Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: www.shepelenko.ucoz.ru Муниципальное казённое образовательное учреждение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Пьеса-сказка А.Н.Островского «Снегурочка» Своеобразие сюжета, связь мифологическими и сказочными сюжетами.
Advertisements

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка». Особенности драматического произведения.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Исследовательский проект «Снегурочка» Подготовил: Полтораус Павел.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Исследовательская работа Корниловой Анны Снегурочка - литературное произведение, но она близко к фольклору.
А.Н. Островский. История создания пьесы «Снегурочка». А.Н. Островский – замечательный русский драматург, создатель 47 пьес, которые до сих пор не сходят.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области Шепеленко.
Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (5 класс)
Н. А. Римский- Корсако в опера «Снегурочка», написана по сюжету этой пьесы в 1881 году.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Проектная работа по искусству учащихся 8 класса МОУ Новобурановская СОШ Учитель Леонова Н.А год.
Александр Николаевич Островский ( ). Островский А. Н. родился (12.04)1823 в имении Щелыково Костромской губернии.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Наши первые шаги Урок повторения в 5 классе. Вопрос 1 Что такое литература?
АВТОР РАБОТЫ: ТАРАСИЧ ЯНА, УЧАЩАЯСЯ 6 КЛАССА РУКОВОДИТЕЛЬ: МУЛЬГАНОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА Царство берендеев в фольклорно-мифологической драме А.Н. Островского.
Транксрипт:

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области

Краткие сведения об А.Н.Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными традициями. Элементы фольклора в сказке. (8 класс)

Цели: - знакомство с некоторыми фактами биографии, оказавшими влияние на формирование таланта драматурга; источниками, послужившими основой пьесы-сказки, выявление сходства сюжета и композиции пьесы и волшебной сказки; - формирование умения выделять главное в прослушанном сообщении, художественного пересказа, работы со статьёй учебника, развитие коммуникативных способностей учащихся.

А.Н.Островский. Фото 1850-х гг Сведения о писателе Александр Николаевич Островский (1823 – 1886) Родители: Николай Фёдорович Островский и Любовь Ивановна Саввина Начальное образование домашнее 1835 – 1840гг учёба в Московской губернской (первой) гимназии

А.Н.Островский. Фото 1850-х гг Сведения о писателе Александр Николаевич Островский учёба на юридическом факультете Московского университета. Увлечение театром служба в суде, первые литературные опыты

Беседа по статье учебника «Творческая история пьесы «Снегурочка» - К каким проблемам обращался А.Н.Островский в своих произведениях? - Каков первоначальный замысел пьесы «Снегурочка»? - Каковы художественные особенности произведения? - Чем вызвана негативная реакция Н.А.Некрасова на появление «Снегурочки»? - Какие достоинства пьесы-сказки высоко оценил М.М.Стасюлевич?

Подумай и ответь… - Назовите авторов книжной народной сказки «Снегурочка», изученной в 6 классе. Братья Гримм «Снегурочка» Образ Снегурочки формировался веками. Сначала среди русских народных произведений появилось много сказок о Снегурочке. Потом сказки о Снегурочке были исследованы А.Н.Афанасьевым.

Заполни вторую часть таблицы Черты книжной народной сказки и литературной сказки Черты книжной народной сказкиЧерты литературной сказки В сказке отражается оценка персонажа с точки зрения общенародной нравственности и морали. Отсутствие разнообразия в способах создания образа и характеристики персонажа (речь героя, характеристика через отношение к герою других персонажей). Нет ярко выраженных различий в речи положительных и отрицательных персонажей. Отношение других персонажей к герою не вполне ясно. Для народной книжной сказки не характерно подробное описание предметов. Наличие прямой и непрямой оценки автора. Разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа (речь героя, характеристика через отношение к герою других персонажей). Речь героя как средство создания характеристики персонажа. Характеристики даны через отношение героя к другим персонажам. Подробное описание предметов.

Подумай и ответь… - Назовите героев пьесы-сказки А.Н.Островского. Какие из них встречаются в волшебной сказке, в обрядовых песнях русского народа? В Берендеевом царстве уживаются люди, сказочные существа и мифологические существа: Весна-Красна, Дед- Мороз, Леший, Снегурочка, Елена Прекрасная, бог Ярило.

Сообщение о Снегурочке Снегурочка – дух природы. Как правило, в сказках сделанная из снега Снегурочка оживает. Вариант сказки, где Снегурочка тает, прыгая через костёр, наиболее показателен. В нём нашёл отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона. Снегурочка была олицетворением зимы, сила, враждебная людям и почти потусторонняя, связанная с загробным миром.

Сообщение о Яриле Ярило – у древних славян бог весеннего плодородия, солнца и любви. Предки наши представляли его в белой одежде, на белом коне, с человеческой головой в правой руке и пучком ржаных колосьев в левой. В сказке А.Н.Островского Ярило превращён в верховное божество загадочных берендеев.

Заполни третью часть таблицы Сходства композиции волшебной сказки и сказки-пьесы Композиция волшебной сказкиСобытия сказки-пьесы ЭкспозицияПричины, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие- то действия ЗавязкаГлавный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу. Развитие сюжета Поиск потерянного или недостающего. Встреча с дарителем. КульминацияГлавный герой или героиня сражаются со злой силой и всегда побеждают её. РазвязкаПреодоление потери или недостачи. Свадьба и воцарение героя. «Ярило сожжёт её, испепелит, растопит, Не знаю как, но умертвит». «Снегурочка, беги от Леля!» Снегурочка стремится испытать чувство любви. Весна (мать) дарит Снегурочке венок из «привораживающих чарующих цветов». Испытание людской корыстью и равнодушием (старик Бобыль, старуха Бобылиха, жители) Снегурочка полюбила Мизгиря, но это стоило ей жизни.

Подумай и ответь… - Где происходит действие сказки Островского? Места всех действий сказки – это места владений самого драматурга, а дворец Берендея – это дом самого Островского в Щелыкове. Чтение «пояснения» к Прологу.

Виртуальная экскурсия в Щелыково Щелыково – старинная русская усадьба

Виртуальная экскурсия в Щелыково

Подумай и ответь… - Какие русские народны песни вы изучали в 7 классе? Эпические, лирические, лиро-эпические. В зависимости от условий бытования народные песни делятся на обрядовые и необрядовые.

Работа с таблицей Русские песни, включённые Островским в пьесу-сказку Русские песни и обрядыПесни Обработки и вариации народных песен «Собирались птицы, собирались певчи», «Каково птицам жить на море», «Земляничка-ягодка» Магический ритуал, связанный с посевом, жатвой и обмолотом урожая «Ай, во поле липонька…» (исполнялась хороводами на Троицын день) Народные песни, запевы, сопровождающие обряд похорон Масленицы «Честная Масленица!», «Масленица-мокрохвостка!» Обряды, связанные с празднованием Семика (четверг на седьмой неделе после Пасхи) «Ай, во поле липонька», «Купался бобер» Элементы свадебного обряда«Голубушки-девицы, пришёл красы девичьей погубитель»

Подумай и ответь… - Какие источники послужили основой создания пьесы-сказки? Сказочное царство берендеев было создано Островским в рамках жанра сказки-драмы, имеющей оригинальный сюжет. Источники, послужившие основой сказке и самому сказочному царству – народные сказки, северная русская природа и быт русского народа, его песни и обряды, мифы, предания.

Домашнее задание 1. Из монолога Весны в Прологе выписать словосочетания, воссоздающие картину царства берендеев. 2. Подготовить пересказ статьи учебника «В мире художественного слова пьесы «Снегурочка». Индивидуальное задание: 1. Подготовить сообщение о Снегурочке, Леле, Мизгире (по материалам статьи учебника). Групповое задание: 1. Подготовить выразительное чтение по ролям явления 4 Пролога, финала пьесы-сказки от слов «Великий царь, твоё желанье было…» до конца.

Использованные ресурсы Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы. 8 класс. Методическое пособие. М., 2012г