С5 История Ана­лиз различных точек зре­ния и их защита.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Внутренняя и внешняя политика Александра III. 8 класс.
Advertisements

Внутренняя политика Александра III 1881 г. – 1894 г. миротворец.
На протяжении всего времени своего правления Пётр I проводил активную внутреннюю и внешнюю политику, создавая современное государство. Не мало усилий.
Проблема формирования содержания тестовых заданий ЕГЭ по истории России.
Александр III. Реформы и контрреформы.. Александр III Александрович – император Российской империи в период с 1881 г. по 1894 г.
9 января «Кровавое воскресенье» власть лавирует 6 августа «Булыгинская дума» май 1905 – первый Совет рабочих депутатов Ход революции октябрь - всероссийская.
Реформы Петра I «Пётр – это вся Россия; её плоть и дух, характер и гений, воплощение всех её добродетелей и пороков…» К. Валишевский.
Внутренняя политика Александра III 1881г. – 1894г. миротворец.
Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.). СМЕНА ВЛАСТИ, СОВЕРШАВШАЯСЯ ДВОРЯНСКИМИ ГРУППИРОВКАМИ И РУКАМИ ГВАРДЕЙСКИХ ПОЛКОВ СМЕНА ВЛАСТИ, СОВЕРШАВШАЯСЯ.
Внутренняя политика Александра III (by Баканёва Анна)
Революции гг. в Европе. Вопросы для сравнения ФранцияГерманские государств а Италия 1.Причины 2.Результаты (причины победы или поражения) 3.Последствия.
История Сибири история Сибири. Вспомнить события 1917 года Вспомнить события 1917 года Рассмотреть особенности борьбы в Сибири в условиях двоевластия.
Презентация на тему: Выполнил: Рязанов Кирилл Ученик 10Б класса МОУ СОШ 9.
ИСТОРИЯ Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого!
Тема: Россия между реформами и контрреформами (60-70е годы XIX века)
Конституции в России Конституции в России Презентация Акчуриной Олеси Ученицы 10 класса «А» 2011 г. Презентация Акчуриной Олеси Ученицы 10 класса «А» 2011.
император Комитет министров СенатСинод Государственный совет Православная церковь Законосовещательный орган при царе следил за действиями чиновников и.
ТЕМА 4.Реформы П.А. Столыпина. Направления, итоги и значение аграрной реформы.
Внутренняя политика Александра III Подготовила ученица 8 «в» класса МБОУ Бутурлиновская СОШ Габор Любовь.
Александр II Николаевич император Всероссийский, Царь Польский и великий князь Финляндский Из династии Романовых. Генерал-фельдмаршал. Удостоен.
Транксрипт:

с5 История Ана­лиз различных точек зре­ния и их защита

Ниже ука­за­ны две точки зре­ния на раз­ви­тие Рос­сии в XVII в. до на­ча­ла ре­форм Петра I. Какая из точек зре­ния пред­став­ля­ет­ся Вам более обос­но­ван­ной? Ис­ поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та, под­ твер­жда­ю­щих из­бран­ную вами точку зре­ния. 1) Рос­сия в XVII в. на­хо­ди­лась в со­сто­я­нии изо­ля­ции от эко­но­ ми­че­ских, во­ен­ных и куль­тур­ ных до­сти­же­ний За­пад­ной Ев­ ро­пы. 2) Рос­сия в XVII в. всту­пи­ла в пе­ ри­од мо­дер­ни­за­ции и усва­и­ва­ ла эко­но­ми­че­ские, во­ен­ные и куль­тур­ные нов­ше­ства из За­ пад­ной Ев­ро­пы. 1) по­зи­ция вы­пуск­ни­ка: выбор пер­вой или вто­рой точки зре­ния; (По­зи­ция вы­пуск­ни­ка может быть сфор­му­ли­ро­ва­на иначе.) 2) ар­гу­мен­ты, на­при­мер: при вы­бо­ре пер­вой точки зре­ния может быть ука­ за­но, что: - Мос­ков­ское цар­ство в XVII в. на­хо­ди­лось в изо­ ля­ция от ми­ро­во­го (ев­ро­пей­ско­го) рынка: в конце XVI в. в Ар­хан­гельск при­хо­ди­ло 20 ко­раб­лей в год, в конце XVII в. 80; в Ам­стер­дам сотни в день. Круп­ные ма­ну­фак­ту­ры ос­но­вы­ва­лись ино­стран­ца­ ми; - мос­ков­ская ди­пло­ма­тия не участ­во­ва­ла в ев­ро­ пей­ских делах (по­сто­ян­ные кон­так­ты были лишь с Поль­шей и со Шве­ци­ей); - был слаб во­ен­ный по­тен­ци­ал до се­ре­ди­ны х гг., ору­жие за­ку­па­ли за гра­ни­цей; при вы­бо­ре вто­рой точки зре­ния может быть ука­ за­но, что: - про­ис­хо­ди­ло раз­ви­тие го­су­дар­ствен­ных струк­ тур; по­яви­лись бю­ро­кра­тия и еди­ное для всей стра­ны за­ко­но­да­тель­ство; - на­ча­лась «во­ен­ная ре­во­лю­ция»: по­яви­лись сол­ дат­ские, дра­гун­ские и рей­тар­ские полки; в Не­ мец­кой сло­бо­де слу­жи­ли офи­це­ры-ино­стран­цы; - про­ис­хо­ди­ло «об­мир­ще­ние куль­ту­ры»: кри­зис сред­не­ве­ко­во­го со­зна­ния; по­яв­ля­лись новые (свет­ские) сю­же­ты, темы и об­ра­зы в ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­стве.

Ниже при­ве­де­ны две точки зре­ния на пакт Мо­ло­то­ва- Риббен­тро­па:1) Под­пи­са­ ние пакта о не­на­па­де­нии с фа­шист­кой Гер­ма­ни­ей и сек­рет­но­го про­то­ко­ла к нему было ди­пло­ма­ти­че­ ской уда­чей СССР. 2) Под­пи­са­ние пакта стало боль­шой ошиб­кой, имев­ шей тя­же­лые по­след­ствия для СССР. Какая из точек зре­ния пред­ став­ля­ет­ся вам более пред­ по­чти­тель­ной? Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ ве­ди­те три ар­гу­мен­та, под­ твер­жда­ю­щих из­бран­ную вами точку зре­ния. 1) по­зи­ция эк­за­ме­ну­е­мо­го: выбор пер­вой или вто­рой точки зре­ния; 2) ар­гу­мен­ты, на­при­мер: при вы­бо­ре пер­вой точки зре­ ния может быть ска­за­но, что: под­пи­са­ние пакта и сек­рет­но­го про­то­ко­ла к нему поз­во­ли­ло СССР вклю­чить в свой со­став новые тер­ри­то­ рии, ко­то­рые оста­лись за ним и после войны при вы­бо­ре вто­рой точки зре­ния может быть ска­за­но, что: пакт раз­вя­зал руки Гер­ма­нии для за­во­е­ва­ния по­ло­ви­ ны Ев­ро­пы, что при­ве­ло к росту во­ен­но-эко­но­ми­че­ско­го по­тен­ци­а­ла не­мец­ко­го фа­шиз­ма СССР дис­кре­ди­ти­ро­вал себя, под­пи­сав до­го­вор с фа­ ши­ста­ми и вы­сту­пив как агрес­сор по от­но­ше­нию к Поль­ше, при­бал­тий­ским го­су­дар­ствам, Фин­лян­дии и Ру­мы­нии. Это за­мед­ли­ло со­зда­ние ан­ти­гит­ле­ров­ской ко­а­ли­ции со­вет­ское ру­ко­вод­ство не смог­ло вос­поль­зо­вать­ся в до­ста­точ­ной сте­пе­ни вре­ме­нем, вы­иг­ран­ным от под­пи­ са­ния до­го­во­ра под­пи­са­ние до­го­во­ра дез­ори­ен­ти­ро­ва­ло со­вет­ский народ, армию, ко­то­рые не могли опре­де­лить­ся в от­но­ ше­нии к Гер­ма­нии как к со­юз­ни­ку или как к врагу, что на­нес­ло вред обо­ро­но­спо­соб­но­сти стра­ны под­пи­са­ние пакта и сек­рет­но­го про­то­ко­ла к нему при­ве­ло к на­силь­ствен­но­му при­со­еди­не­нию к СССР на­ ро­дов, часть на­се­ле­ния ко­то­рых впо­след­ствии ока­за­ла по­мощь гит­ле­ров­ским вой­скам

Ниже при­ве­де­ны две точки зре­ния на путь раз­ви­тия Рос­сии в XIX в. Какая из точек зре­ния пред­став­ля­ ет­ся вам более пред­по­чти­тель­ной? Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та, под­твер­ жда­ю­щих из­бран­ную вами точку зре­ния. 1. В 1811 г. зна­ме­ни­тый пи­са­тель и ис­то­рик Н. М. Ка­рам­зин подал царю за­пис­ку «О древ­ней и новой Рос­сии», где утвер­ждал: «Рос­сия ос­но­вы­ва­лась по­бе­да­ми и еди­но­ на­ча­ли­ем, гибла от раз­но­вла­стия и спа­са­лась муд­рым са­мо­дер­жа­ви­ ем». 2. М. М. Спе­ран­ский в под­го­тов­лен­ ном им про­ек­те ре­форм «Вве­де­ние к из­ло­же­нию го­су­дар­ствен­ных за­ ко­нов» утвер­ждал, что путь раз­ви­ тия Рос­сии в со­че­та­нии прин­ци­ пов са­мо­дер­жа­вия и кон­сти­ту­ци­о­ на­лиз­ма. 1) по­зи­ция эк­за­ме­ну­е­мо­го: выбор пер­вой или вто­рой точки зре­ния; 2) ар­гу­мен­ты, на­при­мер: при вы­бо­ре пер­вой точки зре­ния может быть ука­за­но, что: рус­ской ис­то­рии при­су­щи ис­то­ри­че­ские цен­ но­сти, ко­то­рых не знает Ев­ро­па, по­это­му ев­ро­ пей­ский путь не­при­ем­лем для Рос­сии вме­сто за­пад­ных кон­сти­ту­ций, раз­де­ле­ния вла­стей и пар­ла­мен­та­риз­ма Рос­сии нужна не­ огра­ни­чен­ная цар­ская власть ничем не огра­ни­чен­ное са­мо­дер­жа­вие есть га­рант ста­биль­но­сти и кон­со­ли­да­ции об­ще­ства при вы­бо­ре вто­рой точки зре­ния может быть ука­за­но, что: про­ект М. М. Спе­ран­ско­го был пла­ном ко­рен­ ных пре­об­ра­зо­ва­ний в Рос­сии в ос­но­ву го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства был по­ ло­жен прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей на за­ко­но­да­ тель­ную, ис­пол­ни­тель­ную и су­деб­ную выс­шим за­ко­но­да­тель­ным ор­га­ном долж­на была стать Го­су­дар­ствен­ная дума в ка­че­стве со­ве­ща­тель­но­го ор­га­на при им­пе­ ра­то­ре учре­ждал­ся Го­су­дар­ствен­ный совет про­ект М. М. Спе­ран­ско­го был пер­вым шагом к огра­ни­че­нию аб­со­лют­ной мо­нар­хии и уча­стию в ре­ше­нии по­ли­ти­че­ских во­про­сов пред­ста­ви­те­ лей раз­лич­ных слоев на­се­ле­ния

Ниже при­ве­де­ны две точки зре­ния на при­ чи­ны воз­вы­ше­ния Моск­вы в XIV в.:1. Ис­то­ рик С. М. Со­ло­вьев по­ла­гал, что глав­ным фак­то­ром было вы­год­ное гео­гра­фи­че­ское по­ло­же­ние Моск­вы. 2. Ряд ис­точ­ни­ков счи­та­ют, что глав­ным фак­то­ром были лич­ные спо­соб­но­сти пер­ вых мос­ков­ских кня­зей, их по­ли­ти­че­ская лов­кость и хо­зяй­ствен­ность. Какая из точек зре­ния пред­став­ля­ет­ся вам более пред­по­чти­тель­ной? Ис­поль­зуя ис­то­ ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те три ар­гу­мен­ та, под­твер­жда­ю­щих из­бран­ную вами точку зре­ния. 1) по­зи­ция эк­за­ме­ну­е­мо­го: выбор пер­вой или вто­рой точки зре­ния; 2) ар­гу­мен­ты на­при­мер: при вы­бо­ре пер­вой точки зре­ния может быть ука­за­но, что: Москва была рас­по­ло­же­на па до­ро­ге пе­ре­се­ лен­цев с юга, по­сре­ди­не между Ки­ев­ской зем­ лей, с одной сто­ро­ны. и Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ской с яру­гой через Моск­ву про­хо­ди­ли важ­ные тор­го­вые пути она об­ла­да­ла пло­до­род­ны­ми зем­ля­ми, при­тя­ ги­вав­ши­ми к себе тру­до­вое на­се­ле­ние и бояр Москва была за­щи­ще­на от на­бе­гов ор­дын­ ских от­ря­дов ле­са­ми при вы­бо­ре вто­рой точки зре­ния может быть ука­за­но, что: мос­ков­ские кня­зья сде­ла­ли став­ку на союз с Зо­ло­той Ордой ис­поль­зо­ва­ли все сред­ства в борь­бе за ли­дер­ ство Моск­вы Иван Ка­ли­та по­лу­чил ярлык на ве­ли­кое кня­ же­ние, ко­то­рый с тех пор оста­вал­ся у мос­ков­ ских кня­зей Иван Ка­ли­та по­лу­чил право со­би­рать дань со всей Рус­ской земли право сбора дани поз­во­ли­ло мос­ков­ским кня­ зьям со­сре­до­то­чить в своих руках боль­шие ма­те­ ри­аль­ные сред­ства, ко­то­рые они ис­поль­зо­ва­ли для рас­ши­ре­ния и укреп­ле­ния своих вла­де­ний

Ниже при­ве­де­ны две точки зре­ния на при­чи­ны «за­стоя» в об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской и эко­но­ ми­че­ской жизни СССР:1. Отказ от ре­фор­ми­ро­ва­ ния си­сте­мы был вы­зван пре­жде всего тя­же­лой бо­лез­нью ли­де­ра Л. И. Бреж­не­ва. 2. «За­стой» стал за­ко­но­мер­ным ито­гом раз­ви­тия со­вет­ской си­сте­мы к 1970-м гг., был вы­зван со­ зна­тель­ным от­ка­зом от ко­рен­ных ре­форм этой си­сте­мы. Какая из точек зре­ния пред­став­ля­ет­ся вам более пред­по­чти­тель­ной? Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ ния, при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих из­бран­ную точку зре­ния. 1) по­зи­ция эк­за­ме­ну­е­мо­го: выбор пер­вой или вто­рой точки зре­ния; 2) ар­гу­мен­ты, на­при­мер: при вы­бо­ре пер­вой точки зре­ния может быть ука­за­но, что: в на­ча­ле прав­ле­ния Л. И. Бреж­не­ва были про­ ве­де­ны эко­но­ми­че­ские ре­фор­мы А. Н. Ко­сы­ги­на, что сви­де­тель­ству­ет о пер­во­на­чаль­ном ре­фор­ма­ тор­ском по­тен­ци­а­ле прав­ле­ния, утра­чен­ном в ре­зуль­та­те бо­лез­ни от ли­де­ра и со­от­вет­ствен­но от со­сто­я­ния его здо­ро­вья в со­вет­ской си­сте­ме тра­ди­ци­он­но мно­ гое за­ви­се­ло бо­лез­нью Бреж­не­ва вос­поль­зо­ва­лась кон­сер­ ва­тив­но на­стро­ен­ная парт­но­мен­кла­ту­ра, ко­то­рая и несёт от­вет­ствен­ность за «за­стой» при вы­бо­ре вто­рой точки зре­ния может быть ука­за­но, что: все ре­фор­мы были фак­ти­че­ски свёрнуты ещё до бо­лез­ни Л. И. Бреж­не­ва Л. И. Бреж­нев от­ли­чал­ся кон­сер­ва­тив­ны­ми взгля­да­ми, был про­тив рез­ких пе­ре­мен, не был ре­фор­ма­то­ром по на­ту­ре с са­мо­го на­ча­ла Л. И. Бреж­нев был ма­ри­о­нет­ кой в руках пар­тий­ной но­мен­кла­ту­ры, не же­лав­ шей пе­ре­мен, он был вы­ход­цем из неё отказ от ре­форм был вы­зван тем, что в ре­зуль­ та­те ре­фор­ми­ро­ва­ния си­сте­ма могла раз­ру­шить­ ся (что по­ка­за­ла пе­ре­строй­ка), а от­ка­зать­ся от неё пра­вя­щая элита тогда была не в со­сто­я­нии.

Ниже при­ве­де­ны две из су­ще­ству­ ю­щих точек зре­ния на пред­по­сыл­ ки пре­об­ра­зо­ва­ний Петра I в пер­ вой чет­вер­ти XVIII в.:1. Пре­об­ра­зо­ ва­ния эпохи Петра I были под­го­тов­ ле­ны всем пред­ше­ству­ю­щим раз­ ви­ти­ем Рос­сии. 2. В XVII в. не было пред­по­сы­лок, не­об­хо­ди­мых для про­ве­де­ния столь мас­штаб­ных ре­форм. Какая из точек зре­ния пред­став­ля­ ет­ся вам более пред­по­чти­тель­ной? Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та, под­твер­ жда­ю­щих из­бран­ную вами точку зре­ния. При вы­бо­ре пер­вой точки зре­ния может быть ука­за­но: - от­ме­на мест­ни­ че­ства, сбли­же­ние по­мест­но­го и вот­ чин­но­го зем­ле­вла­де­ния, уве­ли­че­ние числа слу­жи­лых людей; - появление пер­вых ма­ну­фак­тур, раз­ви­тие внут­рен­ ней и внеш­ней тор­гов­ли; - тен­ден­ция пе­ре­хо­да от со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ ной мо­нар­хии к аб­со­лют­ной; - по­яв­ле­ ние пол­ков "но­во­го строя"; - об­мир­ще­ ние куль­ту­ры, из­ме­не­ния в быту части вер­хов об­ще­ства. При вы­бо­ре вто­рой точки зре­ния может быть ука­за­но: - в XVII веке Рос­ сия зна­чи­тель­но от­ста­ва­ла от уров­ня раз­ви­тия за­пад­но-ев­ро­пей­ских го­су­ дарств; - внеш­не­по­ли­ти­че­ские успе­хи Рос­сии были весь­ма скром­ны­ми, выход в Бал­тий­ское и Чер­ное море был по-преж­не­му за­крыт; - ма­ну­фак­ тур­ное про­из­вод­ство было раз­ви­то слабо, ма­ну­фак­тур было мало; - го­су­ дар­ствен­ный ап­па­рат оста­вал­ся не­из­ мен­ным; куль­ту­ра, быт, весь жиз­нен­ ный уклад оста­ва­лись тра­ди­ци­он­но пат­ри­ар­халь­ны­ми.

Ниже при­ве­де­ны две точки зре­ния на пе­ри­од двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов в Рос­сии в XVIII в. Ука­ жи­те, какая из на­зван­ных точек зре­ния вам пред­став­ля­ет­ся более пред­по­чти­тель­ной. При­ ве­ди­те не менее трёх фак­тов, по­ло­же­ний, ко­ то­рые могут слу­жить ар­гу­мен­та­ми, под­твер­ жда­ю­щи­ми из­бран­ную вами точку зре­ния. 1. Ряд ис­то­ри­ков (В. О. Клю­чев­ский, С. М. Со­ ловьёв, С. Ф. Пла­то­нов и др.) рас­смат­ри­вал этот пе­ри­од как зна­чи­тель­ный шаг назад в раз­ ви­тии го­су­дар­ствен­но­сти. 2. Пе­ри­од двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов нель­зя оце­ ни­вать од­но­знач­но. Не­смот­ря на про­ти­во­ре­чи­ вый ха­рак­тер, это был пе­ри­од даль­ней­ше­го раз­ви­тия рос­сий­ской го­су­дар­ствен­но­сти. 1) по­зи­ция вы­пуск­ни­ка: выбор пер­вой или вто­ рой точки зре­ния; 2) ар­гу­мен­ты, на­при­мер: при вы­бо­ре пер­вой точки зре­ния могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие ар­гу­мен­ты: по­ли­ти­че­ская не­ста­биль­ность, воз­ник­шая в ре­зуль­та­те при­ня­тия Пет­ром I указа о на­сле­до­ ва­нии пре­сто­ла; борь­ба за власть между раз­лич­ны­ми груп­ пи­ров­ка­ми дво­рян­ства и ро­до­ви­той знати; шесть цар­ству­ю­щих особ в этот пе­ри­од по­ лу­чи­ли пре­стол в ре­зуль­та­те двор­цо­вых ин­триг или пе­ре­во­ро­тов; за­си­лье ино­стран­цев «би­ро­нов­щи­на»; уси­ле­ние роли фа­во­ри­тов-вре­мен­щи­ков; от­сут­ствие серьёзных ре­форм; при вы­бо­ре вто­рой точки зре­ния могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие ар­гу­мен­ты: внеш­няя по­ли­ти­ка этого пе­ри­о­да от­ве­ча­ла на­ци­о­наль­ным ин­те­ре­сам го­су­дар­ства и обес­ пе­чи­ва­ла без­опас­ность рос­сий­ских гра­ниц; укреп­ля­лось меж­ду­на­род­ное вли­я­ние Рос­ сии; даль­ней­шее раз­ви­тие по­лу­чи­ли об­ра­зо­ва­ ние, наука, куль­ту­ра (был от­крыт Мос­ков­ский уни­вер­си­тет, со­зда­на Ака­де­мия ху­до­жеств); от­ме­не­ны внут­рен­ние та­мо­жен­ные по­шли­ ны; были до­стиг­ну­ты опре­делённые успе­хи в раз­ви­тии эко­но­ми­ки.

Ниже при­ве­де­ны две точки зре­ния на новую эко­но­ми­че­ скую по­ли­ти­ку (НЭП). Какая из точек зре­ния пред­став­ля­ет­ ся вам более пред­по­чти­тель­ной? Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щие из­ бран­ную вами точку зре­ния. 1. Новая эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка это осо­бая по­ли­ти­ка, ко­то­рая была рас­счи­та­на на дли­тель­ные сроки и на­прав­ ле­на на по­стро­е­ние основ со­ци­а­лиз­ма. 2. Вве­де­ние нэпа в 1921 г. было при­зна­ни­ем по­ра­же­ния по­ли­ти­ки фор­си­ро­ван­но­го по­стро­е­ния ком­му­низ­ма, крат­ ко­вре­мен­ным от­ступ­ле­ни­ем назад, к ка­пи­та­лиз­му. Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ ты: 1) по­зи­ция вы­пуск­ни­ка: выбор пер­вой или вто­рой точки зре­ния; 2) ар­гу­мен­ты, на­при­мер: при вы­бо­ре пер­вой точки зре­ния может быть ука­за­но, что: вся по­ли­ти­че­ская власть оста­ва­лась в руках пар­тии боль­ше­ви­ков, ко­то­рая не со­би­ра­лась от­ка­зы­вать­ся от идеи по­стро­е­ния со­ци­а­лиз­ма; в рас­по­ря­же­нии го­су­дар­ства оста­ва­лись круп­ные пред­ при­я­тия, же­лез­но­до­рож­ный транс­порт и недра («ко­манд­ ные вы­со­ты со­ци­а­лиз­ма»); со­хра­ня­лась мо­но­по­лия внеш­ней тор­гов­ли; су­ще­ство­ва­ли серьёзные огра­ни­че­ния для част­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства; не была вос­ста­нов­ле­на част­ная соб­ствен­ность на землю; в годы нэпа раз­ви­ва­лись раз­ные формы ко­опе­ра­ции; при вы­бо­ре вто­рой точки зре­ния может быть ска­за­но, что: нэп привёл к воз­вра­ще­нию част­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства; при нэпе со­хра­ня­лось со­ци­аль­ное не­ра­вен­ство; вве­де­ние нэпа не было за­пла­ни­ро­ван­ным шагом, а про­ис­хо­ди­ло под вли­я­ни­ем мас­со­во­го не­до­воль­ства по­ ли­ти­кой «во­ен­но­го ком­му­низ­ма»; нэп как по­ра­же­ние или от­ступ­ле­ние оце­ни­ва­ли мно­гие боль­ше­ви­ки (в том числе и Ленин «от­ступ­ле­ние за­вер­ ше­но»); эта по­ли­ти­ка вы­зва­ла не­до­воль­ство части ра­бо­чих (из- за без­ра­бо­ти­цы, вы­со­ких цен и др.)» что уси­ли­ва­ло по­зи­ ции про­тив­ни­ков нэпа в пар­тии; нэп был свёрнут всего через не­сколь­ко лет, когда го­су­ дар­ство смог­ло лик­ви­ди­ро­вать по­след­ствия Граж­дан­ской войны.

Ниже при­ве­де­ны две из су­ще­ству­ю­щих точек зре­ния на внут­рен­нюю по­ли­ти­ку Алек­сандра III. Ука­жи­те, какая из на­зван­ных точек зре­ния пред­став­ля­ет­ся вам более пред­по­чти­тель­ ной.При­ве­ди­те не менее трёх фак­тов (по­ло­же­ ний), ко­то­рые могут слу­жить ар­гу­мен­та­ми, под­твер­жда­ю­щи­ми вы­бран­ную вами точку зре­ния. 1. Ме­ро­при­я­тия внут­рен­ней по­ли­ти­ки Алек­ сандра III яв­ля­лись в зна­чи­тель­ной мере про­ дол­же­ни­ем ре­форм х гг. 2. Ме­ро­при­я­тия внут­рен­ней по­ли­ти­ки Алек­ сандра III были на­прав­ле­ны на огра­ни­че­ние до­сти­же­ний ре­форм х гг.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты: 1) по­зи­ция вы­пуск­ни­ка: выбор пер­вой или вто­рой точки,зре­ния; 2) ар­гу­мен­ты, на­при­мер: при вы­бо­ре пер­вой точки зре­ния: ми­ни­стром фи­нан­сов был на­зна­чен С.Ю. Витте (пред­ста­ви­тель «ли­бе­раль­ной бю­ро­кра­тии»); при­ня­ты меры, на­прав­лен­ные на раз­ви­тие про­мыш­лен­но­сти, же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та; про­ве­де­на де­неж­ная ре­фор­ма; устра­и­ва­лись про­мыш­лен­ные вы­став­ки; были сни­же­ны вы­куп­ные пла­те­жи; по­душ­ная по­дать за­ме­не­на на­ло­га­ми; осу­ществлён пе­ре­вод кре­стьян на обя­за­тель­ный выкуп; ос­но­ван Кре­стьян­ский банк; раз­ра­бо­та­но фаб­рич­ное за­ко­но­да­тель­ство; при­ня­ты меры, на­прав­лен­ные на про­па­ган­ду на­уч­ных зна­ний; при­ня­ты меры, на­прав­лен­ные на по­вы­ше­ние уров­ня гра­мот­но­сти на­се­ле­ния. при вы­бо­ре вто­рой точки зре­ния: внут­рен­няя по­ли­ти­ка Алек­сандра III по­лу­чи­ла на­зва­ние « контр­ре­фор­мы »: вышли в от­став­ку ав­то­ры про­ек­тов ре­форм в цар­ство­ва­ние Алек­сандра II (ве­ли­кий князь Кон­стан­тин Ни­ко­ла­е­вич, М. Т. Лорис-Ме­ли­ков, Д. А. Ми­лю­тин); со­вершён пе­ре­ход от фри­трей­дер­ства к по­ли­ти­ке про­тек­ци­о­низ­ма; при­ня­ты меры, на­прав­лен­ные на огра­ни­че­ние воз­мож­но­сти пе­ре­се­ле­ния кре­стьян; введён ин­сти­тут зем­ских на­чаль­ни­ков (в 1889 г. фак­ти­че­ски вос­ста­нов­ле­на по­ли­цей­ская власть по­ме­щи­ков над кре­стья­на­ми); про­ве­де­на зем­ская контр­ре­фор­ма (в 1890 г.; огра­ни­че­но вы­бор­ное пред­ста­ви­тель­ство от кре­стьян); про­ве­де­на го­род­ская контр­ре­фор­ма (в 1892 г.; го­род­ские низы от­стра­ня­лись от уча­стия в го­род­ском са­мо­управ­ле­ нии); была огра­ни­че­на глас­ность су­до­про­из­вод­ства по по­ли­ти­че­ским делам (был на­ру­шен прин­цип не­сме­ня­е­мо­сти судей и су­деб­ных сле­до­ва­те­лей, сужен круг дел, под­ле­жа­щих рас­смот­ре­нию при­сяж­ны­ми за­се­да­те­ля­ми); введён новый уни­вер­си­тет­ский устав, огра­ни­чи­вав­ший ав­то­но­мию уни­вер­си­те­тов (в 1884 г.); за­кры­то боль­шин­ство жен­ских кур­сов; издан цир­ку­ляр о «ку­хар­ки­ных детях» (в 1887 г.).

Ниже при­ве­де­ны две точки зре­ния на при­чи­ны «за­ стоя» в об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской и эко­но­ми­че­ ской жизни СССР. Какая из точек зре­ния пред­став­ля­ ет­ся вам более пред­по­чти­тель­ной? Ис­поль­зуя ис­то­ ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та, под­ твер­жда­ю­щие из­бран­ную вами точку зре­ния. 1. Отказ от ре­фор­ми­ро­ва­ния си­сте­мы был вы­зван пре­жде всего тяжёлой бо­лез­нью ли­де­ра Л. И. Бреж­ не­ва. 2 «За­стой» стал за­ко­но­мер­ным ито­гом раз­ви­тия со­ вет­ской си­сте­мы к 1970-м гг., был вы­зван со­зна­тель­ ным от­ка­зом от ко­рен­ных ре­форм этой си­сте­мы.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты: 1) по­зи­ция вы­пуск­ни­ка: выбор пер­вой или вто­рой точки зре­ния; 2) ар­гу­мен­ты, на­при­мер: при вы­бо­ре пер­вой точки зре­ния может быть ска­за­но, что в на­ча­ле прав­ле­ния Л. И. Бреж­не­ва были про­ве­де­ны эко­но­ми­че­ские ре­фор­мы А. Н. Ко­сы­ ги­на, что сви­де­тель­ству­ет о пер­во­на­чаль­ном ре­фор­ма­тор­ском по­тен­ци­а­ле прав­ле­ния, утра­ чен­ном в ре­зуль­та­те бо­лез­ни; от ли­де­ра и, со­от­вет­ствен­но, его со­сто­я­ния в со­вет­ской си­сте­ме тра­ди­ци­он­но мно­гое за­ви­ се­ло; бо­лез­нью Бреж­не­ва вос­поль­зо­ва­лась кон­сер­ва­тив­но на­стро­ен­ная парт­но­мен­кла­ту­ра, ко­то­ рая и несёт от­вет­ствен­ность за «за­стой»; при вы­бо­ре вто­рой точки зре­ния может быть ска­за­но, что: все ре­фор­мы были фак­ти­че­ски свёрнуты ещё до бо­лез­ни Бреж­не­ва; Л. И. Бреж­нев от­ли­чал­ся кон­сер­ва­тив­ны­ми взгля­да­ми, был про­тив рез­ких пе­ре­мен, не был ре­фор­ма­то­ром по на­ту­ре; с са­мо­го на­ча­ла Л. И. Бреж­нев был ма­ри­о­нет­кой в руках пар­тий­ной но­мен­кла­ту­ры, не же­ лав­шей пе­ре­мен, он был вы­ход­цем из неё; отказ от ре­форм был вы­зван тем, что в ре­зуль­та­те ре­фор­ми­ро­ва­ния си­сте­ма могла раз­ру­ шить­ся (что по­ка­за­ла пе­ре­строй­ка), а от­ка­зать­ся от неё пра­вя­щая элита тогда была не в со­сто­ я­нии

Ниже ука­за­ны две точки зре­ния на прав­ле­ние им­пе­ра­то­ра Петра III. Какая из на­зван­ных точек зре­ния вам пред­став­ля­ет­ся наи­бо­лее пред­по­чти­тель­ной? При­ве­ди­те не менее трёх ар­гу­ мен­тов, под­твер­жда­ю­щих из­бран­ную вами точку зре­ния. 1. «Он бо­ял­ся всего в Рос­сии, на­зы­вал её про­кля­той стра­ной и сам вы­ра­жал убеж­де­ние, что в ней не­пре­мен­но придётся по­ гиб­нуть, но ни­сколь­ко не ста­рал­ся осво­ить­ся и сбли­зить­ся с ней, ни­че­го не узнал в ней и всего чуж­дал­ся; она пу­га­ла его, как пу­ га­ют­ся дети, остав­ши­е­ся одни в об­шир­ной пу­стой ком­на­те» (В. Ю. Клю­чев­ский, ис­то­рик) 2. «Ти­пич­ные черты по­ли­ти­ки «про­свещённого аб­со­лю­тиз­ма» за ко­рот­кое цар­ство­ва­ние Петра III об­на­ру­жи­лись осо­бен­но эф­ фек­тив­но... Так на­зы­ва­е­мый Век Ека­те­ри­ны на­чал­ся, по су­ще­ ству, ещё за не­сколь­ко лет до её вос­ше­ствия на пре­стол». (А. Б. Ка­мен­ский, ис­то­рик)

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты: 1) по­зи­ция вы­пуск­ни­ка: выбор пер­вой или вто­рой точки зре­ния; 2) ар­гу­мен­ты, на­при­мер: при вы­бо­ре пер­вой точки зре­ния может быть ука­за­но, что: Пётр III вос­ста­ но­вил про­тив себя дво­рянств и гвар­дию про­не­мец­ки­ми сим­па­ти­я­ми; гвар­дия была не­до­воль­на на­ме­ре­ни­ем им­пе­ра­то­ра вы­ве­сти части из сто­ли­ цы; внеш­не­по­ли­ти­че­ские шаги Петра Ш не от­ве­ча­ли на­ци­о­наль­ным ин­те­ре­сам Рос­сии (выход из Се­ми­лет­ней войны, вывод войск из Прус­сии и др.); он не знал и не хотел узнать стра­ну, ко­то­рую воз­гла­вил; при вы­бо­ре вто­рой точки зре­ния может быть ука­за­но, что: при­ня­тие Ма­ни­фе­ста о воль­но­сти дво­рян­ской (1762 г.)» со­глас­но ко­то­ро­му дво­ря­не осво­бож­да­лись от обя­за­тель­ной служ­бы; Пётр III лик­ви­ди­ро­вал Тай­ную кан­це­ля­рию; пре­кра­ще­но пре­сле­до­ва­ние ста­ро­об­ряд­цев; при­ня­то ре­ше­ние о се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных зе­мель.

Ниже ука­за­ны две точки зре­ния на по­ли­ти­ ку П. А. Сто­лы­пи­на. Какая из точек зре­ния пред­став­ля­ет­ся вам более пред­по­чти­тель­ ной? Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ ве­ди­те три ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щие из­ бран­ную вами точку зре­ния. 1. По­ли­ти­ка П. А. Сто­лы­пи­на была на­прав­ ле­на на за­щи­ту ин­те­ре­сов дво­рян-по­ме­щи­ ков. 2. От по­ли­ти­ки П. А. Сто­лы­пи­на вы­иг­ры­ва­ла луч­шая часть рус­ско­го кре­стьян­ства.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты: 1) по­зи­ция вы­пуск­ни­ка: выбор пер­вой или вто­рой точки зре­ния; 2) ар­гу­мен­ты, на­при­мер: при вы­бо­ре пер­вой точки зре­ния может быть ска­за­но, что: аг­рар­ные пре­об­ра­зо­ва­ния Сто­лы­пи­на на­пря­мую не за­тра­ги­ва­ли соб­ствен­ни­че­ских прав по­ме­щи­ ков; аг­рар­ные ре­фор­мы Сто­лы­пи­на от­вле­ка­ли кре­стьян от идеи раз­де­ла по­ме­щи­чьих зе­мель; бла­го­да­ря сто­лы­пин­ским ре­фор­мам бед­ня­ки, про­дав­шие свою землю, по­пол­ня­ли число сель­ско­ хо­зяй­ствен­ных ра­бо­чих, труд ко­то­рых ис­поль­зо­вал­ся в по­ме­щи­чьих хо­зяй­ствах; изменённый 3 июня 1907 г. из­би­ра­тель­ный закон предо­ста­вил боль­ше пре­иму­ществ дво­ря­нам- по­ме­щи­кам (в том числе в ущерб кре­стьян­ским пра­вам); при П. А. Сто­лы­пи­не про­дол­жал дей­ство­вать Дво­рян­ский банк, предо­став­ляв­ший льгот­ные кре­ди­ ты по­ме­щи­кам; при вы­бо­ре вто­рой точки зре­ния может быть ска­за­но, что: ре­фор­мы спо­соб­ство­ва­ли укреп­ле­нию част­ной кре­стьян­ской соб­ствен­но­сти на землю (пре­вра­ще­ нию кре­стьян в соб­ствен­ни­ков земли); Сто­лы­пин осво­бо­дил хо­зяй­ствен­ных кре­стьян от гнёта об­щи­ны; при нём была ак­ти­ви­зи­ро­ва­на де­я­тель­ность Кре­стьян­ско­го банка по вы­да­че ссуд кре­стья­нам; ре­фор­мы уско­ри­ли пе­ре­ход части по­ме­щи­чьих зе­мель в руки кре­стьян через куплю-про­да­жу; пе­ре­се­лен­че­ская по­ли­ти­ка поз­во­ля­ла ре­шать про­бле­му ма­ло­зе­ме­лья кре­стьян в Цен­траль­ном ре­ ги­о­не; сто­лы­пин­ские ре­фор­мы поз­во­ля­ли ре­шать про­бле­му че­рес­по­ло­си­цы кре­стьян­ских зе­мель; в ходе ре­форм по­лу­чи­ла зна­чи­тель­ное раз­ви­тие кре­стьян­ская ко­опе­ра­ция; вы­рос­ла уро­жай­ность кре­стьян­ских зе­мель, то­вар­ность кре­стьян­ских хо­зяйств; при ре­фор­ми­ро­ва­нии си­сте­мы мест­но­го са­мо­управ­ле­ния Сто­лы­пин пла­ни­ро­вал предо­ста­вить боль­ше прав кре­стья­нам-соб­ствен­ни­кам

Ниже при­ве­де­ны две точки зре­ния на де­я­тель­ность ко­ман­ду­ю­ ще­го 1-й рус­ской ар­ми­ей М. Б. Барк­лая де Толли. Ука­жи­те, какая из на­зван­ных точек зре­ния вам пред­став­ля­ет­ся более пред­по­ чти­тель­ной. При­ве­ди­те не менее трёх фак­тов, по­ло­же­ний, ко­то­ рые могут слу­жить ар­гу­мен­та­ми, под­твер­жда­ю­щи­ми из­бран­ ную вами точку зре­ния. 1. Ко­ман­ду­ю­щий 2-й рус­ской ар­ми­ей П. И. Баг­ра­ти­он не­од­но­ крат­но резко кри­ти­че­ски вы­ска­зы­вал­ся о де­я­тель­но­сти М. Б. Барк­лая де Толли в пер­вый пе­ри­од Оте­че­ствен­ной войны 1812 г. 2. Дру­гие со­вре­мен­ни­ки, а потом и ис­то­ри­ки счи­та­ли, что М. Б. Барк­лай де Толли был опыт­ным и му­же­ствен­ным во­е­на­чаль­ни­ ком; из­бран­ные им те­ма­ти­ка от­ка­за от ге­не­раль­но­го сра­же­ния, план от­ступ­ле­ния и со­еди­не­ния двух рус­ских армий были един­ ствен­но пра­виль­ны­ми.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты: 1) по­зи­ция вы­пуск­ни­ка: выбор пер­вой или вто­рой точки зре­ния; 2) ар­гу­мен­ты, на­при­мер: при вы­бо­ре пер­вой точки зре­ния может быть ска­за­но, что 1-я и 2-я рус­ские армии из­бе­га­ли сра­же­ния с На­по­лео­ном, от­сту­па­ли в глубь стра­ны; укло­не­ние от ге­не­раль­но­го сра­же­ния с На­по­лео­ном вы­зы­ва­ло ши­ро­ кое не­до­воль­ство в дей­ству­ю­щей армии; в при­двор­ных кру­гах раз­де­ля­ли это не­до­воль­ство, об­ви­няя М.Б. Барк­ лая де Толли в сла­бо­сти пат­ри­о­ти­че­ско­го чув­ства, рав­но­ду­шии к судь­бе стра­ны; при вы­бо­ре вто­рой точки зре­ния: фран­цуз­ская армия зна­чи­тель­но пре­вос­хо­ди­ла по чис­лен­но­сти рус­ скую армию; от­ступ­ле­ние было пред­на­ме­рен­ным, с целью за­влечь фран­цуз­скую армию в глубь стра­ны, рас­тя­нуть её тылы; в ходе от­ступ­ле­ния 1-я и 2-я рус­ские армии бле­стя­ще ма­нев­ри­ро­ва­ли, не раз ставя в тупик На­по­лео­на и его ге­не­ра­лов; уда­лось обес­пе­чить со­еди­не­ние рус­ских армий под Смо­лен­ском, а их даль­ней­шее от­ступ­ле­ние про­ве­сти ор­га­ни­зо­ван­но и пла­но­мер­но.

Ниже при­ве­де­ны две из су­ще­ству­ю­щих точек зре­ния на при­чи­ны пе­ре­рож­де­ния пар­тии боль­ше­ви­ков, лик­ви­да­ цию внут­ри­пар­тий­ной де­мо­кра­тии. Какая из точек зре­ ния пред­став­ля­ет­ся вам более пред­по­чти­тель­ной? Ис­ поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щие из­бран­ную вами точку зре­ния. 1. За ан­ти­де­мо­кра­ти­че­скую на­прав­лен­ность раз­ви­тия пар­тии боль­ше­ви­ков несёт пер­со­наль­ную от­вет­ствен­ ность И. В. Ста­лин. 2. Пе­ре­рож­де­ние пар­тии, лик­ви­да­ция внут­ри­пар­тий­ной де­мо­кра­тии на­ча­лись ещё при Ле­ни­не, Ста­лин лишь про­дол­жил ле­нин­скую по­ли­ти­ку в этом на­прав­ле­нии

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты: 1) по­зи­ция вы­пуск­ни­ка: выбор пер­вой или вто­рой точки зре­ния; 2) ар­гу­мен­ты, на­при­мер: при вы­бо­ре пер­вой точки зре­ния может быть ука­за­но, что: Ста­лин утвер­дил в пар­тии и в стра­не культ своей лич­но­сти; фор­маль­но со­хра­няя кол­ле­ги­аль­ный ха­рак­тер управ­ле­ния пар­ти­ей, Ста­лин со­ сре­до­то­чил в своих руках при­ня­тие всех ре­ше­ний; про­во­дя кад­ро­вые чист­ки в пар­тии, Ста­лин до­би­вал­ся лич­ной пре­дан­но­сти пар­тий­ных функ­ци­о­не­ров; имен­но при Ста­ли­не сло­жи­лась пар­тий­ная но­мен­кла­ту­ра, пар­тий­ная бю­ро­кра­ тия; через ре­прес­сии Ста­лин до­бил­ся лик­ви­да­ции любой воз­мож­ной оп­по­зи­ции внут­ри пар­тии; при вы­бо­ре вто­рой точки зре­ния может быть ука­за­но, что: в пар­тии боль­ше­ви­ков ещё с 1903 г. утвер­дил­ся прин­цип де­мо­кра­ти­че­ско­го цен­тра­лиз­ма, при ко­то­ром пред­по­ла­га­лось под­чи­не­ние мень­шин­ства боль­шин­ ству и сле­до­ва­ние ука­за­ни­ям ру­ко­вод­ства; во­ждизм в пар­тии воз­ник ещё при Ле­ни­не; внут­ри­пар­тий­ную де­мо­кра­тию было не­воз­мож­но со­хра­нить в усло­ви­ях од­но­ пар­тий­но­го ре­жи­ма, уста­но­вив­ше­го­ся в 1918 г.; ре­зо­лю­ция «О един­стве в пар­тии», за­пре­щав­шая фрак­ци­он­ность внут­ри пар­ тии, была при­ня­та ещё в 1921 г.

Ниже при­ве­де­ны две точки зре­ния на ре­фор­мы Петра I. Какая из на­зван­ных точек зре­ния вам пред­став­ля­ет­ся наи­бо­лее пред­по­чти­тель­ной? При­ве­ди­те не менее трёх фак­тов, по­ло­же­ний, ко­то­рые могут слу­жить ар­гу­мен­та­ ми, под­твер­жда­ю­щи­ми из­бран­ную вами точку зре­ния. 1. «Пётр... был сыном сво­е­го века. Но он был под­лин­но велик, ибо за­бо­тил­ся о судь­бах стра­ны, росте её мо­гу­ ще­ства». (Н.И. Пав­лен­ко, со­вре­мен­ный ис­то­рик) 2. «Ре­фор­ма Петра была не­из­беж­на, но он со­вер­шил её путём страш­но­го на­си­лия над на­род­ной душой и на­род­ ны­ми ве­ро­ва­ни­я­ми». (А.Н. Тол­стой, пи­са­тель)

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты: 1) по­зи­ция вы­пуск­ни­ка: выбор пер­вой или вто­рой точки зре­ния; 2) ар­гу­мен­ты, на­при­мер: при вы­бо­ре пер­вой точки зре­ния может быть указано, что: в ре­зуль­та­те пре­об­ра­зо­ва­ний Петра I в Рос­сии: по­лу­чи­ла даль­ней­шее раз­ви­тие ма­ну­фак­тур­ная про­мыш­лен­ность; сфор­ми­ро­ван новый го­су­дар­ствен­ный ап­па­рат; за­ло­же­ны ос­но­вы свет­ской куль­ту­ры и об­ра­зо­ва­ния; со­зда­ны ре­гу­ляр­ная армия и флот; Рос­сия до­би­лась вы­хо­да к Бал­тий­ско­му морю; об­ре­ла ста­тус ве­ли­кой ев­ро­пей­ской дер­жа­вы; по­лу­чи­ла ши­ро­кое меж­ду­на­род­ное при­зва­ние; при вы­бо­ре вто­рой точки зре­ния может быть ука­за­но, что: в ре­зуль­та­те пре­об­ра­зо­ва­ний Петра I в Рос­сии: осу­ществ­ле­на на­силь­ствен­ная ев­ро­пе­и­за­ция; раз­ру­ше­ны на­ци­о­наль­ные рус­ские устои в куль­ту­ре и быте; лик­ви­ди­ро­ва­на не­за­ви­си­мость Пра­во­слав­ной церк­ви от го­су­дар­ства; упал уро­вень жизни ос­нов­ных слоёв на­се­ле­ния; по­гиб­ли ты­ся­чи людей.

Ниже при­ве­де­ны две из су­ще­ству­ю­щих точек зре­ния на уро­вень эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Рос­сий­ской им­пе­рии в конце XX в. Какая из точек зре­ния пред­став­ля­ет­ся вам более пред­по­чти­тель­ной? Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ ния, при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щие из­ бран­ную вами точку зре­ния. 1. Рос­сий­ская им­пе­рия имела про­цве­та­ю­щую эко­но­ми­ ку и быст­ро на­го­ня­ла раз­ви­тые ев­ро­пей­ские стра­ны. 2. В конце XIX в. перед Рос­си­ей сто­я­ли серьёзные эко­но­ ми­че­ские про­бле­мы, её эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие было не­ста­биль­ным.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты: 1) по­зи­ция вы­пуск­ни­ка: выбор пер­вой или вто­рой точки зре­ния; 2) ар­гу­мен­ты, на­при­мер: при вы­бо­ре пер­вой точки зре­ния может быть ска­за­но, что: для Рос­сии в конце XIX в. были ха­рак­тер­ны вы­со­кие темпы эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия; Рос­сия вышла на пятое место в мире по объёму про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства; раз­ви­тие новых от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти (неф­те­до­бы­ча, хи­ми­че­ская, элек­тро­тех­ни­че­ская и др.); быст­рые темпы же­лез­но­до­рож­но­го стро­и­тель­ства (вто­рая по про­тяжённо­сти же­лез­но­до­рож­ная сеть в мире); ин­тен­сив­ный про­цесс ак­ци­о­ни­ро­ва­ния пред­при­я­тий; ста­биль­ное эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие Рос­сии было обес­пе­че­но бо­га­тей­ши­ми при­род­ны­ми ре­сур­ са­ми; бла­го­да­ря де­неж­ной ре­фор­ме С.Ю. Витте Рос­сия по­лу­чи­ла ста­биль­ную де­неж­ную си­сте­му; в стра­ну при­те­ка­ли ино­стран­ные ин­ве­сти­ции; росли го­су­дар­ствен­ные до­хо­ды, что поз­во­ля­ло обес­пе­чить про­фи­цит бюд­же­та; при вы­бо­ре вто­рой точки зре­ния может быть ска­за­но, что Рос­сия серьёзно от­ста­ва­ла от раз­ви­тых стран в про­из­вод­стве про­мыш­лен­ной про­дук­ции на душу на­се­ле­ния; низ­кий уро­вень внут­рен­не­го по­треб­ле­ния ста­вил под во­прос даль­ней­шее раз­ви­тие про­мыш­лен­ но­сти (что по­ка­зал кри­зис гг.); рост внеш­ней за­дол­жен­но­сти; не был пре­одолён аг­рар­ный кри­зис (ма­ло­зе­ме­лье кре­стьян, низ­кая уро­жай­ность и др.); вы­со­кие не­про­из­во­ди­тель­ные рас­хо­ды тор­мо­зи­ли раз­ви­тие эко­но­ми­ки; в вы­во­зе Рос­сии пре­об­ла­да­ли хлеб и сырьё, со­хра­ня­лась за­ви­си­мость от ино­стран­ных машин и про­мыш­лен­ных то­ва­ров