Работу выполнила Ученица 5 А класса Алиева Лиана Руководитель проекта: Бондаренко Л.Д.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тюбетейка – татарский мужской головной убор.. Автор работы: –Ишкуватова Гузель –Класс: 8 –Школа: Биктимировская ООШ –Руководитель: Омарова А.Ш., Арсланбаева.
Advertisements

«Древо Жизни» Узор салфетки Презентацию выполнила Ученица 6В класса Вотякова Виктория.
Основу любого традиционного ансамбля костюма мужчин составляют рубаха (кулмак) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легкой льняной или хлопчатобумажной.
Мамин платок МБОУ гимназия 10 Пешкова И.В. (3 класс)
Значение цвета в русской народной вышивке. Славянская символика С древнейших времен человек, охраняя себя от неблагоприятных сил природы, покрывал одежду.
Татары – тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России. Татары являются вторым по численности этносом после русских в РФ.
I районный Фестиваль национальных культур «Мы вместе» среди образовательных учреждений Ярославского муниципального района Номинация Русский народный костюм.
МОУ « СОШ с. Тепловка Новобурасского района Саратовской области » Номинация « История национального костюма » История национального татарского мужского.
Русский народный костюм. Работа ученицы 3-А кл. Школа 515 Бирченко Валерии Цель проекта- Познакомиться с русской культурой, народным творчеством и понять,
Национальная татарская одежда Работу выполнила: ученица 5 а класса Зайнуллина Л.А. Руководитель: Зайнуллина Г.Х. МБОУ Средняя общеобразовательная школа.
БАШКИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Ишмурзина Арина студентка 2 курса Благовещенского многопрофильного профессионального колледжа.
Проект Содиковой Камолы по биологии 6 класса «Г».
Костюмы народов Поволжья. Автор: Жукова Л. Е МОУ СОШ п. Октябрьский Дергачевского района.
ТАТАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Основополагающие элементы народной одежды издавна были общими для всех групп татар. И мужчины и женщины носили длинные, широкие.
Народный костюм Работу выполнили: Приварин Даниил, Климова Дарья, Смоленцева Аня.
О республике Татарстан. Символы нашей республики У каждого независимого государства есть знаки отличия – символы. Флаг, герб, гимн – государственные.
МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
Ногайская национальная одежда.
Учитель ИЗО МБОУ Ак-Чыраанской СОШ Кыргыс Надежда Владимировна.
ЭКСКУРСИЮ ПРОВОДИТ УЧАЩАЯСЯ 7-ГО КЛАССА МОУ «ГЛОТОВСКАЯ СОШ» ПОЛИТОВА ОЛЕСЯ Удорский девичий костюм XVIII- XIX веков.
Транксрипт:

Работу выполнила Ученица 5 А класса Алиева Лиана Руководитель проекта: Бондаренко Л.Д.

каляпуш такыя

Таджикская тюбетейка – куляб. Татарская тюбетейка - каляпуш. Узбекская тюбетейка - дуппи или калпок. Туркменская тюбетейка – тахья. Казахская тюбетейка – топы

полусферическая квадратная Формы тюбетеек разнообразны : низкие, высокие, остроконечные и с плоской верхушкой, с кистью и без нее, в форме цилиндра. Существуют несколько видов тюбетеек-такыя: полусферической формы и квадратные.

Тюбетейки различаются по половозрастным признакам: мужские, женские, детские; формам, материалу, орнаментальному убранству (узорные вышивки), знакам художественной символики..

Мужские головные уборы делились на домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним относится тюбетейка (түбәтәй) - небольшая шапочка, надеваемая на макушку, поверх которой надевали всевозможные верхние головные уборы: чалма (ритуальный убор), войлочные шляпы (тула эшләпә), матерчатые и меховые шапки (бүрек).

Татарская семья 19 век.

С конца XVIII до начала XX века форма, размеры, орнаментация калфаков, постоянно изменялись. Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, надеваемые на всю голову. Затем появляются большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч.

К середине XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Такие калфачки носились под платком или шалью. Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене. Очень полюбились калфаки типа тюбетеек - такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок.

Узор тюбетейки – это не только характерный художественный рисунок, но и оберег. Рисунок, расположенный сверху тюбетейки, означает солнце, узоры по бокам – «ширози» – от сглаза. Волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетия Плетеная "веревочка" - союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент - символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы.

Цвет головного убора всегда имел большое значение. Цвет тюбетейки – насыщенного черного оттенка, изображает бездну вселенной, которая сопоставима с черной дырок. На узбекских тюбетейках орнамент не что иное, как изображение трехмесячного эмбриона. По Исламской версии именно в этот период создание в чреве матери получает душу и его можно назвать живым существом.

Так, зеленый цвет означал бессмертие, красный мужество, синий удачу, желтый считался застывшим солнечным светом, приносящим удачу. Белый цвет – это цвет паломников, совершающих хадж в Мекку. Многие вернувшиеся из хаджа мусульмане начинают носить белые тюбетейки и привозят их в подарок своим близким и знакомым, чтобы и их коснулась благость священной Мекки.

Один из самых древних симметричный орнамент с центральным крупным цветком принято считать упрощенным изображением древа жизни, символа жизни на земле, связи с ушедшими в мир иной предками и небесными покровителями. Это пожелание здоровья и плодородия, основной узор для женских калфаков – как говорили, «во лбу звезда горит».

Вышивают тюбетейки шелком, золотой или серебряной канителью, бусами, блестками, камнями, бисером, стеклярусом, жемчугом. Для вышивки нити окрашивали в разные цвета. Черную краску изготовляли из кожуры граната на травильном растворе железа, чернильных орешков, фисташек или цветков мальвы. Красную краску получали из марены и щитовки-кошениля, желтую из цветка испарак или из цветков растения тухмак, голубую и синюю из индиго.

Расшивают цветочными мотивами: цветами ирис, гвоздика, тюльпан, петушиный гребешок, цветок яблони. А среди плодов изображение граната, вишни и черешни, миндаля и перца и др. Вышиванием занимались самые одаренные художницы каламкаш или чизмакаш.

Вывод. Появление разнообразных узоров и цветовой гаммы головных уборов связывают с географическим положением проживания народов, с особенностями национальной культуры. Головные уборы демонстрировали возрастное, семейное, социально-имущественное положение человека на протяжении длительного исторического периода. Тюбетейка – это головной убор не только представителей мусульманства, но и людей других религий. В 21 веке тюбетейка стала всенациональным и всевозрастным головным убором, мода на который никогда не пройдет.