старший воспитатель МБДОУ д/с 5 Шатурского муниципального района Дворецкова О.Ю. «Проектная деятельность как одна из форм создания единого образовательного пространства семьи и детского сада»
Метод проекта – это обучение и воспитание ребёнка через деятельность, а в работе с семьей через совместную деятельность.
Проект Проект «Самое почитаемое дерево России» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида 5 Шатурского района Московской области старшая/подготовительная группа старшая/подготовительная группа
Тип проекта: по доминирующему методу: информационный, творческий по содержанию: интегрированный по составу участников: групповой срок реализации: краткосрочный участники проекта: дети разновозрастной группы, родители, воспитатели срок реализации: 2 недели
Проблема: Дети не знают, почему берёза - самое почитаемое дерево в России. Цель проекта:. Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
Задачи: 1.Формировать у детей представление о берёзе и её связи с окружающей средой; 2.Расширять представления детей об образе березы в литературе, музыке и произведениях изобразительного искусства; 3.Формировать у детей представление о значении и пользе берёзы в жизни человека; 4.Формировать у детей навыки совместной познавательно- исследовательской деятельности детей и взрослых в процессе работы над проектом; 5.Воспитывать любовь к русской природе, бережного к ней отношения.
Форма проведения итогового мероприятия: Презентация проекта перед детьми и родителями
Продукты проекта: альбом иллюстраций с изображением березы в разное время года; альбом с портретами русских художников и поэтов, в произведениях которых воспета береза, и их произведениями; выставка рисунков с использованием нетрадиционной техники рисования на тему: « Белоствольная красавица », семейные проекты –презентации (информационный материал о березе)– « Что я знаю о березе », « Береза в жизни русского народа », « Береза в произведениях поэтов и художников » ; выставка изделий из березы « Полезная береза ».
Ожидаемые результаты: Сформированное представление детей о березе, как почитаемом дереве на Руси; о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается береза; о взаимосвязях березы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и березе в частности.
Реализация проекта: Этапы проектаСрокСодержание работыЦель I. Подготовительный 1 день Рассматривание фотографий, иллюстраций природы разных стран мира, где растут разные деревья. Постановка проблемного вопроса: Какого дерева нет на картинах других стран? Активизация мышления в процессе специально смоделированной ситуации Определение темы проекта: Почему берёза считается самым почитаемым деревом в России? Что вы знаете о березе? Что хотим узнать о березе? (Чем питается берёза, где берёт воду, что такое берёзовый сок, что делают из берёзы, стихи о берёзе, о пользе берёзы и т.д.) Вхождение в проблему, Формирование темы проект; вживание в игровую ситуацию; принятие задач и целей 2-3 день Сбор информации из печатных источников, интернет-ресурсов, подбор иллюстративного, музыкального материала, художественной литературы, изделий из берёзы Создание копилки «Берёза».
II. Организационный 1-3 день 1. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных. Планирование деятельности детей, педагогов, родителей в решении поставленных задач. Создание рабочих групп и распределение ролей. Оформления паспорта проекта 2. Разработка НОД, мероприятий, сценария итогового мероприятия Оформление методического материала 3 день 3. Проведение круглого стола с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта Вместе с родителями определить тему семейного участия в проекте: «Что я знаю о березе», «Береза в жизни русского народа», «Береза в произведениях поэтов и художников»
Провели мы с мамами круглый стол, Без задания никто домой не ушёл.
III. Практический 1 день Беседа и рассматривание проекта семьи Завражиных «Что я знаю о берёзе» Дать представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы. 2 день 1. Рассказ воспитателя «Воспетое дерево» Познакомить детей с тем, как издавна простые люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки» 2. Рассматривание презентации семьи Телковых «Береза в жизни русского народа» 3 день Музыкальное развлечение «Берёзонька» Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры через знакомство с русской народной музыкой, обычаями воспевания берёзки.
4 день 1. Рассматривание презентации семьи Попковых «Береза в произведениях поэтов и художников» 2. Совместная деятельность воспитателя с детьми - Чтение рассказов и беседа по ним (по выбору): - В. Бианки «Волшебная берёза»; - А. Прокофьева «Люблю, берёзку русскую» - С.Есенин «Белая берёза»; - Детские стихи о берёзе Расширять представления детей об образе березы в литературе, произведениях изобразительного искусства, Воспитывать любовь к русской берёзке. 5 день НОД «Художественное творчество» Коллективная лепка: «Белоствольная красавица» Учить детей рисовать берёзу с использованием нетрадиционной технике, развивать творческие способности детей. Развитие навыков обрывания бумаги по контуру 6 деньБеседа и открытие выставки изделий из березы «Полезная береза» Подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности и используют в настоящее время.
Презентацию подготовил Завражин Владимир и мама
На поляне, на пригорке под окном, среди полей, Белокрылые березки- символ Родины моей. Береза – листопадное дерево до 45 метров высотой. Широко распространено на территории России. Живет 100 лет, а некоторые березы доживают до 400 лет.
Кора у русской березы белая
Почки покрыты клейкими чешуйками
Листья у березы по краю зубчатые, гладкие перед опаданием желтеют.
Цветки собраны в сережки, которые в августе созревают и осыпаются семенами. Семена очень легкие и легко разносятся ветром.
На березе живут Березовая пяденица Малинница обыкновенная Жук-олень
Листьями березы питаются майские жуки
Под березами можно найти грибы подберезовик груздь белый сыроежка волнушка
На поврежденной березе может вырасти гриб паразит трутовик (чага). Он очищает лес от сухих и упавших деревьев.
Существует более 100 видов берез Береза вишневая с блестящей красно- коричневой корой Береза карликовая не больше 1м Береза бородавчатая Береза полезная с гладкой корой. Растет в Гималаях Береза черная Береза каменная, тонет в воде
Проект Авторы проекта: Телков Слава и папа
На Руси всегда любили берёзу, водили вокруг хоровод, пели песни.
Стройную, белоствольную красавицу сравнивали на Руси с нежной красивой девушкой.
«Стоит Алёна, платок зелёный, тонкий стан и белый сарафан ». «Хоть малая, хоть большая, Где стоит, там и шумит, Серёжками звенит» «Зелёна, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а не голова»
В это день слушали берёзу, отмечали весенний праздник – Семик. Это праздник подрастающих семян, набухших почек, первых цветов. Девушки умывались березовым соком для красоты и здоровья.
Автор: Попкова Вика и мама
Каждому деревцу определено своё место в устном народном творчестве, в поэзии и живописи, но более всего жизнь и судьба русского человека связана с красавицей - берёзой…
Красота русских берёз … И. Левитан «Берёзы» И. Левитан «Берёзовая роща»
И. Левитан «Золотая осень» И. Левитан « Весна - большая вода»
И. Шишкин "Берёзовая роща"
Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»
А. Куинджи «Березовая роща»
В. Иванов «Берёза дубу говорила»
Очень много писал о березе в своих стихотворениях великий русский поэт Сергей Есенин. Именно благодаря ему береза стала символом нашей Родины… Трепетно, с большой любовью и нежностью относился С.А. Есенин к русской красавице…
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.
IV. Итоговый Презентация проекта «Самое почитаемое дерево России» Развитие у детей умения передавать и излагать полученные знания перед родителями и своими товарищами. Подведение итоговОценка результатов и определение задач для новых проектов.