Лекция 4 Средства коммуникативной деятельности. Все средства коммуникативной деятельности подразделяются на две большие подгруппы : вербальные и невербальные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. План лекции 1. Понятие межкультурной коммуникации 2. Переменные межкультурной коммуникации 3. Теории Э. Холла и Г. Хофстеде.
Advertisements

Понятие Деловой Коммуникации. Понятие деловой коммуникации Деловая коммуникация представляет собой сложный и многогранный процесс, имеющий объективные.
ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. Человеческая речь - главное средство вербального общения. Однако! Большинство современных ученых сходятся в том,
Паравербальная коммуникация и ее элементы. Паравербальная коммуникация - все виды неязыковой (или, точнее, околоязыковой, несловесной) передачи информации.
Бейшен Құ мар Қ Т-243. Культура делового общения один из феноменов коммуникации, в основе которого лежит совокупность моральных норм, принципов, правил.
Проксемика (от англ. proximity близость) область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы.
Общение Составные элементы общения Сообщение Разговор Раппорт Точка зрения Комплименты Интересы.
1 НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 2 Функции невербальной коммуникация (1) 1.Передача / дополнение / разъяснение вербальной информации 1. Передача / дополнение.
1 Цели и задачи коммуникаций Цели и задачи коммуникаций Михеенко Артём Александрович, студент 1 курса ГУЭзв-10.
Функции языка (прежде всего речи) коммуникативная, или функция общения передача и усвоение общественно- исторического опыта знаковая планирующая. экспрессивная.
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Волгоградский.
Психология общения. Введение Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает.
Невербальные средства общения. Невербальные средства кинесика визуальный контакт (взгляд) направление движения длина паузы частота контакта экспрессивно-выра-
Невербальные средства общения. Общение вербальное общение вербальное невербальное словесное мимика жесты интонации мимика жесты интонации.
Виды межкультурной коммуникации Вербальная Невербальная Паравербальная.
Невербальные способы указания на ошибки речи студента На уроках английского языка.
Проксемика: правильная дистанция и расстояние в разных ситуациях общения Подготовила студентка ГГУ-112 Шабайкина Камилла.
Ученическая презентация на тему: Группа 1. Наша гипотеза: Даже в наше время реальное общение является более предпочтительным чем сетевое.
Вербальная культура. Основные каналы общения Речевой (вербальный) Неречевой (невербальный)
Транксрипт:

Лекция 4 Средства коммуникативной деятельности

Все средства коммуникативной деятельности подразделяются на две большие подгруппы : вербальные и невербальные. Вербальные средства коммуникативной деятельности К вербальным средствам относятся самые разнообразные знаки естественных человеческих языков (их устная и письменная разновидности). Что же такое знак? Знак есть то, заменяет собой некое явление, предмет, процесс окружающего нас мира. Основной отличительной особенностью знака является его немотивированность. Это значит, что между самим знаком (означающим) и тем предметом, который он обозначает (означаемым) не существует объективной связи. Связь между ними условна, закреплена в культурном опыте конкретной группы. В различных культурах отличается и само отношение представителей этих культур к тем знакам, которые они используют в коммуникативной деятельности.

Так, на Западе старая традиция ораторского искусства (риторики) предполагает исключительную важность вербальных сообщений. Эта традиция в полной мере отражает западный тип логического, рационального и аналитического мышления. В культурах западных народов речь воспринимается независимо от контекста разговора, поэтому ее можно рассматривать отдельно и вне социокультурного контекста. Здесь в процессе коммуникации говорящий и слушающий рассматриваются как два самостоятельных субъекта, чьи отношения становятся понятными из их устных высказываний.

Напротив, в восточных культурах, для которых социокультурный контекст имеет большое значение, слова считаются составной частью коммуникативного контекста в целом, включающего также личные качества участников общения и характер их межличностных отношений. Таким образом, в этих культурах вербальные высказывания считаются частью коммуникативного процесса, неразрывно связанного с этикой, психологией, политикой и социальными отношениями.

Невербальные средства коммуникативной деятельности Невербальные средства выполняют такие функции: - дополнение и усиление сказанного (например, фраза «Посмотрите вон туда» будет сопровождаться движением руки или головой с указанием в нужном направлении); - опровержение вербальных сообщений (если человек на вопрос отвечает : «Ну, в общем-то, да», но при этом смущается, отводя глаза, то мы понимаем прямо противоположное);

- замещение речи (в шумной обстановке удобнее показать что-то жестами); - регулирование самого хода коммуникации (выражение согласия/ несогласия, одобрения/ осуждения и т.д.). В этот перечень, однако, не вошла еще одна группа функций, стоящая особняком, а именно способность невербальных средств сообщать информацию, во-первых, о личности человека и, во-вторых, о взаимоотношениях участников коммуникации.

Невербальные средства обладают рядом особенностей, отличающих их от знаков языка. Невербальная коммуникацияВербальная коммуникация 1. Обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас», в рамках конкретной ситуации. 2. Невербальные сообщения с трудом можно разложить на составляющие их единицы, их ядро составляют самые разные движения лица, тела, пространственных перемещений. 3. Невербальное поведение спонтанно, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые – над осознаваемыми. 4. Невербальный язык люди усваивают сами, путем копирования, подражания. 1. Обмен сообщениями, которые могут существовать помимо передающего их человека и информировать об отсутствующих предметах и явлениях. 2. Составные элементы вербального сообщения четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам. 3. Вербальные высказывания в значительной степени осознанны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять проконтролировать. 4. Речевому общению учат специально, семья и общество уделяют этому довольно много времени и сил.

На основании данной таблицы можно заключить, что невербальные средства обладают следующими характеристиками: они ситуативны, непроизвольны и приобретаются неосознанно. Невербальные средства, используемые в повседневном общении, предельно разнообразны. В науке было предложено несколько классификаций невербальных средств, но мы будем придерживаться самой распространенной из них. Итак, все невербальные средства делятся на четыре группы: 1) паралингвистические (культура голоса, тембр, регистр, интонация, темп, громкость и т.д.); 2) экстралингвистические (смех, стук, кашель, вздохи, плач, заикание и т.д.); 3) кинесические (жесты, мимика, позы, телодвижения, взгляд и т.д.) ; 4) проксемические (расстояния, передвижения, пространственные расположения и т.д.).

Паралингвистические и экстралингвистические средства коммуникативной деятельности основываются на тональных и тембровых особенностях языка и звуках, производимых с помощью голоса, а также на их использовании в определенной культуре. Коммуникативное поведение человека (кинесика) складывается также из различных телодвижений, как и человеческая речь – из последовательных слов, предложений, фраз. Отдельное движение человека, имеющее коммуникативную значимость, получило название кинемы. Элементами кинесики следует считать жесты, мимику, позы и взгляды, которые имеют физиологическое происхождение (например, зевота, потягивание), так и социокультурное (широко раскрытые глаза, сжатый кулак, как знак победы). Другими словами, в кинесике всегда присутствуют два слоя: естественный и культурный. При этом человек склонен интерпретировать даже сугубо природные особенности лица с помощью своих культурных традиций.

К кинесике в первую очередь относят жесты. Большинство людей во время общения использует руки, чтобы подчеркнуть или выделить наиболее важные места в разговоре, казать на предметы или людей, выразить мысль жестом и проиллюстрировать свое высказывание. По мнению исследователей, жест несет информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об интенсивности его переживаний.

Важнейшим и незаменимым элементом невербальной коммуникации является мимика. Она помогает человеку излагать свои мысли полнее, точнее, понятнее для слушателя, передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит. Нередко по лицу человека можно узнать больше, чем из его слов. Между мимикой и словами существует согласованность, поэтому мы обычно не воспринимаем ее отдельно. Когда несогласованность достаточно сильна, это сразу же становится понятным даже неопытному человеку: ложь в первую очередь отражается на лице. Однако различные формы проявления человеческих эмоций нередко имеют специфический характер для разных культур.

К кинесическим средствам относится также и контакт глаз. Он является специфической формой человеческого общения, поскольку с помощью глаз человек может выразить широкую гамму чувств. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации. Важную роль в коммуникативной деятельности играют также одежда и внешний вид (прическа, украшения косметика и т.п.) Они говорят о стабильных вещах, таких как личность коммуниканта, его социальный статус, роль, работа.

Невербальным средством коммуникативной деятельности могут стать и цветовые предпочтения, поскольку цвет, часто связан как с контекстом общения (свадьба или похороны, лекция или защита диссертации), так и с ролью человека в ситуации (жених или невеста, политик или журналист). Цветовые предпочтения могут много рассказать о человеке. Межкультурные различия также могут выражаться в использовании того или иного цвета в определенной ситуации. Так, в Африке знаком траура считается белый цвет, а не черный.

В процессе коммуникативной деятельности взаимодействие между людьми во многом осуществляется за счет организации пространства. Изучением пространственных расположений коммуникантов занимается проксемика. Данный термин был введен американским психологом Э. Холлом для анализа закономерностей территориальной и пространственной организации коммуникации, а также влияния территорий, расстояний и дистанций между людьми на характер межличностного общения. Специальные исследования показали, что они существенно различаются в разных культурах и довольно значимы для коммуникации. ( ) Эдвард Холл антрополог, создатель науки проксемики; «великий дедушка» нейролингвистического программирования (НЛП)

Значительное место в концепции культурной грамматики Э. Холла занимает разработка категории пространства. Американский культурантрополог является основоположником специальной дисциплины – проксемики, изучающей роль пространства в человеческом поведении. Согласно концепции Холла можно определить, по меньшей мере, четыре аспекта использования людьми пространства, и это использование варьируется от культуры к культуре: личное пространство; ориентация в пространстве; межличностная дистанция; организация пространства. Согласно теории проксемики, в разных культурах по-разному структурируется и пространство межличностного взаимодействия. Это проявляется как в символике «языка тела» (жесты, прикосновения), так и в способах персонализации пространства.

Холл выделяет четыре дистанционные зоны, подразумевая под этим дистанцию в общении по отношению к другому человеку или группе лиц: интимная дистанция- (от полуметра до непосредственного телесного контакта); зона личного общения-(до одного метра); это расстояние позволяет обмениваться рукопожатием, похлопывать друг друга по плечу; социальная дистанция-(от двух до трёх метров), характерная для ведения деловых разговоров; зона публичного общения (более трёх метров), типичная для ситуации общения в режиме оратор – публика. В разных культурах существуют свои представления и образцы в организации пространства. Организационный фактор имеет широкий и пёстрый спектр форм проявлений, распространяется и на городское планирование, и на строительство домов, и на внутреннее устройство помещений.

Организация пространства отражает также отношения иерархии. В разных культурах для выражения отношений господства и подчинения существуют свои пространственные сигналы. Таким образом, учёт культурно обусловленных различий пространственной организации общения может способствовать преодолению недоразумений, возникающих, в том числе и на этой основе, при взаимодействии представителей разных культурных групп. Итак, согласно основным положениям концепции культурной грамматики Э. Холла все параметры культурных систем, включая темпоральный фактор, контекстность культуры, отношение к пространству, представленные в этом разделе, специфичны, как и языки разных народов. В совокупности с вербальными способами каждый из этих элементов участвует в коммуникации, несёт в себе информацию, более значимую по Холлу, чем языковой код. Изучение «скрытых» сигналов разных культур является, по мнению Холла, необходимым основанием для разрешения проблем, возникающих в процессах межкультурного общения.