Структура образовательной программы дополнительного образования детей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 418 Программное обеспечение образовательного процесса Структура.
Advertisements

Образовательные программы дополнительного образования детей.
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
Рабочая программа как основа создания условий для социального саморазвития личности обучающегося. Дементьева Л.Г. методист МБОУ ДОД «ЦРТДЮ Тамбовского.
Составление программ дополнительного образования.
Программно-методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования (по материалам, представленным в журналах "Дополнительное образование.
Районный семинар «Разработка программы дополнительного образования детей»
- нормативный документ, определяющий цели, задачи, содержание, способы организации образовательной деятельности и предполагаемый результат - модель образовательного.
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект Содержание дополнительных образовательных программ Цели.
Требования к разработке образовательных программ Методические рекомендации к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования.
«Разработка образовательных программ дополнительного образования детей, в рамках реализации ФГОС» СОСТАВИТЕЛЬ: Методист МОАУ ДОД ЦДТ г. Лабинска Хаустова.
Основные требования к программам дополнительного образования детей
Планирование внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС – это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения.
Требования к структуре дополнительной общеобразовательной программы МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Методическое объединение Зам. директоров по ВР сентябрь 2015 г. Организация воспитательной работы в ОО в рамках ФГОС.
Малышкина О.В., методист ИМЦ МКУ «Управление образования Администрации города Бийска» Подготовка к лицензированию программ дополнительного образования.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Районный семинар «Программно- методическое обеспечение дополнительного образования на базе ОУ»
Технология разработки образовательных программСтруктура программы Титульный лист ОглавлениеВведение Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание.
Требования к содержанию дополнительных образовательных программ.
Транксрипт:

Структура образовательной программы дополнительного образования детей

Программа – документ, определяющий содержание и характер деятельности, направленный на достижение конкретного результата

Структура программы Титульный лист Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание Методическое обеспечение ОП Список литературы

Титульный лист Титульный лист Поле 1 Полное наименование образовательного учреждения, соответствующее наименованию, закрепленному в Уставе. Реквизиты в этом поле печатаются заглавными буквами. Поле 2 (правая часть титульного листа) УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ Наименование должностного лица, утвердившего программу (директор Наименование должностного лица, утвердившего программу (директор ОУ), его личная подпись, расшифровка подписи и дата утверждения (число, месяц, год) Поле 2* (левая часть титульного листа) РАССМОТРЕНО Протокол педагогического совета, его номер и дата проведения Поле 3 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ» (шрифт 18-24). ( Название отражает содержание и направление деятельности данной программы.)

Поле 3 Поле 3 Ниже наименования программы указывают возраст обучающихся (не класс!) наименьший и наибольший, на который рассчитана программа, и срок ее реализации. Ниже наименования программы указывают возраст обучающихся (не класс!) наименьший и наибольший, на который рассчитана программа, и срок ее реализации. Поле 4 Указывают автора-составителя (или авторов-составителей): фамилию, имя, отчество без сокращений, его должность. Если программа разрабатывалась педагогом дополнительного образования совместно с методистом, то можно указать следующее: консультант - фамилия, имя, отчество, должность. Поле 5 Указывается дата корректировки программы, если в программу после ее создания и реализации вносились изменения. Поле 6 Указывается название города, ниже - год создания программы, слова «город» и «год» при этом не пишутся. Титульный лист Титульный лист

Пояснительная записка Введение Введение ОП Направленность ОП Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Цель, задачи Цель, задачи Отличительные особенности Отличительные особенности Возраст воспитанников Возраст воспитанников Сроки реализации ОП (продолжительность, этапы) Сроки реализации ОП (продолжительность, этапы) Формы и режим занятий Формы и режим занятий Ожидаемые результаты и способы их проверки Ожидаемые результаты и способы их проверки Формы подведения итогов реализации ОП Формы подведения итогов реализации ОП

Введение педагогическое обоснование образовательной программы дополнительного образования детей Направленность образовательных программ Должна соответствовать содержанию ОП Научно-техническая Научно-техническая Спортивно-техническая Спортивно-техническая Художественно-эстетическая Художественно-эстетическая Физкультурно-спортивная Физкультурно-спортивная Туристко-краеведческая Туристко-краеведческая Эколого-биологическая Эколого-биологическая Военно-патриотическая Военно-патриотическая Социально-педагогическая Социально-педагогическая Культурологическая Культурологическая Естественнонаучная Естественнонаучная

Уровень освоения ОП общекультурный, общекультурный, углубленный, углубленный, профессионально-ориентированный. профессионально-ориентированный.

Новизна ОП новое решение проблем дополнительного образования; новое решение проблем дополнительного образования; новые методики преподавания; новые методики преподавания; новые педагогические технологии в проведении занятий; новые педагогические технологии в проведении занятий; нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д. нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д. Новизна указывается в случае, если она действительно имеется.

Актуальность ОП состоит в том, чтобы: отвечать потребностям современных детей и их родителей; отвечать потребностям современных детей и их родителей; быть ориентированной на эффективное решение актуальных проблем ребенка; быть ориентированной на эффективное решение актуальных проблем ребенка; соответствовать социальному заказу общества. соответствовать социальному заказу общества.

Актуальность может базироваться на: анализе социальных проблем; анализе социальных проблем; материалах научных исследований; материалах научных исследований; анализе педагогического опыта; анализе педагогического опыта; анализе детского или родительского спроса; анализе детского или родительского спроса; современных требованиях модернизации системы образования. современных требованиях модернизации системы образования.

Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения; подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения;прагматическую дает аргументированное обоснование педагогических действий в рамках организации и реализации дополнительной образовательной программы, конкретно выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности (в соответствии с поставленными целями и задачами). дает аргументированное обоснование педагогических действий в рамках организации и реализации дополнительной образовательной программы, конкретно выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности (в соответствии с поставленными целями и задачами).

Цель ОП ПРИМЕРЫ формулировок цели: формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков через занятия в хоровом коллективе формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков через занятия в хоровом коллективе укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его к прикладным видам искусства обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его к прикладным видам искусства развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии. развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии. должна быть конкретна, результаты ее достижения измеримы и должна быть конкретна, результаты ее достижения измеримы и должны отражать специфику конкретной программы

Задачи ОП должны соответствовать цели и быть конкретными, четко сформулированными, понятными всем участникам образовательного процесса. Их должно быть столько, сколько нужно для решения поставленной цели. Обучающие: отвечают на вопросы: «Что узнает, в чем разберется?», «Какие представления получит?», «Чем овладеет, чему научится обучающийся?», освоив программу; Обучающие: отвечают на вопросы: «Что узнает, в чем разберется?», «Какие представления получит?», «Чем овладеет, чему научится обучающийся?», освоив программу; Развивающие: должны быть связаны с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении; Развивающие: должны быть связаны с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении; Воспитательные: отвечают на вопрос: «Какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся?». Воспитательные: отвечают на вопрос: «Какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся?».

Отличительные особенности ОП указываются, если конкретная программа чем-то отличается от уже существующих. Условия реализации ОП возраст детей, участвующих в освоении данной образовательной программы возраст детей, участвующих в освоении данной образовательной программы условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие или существует отбор на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в области и т. д. условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие или существует отбор на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в области и т. д. условия формирования групп: одновозрастные, разновозрастные; допускается ли дополнительный набор обучающихся на второй, третий и т.д. годы обучения на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования и т.д. условия формирования групп: одновозрастные, разновозрастные; допускается ли дополнительный набор обучающихся на второй, третий и т.д. годы обучения на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования и т.д.

Срок реализации продолжительность образовательного процесса, срок обучения и часы обучения на каждый год. продолжительность образовательного процесса, срок обучения и часы обучения на каждый год. Режим занятий количество занятий в неделю и количество часов на одно занятие по каждому году обучения. ПРИМЕР: 1 год обучения: 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа; 2 год обучения: 216 часов, 3 раза в неделю по 2 часа.

Формы организации деятельности детей на занятии групповые, индивидуально-групповые, по звеньям, индивидуальные, коллективные и др. Формы занятий акция, аукцион, встреча, выставка, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, конкурс, конференция, круглый стол, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, олимпиада, поход, праздник, презентация, семинар, соревнование, спектакль, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, турнир, фестиваль, чемпионат, экзамен, экскурсия, экспедиция, ярмарка и др.

Ожидаемый результат освоения ОП программы Ожидаемый результат освоения ОП программы подводит итог тем знаниям, умениям, практическим и коммуникативным навыкам, которыми овладели обучающиеся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если образовательная программа рассчитана более чем на 1 год, то необходимо для каждого года обучения определить критерии оценки результатов. Если образовательная программа рассчитана более чем на 1 год, то необходимо для каждого года обучения определить критерии оценки результатов. Для отслеживания результативности образовательного процесса удобно использовать следующие этапы контроля: Для отслеживания результативности образовательного процесса удобно использовать следующие этапы контроля: начальный контроль (сентябрь); начальный контроль (сентябрь); текущий контроль (в течение всего учебного года) текущий контроль (в течение всего учебного года) промежуточный контроль (по изучаемым темам, разделам и др.); промежуточный контроль (по изучаемым темам, разделам и др.); итоговый контроль (май). итоговый контроль (май).

Подведение итогов реализации ОП может осуществляться с помощью таких форм занятий: выставка, выставка, концерт, концерт, открытое занятие, открытое занятие, показ детских достижений (моделей, спектакля, работ и т.д.), показ детских достижений (моделей, спектакля, работ и т.д.), зачетная работа, зачетная работа, взаимозачет, экзамен, тест; взаимозачет, экзамен, тест; конкурс конкурс защита проектов защита проектов презентация творческих работ, эссе, игра-испытание; коллективный анализ работ, самоанализ и др игра и др. игра и др.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает: перечень разделов, тем; перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий. количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий. Теоретические занятия и практическая работа могут проводиться одновременно при изучении каждой темы, предусмотренной программой. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени.

Учебно-тематический план Перечень разделов, тем Перечень разделов, тем Количество часов по каждой теме (теория и практика) Количество часов по каждой теме (теория и практика) п/п п/п Разделы, темы Кол-во часов всегоТП 1. Вводное занятие 211 Раздел Ансамблевое пение 2. Работа над координацией слуха и голоса 8-8 …………… Итоговое занятие Итого часов

Если срок реализации ОП более 1 года обучения, то учебно-тематический план составляется на каждый год и должен отражать особенности каждого года обучения (распределение новых тем, включение экскурсий и т. п.). В учебно-тематическом плане рекомендуется учитывать часы на: комплектование группы (для детей первого года обучения); комплектование группы (для детей первого года обучения); вводное занятие (введение в программу); вводное занятие (введение в программу); концертную или выставочную деятельность; концертную или выставочную деятельность; мероприятия воспитательно-познавательного характера; мероприятия воспитательно-познавательного характера; итоговое занятие, отчетное мероприятие. итоговое занятие, отчетное мероприятие. В учебно-тематический план не включаются: часы на проведение родительских собраний; часы на проведение родительских собраний; «резерв» (как это встречается в школьных учебных программах). «резерв» (как это встречается в школьных учебных программах).

Традиционный расчет часов Формула расчета годового количества часов: Количество часов в неделю * 4 (месячная норма) * 9 (годовая норма) Количество часов в неделю год

Содержание образовательной программы: название раздела, темы; название раздела, темы; «телеграфным» стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему; «телеграфным» стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему; основные теоретические понятия и практическая деятельность обучающихся на занятии; основные теоретические понятия и практическая деятельность обучающихся на занятии; при включении экскурсий, досугово-массовых мероприятий в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии и мероприятия. при включении экскурсий, досугово-массовых мероприятий в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии и мероприятия. Тема «Вводное занятие» Теория: Введение в предмет «Фольклор». Организация занятий. Правила поведения. Правила охраны голосового аппарата. Правила техники безопасности. Практика: Тестирование, проверка знаний в области музыкального фольклора и устного народного творчества.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Вариант l обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.; рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.; дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т. д. дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т. д. Вариант 2 Описание: Описание: форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий; приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий; форм подведения итогов по каждой теме или разделу программы. форм подведения итогов по каждой теме или разделу программы.

Раздел или тема ОП Формы занятий Приемы и методы организации образовательно го процесса (в рамках занятия) Дидакти ческий материал Формы подвед ения итогов Формы подвед ения итогов Техниче ско е оснаще ние занятий Методическое обеспечение образовательной программы

дидактические материалы: наглядные пособия, наглядные пособия, таблицы, схемы, плакаты, таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, картины, фотографии, дидактические карточки, дидактические карточки, диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи, фонотека аудиозаписи, фонотека другие материалы, необходимые для проведения занятий. другие материалы, необходимые для проведения занятий. Техническое оснащение занятия: сведения о помещении, в котором должно проводиться занятие; перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий (оборудование, ТСО, электронные образовательные ресурсы, инструменты, декорации, костюмы, приборы, станки, химические реактивы, зеркала, грим, микрофоны и т.п.).

Список литературы Рекомендуемая общая схема описания изданий: Единая система разделительных знаков.- (точка и тире) / (косая черта) : (двоеточие) // (две косые черты) Книга ФАМИЛИЯ И.О. НАЗВАНИЕ.– МЕСТО.: ИЗДАТЕЛЬСТВО, ГОД.– С. 1.Коковцев В.Н. Из моего прошлого: Воспоминания, гг. – М.: Наука, – 456с. 2.Воспоминания об Эрмитажном театре / Под ред. М.Б.Пиотровского.–СПб.: Гос. Эрмитаж, 1990.– 224с. Статья из сборника ФАМИЛИЯ И.О. НАЗВАНИЕ СТАТЬИ (РАЗДЕЛА)//НАЗВАНИЕ СБОРНИКА.– МЕСТО, ГОД.– С. 3.Кириков Б.М. Петербургский модерн: Заметки об архитектуре// Панорама искусств.– М., 1987.– Вып.10.– С Статья из журнала ФАМИЛИЯ И.О. НАЗВАНИЕ //НАЗВАНИЕ ЖУРНАЛА.– ГОД.–.-С. 4. Балагуров Е.П. Формы детских образовательных объединений в УВДО//Внешкольник с

Специфика оформления комплексных и интегрированных ОП Интегрированная ОП – многопрофильная программа, имеющая основные и вспомогательные дисциплины. Комплексная ОП (КП) – совокупность самостоятельных ОП по учебным дисциплинам, объединенных по определенному принципу и направленных на решение общих цели и задач. Основные компоненты структуры КП Пояснительная записка концептуальная модель, элементы, подлежащие оценке и наблюдению, специфика образовательных маршрутов характеристика образовательной среды, Сводный учебный план (планы); Функциональная основа