МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С 6.. Основные положения: 1.в демоверсии отсутствует эталонный ответ, что не позволяет использовать алгоритм его написания;

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Викторина « Есть память, которой не будет забвенья, И слава, которой не будет конца …»
Advertisements

Учимся писать историческое сочинение 1 Учитель истории Мамиконян Е.Е.
Автор: Серебрякова Татьяна Петровна, учитель истории и обществознания МАОУ «Лицей» городского округа г. Урюпинск Подготовка к ЕГЭ по истории. Учимся писать.
Часть 1 содержит 21 задание с выбором ответа (один верный ответ из исторических факторов, процессов, явлений, причин и следствий событий). Общее число.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Полетаева.
Часть 2 Задания с развернутым ответом, самая сложная часть ЕГЭ по обществознанию и самая весомая. Часть 2 дает возможность Вам получить на экзамене 27.
1 14 октября 2015 года Диагностическая работа для 10 класса «История государства Российского» 14 октября 2015 года Работа проводится с целью определения.
УРОК ПО ИСТОРИИ УКРАИНЫ В 7 КЛАССЕ, § 14 Укрепление единовластия в Руси. Образование удельных княжеств.
Подготовка к ЕГЭ по истории (практикум по части С) Подготовила: учитель выс. кв. кат. Мухаметжанова А.К.
Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки.
Гражданская война Задания для посещающих электив.
Подготовка к написанию эссе по обществознанию. Обществознание – не отдельная наука, а интегрированное знание обо всех важнейших сторонах жизни общества,
Вспомните, при каких обстоятельствах Ярослав Мудрый пришел к власти? Вспомните, при каких обстоятельствах Ярослав Мудрый пришел к власти? Назовите причины.
Тема урока : «Русь в конце XI – начале XII вв. Владимир Мономах»
Особенности проверки и оценивания второй части экзаменационной работы.
Итоги ЕГЭ по истории в 2012 году Результаты ЕГЭ 2012 (лучшие результаты 87 ОУ) Принимало участие в ЕГЭ по истории 831(в 2011 г.-760 человек), 100 баллов.
Этот царь до восшествия на престол фактически правил за спиной Фёдора Ивановича, его именем А.С. Пушкин.
Мономах. Последние годы великой державы Владимир.
Начало раздробления Древнерусского государства.. Ярослав Мудрый Изяслав Киев Святослав Чернигов Всеволод Переяславль Правда Ярославичей.
Транксрипт:

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С 6.

Основные положения: 1.в демоверсии отсутствует эталонный ответ, что не позволяет использовать алгоритм его написания; 2.единственного правильного ответа не существует. Задание носит творческий характер и предполагает элемент выбора не только исторического деятеля, но и фактологического материала, на основании которого будет выстроен ответ. Задание носит комплексный характер, при его выполнении проверяется не только наличие определённых знаний, но и умение структурировать материал, группировать факты по основным направлениям, определять итоги деятельности исторических персоналий.

1 этап. В течении 3-5 минут знакомство с биографической справкой Владимир Мономах ( гг).

Владимир II Мономах древнерусский государственный деятель, военачальник, писатель; киевский великий князь ( гг.). С 1067 г. был смоленским князем. В 1078 г. Владимир Мономах получил Чернигов. В 1093 г. вел войну с половцами и их союзником Олегом Святославичем, которому вынужден был уступить Чернигов (1094), и обосновался в Переяславском княжестве, подвергавшемся постоянным набегам половцев. Поэтому Владимир Мономах был более всех заинтересован в прекращении княжеских междоусобиц и сплочении сил Руси для отпора половцам. Эту мысль переяславский князь настойчиво высказывал на княжеских съездах (1097, 1100, 1103 гг.). После Долобского съезда 1103 г. Владимир стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев (1103, 1107, 1111 гг.). При организации походов в Степь он начал прибегать к помощи народного ополчения. Половцы потерпели ряд поражений и надолго оставили в покое русские земли. В 1097 г. Владимир Мономах участвовал в Любечском съезде, который провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов. Это решение констатировало наличие нового политического строя на Руси, основой которого было сложившееся крупное феодальное землевладение. Каждый из князей правил самостоятельно на земле, доставшейся ему от отца, «каждый да держит отчину свою».

Став киевским князем, он подавил восстание, но в то же время вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов. Так возник устав владимира всеволодовича мономаха, который, не покушаясь на основы феодальных отношений, стремился хотя бы декларативно облегчить положение должников и закупов. Таким же духом проникнуто и «поучение» владимира всеволодовича мономаха, где он выступает за установление мира между феодалами и крестьянами. «Поучение» является ярким памятником древнерусской литературы, написанным талантливо и с литературным блеском. Княжение владимира всеволодовича мономаха было временем усиления киевской руси. Владимир всеволодович мономах сумел объединить до 3/4 территории древнерусского государства и прекратить княжеские междоусобицы. После смерти владимира всеволодовича мономаха феодальная раздробленность руси вновь усилилась.

Критерии оценивания задания С6 К1. Время жизни исторического деятеля – максимально 1 балл. Ответ оценивается в 1 балл в том случае, если: - правильно указано время жизни исторического деятеля (век и часть или десятилетие века; точное указание лет жизни не требуется); - время жизни исторического деятеля в явном виде не указано, но приведённые выпускником даты событий, связанных с ним, свидетельствуют о знании времени жизни данного деятеля; - правильно указан век, допущена неточность при указании одного из десятилетий века (или одной из дат лет жизни), когда жил исторический деятель; - в качестве правильного ответа может быть также засчитано верное указание лет (или периода) правления, активной государственной (военной и т.п.) деятельности. Ответ оценивается в 0 баллов: - указан только век, когда жил исторический деятель; - допущены неточности при указании обеих хронологических рамок жизни исторического деятеля (в случае, если выпускник указал век и десятилетие века); - время жизни исторического деятеля указано неправильно; - время жизни исторического деятеля не указано.

Критерии оценивания задания С6 К2 Характеристика деятельности – максимально 3 балла Ответ оценивается в 3 балла – правильно указаны не менее двух направлений деятельности, дана характеристика каждого из них. Ответ оценивается в 2 балла: - правильно указаны не менее двух направлений деятельности, дана характеристика каждого из них, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ правильно указаны одно -два направления деятельности, без фактических ошибок дана характеристика деятельности только одного из них. Ответ оценивается в 1 балл: - правильно указано одно -два направления деятельности, дана характеристика одного направления, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.

Критерии оценивания задания С6 ИЛИ направления деятельности в явном виде не указаны, без фактических ошибок дана характеристика одного или нескольких направлений деятельности. ИЛИ правильно указаны одно -два направления деятельности. Без фактических ошибок приведены только частные исторические факты, относящиеся к жизни личности, но не характеризующие её деятельности. Ответ оценивается в 0 баллов: Направления деятельности в явном виде не указаны, при характеристике его деятельности допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ правильно указаны только направления деятельности. ИЛИ направления деятельности не указаны, приведены только факты, относящиеся к жизни и /или деятельности личности. ИЛИ основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл

Критерии оценивания задания С6 К3 Указание результатов деятельности Ответ оценивается в 2 балла: - Без фактических ошибок указаны результаты деятельности по двум направлениям. Ответ оценивается в 1 балл: - Без фактических ошибок указаны результаты только по одному направлению ИЛИ указаны результаты деятельности по двум направлениям, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. Ответ оценивается в 0 баллов: - Результаты деятельности не относятся к указанным направлениям ИЛИ результаты деятельности даны в предельно обобщенных формулировках, не относящихся непосредственно к указанным направлениям деятельности ИЛИ результаты деятельности приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ИЛИ результаты деятельности не приведены вообще.

Что от Вас НЕ требуют? Эмоциональной оценки, литературной эстетики и т.п. Это важно в истории как науке, но не в данном задании – ведь в соответствии с официальными критериями это не будет учтено. (Хотя и стиль, и орфография важны – они создают у эксперта общее впечатление от работы. А это сказывается на его желании поддержать работу или проверить ее построже).

Стратегия успеха: 1.«Плюс один».Если максимально требуемое число ответа – два пункта, то надо выполнить хотя бы три (один – на всякий случай, если эксперт не зачтет один из пунктов). Т.е. надо постараться выбрать из списка деятеля, для которого вы способны назвать и охарактеризовать как минимум три направления деятельности. 2. «Экономим силы». Поверьте, времени после проверки и перепроверки всех остальных заданий остается так мало, что сделать идеальное эссе можно только если вы отлично представляете, где и как можно сэкономить силы на этом задании (а ведь это целых 6 (!!!) первичных баллов!).

Многие школьники считают, что «историческое эссе» максимально похоже на сочинение. И льют, льют, льют «красивые» навороченные тексты, добраться до сути которых эксперт должен ну очень захотеть. Что от вас требуется? Сделать максимально прозрачную для экспертизы характеристику, оформление которой не позволит даже самому ленивому или придирчивому эксперту пропустить какой-то из пунктов или фактов. К тому же хорошо структурированную работу легче, если что, защищать на апелляции.

Стратегия успеха: 1. Хорошо продумать оформление работы. Выбрать вариант оформления, максимально комфортный для вас и при этом максимально удобный для экспертизы. Облегчите работу эксперту, и он ответит вам взаимностью! 2. Сделайте свой текст легко читаемым! Почерки современных учеников чудовищны. А в условиях экзаменационного стресса… Поэтому работа должна быть оформлена так, чтобы уже структура эссе, его графика говорили эксперту, что здесь есть несколько направлений деятельности, итогов и т.п. Но помните! Излишняя «художественность» опасна! Экзаменационная работа, слишком разрисованная индивидуальными элементами, может быть дисквалифицирована по подозрению в том, что она «помечена» для опознания!

К1. Время жизни исторического деятеля: Задание 1.Выберите правильный (е) ответ(-ы) по К1. 1.1Владимир Мономах жил в XIв. 1.2Владимир Мономах жил XII в. 1.3Время жизни Владимира Мономаха: XI – первая половина XII вв. 1.4 Время жизни Владимира Мономаха: конец XI – первая четверть XII вв Учащиеся выбирают: 1.4 Время жизни Владимира Мономаха: конец XI – первая четверть XII вв Допускается и вариант ответа 1.3 Время жизни Владимира Мономаха: XI – первая половина XII вв.

К2. Основные направления деятельности. Задание2.На основе биографических данных князя Владимира Мономаха охарактеризуйте каждое направление его деятельности (приведите примеры, факты, события). Внутренняя политика: Государственная деятельность социальная деятельность литературная деятельность Внешняя политика: - борьба с половцами - развитие международных связей

К1 Верно указаны годы правления Владимира Мономаха в Киеве. Оценка – 1 балл. К2 Направления деятельности названы (внутренняя и внешняя политика), Несмотря на привлечение спорных фактов и формулировок (например: «перенёс из Византии основной атрибут княжеской власти – шапку Мономаха»), можно максимально оценить характеристику обоих указанных направлений. Оценка - 3 балла. К3 Несмотря на ряд не вполне удачных формулировок, ответ можно оценить самым высоким баллом, т.к. верно указаны результаты по нескольким направлениям. Оценка – 2 балла.

К3.Характеристика результатов деятельности: Задания 3.Вставьте пропущенные слова в характеристике результатов деятельности князя Владимира Мономаха в соответствии с критерием К3. Задания 3.Вставьте пропущенные слова в характеристике результатов деятельности князя Владимира Мономаха в соответствии с критерием К3. Результаты деятельности: Владимир Мономах ____________________________________единство Руси, ограничил произвол_____________________, обеспечил внешнюю____________________, ___________________ династических связей с Европой.

Разработчики контрольно-измерительных материалов не предъявляют строгих требований к форме ответа, потому это может быть как текст по типу сочинения, так и структурный план. Структурный план позволяет достаточно четко обозначить наиболее важные направления деятельности, раскрыть их содержание через обозначения подпунктов плана, указать результаты. Краткость и четкость формулировок, отсутствие необходимости прописывать связки-переходы в тексте делают такую форму ответа достаточно популярной, однако при этом нельзя забывать о необходимости выделения причинно-следственных связей, указания особенностей исторического периода, на который приходится деятельность выбранной личности.

К1 Не названы годы событий, связанных с деятельностью Петра I. Оценка – 0 балл. К2 Ответ учащегося представлен в необычной форме: в виде таблицы, с элементами схематизации. Учащийся выделил два крупных направления деятельности Петра I: внутреннюю политику и внешнюю политику. Дана характеристика обоих направлений деятельности. Характеристику внешней политики нельзя считать полной, так как она ограничена только упоминанием главного внешнеполитического события – Северной войны, но не включает такие важные события, как Азовские, Прутский и Каспийский походы Петра I. Характеристика внутренней политики является более полной (хотя и не включает в себя некоторых событий, например введение подушной подати), но содержит фактическую ошибку: учащийся перепутал Указ о единонаследии с Указом о престолонаследии. В ответе содержится достаточно полная характеристика результатов деятельности. Оценка – 1 балл.

К3 Указаны результаты деятельности (характеристика отдельных результатов представлена как в ходе характеристики направлений деятельности, так и в заключении работы). 2 балла.

К1 Время жизни указано неверно (даже если принять во внимание, что большая часть жизни и деятельности П.А. Столыпина относится кXIX в., требование указать время жизни с точностью до части векаили десятилетия, не выполнено). Оценка – 0 баллов К2 Названо одно направление деятельности («аграрная реформа»). Фразу «главным положение которой было введение частной крестьянской земельной собственности» нельзя считать характеристикой указанного направления деятельности. Выпускник не привел целей, содержания реформы; не назвал никаких конкретных фактов. Оценка - 0 баллов. К3 Результаты деятельности не названы. 0 баллов.

Одной из проблем может стать выбор плана и формы подачи материала. Тут возможен как хронологический, так и тематический подход. Первый оправдан в тех случаях, когда речь пойдет о характеристике деятельности, протекающей преимущественно в одной сфере, где изменения прослеживаются только с временной позиции. Речь в данном случае может идти о полководцах или деятелях культуры. Задание1 Укажите даты жизни А.Рублёва в соответствии с критериями К А.Рублёв жил во второй пол____века - начале ____века. 1.2.А. Рублёв был младшим современником_____, значит он жил во вт пол ___века. 1.3.Большое влияние на творчество А.Рублёва оказала победа в _____битве, следовательно, он жил в_____века.

К 2.Основные направления деятельности: Задание 2.На основе биографических данных А.Рублёва заполните пропуски в характеристике основных направлений его деятельности в соответствии с критерием К2. Основные направления деятельности и их характеристика: ______________: роспись Успенского собора, создание икон «Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», «Троица»; -проповедь единения: идея соборности в картине «Страшного суда» в Успенском соборе во Владимире,__________________ -развитие русской живописи: создание «звенигородской» школы живописи, ___________________________________

К 3.Харакиеристики результатов деятельности: Задание 3. Вставьте пропущенные слова в характеристике результатов деятельности А Рублёва в соответствии с критерием К3. Произведения А. Рублёва стали___________русской культуры. Они были образцом для подражания русских иконописцев вплоть до начала XVII века. В сложное дл страны время он призывал к ___________________________________ А.Рублёв смог объединить традиции византийской и московской иконописных школ и создать новую, так называемую «звенигородскую» школу иконописи. Задание 4. Напишите сочинение об А.Рублёве по критериям задания С6.

Фёдор Матвеевич Апраксин ( сподвижник Петра I, генерал-адмирал русского флота ( гг) К1. Время жизни исторического деятеля. Задание 1. Выберите правильный (-е) ответ(-ы)по К1, дополните недостающую информацию: 1.1 Время жизни Ф.М.Апраксина – XVIIIв 1.2 Время жизни Ф.М.Апраксина : конец XVI – 20-е гг. XVIII в. 1.3 Современниками Ф.М.Апраксина были_________, значит время его жизни –это ___годы__века Генерал-адмирал Ф.М.Апраксин был участникам и свидетелем событий______, следовательно, его активная деятельность приходится на _ _века.

Ответ учащихся: 1.3 Современниками Ф.М.Апраксина были Петр I, Екатерина I, значит время его жизни –это 70-е годы XVII века Генерал-адмирал Ф.М.Апраксин был участникам и свидетелем событий Северной войны, следовательно, его активная деятельность приходится на первую половину XVIII века. Следовательно: годы жизни Ф.М.Апраксина – вт пол XVII – пер пол XVIII в.

К2. Основные направления деятельности: Задание2.На основе сведений из жизни Ф.М.Апраксина выберите из предложенных ниже элементов направления и характеристику его деятельности. Запишите их, используя слова в скобках ( создание флота, строительство морских крепостей, укрепление государственной власти, подавление восстаний, участие в управлении государственных учреждениями, командование российским флотом в годы Северной войны, военная деятельность, особые поручения императора, укрепление положения России на юге в Приазовье, успешное участие в Северной войне).

- _____________________:осуществил главный надзор за судостроением в Воронеже в 1697 г., результатом которого стал флот, осадивший Азов, назначе главным начальником Адмиралтейсткого приказа, президентом Адмираллтейств-коллегии; -______________: назначен воеводой в Архангельске, губернатором в Азове, членом следственной комиссии по делу царевича Алексея, членом Верховного тайного совета; -______________: перестроил Азов, построил Таганрог с гаванью для военных судов; -________:успешно отразил нападение шведов на Петербург вв 1710 г, руководил осадой Выборгаа, приведшей к его капитуляции; во главе галерного флота взял город Гельсингфорс и Борго, способствовал поражению шведской эскадры у мыса Гангут

-________:деятельность Ф.М.Апраксина была направлена____ и способствовала_________. К3. Характеристика результатов деятельноси: Задание 3.Выберите из предложенных элементов в задании 2 не менее двух результатов деятельности Ф.М.Апраксина. Назовите и охарактеризуйте их, используя слова в скобках. __________?____________________________________________________ __________________________________________________?___________ ______________________________________________________________ _______________ Задание 4. Напишите сочинение о Ф.М.Апраксине по критериям задания С6.

Ответ учащихся: - Создание флота: осуществил главный надзор за судостроением в Воронеже в 1697 г., результатом которого стал флот, осадивший Азов, назначен главным начальником Адмиралтейсткого приказа, президентом Адмираллтейств-коллегии; - Особые поручения императора: назначен воеводой в Архангельске, губернатором в Азове, членом следственной комиссии по делу царевича Алексея, членом Верховного тайного совета; - Укрепление положения России на юге в Приазовье : перестроил Азов, построил Таганрог с гаванью для военных судов;

-командование российским флотом в годы Северной войны: успешно отразил нападение шведов на Петербург вв 1710 г, руководил осадой Выборгаа, приведшей к его капитуляции; во главе галерного флота взял город Гельсингфорс и Борго, способствовал поражению шведской эскадры у мыса Гангут. Ответ на задание 3. Укрепление государственной власти- подавление восстаний, участие в управлении государственных учреждениями, выполнение особых поручений императора. Успешное участие в Северной войне- создание флота, строительство морских крепостей, командование российским флотом в годы Северной войны.

Алгоритм характеристики правителя 1. Время жизни 2. Титул, положение 3. Основные направления деятельности а) внутренняя политика б) внешняя политика или в экономической сфере (цель, мероприятие, результат) в социальной сфере в политической сфере - в культуре 4. Результаты деятельности чего добился - как оценивают (наличие однозначных оценок, противоречивые оценки, остается неоцененным по достоинству); позиции современников, потомков,

Алгоритм характеристики деятеля культуры 1. Время жизни 2. Особенности эпохи идеи, стили и направления культуры, нашедшие отражение в творчестве - отражение общественных проблем в произведениях 3. Творческие достижения и влияние на современников 4. Место в российской культуре

Алгоритм характеристики государственного деятеля 1. Время жизни 2. Звание, чин, сфера деятельности 3. Основные направления деятельности и их характеристика (реформы, мероприятия, проекты, законотворчество) 4.Результаты (завершенность реформ или неудача, к каким последствиям привели), оценки деятельности современников, историков.

Алгоритм характеристики военачальника 1.Время жизни. 2.Звание. 3.Военные кампании, в которых участвовал. 4. Заслуги: -в чём проявилось участие в военных действиях (руководство сражениями, разработка планов военных операций). -в чём заключалась новизна применяемой тактики; -деятельность, направленная на укрепление армии, флота; 5. Результаты и значение деятельности.