Типы придаточных предложений Подготовил: Г.Волгоград МОУ СОШ 33 Учитель: Бондаревская Е.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЗАНЯТИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ 9 КЛАССА Типы придаточных предложений.
Advertisements

Презентацию подготовил преподаватель русского языка БОУ ОО СПО «ОКТЭС» Кириленко Елена Александровна Сложноподчиненные предложения. 9 (11) класс.
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными Автор презентации: Хайров Вячеслав, ученик 9 класса Руководитель: Маурер Лидия Андреевна,
БСП ССП СПП Виды связи: бессоюзная, подчинительная сочинительная.
Зачетная работа учащихся 11 класса Группа «Лингвисты»
Виды сложноподчиненных предложений Автор: Филипенкова О.В. Учитель русского языка и литературы.
Задание В6 Что такое сложноподчинённое предложение? СПП – это предложение, состоящее из двух предложений, объединённых между собой на основе подчинительной.
9 класс Сложноподчиненное предложение. Строение сложноподчинен ного предложения, знаки препинания СПП включает в себя главное и придаточное(ые) предложения.
Определительные какой? чей? который? [ …(тот, те, та) сущ. ], ( который… ). что, кто, куда, когда, чей, где, чтобы, какой… Если вопрос ставится от местоимения,
Виды придаточных в сложноподчинённом предложении 9 класс Подготовила Денисова Л.М. МБОУ «ОСОШ2» 2012г.
О СНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ( СПП). Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы СОШ 1 г. Мончегорска Нуруллина Лилия.
Сложноподчиненные предложения. Цель: Показать виды СПП и рассказать о них. Показать виды СПП и рассказать о них.
Создание проекта страницы электронного учебника по русскому языку для 9 класса «Сложноподчиненное предложение и его особенности»
Выполнила ученица 11 класса Ильина Татьяна Руководитель: учитель русского языка и литературы Николаева Н. Г.
Сложноподчинённые предложения Теоретические сведения.
СПП с придаточными обстоятельственными Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельств и делятся на 9 подгрупп. Придаточные обстоятельственные.
Понятие об основных группах СПП 1.Запишите предложения и определите в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы: 1)Сердце предчувствовало.
- это предложения, которые включают главное и одно или несколько придаточных предложений, придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов.
Тема занятия 25: «Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных.».
Сложноподчиненное предложение Ховрич Ольга 9 класс.
Транксрипт:

Типы придаточных предложений Подготовил: Г.Волгоград МОУ СОШ 33 Учитель: Бондаревская Е.А

Типы придаточных Определительные Изъяснительные Обстоятельственные Вопросы определений Вопросы дополнений Вопросы обстоятельств

Придаточные обстоятельственные Времени Места Образа действия Меры и степени Уступки Причины Цели Следствия Сравнения Когда? С каких пор? До каких пор? Где? Куда? Откуда? Как? Каким образом? В какой мере? В какой степени? В какой мере? В какой степени? Несмотря на что? Невзирая на что? По какой причине? Почему? Зачем? С какой целью? Что стало следствием этого? Как что? Как кто?

ЗначениеВопросы, на которые отвечают придаточные СвойстваСредства связи с главным предложением Примеры Определитель ные придаточные какой?Относятся к существительному и всегда стоят после него. К определяемому сущ- ному может прибавляться указательное слово. который, что, куда, где и др. Под вечер мы вышли на поляну, где рос огромный дуб. На поляну, где рос огромный дуб, мы вышли под вечер Местоимённо - определитель ные какой? кто?Относятся к местоимениям тот, каждый, весь и др., употреблённым в значении сущ-ного. Могут стоять и перед определяемым словом. кто, что и др.Каждый, кто был летом на Севере, навсегда запомнит белые ночи. Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе. Кто ищет, тот всегда найдёт. Изъяснитель ные падежные вопросы Относятся к членам предложения, которые имеют значения речи, мысли или чувства, чаще всего к глаголам, реже к сущ-ным, прилагательным, словам состояния Союзы: что, как, будто, чтобы. Союзные слова: кто, откуда, где и др. Частица ли, употреблённая в значении союза Я сказал мальчикам, что заблудился. Недаром говорится, что дело мастера боится. Говорили, будто его видели в городе. Сообщение о том, что космический корабль благополучно приземлился, быстро облетело весь мир. Дети чувствуют, кто их любит. Я не знаю, буду ли дома вечером. Присоединит ельные Похожи на добавочные замечания что, отчего, зачем, почему Он вежливо поклонился Чичикову, на что последний ответил тем же.

Придаточные обстоятельственные Образа действиякак? каким образом? как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, словно Ученик всё сделал так, как требовал мастер. Меры и степенисколько? насколько? в какой степени? в какой мере? Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил МестаГде? куда? откуда?где, куда, откудаАлексей пополз туда, куда ушёл самолёт ВремениКогда? В какое время? С каких пор? До каких пор? когда, (когда…то), пока, едва, как только, с тех пор (с тех пор, как), до тех пор пока и др. Когда я выбрался из зарослей на луговую дорогу, то увидел далеко впереди трёх девочек. Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснётся. УсловияПри каком условии? В каком случае? Если (если…то), когда, раз и др. Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком. ПричиныПочему? по какой причине? потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. ЦелиС какой целью?чтобы, для того чтобы и др. Все молчали, чтобы расслышать, шорох цветов. Сравнениякак, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др. Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда- то своими верхушками и ждёт чего-то. УступкиНесмотря на что? Вопреки чему? Хотя, несмотря на то что, пускай; как ни Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. Как мы ни старались, в этот день нам удалось дойти только до устья реки. Сле дств ия В следст вии чего? Так чтоДождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.

НАЧЕРТИТЕ СХЕМУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Определите тип придаточного предложения

Изъяснитель ное 1. Невозможно было увидеть всё, что вальдшнеп достал из-под листвы.

Цели 2. Первая прибежала трясогузка, чтобы только на нас посмотреть.

Сравнительно е 3. Все трясогузки помчались за ним, как комары несутся к добыче.

Определитель ное 4. Дятел сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек.

Причина 5. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами и вместе с нами вставали.

Времени 6. Утром, когда солнце взошло, я увидел одуванчики, раскрывшие свои «ладони».

Условие 7. Во что превратится эта блестящая, пёстрая и проворная сорока, воровка яиц, если ей оборвать хвост?

Уступки 8. Сколько я ни ходил, встретить медведя мне в этот раз так и не удалось.

Следствие 9. Сегодня в муравейнике была объявлена всеобщая мобилизация, так что весь муравейник вылез вверх.

Места 10. Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему тёмно-зелёные сосны, поднялся большой орёл, взвился высоко, выглядел оленёнка и бросился.

Степени и меры. 11. Работа шла так бойко, что дятлы на моих глазах всё глубже и глубже уходили в дерево.

Изъяснитель ное 12. Многие думают, будто встретить медведя легко.

ОПРЕДЕЛИТЬ ТИПЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Списать предложения, расставив знаки препинания

Следствие 1. Плохой реставратор может испортить редчайшую первоклассную икону так что её нельзя будет выставить напоказ.

Причина 2. Во всяком создании и усовершенствовании художественной формы не может быть никакого предела потому что к построенному всегда можно добавить ещё что-нибудь.

Причина 3. Для того чтобы проявление человеческого духа можно было назвать подвигом в нём должны содержаться два обязательных момента: самоотверженность и благо других людей.

Изъяснитель ное 4. Сегодня я всего-навсего зачеркнул то что было написано вчера.

Времени 5. Вы кладёте на ладонь с десяток камешков и пальцем долго перекатываете их с места на место пока не остановите свой выбор на трёх.

Условие 6. Если прислушаться самый зловещий из всех земных звуков – тиканье часов.

Места 7. Человеку было бы более свойственно неторопливо ходить или ездить там где растёт трава где плавают облака и светит солнце.

Сравнение 8. Перевод стихотворения отличается от оригинала как гипсовая маска отличается от живого лица.

Изъяснитель ное 9. Я иногда вижу как во время оживлённого разговора один из собеседников вынимает записную книжку и скорее записывает в неё только что произнесённую фразу или только что рассказанный случай.

В14. Найдите СПП с придаточным цели (20) Той же осенью призвали на воинскую службу Ванюшку. (21) Совсем осиротела кузница, стоит в чистом поле с угрюмо распахнутыми воротами. (22) Серпилковцы, привыкшие к весёлому перезвону молотков за садами, чувствовали себя так, будто в их хатах остановились ходики. (23) Сразу стало как-то глухо и неуютно в Серпилках: очень уж не хватало им этого перестука на выгоне. (24) Сильно жалели серпилковцы, что в своё время не приставили к Захару какого-нибудь смышлёного мальца, чтобы усвоил и перенял тонкое Захарово искусство. 24

В14. Найдите СПП с придаточным определительным с дополнительным значением меры и степени. (19) И такая тоска была в этих глазах, такое горе, что невозможно было на него смотреть. (20) Поморы – люди суровые. (21) Всю жизнь тюленей бьют, летом рыбу ловят. (22) В тихую погоду и в штормы одинаково по морю ходят на маленьких мотоботах, сами не раз в глаза смерть видали. (23) Всякого насмотрелся каждый за свою жизнь. 19

В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, которые обособляют придаточные цели. Люди шли ко дворцу и опрокидывали свои чаши в бассейн, (1) а взамен получали золотую монету. Утром раджа вышел к бассейну, (2) чтобы искупаться в молоке, (3) и обнаружил, (4) что бассейн заполнен простой водой. Он понял, (5) что его обманули. Люди решили, (6) что ночью никто не отличит молоко от воды, (7) и без зазрения совести лили в бассейн обыкновенную воду. 2, 3

В14. Найдите СПП с придаточным определительным (17) У страха глаза большие, и, возможно, опасность была не так велика, как кажется новичкам. (18) Но, ей-ей, небо не раз виделось нам с овчинку в прямом и образном смысле. (19) Наша лодка для этой реки была деревянной игрушкой, которую можно швырнуть на скалы, опрокинуть на быстрине. (20) Вода в реке не текла – летела! (21) Временами падение потока было настолько крутым, что казалось: лодка несётся вниз по пенному эскалатору. 19