Естествознание, 11 класс Учитель МКОУ Михайловская СОШ – Г. М. Мойсеева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
БИОСОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА. Место человека в системе органического мира: класс Млекопитающие, тип Хордовые, подтип Позвоночные, подкласс Плацентарные,
Advertisements

§ 47. Первые и современные люди 9 класс биология.
ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ.. Человек Понятие «человек» используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного.
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
Тема урока : Происхождение человека. Место человека в системе органического мира.
Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья Анатомия Цитология Экология человека Генетика Гигиена Эмбриология Антропология Психология.
Что такое человек (на основе философско-антропологических учений о человеке)
Адаптация Автор: Байбухтин Дмитрий. Адаптация Это процесс приспособления, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость.
Индивид. Индивидуальность. Личность. Выполнила студентка 1 курса группы 1 МБ/1 Водопьянова Селиме.
От развития движений к развитию интеллекта. Возможность развития заложена природой, а само развитие разворачивается только при определенных внешних условиях.
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10 КЛАССЕ – БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ. УЧИТЕЛЬ СМИ РНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10 КЛАССЕ – БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ. УЧИТЕЛЬ СМИ РНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Развитие, социализация и воспитание личности: сущность и содержание План: 1. Развитие личности как педагогическая проблема 2. Сущность социализации и ее.
Самопроверка. 1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в. индивидуум,
Что такое личность?
Основные характеристики человека особое строение организма (прямохождение); способность к трудовой деятельности (преобразование окружающей среды); наличие.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Быть личностью Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания МАОУ «Лицей 62»
Транксрипт:

Естествознание, 11 класс Учитель МКОУ Михайловская СОШ – Г. М. Мойсеева

Частица целой я вселенной... Я царь я раб я червь я Бог ! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшёл ? безвестен ; А сам собой я быть не мог. ( Г. Р. Державин ) Цель : рассмотреть организм человека как биологическую систему ; изучить специфические особенности организма человека ; определить в чем заключается уникальность феномена « Человек ». Цель : рассмотреть организм человека как биологическую систему ; изучить специфические особенности организма человека ; определить в чем заключается уникальность феномена « Человек ».

Еще Аристотель в своей классификации причислил человека к Царству Животных. Там же нашлось ему место и в современной научной систематике: Животные; Тип Хордовые; Класс Млекопитающие; Отряд Приматы; Семейство Гоминиды: Род Человек; Вид человек разумный. Человеку, как и любому живому организму, присущи все проявления жизнедеятельности (рост, развитие, размножение и др.) и их закономерности. Как и все живые организмы, человек нуждается в системе жизнеобеспечения: кислороде, воде, пище и др. Все это он получает из окружающей среды. Непрерывная и неразрывная связь живых организмов с природной средой является системным устройством природы. Еще Аристотель в своей классификации причислил человека к Царству Животных. Там же нашлось ему место и в современной научной систематике: Животные; Тип Хордовые; Класс Млекопитающие; Отряд Приматы; Семейство Гоминиды: Род Человек; Вид человек разумный. Человеку, как и любому живому организму, присущи все проявления жизнедеятельности (рост, развитие, размножение и др.) и их закономерности. Как и все живые организмы, человек нуждается в системе жизнеобеспечения: кислороде, воде, пище и др. Все это он получает из окружающей среды. Непрерывная и неразрывная связь живых организмов с природной средой является системным устройством природы. Рисунок Леонардо да Винчи из анатомических рукописей, связавший совершенные геометрические фигуры с пропорциями человека, стал своеобразным символом синтеза естествознания и искусства.

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. Организм человека может быть рассмотрен как логическая система. Это означает, что он обладает целостностью, т. е. внутренним единством, обусловленным его структурной и функциональной организацией.

значительно более развитая нервная система по некоторым морфологическим и функциональным показателям, способствующим ее интегративным и координирующим функциям ; очень большой головной мозг ( соответственно крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа ). У человека мозг составляет 1/46 веса тела, в то время как наибольший по размеру и весу мозг самых крупных животных составляет : у слона 1/ 560. а у кита 1/8000 веса тела ; наличие речи способность к созданию и использованию сложных звуков ; богатая мимическая сигнализация ; бинокулярное зрение ; прямохождение и связанные с этим отличия опорно - двигательного аппарата ( подвижная кисть руки, подвижный плечевой сустав и некоторые другие отличия ). Рассматривая организм человека как биологическую систему, можно выделить его общие и специфические особенности организации, изучить и объяснить особенности взаимодействия с факторами среды.

Специфические биологические особенности человека способствовали тому, что его возможности и потребности не могли ограничиваться исключительно биологическими потребностями.

Становление человека путем усвоения культурного наследия стало основным способом его эволюции. В биологической эволюции животных, происходящей на уровне популяций, имеет место научение. Подобная передача навыков поведения не стала ведущим фактором эволюции. Биологи отмечают, что роль обучения в эволюции животных возрастает при неблагоприятных условиях среды, так как именно в этих условиях способность популяции функциониро­вать существенно зависит от способа поведения. В периоды относительно стабильного состояния среды этот путь эволюции вообще отсутствует.

Уникальность феномена «ЧЕЛОВЕК». Человек существо мыслящее, способное познавать законы природы и общества, осознавать себя в этом мире. Как человек познает социальные законы общества ? Это познание осуществляется как приобщение к культурным традициям, как воспитание и образование. Тем самым человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков. Интересно отметить, что биологическое в человеке изменяется намного медленнее, чем социальное тыс. лет колоссальное время с точки зрения человеческой истории, однако биология человека не изменилась сколько - нибудь заметным образом прежними остались объем мозга, строение систем органов, органов чувств, эмоции. В то же время социальное в нем неузнаваемо и быстро преобразуется. Человек существо мыслящее, способное познавать законы природы и общества, осознавать себя в этом мире. Как человек познает социальные законы общества ? Это познание осуществляется как приобщение к культурным традициям, как воспитание и образование. Тем самым человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков. Интересно отметить, что биологическое в человеке изменяется намного медленнее, чем социальное тыс. лет колоссальное время с точки зрения человеческой истории, однако биология человека не изменилась сколько - нибудь заметным образом прежними остались объем мозга, строение систем органов, органов чувств, эмоции. В то же время социальное в нем неузнаваемо и быстро преобразуется.

Уникальность феномена «ЧЕЛОВЕК». Биологическое начало не является для человека основным определяющим фактором. Человек формируется в социокультурной среде, которая, с одной стороны, постепенно становится для него специфической средой обитания, а с другой является продуктом его деятельности. Это взаимодействие и взаимовлияние происходит на протяжении всей жизни человека. По мере развития человека как личности под влиянием социокультурной среды его биологические инстинкты как бы « укрощаются ». Неотъемлемая характеристика человека, резко и принципиально отличающая его от животных, это духовность. Это понятие можно определять по - разному, однако смысл его остается единым : это способность к восприятию нематериальных ценностей. Человек, даже хорошо адаптированный к социальной среде, не может жить в обществе только по юридическим законам, так как они не могут предусмотреть все случаи поведения людей в различных ситуациях. Существуют и неписаные законы морали, которыми люди руководствуются в своих повседневных решениях и поступках. Они определяются личными ценностями человека. Поиск нравственных ориентиров, духовное развитие человеку дают все виды искусства, литература, религия, философия и другие способы познания мира, культурного наследия человечества. Человек биосоциальное и духовное существо. Как живой организм, он включен в природную связь явлений и подчиняется биофизическим, биохимическим и физиологическим закономерностям. Биологическое начало не является для человека основным определяющим фактором. Человек формируется в социокультурной среде, которая, с одной стороны, постепенно становится для него специфической средой обитания, а с другой является продуктом его деятельности. Это взаимодействие и взаимовлияние происходит на протяжении всей жизни человека. По мере развития человека как личности под влиянием социокультурной среды его биологические инстинкты как бы « укрощаются ». Неотъемлемая характеристика человека, резко и принципиально отличающая его от животных, это духовность. Это понятие можно определять по - разному, однако смысл его остается единым : это способность к восприятию нематериальных ценностей. Человек, даже хорошо адаптированный к социальной среде, не может жить в обществе только по юридическим законам, так как они не могут предусмотреть все случаи поведения людей в различных ситуациях. Существуют и неписаные законы морали, которыми люди руководствуются в своих повседневных решениях и поступках. Они определяются личными ценностями человека. Поиск нравственных ориентиров, духовное развитие человеку дают все виды искусства, литература, религия, философия и другие способы познания мира, культурного наследия человечества. Человек биосоциальное и духовное существо. Как живой организм, он включен в природную связь явлений и подчиняется биофизическим, биохимическим и физиологическим закономерностям.

Различные расы человека единство человека как биологического вида.

Вывод: Человек уникальная живая система, так как он представляет собой триединство биологического, социального и духовного. Организм человека можно рассматривать как биологическую систему. Человек как биологический вид имеет специфические биологические особенности, отличающие его от ближайших к нему высших животных. Эволюция человека существенно отличается от эволюции животных. Как биологический вид человечество едино вне зависимости от расовых, национальных, этнических или религиозных особенностей. Индивидуальное разнообразие очень велико ( значительно больше, чем у животных ). Человек уникальная живая система, так как он представляет собой триединство биологического, социального и духовного. Организм человека можно рассматривать как биологическую систему. Человек как биологический вид имеет специфические биологические особенности, отличающие его от ближайших к нему высших животных. Эволюция человека существенно отличается от эволюции животных. Как биологический вид человечество едино вне зависимости от расовых, национальных, этнических или религиозных особенностей. Индивидуальное разнообразие очень велико ( значительно больше, чем у животных ).

Обсуждение вопросов: По каким признакам вы охарактеризуете человека, рассказывая о нем ? Могут ли, по вашему мнению, социальные факторы оказывать преобладающее влияние на биологию человека ? Как вы понимаете выражение « негенетическая преемственность »? Чем отличается негр, живущий на юге от негра, живущего в Сибири ? По каким признакам вы охарактеризуете человека, рассказывая о нем ? Могут ли, по вашему мнению, социальные факторы оказывать преобладающее влияние на биологию человека ? Как вы понимаете выражение « негенетическая преемственность »? Чем отличается негр, живущий на юге от негра, живущего в Сибири ?

Источники литературы : Учебник: Естествознание, 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, базовый уровень/ [И.Ю.Алексашина, К.В.Галактионов, И.С.Дмитриев и др.]; под ред. И.Ю.Алексашиной; М.; Просвещение, 2007 год. «Методика преподавания курса. Пособие для учителей»