М.П.Пальянов, профессор, д.п.н 2013. I. Образование как фактор социально- экономических преобразований II. Образование и занятость молодежи III. Система.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Создание и система работы школьного профориентационного центра. Школьная модель предпрофильной подготовки.
Advertisements

Школа как первая ступень на пути к непрерывному профессиональному образованию Конференция «Профессиональное образование: интеграция, инновации, конкурентоспособность»
ПРОЕКТ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ учреждений начального и среднего профессионального образования Республики Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Уровень профессиональной готовности учащихся 11-х классов общеобразовательной школы в рамках введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Проект «Развитие научной и инновационной деятельности» ЦИВИЛЬСК 2011 РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
По данным психологических исследований, проведенных среди учащихся старших классов нашей школы: По данным психологических исследований, проведенных среди.
ГОУ МУК «СПЕКТР» Центр профдиагностики и профориентации Районная родительская конференция «Актуальные вопросы профессионального самоопределения старшеклассников.
Профориентационная деятельность в школе. получение данных об интересах, способностях и возможностях обучающихся; обеспечение широкой вариативности профильного.
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ М.Н.Гридасова, педагог-организатор по М.Н.Гридасова, педагог-организатор по предпрофильной.
Учебная, научная и научно-методическая деятельность.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Концепция Образовательный политехнический комплекс «ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА Новосибирской области»
« Шаг в будущее » Программа по профориентации учащихся.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Деятельность Центра развития профессионального образования и профориентации обучающихся АОУ ВО ДПО « ВИРО »
Цель и задачи деятельности Ресурсного центра Цель деятельности Ресурсного центра по профориентации: организация профориентационной работы учащихся общеобразовательных.
Ресурсный центр МОУ «Лицей 1» по теме «Внедрение сетевой модели профильного обучения в учебно-воспитательный процесс с целью профессионального самоопределения.
Транксрипт:

М.П.Пальянов, профессор, д.п.н 2013

I. Образование как фактор социально- экономических преобразований II. Образование и занятость молодежи III. Система профориентации за рубежом IV. Профориентация в России V. Основные направления модернизации профориентационной работы в системе общего образования

Основные фундаментальные работы: * Кризис образования (Г. Кумбс, США) * Нация в опасности (Национальный доклад комитета по образованию США) * Национальные цели образования (Э. Грин, Великобритания) * Теневое образование (М. Брэй, Франция) * Информационные технологии и социальное развитие (Э. Тарговски, США) * Образование для карьеры (Р. Арнов, США)

* увеличение продолжительности жизни при снижении рождаемости (замедляется социальное продвижение молодежи) * - рост неграмотности среди молодежи (в мире ~ 1 млрд. неграмотных) * - рост функционально неграмотных (10-15 % населения) Рост населения земного шара: 1950 г. – 3 млрд. чел.; 2000 г. – 6 млрд. чел.; 2015 г. – 8 млрд чел. Снижение рождаемости, уменьшение общей численности молодежи в развитых странах, уменьшение контингента средних школ, высшая школа испытывает демографические трудности.

* Б. Саймон (Великобритания), (Образование и общество) «Образование – это способ формирования человека внутри общества» * Дж. Брунер «Процесс познания» В основе развития личности лежат природные задатки, которые способствуют профессиональному и личностному росту человека.

Е. Климов «Теория профессиональной ориентации» Международные исследования доказали, что профессиональные способности человека развиваются в основном в 5 областях: «человек-техника» – 30 %; «человек-человек (общество)» - 40 %; «человек-знаковый образ» - 10 %; «человек-художественный образ» - 10 %; «человек-природа» - 10%.

Образование – это процесс, в ходе которого у ребенка в результате его собственной деятельности, направляемой взрослыми, развиваются способности, умения и навыки (Д. Брунер, Ж. Пиаже, А. Лурия, А. Леонтьев, Л. Выготский и др.) Международный опыт свидетельствует, что чем выше уровень образования, тем выше степень социальных достижений в обществе. Научно-технический прогресс движется не количеством работников, а качеством общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Совет по образованию ЕС принял (2000 г.) три ведущие идеи успешного решения проблемы профессионального ориентирования учащихся: 1. Профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом всего процесса обучения молодежи. 2. Для объективного решения проблемы профессионального определения учащихся необходим широкий набор разнообразных испытаний, проб и оценок группы специалистов. 3. Школа должна создавать условия ученику для широкого саморазвития и самоопределения, обеспечить сознательный и самостоятельный выбор профессиональной карьеры.

СтранаПроцент активного населения (%) США37 Норвегия34 Нидерланды33 Россия23 Великобритания21 Германия16 Португалия8 Австрия8

В структуре молодежной безработицы в Росси 27% молодых людей в возрасте до 25 лет являются безработными. СтранаУровень безработной молодежи (%) Страны ЕС15,8 Греция, Испания, Португалия 45 Страны СНГ19,4 Россия14,8

п/п СпециальностиКол-во человек на рабочее место 1Сфера обслуживания4 2Гуманитарные науки4 3Финансист, экономист, юрист 3 4Техник3 5Сфера информатики и вычислительной техники 3 6Коммерсант2 7Образование и педагогика 1 8Строительство1 9Машиностроение0,5

п/п Несоответствия подготовки выпускников учреждений профессионального образования потребностям рынка труда 1Демотивация молодежи на включение в трудовую деятельность, получение профессионального образования – не желание работать по полученной профессии; – низкая заработная плата, плохие условия труда; – нет устойчивой профессиональной карьеры. 2Профильное обучение в школе не ориентировано на формирование осознанного профессионального выбора –Углубленное изучение предмета; – ориентация на сдачу ЕГЭ; – отсутствие связи с производством; – преобладает фундаментальное образование, отсутствуют технические направления. 3Содержание и организация учебно- производственных процессов в учреждениях профессионального образования не связано с потребностями рынка труда – отсутствие производственной практики; – работодатель не участвует в содержании и организации учебно-производственного процесса.

Факторы % 1 Личные связи 39 2 Государственная служба занятости 21 3 Обращение к работодателям 16 4 Объявления 11 5 Организация собственного дела 7 6 Коммерческая служба занятости 6

УниверситетыЧетырехгодичныеколледжиПрограмма «Два + два» 2115 ТехническиерегиональныемолодежныеколледжиИнтегрированнаяпрограмматехническойподготовкиПрофессиональныешколы, центрыкарьеры,профессионально-технические центры Обучение на предприятии (частный сектор) Ученичество на предприятии Частныепрофессиональныешколы Школы- магниты Молодежное ученичество 1812Академические и Профессиональные академии профессиональные программы на базе школы СТАРШАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА МЛАДШАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛАКомбинированная младшая /средняя школа НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

1. Портфолио – основной документ при оценивании качества подготовки студентов. Поступление в вуз на основе портфолио, листа достижений, рекомендаций, а не только ЕГЭ. В вуз поступает около 40%. 2. Информационное обеспечение – информация о рынке труда, центры карьеры, сертификация компетентности. 3. Преемственность ступенчатой подготовки специалистов: «2+2+2», «рабочий – бакалавр – магистр», «школа – колледж, колледж – вуз, вуз – фирма».

4. Обязательные оплачиваемые стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения на профильные предприятия на 2-3 недели и за рубеж. 5. Работодатели участвуют в оборудовании учебно- производственных мастерских, в оценке качества подготовки выпускников и работу преподавателей.

1913 Гимназия Объединенная школа Учреждения профессионального образования Профильное обучение Педагогическое сопровождение профессиональной карьеры Обязательное школьное ипрофессиональное образование Реальная школа 159Основная школа Ступень ориентации (предпрофильное обучение) Начальная школа ВозрастКласс

1. Введение одногодичной базовой профессиональной подготовки учащихся % учащихся поступают в университет после окончания гимназии. 3. Ежегодная производственная практика обучающихся 9-10 классов на предприятиях (1- 2 недели). 4. Дуальная система - практическое обучение и частичная занятость на производстве (600 тыс. рабочих мест на предприятии для учащихся).

5. Обязательные оплачиваемые стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения на профильных фирмах (от 3 недель до 2 месяцев). 6. Оценивание деятельности и финансирование профессионального учреждения по занятости выпускников на рынке труда. 7. В высшую школу поступает 30 % учащихся, а значительная часть в колледжи и лицеи. Колледжи выпускают бакалавров.

Широкий общеобразовательный уровень, сформированность практических навыков, технологическая подготовка обеспечивают формирование творческой, активной личности, способной к саморазвитию и адаптации к реальной жизни. Основная цель профориентации – содействие молодежи в выборе и получении места работы в соответствии с личными интересами и профессиональной подготовкой и потребностями рынка труда.

Трудовая активность молодежи резко снизилась Если в начале 1970 г. – 40% не было постоянной трудовой обязанности в семье и школе, то 2010 – 80 % нет трудовых обязанностей. Выпускники средней школы – 90 % планируют продолжение обучения в вузе, получить профессию – 6-8 % в СПО. Не определились с профессиональным выбором – % выпускников 11 класса, % выпускников 9 класса.

1. Создание научно-методической базы для организации профориентационной работы. 2. Разработка программно-методического обеспечения, способствующего профессиональному самоопределению личности. 3. Обеспечение диагностической методики и рекомендаций по оценке профессионального самоопределения учащихся. 4. Создание комплекса информации о рынке труда, справочных средств для педагогов, родителей, учащихся. 5. Обучение учащихся технологиям и приемам поиска работы, курсы по планированию карьеры, приобретение опыта производственной деятельности, участие в практической деятельности (колледжи, предприятия). 6. Формирование единого информационного банка данных о рынке труда. 7. Повышение квалификации педагогов по оказанию профориентационных услуг.

1. Ориентация на высшую школу. 90 % поступают по результатам ЕГЭ, а не в соответствии со склонностями и достижениями в определенной сфере деятельности. 2. Студенты вуза не имеют соответствующую профилю учебного заведения начальную профессиональную подготовку (в зарубежных вузах до 70% студентов имеют профильную подготовку). 3. Создание малых предприятия, рабочих мест на базе колледжей законодательно затруднено, когда в США и Германии это в обязательном порядке.

4. Повышение квалификации преподавателей проводится в УМЦ, без стажировок на предприятиях; подготовка преподавателей для СПО осуществляется в непрофильных вузах. 5. Российские колледжи на выпускают бакалавров, в отличие от США и других стран. 6. Работодатели не заинтересованы вкладывать средства в учебно-производственную базу и оплачивать стипендии студентам, так как они должны это делать из чистой прибыли.

* создание сетевого взаимодействия школ, СПО, вузов с предприятиями в районных центрах; * создание образовательно-отраслевых кластеров в районах области и города; * открытие многофункциональных центров прикладных квалификаций на базе СПО, филиалов СПО и вузов в районах; * открытие в ТОИПКРО совместно с ИТИП РАО научно- практической лаборатории по профориентации в системе непрерывного образования в России и за рубежом; * издавать научно-практические пособия, рекомендации для педагогов и учащихся по профессиональному выбору; * обобщение опыта профориентационной работы, публикация в центральных изданиях, информация о ходе выполнения государственного заказа Администрации Томской области.