ТЕМА 2: ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПРЯМОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Лекция.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Advertisements

Денежно-кредитная политика: основные направления, инструменты, проблемы.
ТЕМА 11 Денежно-кредитная политика. Финансы, бюджет и фискальная политика.
Государственная стабилизационная политика Инструменты госуд. экономической политики Госуд.бюджет Центральный банк БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ.
Тема 9. Бюджетная система. БС основана на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; единства бюджетной системы Российской Федерации;
Понятие, сущность и принципы бюджетной системы.. Государственный бюджет – система определенных денежно- распределительных отношений, регламентируемых.
Экономическая политика. Что такое открытая экономическая политика государства –Экономические цели государства. –Основные направления экономической политики.
Денежно-кредитная политика Инструменты ДКП. Содержание: Понятие денежно-кредитной политики Цели, объекты и субъекты денежно- кредитной политики Понятие.
Макроэкономика. Тема 12. Фискальная политика Малышев Денис Перфильевич.
Кафедра теории рыночной экономики и инвестирования М А К Р О Э К О Н О М И К А ТЕМА 7.Кредитно- денежная политика.
Лекция 9 Тема 6: Финансовая система и финансовая политика государства.
Экономика и государство. ПЛАН УРОКА 1. Экономические функции государства. 2. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. 3. Денежно-кредитная.
Урок 1, 2 Фискальная политика.. План урока: 1. Понятие фискальной политики 2. Цели и инструменты 3. Виды фискальной политики.
Принципы бюджетной системы РФ
Тема 6. Финансовая система и финансовая политика государства Тема 6. Финансовая система и финансовая политика государства 1. Понятие финансов и финансовой.
Основные характеристики системы: 3. Структура. Государственный бюджет Основными источниками доходов государственного бюджета являются… 1) доходы граждан.
Бюджетная система. Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций и задач государства.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
ДИСКРЕЦИОННАЯ И НЕДИСКРИЦИОННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА Иванова Диана Группа ДНФ б ИНО МЭСИ Москва 2014.
Транксрипт:

ТЕМА 2: ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПРЯМОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Лекция

План лекции. 1. Кредитно - денежная политика. 2. Бюджетная система и бюджетное устройство. 3. Фискальная политика государства

Сущность и структура кредитной системы Кредитная система функционирует через кредитный механизм : 1. Систему взаимосвязей между кредитными институтами и различными секторами экономики по аккумулированию денежного капитала и его инвестированию 2. Отношения между самими кредитными институтами по перераспределению денежного капитала.

Сущность и структура кредитной системы Структура кредитной системы России : 1. Центральный банк 2. Коммерческие банки ( универсальные и специализированные ) 3. Специализированные кредитные организации небанковского типа ( СКОН - лизинговые, факторинговые, финансовые компании ) 4. Специализированные финансово - кредитные институты ( СФКИ - инвестиционные фонды и компании, страховые компании, пенсионные фонды )

Сущность монетарной политики Монетарная ( кредитно - денежная ) политика представляет собой меры по регулированию денежного рынка с целью стабилизации экономики Монетарная политика является разновидностью стабилизационной ( антициклической ) политики Она направлена на сглаживание циклических колебаний экономики и используется для воздействия на экономику прежде всего в краткосрочном периоде 5

Конечные цели монетарной политики Это обеспечение : стабильного уровня совокупного выпуска ( ВВП ), т. е. экономического роста полной занятости ресурсов стабильного уровня цен равновесия платежного баланса 6

Промежуточные цели политики Тактическими целями ( целевыми ориентирами ) монетарной политики центрального банка может выступать контроль за : предложением денег ( денежной массой ) уровнем ставки процента валютным курсом национальной денежной единицы 7 Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального Банка и осуществляются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов

Объект и субъект регулирования Монетарная политика влияет на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос Объектом регулирования выступает денежный рынок, и прежде всего денежная масса Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк 8

Инструменты монетарной политики К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся : 1) изменение нормы обязательных резервов 2) изменение учетной ставки процента 3) операции на открытом рынке 9

Изменение нормы обязательных резервов Изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам : через изменение резервов и поэтому кредитных возможностей коммерческих банков через изменение величины банковского мультипликатора 10

Стабильность нормы обязательных резервов Стабильность нормы обязательных резервов служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками Поэтому этот инструмент редко используется в развитых странах для целей текущего контроля над предложением денег Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы С начала х гг. процедура пересмотра этого показателя в развитых странах стала достаточно громоздкой и технически сложной, поэтому данный инструмент перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой 11

Изменение учетной ставки процента Денежные средства, полученные в кредит у центрального банка ( через " дисконтное окно ") по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, т. е. основу для мультипликативного увеличения денежной массы Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов Чем выше учетная ставка, тем меньше займов берут коммерческие банки у центрального банка и поэтому тем меньше величина резервов, которые они могут выдать в кредит 12

Информационная функция изменения учетной ставки процента Изменение учетной ставки в первую очередь служит информационным сигналом о намечаемом направлении политики центрального банка Объявление о предполагаемом повышении учетной ставки информирует экономических агентов о намерении центрального банка проводить сдерживающую монетарную политику, как правило, для борьбы с инфляцией Учетная ставка является своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента ( ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу ) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору домохозяйствам и фирмам 13

Операции на открытом рынке Этот инструмент монетарной политики является наиболее важным и самым оперативным средством контроля за денежной массой в развитых странах Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг Объектом операций на открытом рынке служат преимущественно казначейские векселя и краткосрочные государственные облигации 14

Покупка ценных бумаг у населения Предположим, что центральный банк покупает ценные бумаги у населения ( домохозяйств или фирм ) При этом продавец вкладывает полученную у центрального банка сумму на свой счет в коммерческом банке Резервы коммерческого банка увеличатся и предложение денег возрастет на ту же величину, как в случае, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги у коммерческого банка Однако механизм увеличения предложения денег в этом случае иной 15

Операции на открытом рынке и экономическая ситуация Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада Если же экономика " перегрета ", то в целях борьбы с инфляцией центральный банк должен продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы и оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность 16

Два вида монетарной политики Стимулирующая Сдерживающая 17

Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада, имеет целью " взбадривание " экономики, стимулирование роста деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей 18 Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег, которыми являются : снижение нормы обязательных резервов снижение учетной ставки процента покупка центральным банком государственных ценных бумаг

Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума, " перегрева " экономики и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией 19 Сдерживающая монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег, к которым относятся : повышение нормы обязательных резервов повышение учетной ставки процента продажа центральным банком государственных ценных бумаг

Два вида монетарной политики Жесткая поддержание на определенном уровне денежной массы M соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы Гибкая поддержание на определенном уровне ставки процента R может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого значения процентной ставки Промежуточны й вариант соответствует наклонной кривой предложения денег 20

Выбор вариантов кредитно - денежной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги 21 если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанной непосредственно с инвестиционной активностью горизонтальная или пологая кривая предложения денег В зависимости от угла наклона кривой M S изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на ставке процента либо на денежной массе

Возможность ЦБ фиксировать M или R Центральный Банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги Банк вынужден будет расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку процента со стороны возросшего спроса на деньги Кривая M D сдвинется вправо и точка равновесия переместится вправо вдоль кривой M S 22

Механизм денежной трансмиссии Механизм воздействия изменения предложения денег на экономику называется механизмом денежной трансмиссии или денежным передаточным механизмом Он показывает, каким образом изменение ситуации на денежном рынке влияет на изменение ситуации на рынке товаров и услуг ( реальном рынке ) Связующим звеном между денежным и товарным рынками выступает ставка процента 23 Изменения на денежном рынке Ставка процента Изменения на реальном рынке ( товаров и услуг )

Ставка процента Так как равновесная ставка процента формируется на денежном рынке по соотношению спроса на деньги и предложения денег, то, изменяя предложение денег, центральный банк может влиять на ставку процента Зависимость между ставкой процента и предложением денег обратная Если предложение денег уменьшается, ставка процента растет Если предложение денег увеличивается, ставка процента падает 24

Ставка процента и инвестиции Являясь ценой заемных средств ( ценой кредита ), ставка процента воздействует на инвестиционные расходы фирм Чем выше ставка процента, тем меньше кредитов берут фирмы и тем меньше величина совокупных инвестиционных расходов, а поэтому меньше совокупный спрос и, следовательно, объем выпуска 25

Механизм денежной трансмиссии при стимулирующей монетарной политике ( политика " дешевых денег ") В экономике рецессия центральный банк покупает государственные ценные бумаги резервы коммерческих банков увеличиваются банки выдают больше кредитов 26 предложение денег мультипликативно увеличивается ставка процента падает фирмы с удовольствием берут более дешевые кредиты величина инвестиционных расходов растет совокупный спрос увеличивается объем выпуска растет Эта политика, проводимая в период спада, называется политикой " дешевых денег " и соответствует стимулирующей монетарной политике, направленной на рост деловой активности и уровня занятости

Механизм денежной трансмиссии при сдерживающей монетарной политике ( политика " дорогих денег ") Экономика " перегрета " центральный банк продает государственные ценные бумаги резервы коммерческих банков сокращаются кредитные возможности банков уменьшаются 27 предложение денег мультипликативно сокращается ставка процента растет спрос на дорогие кредиты со стороны фирм падает величина инвестиционных расходов сокращается совокупный спрос уменьшается объем выпуска сокращается, возвращаясь к своему потенциальному уровню Политика, проводимая центральным банком в период бума (" перегрева ") и направленная на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией, называется политикой " дорогих денег " и соответствует сдерживающей монетарной политике В обоих описанных случаях происходит стабилизация экономики

Сложности в осуществлении монетарной политики Поддержание ЦБ одного из целевых параметров, например, R, требует изменения другого в случае колебаний на денежном рынке, что не всегда благоприятно сказывается на экономике в целом Так, ЦБ может удерживать R на определенном уровне для стабилизации инвестиций, а следовательно, их воздействия через мультипликатор на объем выпуска в целом 28

Сложности в осуществлении монетарной политики Но если по каким - то причинам в экономике начинается подъем и ВВП растет, то это увеличивает трансакционный спрос на деньги ( реальный ВВП один из параметров спроса на деньги ). При неизменном предложении денег R будет расти, а значит, чтобы удержать ее на прежнем уровне, Центральный Банк должен увеличить предложение денег В случае спада и сокращения спроса на деньги ЦБ для предотвращения снижения R должен уменьшить предложение денег Это создаст дополнительные стимулы роста ВВП и к тому же может спровоцировать инфляцию Но это приведет к падению совокупного спроса и только усугубит спад в экономике 29

Побочные эффекты при проведении кредитно - денежной политики Если ЦБ считает необходимым увеличить предложение денег, он может расширить денежную базу, покупая облигации на рынке ценных бумаг Но одновременно с ростом предложения денег начнется снижение R Население может перевести часть средств из депозитов в наличность, и отношение cr увеличится Банки могут увеличить свои избыточные резервы, что повысит отношение rr В результате денежный мультипликатор уменьшится, что может частично нейтрализовать исходную тенденцию к расширению денежной массы 30

Кредитно - денежная политика имеет значительный внешний лаг Это время от принятия решения до его результата Влияние политики на размер ВВП происходит через колебания R и связано с изменением инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом Это осложняет ее проведение, т. к. запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию Например, антициклическое расширение денежной массы ( и снижение R) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме, и вызвать нежелательные инфляционные процессы 31

Эффективность монетарной политики В современных условиях в значительной мере определяется : степенью доверия к политике ЦБ степенью независимости Банка от исполнительной власти Последняя с трудом поддается точной оценке и определяется на основе : некоторых формальных критериев ( частоты сменяемости руководства ЦБ, границ участия банка в кредитовании государственного сектора, решения проблем бюджетного дефицита и других официальных характеристик банка, зафиксированных в уставе ) и неформальных моментов, свидетельствующих о фактической независимости ЦБ 32

Эффективность монетарной политики В развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой часто просматривается следующая закономерность : Чем больше независимость ЦБ ( как формальная, так и неформальная ), тем ниже темпы инфляции и дефицит бюджета 33

Бюджетная система и бюджетное устройство Виды норм права Обязывающие нормы Требующие от участников бюджетного процесса совершения установленных действий Запрещающие нормыЗапрещающие участникам бюджетного процесса определенные действия Уполномочивающие нормы Устанавливающие права участников бюджетного процесса на совершение определенных действий Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе планирования образования, распределения и использования денежных фондов в государстве. Бюджетное право – это совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, т. е. порядок бюджетного планирования, рассмотрения, утверждения и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере. Норма бюджетного права – это установленное государством строго определенное правил о поведения в бюджетных отношениях, закрепляющее юридические права и обязанности их участников.

Бюджетная система и бюджетное устройство НОРМЫ РОССИЙСКОГО БЮДЖЕТНОГО ПРАВА УСТАНАВЛИВАЮТ : бюджетное устройство РФ ; состав бюджетной системы РФ ; роль и компетенцию каждого звена бюджетной системы РФ ; перечень доходов каждого звена бюджетной системы и порядок их формирования ; бюджетные полномочия органов власти всех уровней. Бюджетные правоотношения связаны с финансовым планированием и возникают в процессе планового формирования и использования бюджетных средств. СУБЪЕКТЫ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ : государство, национально - государственные и административно - территориальные образования ; представительные и исполнительные органы государственной и местной власти ; государственные и муниципальные организации ; граждане и негосударственные организации.

Бюджетная система и бюджетное устройство Бюджетная система РФ

Бюджетная система и бюджетное устройство Структура бюджетной системы УРОВНИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ: - Конституция РФ - ст.71 и ст.132; - Бюджетный кодекс РФ – ст.10 IФедеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; II Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; III Местные бюджеты, в т.ч. бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; IVБюджеты городских и сельских поселений Бюджеты, входящие в БС РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ МЕЖДУ ЗВЕНЬЯМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ БюджетыСредства, % Консолидированной бюджет РФ100 Федеральный бюджет РФ50-55 Консолидированные бюджеты субъектов РФ55-45 Из них: Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)20-25 Местные бюджеты25-20

Бюджетная система и бюджетное устройство Часть 1 ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ – ст.28 БК РФ ПринципыОписание принципа Единство бюджетной системы Предполагает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Предполагает закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Самостоятельность бюджетов разных уровней один из важнейших принципов - означает: (1)право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне БС самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; (2)наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня БС, определяемых в соответствии с законодательством РФ; (3)законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; (4)право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; (5)право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; (6)недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов Все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ГВФ) и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах ГВФ в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств ГВФ, аккумулированных в БС РФ. Сбалансированность бюджета Каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита

Бюджетная система и бюджетное устройство Часть 2 ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ – ст.28 БК РФ ПринципыОписание принципа Эффективность и экономность использования бюджетных средств При составлении и исполнения бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств Общее покрытие расходов бюджета все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита. Прозрачности ( открытости ) Предполагает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных ( представительных ) органов государственной власти, органов местного самоуправления. Обязательно открыты для общества и СМИ процедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в т. ч. по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного ( представительного ) органа госвласти, либо между законодательным ( представительным ) и исполнительным органами госвласти. Достоверность бюджета Означает надежность показателей прогноза социально - экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета Адресность и целевой характер использования бюджетных средств Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей Подведомственность расходов бюджета Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя ( распорядителя ) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Главные распорядители ( распорядители ) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств. Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств. Единство кассыЗачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением некоторых операций, предусмотренных законодательством

Бюджетная система и бюджетное устройство Схема консолидированного бюджета РФ

ВОПРОС 3

Цели фискальной политики Фискальная политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и ( или ) расходов государственного бюджета Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний и стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, поддержание : стабильного уровня совокупного объема выпуска ( ВВП ) полной занятости ресурсов стабильного уровня цен 42

Инструменты фискальной политики Фискальную политику проводит правительство Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос ( величину совокупных расходов ), так и на совокупное предложение ( величину издержек фирм и деловую активность ) Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета : государственные закупки налоги трансферты 43

Бюджетно - налоговая политика Госзакупки и трансферты это расходы Налоги основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также бюджетно - налоговой политикой Изменение величины G в краткосрочном периоде влияет только на AD, а изменение величины налогов и трансфертов фирмам ( субсидий ) и на AD, и на AS Снижение налогов увеличивает AS, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство Снижение субсидий уменьшает AS, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту AS 44

Прямое и косвенное влияние 1) Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое и непосредственное воздействие на величину совокупных расходов, т. е. на совокупный спрос, и изменяет величину совокупного выпуска и дохода 2) Изменение налогов и 3) трансфертов означают лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос косвенное через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов 45

Эффект мультипликатора Исследование влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос проводилось Дж. М. Кейнсом и его последователями, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессии в экономике Это предположение основывалось на идее, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора 46

Влияние налогов Налоги также действуют на совокупный спрос в кейнсианской модели с эффектом мультипликатора Однако мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно ( они включены в формулу совокупного спроса ), а изменение налогов косвенно, через изменение потребительских расходов 47

Косвенное влияние трансфертов Мультипликативным эффектом обладают и трансферты Трансферты представляют собой как бы « антиналоги » Они, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос ( через изменение потребительских расходов ) Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение к уменьшению располагаемого дохода Трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода 48

Влияние трансфертов Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы ( потребительские, инвестиционные и государственные закупки ) прямое Социальные трансфертные выплаты ( трансферты домохозяйствам ) воздействуют на совокупный спрос Трансферты фирмам ( субсидии ) и на совокупный спрос, и на совокупное предложение 49

Влияние трансфертов Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и др. расширяют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство единицы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение 50

Стимулирующая и сдерживающая Инструменты фискальной политики применяются прежде всего для стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний 51 Стимулирующая ( фискальная экспансия ) Сдерживающая ( фискальная рестрикция ) В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика

Дискреционная и автоматическая 52 Дискреционная Автоматическая В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику

Дискреционная фискальная политика Представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны государственном бюджете Имеет значительные внутренние временные лаги, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте 53

Автоматическая ( недискреционная ) фискальная политика Основана на действии встроенных ( автоматических ) стабилизаторов Встроенные стабилизаторы это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых ( встроенность их в экономическую систему ) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при « перегреве » 54

К автоматическим стабилизаторам относятся : подоходные налоги ( все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций ) косвенные налоги ( в первую очередь, НДС ) пособия по безработице пособия по бедности Иногда к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам 55

Автоматические стабилизаторы Автоматическими стабилизаторами являются только те виды налогов и трансфертов, величина которых меняется в зависимости от фазы экономического цикла Действие встроенных стабилизаторов ведет к увеличению дефицита государственного бюджета в период спада и может способствовать появлению профицита бюджета ( или уменьшению дефицита ) в период « перегрева » 56

Сравнение дискреционной и автоматической политики Преимущество встроенных стабилизаторов состоит в том, что нет необходимости принятия политическими деятелями специальных решений для введения их в действие Однако встроенные стабилизаторы оказывают менее сильное воздействие на экономику, чем меры дискреционной фискальной политики Они не способны обеспечить полную занятость и неинфляционный уровень совокупного выпуска В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и только на треть за счет действия встроенных стабилизаторов 57

Эффект вытеснения частных инвестиций Основным недостатком стимулирующей фискальной политики является эффект вытеснения частных инвестиций Дело в том, что рост государственных расходов или снижение налогов в период спада ведет к мультипликативному увеличению совокупного выпуска, что вызывает рост спроса на деньги для обеспечения возможности покупки увеличившегося количества товаров и услуг Люди начинают снимать деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, ставка процента по кредитам растет, т. е. кредиты становятся дороже 58

Стимулирующая фискальная и монетарная политика В этих условиях фирмы берут меньше кредитов, и инвестиционные расходы частного сектора сокращаются Поэтому с целью стимулирования частных инвестиций в период спада целесообразно использовать не стимулирующую фискальную, а стимулирующую монетарную политику, результатом которой является снижение ставки процента в процессе увеличения предложения денег Если целью стабилизационной политики выступает максимальное увеличение объема выпуска, то для нейтрализации эффекта вытеснения стимулирующая фискальная политика используется в сочетании со стимулирующей монетарной политикой 59

Согласованность фискальной и монетарной политики Если правительство стимулирует экономику значительным расширением государственных расходов, результат будет во многом связан с характером денежной политики ( поведением Центрального Банка ) Финансирование дополнительных расходов долговым способом, то есть через выпуск облигаций, окажет давление на финансовый рынок, вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций ( эффект вытеснения ) и подрыву исходных стимулов к расширению экономической активности Если же Центральный Банк одновременно проводит политику поддержания процентной ставки, он вынужден будет расширить предложение денег, провоцируя инфляцию 60

Проблемы при решении вопроса о финансировании дефицита госбюджета Дефицит может покрываться денежной эмиссией или долговым способом Последний способ считается неинфляционным, не связанным с дополнительным предложением денег, если облигации покупаются населением, фирмами, частными банками В этом случае происходит лишь изменение формы сбережений частного сектора они переводятся в ценные бумаги Если же к покупке облигаций подключается ЦБ, то увеличивается сумма резервов банковской системы, а соответственно, денежная база и начинается мультипликативный процесс расширения предложения денег в экономике 61

Эффективность политики Эффективная стабильная денежная политика ( под которой подразумевается обычно низкий устойчивый темп роста денежной массы ) в большинстве случаев не может сосуществовать с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит госбюджета Это связано с тем, что в условиях длительного, а тем более растущего дефицита и ограниченных возможностей долгового финансирования правительству бывает сложно удержаться от давления на ЦБ с целью добиться увеличения денежной массы для финансирования дефицита 62