной деятельности О проведении внутришкольного мониторинга реализации ФГОС ООО О внесении изменений в должностные инструкции и т.п.

ФГОС и оценка качества Ученик: Освоение УУД- компетенций Учитель: Расширение педагогического инструментария и способов оценки заявленных в стандарте результатов: предметных, метапредметных, личностных Новый подход к оцениванию, как фиксация достижений учащихся

Разработка ООП: наиболее сложные моменты – создание Программы развития универсальных учебных действий и Системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы; Выбор УМК; Создание современных рабочих программ; Разработка локальной нормативной базы; Повышение квалификации (индивидуальные маршруты, программы, стажировки, самообразование): наиболее сложные моменты для учителя – программа УУД, «метапредметная оценка» Стратегия и тактика ОУ по введению ФГОС «Дорожная карта»