Информационная технология «Референт» – способ сбора, обработки, хранения, представления и анализа информации. Позволяет конкретизировать методику преподавания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационная технология «Референт» – способ сбора, обработки, хранения, представления и анализа информации. Позволяет конкретизировать методику преподавания.
Advertisements

Информационная технология «Референт» – способ сбора, обработки, хранения, представления и анализа информации. Позволяет конкретизировать методику преподавания.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Что такое «компетентностное образование» и как к нему перейти? Исполнитель- зам.директора по УВР МОУ СОШ СП Новая Балкария Ачабаева Е.Д.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Компетентностный подход в обучении как условие преемственности начального и среднего естественнонаучного образования. Компетентности и компетентностный.
Психологические особенности подросткового возраста.
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Ключевые компетентности И. И. Миронова, методист ИМО УО г. Казани Компетентностная модель современного учителя.
Черногаева Елена Владимировна учитель географии ГОУ СОШ 1151 Компетентностный подход как механизм реализации качественного образования в рамках ФГОС (по.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении истории Презентация подготовлена Учителем истории Витченко Н.И МАОУ Лицей 17 г.о. Химки.
УУД как основа результатов реализации ФГОС НОО. Нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно.
Транксрипт:

Информационная технология «Референт» – способ сбора, обработки, хранения, представления и анализа информации. Позволяет конкретизировать методику преподавания и принять решения по управлению качеством образования. РЕФЕРЕНТ Авторы-разработчики: Николай Дмитриевич Алексеев Анна Станиславовна Исаенко Татьяна Ивановна Кузей Психолого-педагогическое изучение креативной компетентности личности Авторская группа «Референт» в Минске: (+375) , (+375) (+375) , (+375) Компетентность – это эффективное взаимодействие человека с окружающей средой. Авторская группа «РЕФЕРЕНТ»

Из Кодекса Республики Беларусь об образовании Статья 1.6. Образование обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося. Статья Обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей. Статья 1.1. Воспитание целенаправленный процесс формирования духовно- нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося;.. Статья 91. Основные требования к организации образовательного процесса: обеспечение качества образования; компетентностный подход; охрана здоровья обучающихся; создание безопасных условий при организации образовательного процесса. создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности; обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи; … 2 Компетентностный подход в образовании – угол зрения, совокупность принципов, направлений, форм, методов, приемов обучения, воспитания и личностного развития учащихся с целью формирования ключевых компетенций личности как в учебной, так и во внеучебной деятельности, а также в различных индивидуальных и социальных практиках.

3 Ведущие компетенции личности:Компетентность личности: Компетентностный подход в образовании (по разработкам авторской группы «Референт» на основе идей А.В. Хуторского) Ценностно-смысловые компетенции Общекультурные компетенции Учебно-познавательные компетенции Компетенция креативности Информационные компетенции Коммуникативные компетенции Социально-трудовые компетенции Компетенции личностного саморазвития Сформированность ценностей гражданственности, патриотизма, нравственности, адекватная самооценка. Сформированность ценностей здорового образа жизни, семьи, соблюдение личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности, адекватная самооценка. Особенности интеллектуальной активности, ведущей мотивации учебной деятельности, сформированность обучаемости, обученности, адекватная самооценка. Сформированность образной и вербальной креативности, основанной на интеллектуальной инициативе и личностной самореализации. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передача), адекватная самооценка. Владение языками, навыки работы в группе, умение общаться, сформированность социального интеллекта, адекватная самооценка. Умение анализировать рынок труда, владеть этикой трудовых и гражданских отношений, действовать в соответствии с личных и гражданственных взаимоотношений, профессионализм деятельности, адекватная самооценка. Владение способами физического, духовного, интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, адекватная самооценка.

СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ 4 Когнитивная составляющая: Общие и специальные способности; Знания, умения, навыки; Обучаемость; Креативность. Эмоциональная и ценностно-смысловая составляющая: Интересы познавательной деятельности; Ценности; Личностные смыслы; Эмоциональные состояния. Поведенческая (волевая) составляющая: Личностный опыт в различных видах социально значимой деятельности; Социально значимые черты характера. Педагогические способы отслеживания сформированности компетенций: Успеваемость по учебным предметам; Наблюдение; Беседа; Анкетирование; Участие в: Олимпиадном движении, В общественных организациях, В социальных практиках. (Фиксируется в Портфолио образовательных достижений)

СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ 5 Психологические способы изучения: Наблюдение, Рациональная психологическая беседа, Психологические тесты: общих способностей, обучаемости, обученности, креативности, интересов познавательной деятельности, мотивации достижения/избегания неудач, эмоциональных отношений, индивидуально- типологических особенностей. Метод изучения продуктов деятельности. Когнитивная составляющая: Общие и специальные способности, Знания, умения, навыки, Обучаемость, Креативность. Эмоциональная и ценностно-смысловая составляющая: Интересы познавательной деятельности, Ценности, Личностные смыслы, Эмоциональные состояния. Поведенческая (волевая) составляющая: Личностный опыт в различных видах социально значимой деятельности, Фиксируется в Портфолио образовательных достижений.

Оценка когнитивной составляющей компетентности личности учащегося 6 Выраженность и структура образной креативности

Оценка когнитивной составляющей компетентности личности учащегося 7

8 Самооценка творческих характеристик личности

Оценка поведенческой составляющей компетентности личности учащегося 9

Оценка поведенческой составляющей компетенции Личностный опыт в различных видах социально значимой деятельности 10

11 Типично реализуется через традиционную систему образования. Возможна реализация через технологию «креативного поля» Д.Б. Богоявленской, УМК «Учусь творчески мыслить» АГ «Референт», ТРИЗ и др.. Педагогические технологии, в которых обнаруженная учащимся закономерность становится самостоятельной проблемой. Ученик ставит новые проблемы, необусловленные задачей. Теоретические и практические решения, приводящие к ломке сложившихся мировоззрений. Возможна реализация посредством технологий развивающего обучения Эльконина-Давыдова, Занкова, «Шаг за шагом», «2100» и др.. Личностный смысл – самореализация Личностный смысл – достижение Личностный смысл – высокие результаты обучения, уход от неудач

Творческие проявления компетентности личности Одаренность Системное развивающееся в деятельности качество. Характеризуется: Выраженными способностями. Мотивацией достижения. Креативностью. Высокой умственной работоспособностью. Эвристической интеллектуальной активностью. Талант Оценочное суждение. Уровень способностей, обеспечивший создание креативного продукта, получившего признание общества. Результат интеллектуальной активности на креативном уровне. Гениальность Оценочное суждение. Высшая степень творческих проявлений личности. Творчество, имеющее выдающееся значение для жизни общества. Создание новой «эпохи» в своей сфере деятельности. Результат интеллектуальной активности на креативном уровне. Одаренность предполагает индивидуализацию образовательного маршрута. Прогресс цивилизации обеспечивают талантливые и гениальные личности. Одаренность является средой, из которой они вырастают. РЕФЕРЕНТ 12

Научная организация труда предполагает взаимообусловленность функций, средств, обязанностей, прав, ответственности и полномочий участников образовательного процесса. Фу нкц ии Обязан ности Ответс твенно сть Ср едс тва Права Полно мочия Функции Обязанности Ответственность Средства Права Полномочия соответствие 13 Сфотографируйте свой рабочий день, неделю, месяц… Отрефлексируйте содержание своей профессиональной и учебной деятельности.

Учебно-познавательные компетенции. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами решения учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и в соответствии со своими возможностями, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности. 14

Компетенция – интегративная личностная характеристика субъекта, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, приобретенная благодаря образованию и самообразованию, позволяющая продуктивно действовать и решать учебные, жизненные, социальные, профессиональные и другие проблемы. Компетентность – владение определенной компетенцией, способность результативно действовать в различных ситуациях. Ключевая компетенция – компетенция, универсальная по своему характеру и степени применимости. Компетентностный подход в образовании – угол зрения, совокупность принципов, направлений, форм, методов, приемов обучения, воспитания и личностного развития учащихся с целью формирования ключевых компетенций личности как в учебной, так и во внеучебной деятельности, а также в различных индивидуальных и социальных практиках. Цели образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в следующем: 1. Научиться учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность. 2. Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат. 3. Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.). 4. Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей. 5. Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей. 6. Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие. (Кодекс Республики Беларусь об образовании, ст. 158) 15

Задачи компетентностного подхода: 1. Совершенствование и развитие ключевых компетенций, освоенных в школе. 2. Формирование, совершенствование и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся. 3. Внедрение активных методов обучения, адекватных видам профессиональной деятельности. 4. Освоение базовых, вспомогательных, общих и основных (профессиональных) компетенций. 5. Повышение эффективности и качества обучения путём актуализации всех видов компетенций в процессе интеграции теории и практики. 6. Формирование способностей решать профессиональные задачи. 7. Приобретение профессионального опыта. 8. Обеспечение соответствия освоенных компетенций направлению профессиональной деятельности. Общие принципы компетентностного подхода: 1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у учащихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта. 2. Содержанием обучения становятся действия и операции, соотносящиеся с навыками, которые нужно получить. 3. Необходимо создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем. 4. Оценка результатов обучения основана на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися, т.е. на уровне его компетенций. Иначе говоря, знания в обучении перестают играть главную роль (вызубрил, молодец!). Знания, безусловно, важны, однако главная задача образования – научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем. Условия успешной реализации компетентностного подхода: 1. Наличие компетентностной модели выпускника (функциональной карты специалиста), в которой отражены его основные функции и компетенции. 2. Определение конкретной цели обучения. 3. Определение конкретных способов достижения цели. 4. Формулирование конкретных результатов обучения в форме конкретных компетенций. 16

17 Рефлексивный анализ урока в контексте компетентностного подхода (по разработкам авторской группы «Референт» на основе идей О.С. Анисимова) Нормативный Проблемный Концептуальный Ценностный Событийный Компетентность коммуникативная - способность личности к речевому общению и умение слушать. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, выделяются: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения. См. Образовательная компетентность. Коммуникативные действия - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

18 Развитие творческих способностей учащихся. «Учусь творчески мыслить» и «Учусь творчески общаться» Дети, которые начали учиться в 1 классе в учебном году, окончив школу и вуз, приступят к активной профессиональной деятельности в 2030-м, а будут выходить на пенсию в гг. К тому времени жизнь успеет измениться до неузнаваемости. Как изменилась за последние 30 лет, только произойдет это еще быстрее. За 30 предыдущих лет изменились границы в Европе, в ряде стран сменился общественно-экономический строй, стремительно происходит процесс глобализации мировой экономики, появились новые профессии и новые стили жизни. Технологические и экономические изменения в нашей жизни с каждым днём происходят всё быстрее и быстрее. Мы, педагоги, работающие сегодня с учащимися начальных классов, должны подготовить их к той, будущей неизвестной жизни. Воистину, сбывается сюжет, предсказанный русской народной сказкой: «сходи, не знаю куда, и найди то, не знаю что». Мы не в силах предсказать точный образ будущего и дать детям выверенные образцы и решения. Им придется неоднократно переучиваться и вырабатывать адаптивность к быстроменяющемуся миру. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и в соответствии со своими возможностями, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

19 Современное производство становится все более и более инновационным. Продукция должна постоянно обновляться. Будучи запущенной в производство, она сразу же устаревает. В конкурентной борьбе побеждает тот, кто способен действовать быстро и инновационно. Работодатели нуждаются в работниках творческих, гибких и легко приспосабливающихся к изменениям. В мире сейчас активно развиваются бизнесы, связанные с интеллектуальным трудом: различные формы искусства, разработка программного обеспечения, развитие науки и технологий. В этих областях творческие идеи ценятся превыше всего. Многие страны уже начинают понимать, что будущее благосостояние их экономик зависит от потока инноваций. Таким образом, креативность – творческое мышление – и поведение, обусловленное мотивацией достижения и самореализацией, становятся ключевыми компетенциями подрастающего поколения. Способности к творчеству даны каждому человеку от природы, однако только целенаправленное обучение дает возможность ребенку проявить высокий уровень развития творческих способностей. Именно на развитие креативности учащихся и нацелена программа факультативных занятий «Учусь творчески мыслить» для начальной школы. Предложенный курс включает специально подобранные упражнения и задания для развития творческих мыслительных способностей, а также обеспечивает учащихся и учителей систематизированным и практически эффективным материалом для преодоления стереотипов мышления. Все задания предназначены для развития следующих творческих качеств: 1.Творческая продуктивность это способность придумывать как можно больше идей, возможных решений, подходящих объектов и т. п. 2.Гибкость мышления это способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения. Проявление творческой продуктивности и гибкости можно рассмотреть на примере следующего задания. Учащимся предлагается в течение нескольких минут придумать как можно больше способов применения кирпича. Полученный в результате список может служить для подсчета как творческой продуктивности, так и гибкости. Творческая продуктивность равняется в этом случае числу всех адекватных ответов, а гибкость числу различных категорий использования. Ученик, который скажет, что кирпичи могут быть использованы при постройке дома, амбара, школы, магазина, банка и т. д., может получить довольно хороший результат по творческой продуктивности, но плохой результат по гибкости. А учащийся, ответивший, что кирпичи могут использоваться при постройке дома, приготовлении красного порошка, для того, чтобы дверь не закрывалась, в качестве подставки для книги, вместо футбольных ворот, чтобы написать сообщение и т. д., может в итоге получить список, равный по количеству идей списку первого испытуемого. Однако количество используемых категорий у него будет значительно больше и, следовательно, он получит прекрасный результат по гибкости.

20 3.Оригинальность это способность предлагать уникальные и необычные идеи и решения. Иначе, это способность придумывать идеи, которые статистически редко встречаются и которые действительно неожиданны. Как-то один ребенок ответил: «Кирпич можно использовать в качестве укрытия для жуков». Встретив непонимающий взгляд педагога, он пояснил: «Летом в любом месте на земле кладете кирпич. Через неделю подходите, поднимаете его. Под ним жуки!» На экспериментальном туре международной олимпиады среди учащихся по физике один из участников открыл банку с солеными огурцами, стоявшую на столе жюри, достал огурец и надкусил его. На вопрос: «Ты проголодался?» он ответил: «Нет! Соленый огурец прекрасный проводник (для электрического тока). А поскольку он слишком длинный для моей схемы, то я его немного укорачиваю (съедаю)». Схема заработала, а наш участник получил максимальный балл за оригинальное решение. 4.Способность к детальной разработке идеи (или разработанность) это способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно прорабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки. Важно не только предложить идею, но и хорошо ее «проработать», обогатить деталями, которые позволят «работать» вашей идее. Один из подчиненных А. В. Суворова, увидев, что турецкая артиллерия расположилась спиной к болоту и не выставила там охранения (болото же, никто не посмеет оттуда атаковать), решил рано утром переправить свой полк через болото и неожиданно напасть на турок. Наступление было недостаточно продуманным и подготовленным: солдаты начали тонуть и, понятно, кричать. Турки проснулись, поняли, в чем дело, и развернули пушки… В результате большие потери, полковник разжалован в рядовые. А. В. Суворов уважал творческие идеи, но всегда тщательно готовился к их практической реализации. 5.Как отдельную творческую способность следует упомянуть способность давать названия (или способность обобщать) это способность выделять сущностные, причинно-следственные связи и закономерности. Ее можно определить также как умение кратко и емко выразить суть творческой идеи, выделить в ней главное и сформулировать в названии. Помимо творческих способностей программа нацелена на развитие таких коммуникативных способностей, как способность представить отчет о своих достижениях и достижениях группы в устной форме; способность взаимодействовать с другими учащимися в процессе решения творческих задач; способность оценивать и дополнять работу другого учащегося.