Лекция 1. Введение в информационные технологии (ИТ).Основные понятия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
сведения об окружающем мире Задание «Свойства информации» Задание «Свойства информации»
Advertisements

Информация Её виды и свойства. вещества Все многообразие материальных объектов состоит из вещества энергией Все материальные объекты взаимодействуют друг.
Информация и информационные процессы Информация и информационные процессы 1.Понятие информации 2.Классификация информации 3.Свойства информации.
Понятие "Информация". Слово «информация» происходит от латинского слова informatio,что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие.
Информация. Краткая история информатики. Информатика, как наука. Информационные процессы.
Информация Её виды и свойства вещества Все многообразие материальных объектов состоит из вещества энергией Все материальные объекты взаимодействуют.
Информация. Свойства, виды информации. Информация (от лат. informatio осведомление, разъяснение, изложение) в широком смысле абстрактное понятие, имеющее.
ИНФОРМАЦИЯ Выполнила ученица 10 класса Собенникова Евгения Учитель: Хлопков Алексей Михайлович.
LOGO Информационные технологии в образовании. Информация - сведения, передаваемые от одного человека к другому устно, письменно или посредством каких-либо.
Преподаватель: Купченко Е лена Владимировна. Технология это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных,
Информационные технологии. Общие понятия и классификация. Шмурина Татьяна Михайловна Учитель английского языка МОУ Черкизовской СОШ.
Информация Виды и свойства. Информация это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.
Введение в информатику Окладникова О.Л.. Термин «информация» Происходит от латинского слова informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение.
ИНФОРМАЦИЯ. ИНФОРМАТИКА. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ. ВОПРОСЫ: n1n1. Что такое информация? n2n2. Носители информации. n3n3. Виды классификации информации. n4n4. Свойства.
Информация и её свойства. Вопросы: 1.Информация: определение, свойства, особенности, разновидности. 2.Меры информации. 3.Показатели качества информации.
Выполнила работу: Кушнир Екатерина, ученица 11Б класса.
Презентация на тему "Программное обеспечение информационных технологий"
Информация и информационные процессы. Информация - отражение реального мира, выражаемого в виде символов и знаков.
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
3.3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СИСТЕМА Успешное внедрение информационных технологий связано с возможностью их типизации. Конкретная информационная.
Транксрипт:

Лекция 1. Введение в информационные технологии (ИТ).Основные понятия.

1.Понятия данных, знаний, информации. 2.Аспекты информации (семантический, синтаксический, прагматический) 3.Назначение информации, и ее роль в современном мире 4.Виды информации по направлениям: - по восприятию, - по форме представления, - по назначению, - по форме передачи 5.Свойства информации по направлениям - атрибутивные, - прагматические, - динамические 6.Понятия информационных технологий, компьютерных технологий. 7.Понятие базовых ИТ. 8. Понятие предметных, функциональных, обеспечивающих ИТ 9.Свойства информационных технологий (6 свойств). 10.Классификация ИТ по степени использования компьютеров, 11.Классификация ИТ по способу реализации, 12.Классификация ИТ по универсальности, 13.Классификация ИТ по способу организации доступа к информации (интерактивности) 14.Классификация ИТ по степени охвата задач управления 15.Классификация ИТ типу обрабатываемой информации 16.Классификация ИТ по типу пользовательского интерфейса. 17.Классификация ИТ по способу построения компьютерной сети 18.Классификация ИТ по обслуживаемым предметным областям 19. Понятие интегрированной системы (интегрированный компьютерно-технологический комплекс)

Основные понятия данных, информации, знаний. К базовым понятиям, которые используются в экономической информатике, относятся: данные, информация и знания. Эти понятия часто используются как синонимы, однако между этими понятиями существуют принципиальные различия. Термин данные происходит от слова data - факт, а информация (informatio) означает разъяснение, изложение, т.е. сведения или сообщение. Данные - это совокупность сведений, зафиксированных на определенном носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию. Информация - это результат преобразования и анализа данных. Отличие информации от данных состоит в том, что данные - это фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях, а информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач. Например, в базах данных хранятся различные данные, а по определенному запросу система управления базой данных выдает требуемую информацию. Существуют и другие определения информации, например, информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний. Знания – это зафиксированная и проверенная практикой обработанная информация, которая использовалась и может многократно использоваться для принятия решений. Знания – это вид информации, которая хранится в базе знаний и отображает знания специалиста в конкретной предметной области. Знания – это интеллектуальный капитал. Формальные знания могут быть в виде документов (стандартов, нормативов), регламентирующих принятие решений или учебников, инструкций с описанием решения задач. Неформальные знания – это знания и опыт специалистов в определенной предметной области.

источника информации и потребителя; важно, чтобы информация для потребителя имела смысл, чтобы он мог оценивать ее для своих целей. Поэтому выделяют три аспекта информации прагматический семантический и синтаксический: -Прагматический аспект - это возможность достижения поставленной цели и использование полученной информации. Этот аспект информации влияет на поведение потребителя в зависимости от эффективности информации. То есть этот аспект характеризует поведенческую сторону проблемы. -Семантический аспект - позволяет оценить смысл передаваемой информации. При этом оценивается вес новой информации в сравнении с уже имеющейся. Семантические связи между словами или другими смысловыми элементами отражает словарь - тезаурус. -Синтаксический аспект информации связан со способом ее представления. В зависимости от реального процесса, в котором участвует информация: сбор, передача, преобразование, отображение, представление, ввод или вывод, информация представляется в виде специальных знаков, символов.

Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сферах. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов в результате концентраии и специализации производства. Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом. В связи с этим, очень важно понимание не только взаимосвязи развития индустрии информации, компьютеризации, информационных технологий с процессом информатизации, но и определение уровня и степени влияния процесса информатизации на сферу управления и интеллектуальную деятельность человека

-по истинности истинная ложная -по способу восприятия Визуальная воспринимаемая органами зрения. Аудиальная воспринимаемая органами слуха. Тактильная воспринимаемая тактильными рецепторами. Обонятельная воспринимаемая обонятельными рецепторами. Вкусовая воспринимаемая вкусовыми рецепторами. -по форме представления Текстовая передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка. Числовая в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия. Графическая в виде изображений, предметов, графиков. Звуковая устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём. -по назначению Массовая содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума. Специальная содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация. Секретная передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам. Личная (приватная) набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

1) Атрибутивные свойства (атрибут – неотъемлемая часть чего- либо). Важнейшими среди них являются:- дискретность (информация состоит из отдельных частей, знаков) и непрерывность (возможность накапливать информацию) 2) Динамические свойства связаны с изменением информации во времени: - копирование – размножение информации - передача от источника к потребителю - перевод с одного языка на другой - перенос на другой носитель - старение (физическое – носителя, моральное – ценностное) Практические свойства - информационный объем и плотность

Компьютерные технологии или Информационные технологии (ИТ) это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Невозможно представить себе современные области производства, науки, культуры, спорта и экономики, где не применялись бы компьютеры. Компьютеры помогают человеку в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях.

Базовыми понятиями информатики и информационных технологий являются: Информация. Информационные процессы. Технология. Информационные ресурсы. Информационная система. Информация - происходит от слова information, сведенья, данных. Информация в понимание компьютера, это последовательность символов, несущая смысловую нагрузку, и представленная в понятном компьютеру виде. Информационные процессы - действия, осуществляемые с информацией: Сбор. Получение. Хранение. Обработка. Передача. Технология - происходит от латинского (techne): искусство, умение, мастерство. Технология, это определенная совокупность действий, направленная на достижение поставленной цели. Информационные технологии - совокупность программных, технических, документальных средств, для выполнения информационных процессов.

К предметным ИТ обычно относят технологии, используемые в различных предметных областях (обществе, политике, экономике, юриспруденции, науке, производстве, медицине, образовании и др.). При этом по обслуживаемым предметным областям выделяют ИТ различных областей деятельности, например, бухгалтерского учета, банковской, налоговой, страховой и др. К обеспечивающим ИТ можно отнести технологии, обеспечивающие выполнение определенных видов деятельности, функций, процессов и т. п. Необходимость или необязательность их использования обусловлена характером задач пользователя или средой функционирования. Так, по функциям обеспечения управленческой деятельности выделяют: а) технологии подготовки: текстовых документов на основе текстовых процессоров; иллюстраций и презентаций графических процессоров; табличных документов использования табличных процессоров; б) технологии разработки программ на основе алгоритмических,объектно-ориентированных и логических языков программирования; в) технологии систем управления базами данных; г) технологии поддержки управленческих решений на основе систем искусственного интеллекта; д) гипертекстовые технологии и технологии мультимедиа. Обеспечивающие технологии включают: а) технологии и системы управления данными; б) средства и технологии распределенной обработки (сетевые технологии); в) средства удаленного доступа (телекоммуникационные технологии); г) средства и технологии человеко-машинного взаимодействия и интерфейсы конечного пользователя; д) средства и технологии защиты информации. К функциональным ИТ можно отнести технологии, связанные с конкретными информационными процессами. В этом случае они могут входить в состав базовых ИТ. Многообразие функциональных особенностей информации позволяет выделять и другие классы функциональных технологий.

С точки зрения информатики наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр. - Объективность информации. Объективный – существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация – это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения. Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22°С» – объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения. Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании человека, информация может искажаться (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта, и, таким образом, перестать быть объективной. - Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам: преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства; искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации. - Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. - Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п. - Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна. - Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

Информационные технологии следует классифицировать прежде всего по области применения и по степени использования в них компьютеров. Различают такие области применения информационных технологий, как наука, образование, культура, экономика, производство, военное дело и т. п. По степени использования в информационных технологиях компьютеров различают компьютерные и бескомпьютерные технологии. В области образования информационные технологии применяются для решения двух основных задач: обучения и управления. Соответственно paзличают компьютерные и бескомпьютерные технологии обучения, компьютерные и бескомпьютерные технологии управления образованием. В обучении информационные технологии могут быть использованы, во-первых, для предъявления учебной информации обучающимся, во-вторых, для контроля успешности ее усвоения. С этой точки зрения информационные; технологии, используемые в обучении, делятся на две группы: технологии предъявления учебной информации и технологии контроля знаний. К числу бескомпьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся бумажные, оптотехнические, электроннотехнические технологии. Они отличаются друг от друга средствами предъявления учебной информации и соответственно делятся на бумажные, оптические и электронные. К бумажным средствам обучения относятся учебники, учебные и учебно-методические пособия; к оптическим - эпипроекторы, диапроекторы, графопроекторы, кинопроекторы, лазерные указки; к электронным телевизоры и проигрыватели лазерных дисков. К числу компьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся: - технологии, использующие компьютерные обучающие программы; - мультимедия технологии; -технологии дистанционного обучения.

По способу реализации в автоматизированных информационных системах выделяют традиционно сложившиеся и новые информационные технологии. Если традиционные информационные технологии прежде всего существовали в условиях централизованной обработки данных, до массового использования ПЭВМ были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости при формировании регулярной отчетности, то новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.

ИТ разделяются на две большие группы: технологии с избирательной и с полной интерактивностью. ИТ с избирательной интерактивностью принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде. Сюда входят банки и базы данных и знаний, видеотекст, телетекст, интернет и т.д. Эти технологии функционируют в избирательном интерактивном режиме и существенно облегчают доступ к огромному объему структурируемой информации. В данном случае пользователю разрешается только работать с уже существующими данными, не вводя новых. ИТ с полной интерактивностью содержит технологии, обеспечивающие прямой доступ к информации, хранящейся в информационных сетях или каких-либо носителях, что позволяет передавать, изменять и дополнять ее.

По степени охвата ИТ-задач управления выделяют автоматизированную обработку данных, когда с использованием ПЭВМ без пересмотра методологии и организации процессов управления ведется обработка данных с решением отдельных экономических задач, и автоматизацию управленческой деятельности. Во втором случае вычислительные средства используются для комплексного решения функциональных задач, формирования регулярной отчетности и работы в информационно- справочном режиме для подготовки управленческих решений. К этой же группе могут быть отнесены ИТ поддержки принятия решений, которые предусматривают широкое использование экономико-математических методов, моделей и специализированных пакетов прикладных программ (ППП) для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам, явлениям производственно-хозяйственной практики. К данной классификационной группе относятся также организация электронного офиса как программно-аппаратного комплекса для автоматизации и решения офисных задач, а также экспертная поддержка, основанная на использовании экспертных систем и баз знаний конкретной предметной области.

Информационные технологии так же можно различать по типу обрабатываемой информации. Разделение достаточно условное, т.к. большинство информационных технологий позволяет поддерживать и другие виды информации. Например, в текстовых процессорах возможна и несложная расчетная деятельность, а табличные процессоры обрабатывают не только цифровую информацию, но и могут генерировать графики. Однако каждая из видов технологии в основном ориентированна на работу с информацией определенного вида. Модификация элементов, составляющих информационные технологии, дает возможность образования новых технологий в различных компьютерных средах.

Пакетная информационная технология исключает возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она производится в автоматическом режиме. Это объясняется организацией обработки, которая основана на выполнении программно-заданной последовательности операций над заранее накопленными в системе и объединенными в пакет данными. В отличие от пакетной диалоговая информационных технологий предоставляет пользователю неограниченную возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в интерактивном режиме, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений. Интерфейс сетевой информационных технологий предоставляет пользователю средства теледоступа к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам благодаря развитым средствам связи, что делает такие информационные технологии широко используемыми и многофункциональными. Способ построения сети зависит от требований управленческого аппарата к оперативности информационного обмена и управления всеми структурными подразделениями фирмы. Повышение запросов к оперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования организации. Это влечет за собой организацию не только локальных вычислительных систем, но многоуровневых (иерархических) и распределенных информационных технологий в информационных сиситемах организационного управления. Все они ориентированы на технологическое взаимодействие, которое организуется за счет средств передачи, обработки, накопления, хранения и защиты информации.

В многоуровневых и распределенных компьютерных информационных системах организационного управления одинаково успешно могут быть решены как проблемы оперативной работы с информацией, так и проблемы анализа экономических ситуаций при выработке и принятии управленческих решений. В частности, создаваемые автоматизированные рабочие места специалистов предоставляют возможность пользователям работать в диалоговом режиме, оперативно решать текущие задачи, удобно вводить данные с терминала, вести их визуальный контроль, вызывать нужную информацию для обработки, определять достоверность результатной информации и выводить ее на экран, печатающее устройство или передавать по каналам связи.

-ИТ в бухгалтерском учете; -ИТ в банковской деятельности; -ИТ в налоговой деятельности; -ИТ в страховой деятельности; -ИТ в статистической деятельности и т.д.

В настоящее время наблюдается тенденция к объединению различных типов информационных технологий в единый компьютерно-технологический комплекс, который носит название интегрированного. Особое место в нем принадлежит средствам коммуникации, обеспечивающим не только чрезвычайно широкие технологические возможности автоматизации управленческой деятельности, но и являющимся основой создания самых разнообразных сетевых вариантов АИТ: локальных, многоуровневых, распределенных, глобальных вычислительных сетей, электронной почты, цифровых сетей интегрального обслуживания. Все они ориентированы на технологическое взаимодейст вие совокупности объектов, образуемых устройствами передачи, обработки, накопления и хранения, защиты данных, представляют собой интегрированные компьютерные системы обработки данных большой сложности, практически неограниченных эксплуатационных возможностей для реализации управленческих процессов в экономике. Интегрированные компьютерные системы обработки данных проектируются как сложный информационно-технологический и программный комплекс. Он поддерживает единый способ представления данных и взаимодействия пользователей с компонентами системы, обеспечивает информационные и вычислительные потребности специалистов в их профессиональной работе. Особое значение в таких системах придается защите информации при ее передаче и обработке. Наибольшее распространение при защите экономической информации получили аппаратно-программные способы. В частности, использование системы связи, выбранной по защитным свойствам и качеству обслуживания, гарантирующим сохранность информации в процессе передачи и доставки ее адресату; шифрование и дешифрование данных абонентами сетей общего пользования (телефонных, телеграфных) при договоренности пользователей об общих технических средствах, алгоритмах шифрования и т.п.