Образовательные программы ДОУ и их характеристики Арчимаева М.С., кпн.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основная образовательная программа МБДОУ «ЦРР – детский сад 168» разработана на основе вариативной примерной образовательной программы дошкольного образования.
Advertisements

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
Образовательные области, как структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей дошкольного возраста.
Основные направления образовательной деятельности Физическое развитие Художественно- эстетическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социально-
Основные направления развития детей и образовательные области.
Приложение 2. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
учебный год Приоритетные направления работы Годовые задачи Образовательные области Виды деятельности Сквозные механизмы.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 441 комбинированного вида» , г. Новосибирск, ул. Киевская.
Образовательная программа дошкольного образования «Рябинушка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 34 «Рябинка»
Автор-составитель: Соловьева Н.А.. С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год.
ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ГБДОУ 57 Кировского района Подготовила Ст.воспитатель Бобровская Д.В.
ФГОС дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
Основная общеобразовательная программа МДОУ «Детский сад 132» 2013 – 2018 учебный год.
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!. М Ы РАБОТАЕМ ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА 25 «Солнышко»
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание.
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
Содержание образовательной Программы дошкольного образования ( ФГОС )
Транксрипт:

Образовательные программы ДОУ и их характеристики Арчимаева М.С., кпн.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования« Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.

1.4. Основные принципы дошкольного образования: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.7. Стандарт является основой для: 1) разработки Программы; 2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы); 3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования; 4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта; 5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации; 6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции

2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могут реализовывать разные Программы.

2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает: приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта). В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений: может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции Организации или Группы.

Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Финансовые условия реализации Программы должны: 1) обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы; 2) обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей; 3) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования.

Понятие «образовательная программа» вошло в педагогическую практику после принятия Закона РФ «Об образовании». Образовательная программа - нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении (С.Кузьмин). Образовательная программа – это конкретная модель учебно- воспитательного процесса того или иного дошкольного учреждения. Она должна охватывать все виды деятельности детей (а не только обучение) с учетом их приоритетности в каждом возрастном периоде (Л.С.Маркова). Образовательная программа ДОУ – это комплекс определенного содержания образования, определенных средств педагогической коммуникации (формы, методы и средства обучения и воспитания), а также кадровые и материальные условия для реализации образовательных потребностей воспитанников (Л.М.Денякина). Образовательная программа – документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учетом стандарта дошкольного уровня образования. Это модель воспитательно-образовательного процесса. Она излагает многокомпонентное содержание образования и состоит из целостного ряда частей, взаимно связанных между собой. Отбор компонентов не может носить случайный характер и должен быть ориентирован, прежде всего, на создание целостной системы (К.Ю. Белая). Образовательная программа – это документ, который подлежит постоянной (ежегодной) корректировке.

Назначение образовательной программы определяется исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, обусловленный муниципальной программой развития образования, логикой развития самого образовательного учреждения, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков родителей (законных представителей). Назначение образовательной программы мотивированное обоснование содержания воспитательно-образовательного процесса, выбора общеобразовательной программы в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.

Обобщая все выше сказанное, образовательную программу дошкольного учреждения можно определить как: нормативный документ, внутренний стандарт учреждения, определяющий содержание дошкольного образования, разработанный по основным направлениям развития детей и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития и коррекции детей, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом территории.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные. Комплексные, или общеразвивающие, программы включают все основные направления развития ребёнка (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно- эстетическое); содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные (специализированные, локальные) программы включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

Программы должны быть нацелены: - на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; - на развитие способностей ребенка; - на формирование творческого воображения; - на развитие коммуникативности - на развитие этнокультурной компетентности Программы должны обеспечить: - охрану и укрепление здоровья детей, их физическое развитие; - эмоциональное благополучие каждого ребенка; - интеллектуальное развитие ребенка; - создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; - приобщение детей к общечеловеческим ценностям; - взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Вариативность образования должна достигаться за счет базисности, а не парциальности. Главное требование к комбинированию программ - единство подходов (концепции, принципы) к воспитанию, обучению и развитию детей, которые лежат в их основе, а также к суммарной умственной и физической нагрузкам на ребёнка в целях охраны его здоровья. Важно отметить, что синтез парциальных программ является делом чрезвычайно сложным и ответственность за качество такого синтеза целиком ложится на педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Одно из главных требований к основным программам - соблюдение преемственности с программами начального общего образования. В данных программах должны содержаться показатели уровней развития детей на разных возрастных этапах дошкольного детства.

К основным комплексным программам можно отнести: Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада Программа воспитания и обучения в детском саду Истоки: Базисная программа развития ребёнка-дошкольника Кроха: Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения Развитие: Основные положения Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста Одаренный ребенок Школа 2100 ^ Комплексные программы непрерывного образования Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1до7 лет Преемственность: Программа Сообщество Золотой ключик: Программа воспитания и обучения детей дошкольного и мл. школьного возраста

Парциальные программы: Программы познавательного, экологического развития Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду Наш дом- природа: Программа экологического образования дошкольников Семицветик: Программа и руководство по культурно- экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста Зеленая тропинка Мы: Программа экологического образования детей ^ Программы социально-нравственного развития дошкольника Я, ты, мы: Программа социальной компетентности ребёнка Я - человек: Программа социального развития Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа для дошкольных образовательных учреждений Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа: Учебно- методическое пособие Свет Руси: Программа духовно-патриотического воспитания детей 5 -7лет Наследие Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду Занятия по развитию речи в детском саду: Программа и конспекты ^ Программы интеллектуально-личностного развития Дошкольник и экономика: Программа Росток: Программа по ТРИЗ - РТВ для детей дошкольного возраста Умка - ТРИЗ Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа-2000» Обучение дошкольников грамоте ^ Программы художественно-эстетического цикла

Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений Красота- радость- творчество: Программа эстетического воспитания детей дошкольного возраста Росинка. В мире прекрасного Программа по изобразительной деятельности в детском саду Цветные ладошки Конструирование и ручной труд в детском саду Художественный труд: Программа по трудовому обучению Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации Гармония: Программа развития музыкальности у детей Гармония: Программа интеллектуально-художественного и творческого развития личности дошкольника Малыш: Программа развития музыкальности у детей раннего возраста Театр- творчество- дети: Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. ^ Программы физического развития и здоровья дошкольников Играйте на здоровье: Программа и технология ее применения в ДОУ (3-4года) (5-6лет) Физическая культура – дошкольникам: Программа по физическому воспитанию дошкольников Здравствуй! Здоровье Искорка ^ Программы обучение детей дошкольного возраста иностранному языку Иностранный язык для дошкольников: Программа обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста Двуязычный детский сад Иностранный язык для дошкольника и уроки общения Английский для дошкольников Английский язык: методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраст Программа обучения иностранному языку в детском саду Английский язык для самых маленьких Программа обучения английскому языку в средних, старших, подготовительных группах

Таким образом, реализуемые программы дошкольного учреждения определяют содержание дошкольной ступени образования, ее компетентность и направленность, исходя из приоритетных целей и задач. Они гарантируют необходимый и достаточный уровень для всестороннего развития ребёнка и являются внутренним стандартом образования, а также основанием для лицензирования, аккредитации дошкольного учреждения.