Как избежать кризисных ситуаций?. Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог» В китайском языке слово «кризис» состоит из двух.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Всё многообразие действий и бездействий со стороны взрослых, обязанных заботиться о ребенке и опекать его, которые наносят вред психическому и физическому.
Advertisements

Содержание работы с детьми-жертвами насилия. Помощь ребёнку-жертве насилия Педагоги -вовремя выявить(беседа, наблюдение) -поддержать Психолог -выявить.
Как предотвратить жестокое обращение с ребенком Типы жестокого обращения с детьми Физическое насилие - нанесение ребенку физических травм, различных телесных.
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЕНКАСЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ.
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЕНКАСЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ.
1 Профилактика жестокого обращения и формирования навыков защиты от насилия.
Статистика жестокого обращения с детьми Ежегодно 9 тысяч родителей лишаются родительских прав из-за фактов жестокого обращения с детьми. В 2009 году только.
Эмоциональное (психологическое насилие). Общественный резонанс По данным ООН, Генеральной прокуратуры РФ жертвами насилия являются около 300 млн. детей.
Жестокое обращение с детьми. Термин «жестокое обращение с детьми» как юридическое понятие впервые появилось в нашей стране в 1968 г. в Кодексе о браке.
Консультация для педагогов. Содержание : Жестокое обращение с детьми: виды, определение, причины и последствия. Правовая защита детей от жестокого обращения.
Жестокое обращение. Насилие в семье. Подготовила: педагог-психолог Субботина К. В.
МБОУ детский сад 30 Воспитатель Абрамова М.С.. Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением.
Жестокое обращение с детьми. Насилие над детьми. Агрессия младших школьников.
Родителям о последствиях жестокого обращения в семье для психики ребенка.
Формы жестокого обращения Насилие любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком. Физическое.
Кризис трёх лет (греч. krisis - решение, поворотный пункт) - возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся.
Жестокое обращение с детьми. «…ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста» (Конвенция о правах ребенка, ст.1)
Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите.
Кризис трех лет. Симптомы кризиса 3 лет НЕГАТИВИЗМ УПРЯМСТВО СТРОПТИВОСТЬ СВОЕВОЛИЕ ПРОТЕСТ-БУНТ ОБЕСЦЕНИВАНИЕДЕСПОТИЗМ.
Жестокое обращение с детьми. «…ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста» (Конвенция о правах ребенка, ст.1)
Транксрипт:

Как избежать кризисных ситуаций?

Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог» В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой – «возможность». Таким образом, слово «кризис» несёт в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.

Понятие «кризис», подобно термину «стресс», не имеет однозначно негативного звучания. Однако если обстоятельства, вызвавшие кризис, не изменяются и при этом ребёнок не получает никакой психологической помощи, его негативные переживания накапливаются. Однако если обстоятельства, вызвавшие кризис, не изменяются и при этом ребёнок не получает никакой психологической помощи, его негативные переживания накапливаются. Некоторые виды кризисов способны вызвать психическую травму.

Виды кризисов Переживаемые детьми и подростками кризисы можно условно разделить на три основные группы: возрастные кризисы; кризисы утраты и разлуки; травматические кризисы.

Возрастные кризисы Возрастной кризис – это переходной период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому. Особенность протекания возрастного кризиса зависит от врождённых свойств нервной системы (темперамент), характера, индивидуальных, биологических и социальных отношений. Во время кризиса личность ребёнка, становится неустойчивой, даже на слабые раздражители отвечает неоправданно интенсивными откликами.

Возрастные кризисы – это кризисы естественные, нормативные. Неблагоприятные внешние воздействия, стрессовые факторы в эти периоды оказывают огромное влияние на дальнейшее формирование личности ребёнка. С. Выготский выделяет следующие возрастные кризисы у детей: кризис одного года, кризис одного года, трёх лет, трёх лет, семи лет, семи лет, подростковый кризис (13-17 лет). подростковый кризис (13-17 лет).

Кризис одного года Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно со всплеском самостоятельности, новыми аффективными реакциями, вызванными новыми для ребёнка возможностями – в этом возрасте он начинает ходить и активно исследовать окружающий его мир. Впервые активность ребёнка встречается с необходимыми для его безопасности ограничениями («нельзя» или «нет»). Поскольку речь ребёнка ещё недостаточно развита, то взрослые часто не понимают его желаний или не выполняют их. Это вызывает у него вспышки эмоциональных реакций. Установление новых отношений с ребёнком, предоставление ему некоторой самостоятельности в безопасных пределах, терпение и выдержка взрослых смягчают кризис, позволяют ребёнку научить принимать ограничения. Кризис одного года характеризуется некоторым регрессом: могут нарушаться биоритмические процессы жизни ребёнка (чередование сна и бодрствования), изменяться система удовлетворения его витальных потребностей (отказ от еды или снижение аппетита), нарушаться эмоциональный баланс (повышение плаксивости).

Кризис трёх лет Этот кризис протекает как кризис социальных отношений и связан установлением самосознания ребёнка. Ребёнок впервые отделяет себя от других и познает различия между «хочу» и «должен». Кризис включает в себя шесть основных элементов: Негативизм, или стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Это реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет именно от взрослых. Негативизм, или стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Это реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет именно от взрослых. Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-то не потому, что этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Будучи связанным самим фактом первоначального требования, ребёнок не может отказаться от него. Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-то не потому, что этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Будучи связанным самим фактом первоначального требования, ребёнок не может отказаться от него. Строптивость. Она безлична, направлена против тех норм воспитания, которые сложилось в семье. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают другие. Строптивость. Она безлична, направлена против тех норм воспитания, которые сложилось в семье. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают другие. Своеволие. Ребёнок стремится всё делать самостоятельно и по-своему. Своеволие. Ребёнок стремится всё делать самостоятельно и по-своему.

Бунт-протест. Ребёнок находится в состоянии конфликта с окружающими. Бунт-протест. Ребёнок находится в состоянии конфликта с окружающими. Проявление обесценивания статуса взрослого, который проявляется в том что ребёнок начинает ругаться, дразнить, обзывать родителей и близких. Проявление обесценивания статуса взрослого, который проявляется в том что ребёнок начинает ругаться, дразнить, обзывать родителей и близких. Деспотизм. Ребёнок заставляет родителей делать то, что он требует, а по отношению к братьям и сёстрам деспотизм проявляется ревностью. Деспотизм. Ребёнок заставляет родителей делать то, что он требует, а по отношению к братьям и сёстрам деспотизм проявляется ревностью. Для выхода из кризиса взрослым следует предоставлять ребёнку сферу деятельности, в которой он мог бы проявлять свою самостоятельность. Такой сферой деятельности является игра. Игра, с её особыми правилами и нормами, в которых отражаются социальные связи, служит для ребёнка тем безопасным пространством, где он может развивать свою независимость и пробовать разные роли.

Кризис семи лет С приходом в школу ребёнок оказывается в новой социальной ситуации развития. Изменяется его место в системе социальных отношений: он впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, получает новые права и обязанности. Новый социальный статус обусловливает и формирование особенностей его личности, новая социальная ситуация требует от него сложной психологической перестройки. Ребёнку, живущему до этого преимущественно эмоциями, импульсивными реакциями, спонтанными желаниями, приходится теперь подавлять свою активность и учиться подчиняться школьной дисциплине, требованиям учителя. Переживания начинают осмысливаться и обобщаться. С приходом в школу ребёнок оказывается в новой социальной ситуации развития. Изменяется его место в системе социальных отношений: он впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, получает новые права и обязанности. Новый социальный статус обусловливает и формирование особенностей его личности, новая социальная ситуация требует от него сложной психологической перестройки. Ребёнку, живущему до этого преимущественно эмоциями, импульсивными реакциями, спонтанными желаниями, приходится теперь подавлять свою активность и учиться подчиняться школьной дисциплине, требованиям учителя. Переживания начинают осмысливаться и обобщаться. Кризис семи лет сопровождается нарушением психического равновесия, неустойчивостью воли и настроения. Наиболее яркими симптомами являются капризность, нервозность, обидчивость, раздражительность.

Подростковый кризис (13-17 лет) Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Возникшее в результате чувство взрослости интерпретируется им как готовность стать полноправным членом взрослого общества, быть самостоятельным, добиваться уважения со стороны старших. При этом социально подросток остаётся ещё школьником, его стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны взрослого окружения. Это противоречие и лежит в основе подросткового кризиса. В пубертатный период проблемы и конфликты подростка могут перейти в затяжные кризисы, сопровождающиеся такими действиями как: употреблением алкоголя, побеги, убегания, вандализм, депрессией.

Кризисы утраты и разлуки Утрата – переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека. Смерть предстаёт перед ребёнком с двух сторон. С одной стороны ребёнок теряет близкого человека, и для многих детей это само по себе является очень сильной травмой. Эту травму ребёнок может перенести через всю жизнь. Утрата – переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека. Смерть предстаёт перед ребёнком с двух сторон. С одной стороны ребёнок теряет близкого человека, и для многих детей это само по себе является очень сильной травмой. Эту травму ребёнок может перенести через всю жизнь. Во время кризиса утраты ребёнок переживает смешанные эмоции – от подавленности и печали до гнева и досады. Невозможно определённо предсказать, как именно среагирует на ситуацию утраты конкретный ребёнок – будет ли он изливать свои эмоции или будет переживать их «про себя». Очень маленькие дети не могут вербализировать свои переживания и поэтому особо остро нуждаются в поддержке. Им необходимо дать простейшее объяснение тому, что происходит. Во время кризиса утраты ребёнок переживает смешанные эмоции – от подавленности и печали до гнева и досады. Невозможно определённо предсказать, как именно среагирует на ситуацию утраты конкретный ребёнок – будет ли он изливать свои эмоции или будет переживать их «про себя». Очень маленькие дети не могут вербализировать свои переживания и поэтому особо остро нуждаются в поддержке. Им необходимо дать простейшее объяснение тому, что происходит.

Условно можно выделить несколько стадий переживания утраты. Если ребёнок переживает своё горе «про себя», внешне не выражая его, некоторые стадии переживания потери могут быть незаметны окружающим, однако это не значит, что ребёнок не переживает соответствующих этой фазе эмоций. Первая стадия. Шок. Человек как бы включает «автопилот», позволяющий ему ещё некоторое время вести жизнь, внешне похожую на прежнюю. При этом сам он фактически не участвует. Это состояние может длиться от нескольких секунд до нескольких недель. Первая стадия. Шок. Человек как бы включает «автопилот», позволяющий ему ещё некоторое время вести жизнь, внешне похожую на прежнюю. При этом сам он фактически не участвует. Это состояние может длиться от нескольких секунд до нескольких недель. Вторая стадия. Злость и ощущение несправедливости. На этой стадии человека мучает вопрос: почему это произошло именно со мной? У человека возникает потребность обвинить кого-нибудь, проявляется агрессия и враждебность по отношению к окружающим. Это эмоциональная потребность, не поддающаяся логике. В этот период могут возникнуть и развиться соматические симптомы, такие как проблемы с пищеварением, сном и концентрацией внимания Тем не менее это состояние естественно, так как в горе у человека возникает защитная реакция, выражающаяся в том, что он отказывается признать случившееся. Вторая стадия. Злость и ощущение несправедливости. На этой стадии человека мучает вопрос: почему это произошло именно со мной? У человека возникает потребность обвинить кого-нибудь, проявляется агрессия и враждебность по отношению к окружающим. Это эмоциональная потребность, не поддающаяся логике. В этот период могут возникнуть и развиться соматические симптомы, такие как проблемы с пищеварением, сном и концентрацией внимания Тем не менее это состояние естественно, так как в горе у человека возникает защитная реакция, выражающаяся в том, что он отказывается признать случившееся.

Третья стадия. Печаль и сожаление. Эта стадия характеризуется ощущением одиночества и депрессией. Третья стадия. Печаль и сожаление. Эта стадия характеризуется ощущением одиночества и депрессией. Это важная стадия переживания горя, которая может быть очень личной. Четвёртая стадия. Восстановление. Жизнь начинает постепенно входить в свою колею, и к концу первого года можно уже надеяться на восстановление. Четвёртая стадия. Восстановление. Жизнь начинает постепенно входить в свою колею, и к концу первого года можно уже надеяться на восстановление.

С кризисами разлуки дети сталкиваются в случаях развода родителей и создания родителями новых семей. Процесс адаптации детей после развода условно делят на три фазы: Первая, самая острая фаза, длится примерно около двух лет. Это время эмоциональной и физической разлуки одного из супругов с детьми. Ухудшается здоровье, появляется агрессивность, апатия, разрушаются социальные контакты, ухудшение успеваемости, уходы из школы, побеги из дома и т.д.). Первая, самая острая фаза, длится примерно около двух лет. Это время эмоциональной и физической разлуки одного из супругов с детьми. Ухудшается здоровье, появляется агрессивность, апатия, разрушаются социальные контакты, ухудшение успеваемости, уходы из школы, побеги из дома и т.д.). В это время ребёнок нуждается в любви и поддержке, заботе, разумном и честном объяснении происходящего. В случае если такой поддержки нет, ребёнок остаётся одиноким, испытывает чувство собственной вины за происходящий развод, надежду на возможное возвращение прежнего статуса семьи, может переживать депрессию в связи с невозможностью что-либо изменить своими силами.

Вторая фаза – переходная. Взрослые налаживают жизнь друг без друга, испытывая подъёмы и спады. В случае если в этот период ребёнок не получил поддержки, усугубляются нарушения эмоций и поведения, возникшие в этой фазе развода. При этом, как правило, дети недостаточно времени проводят с одним из родителей (обычно с отцом), а родители не «сотрудничают» между собой. Находясь в поиске нового партнёра либо переживая одиночество, родитель зачастую эмоционально отдаляется от ребёнка. Вторая фаза – переходная. Взрослые налаживают жизнь друг без друга, испытывая подъёмы и спады. В случае если в этот период ребёнок не получил поддержки, усугубляются нарушения эмоций и поведения, возникшие в этой фазе развода. При этом, как правило, дети недостаточно времени проводят с одним из родителей (обычно с отцом), а родители не «сотрудничают» между собой. Находясь в поиске нового партнёра либо переживая одиночество, родитель зачастую эмоционально отдаляется от ребёнка. Третья фаза означает создание нового жизненного стиля. Один или оба родителя заводят новые семьи. Если дети не подготовлены к этому, их отношения с приёмными родителями могут складываться очень сложно, вызывать напряжение как у взрослых, так и у детей. Отношение к новому родителю может переживаться как обида, ревность, иногда ребёнок испытывает смешанные чувства (любовь и ненависть). В результате кризисное состояние ребёнка может усугубляться. Третья фаза означает создание нового жизненного стиля. Один или оба родителя заводят новые семьи. Если дети не подготовлены к этому, их отношения с приёмными родителями могут складываться очень сложно, вызывать напряжение как у взрослых, так и у детей. Отношение к новому родителю может переживаться как обида, ревность, иногда ребёнок испытывает смешанные чувства (любовь и ненависть). В результате кризисное состояние ребёнка может усугубляться.

Травматические кризисы Травматические кризисы возникают в результате внезапного кратковременного или длительного воздействия событий, выходящих за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как правило, не является готовым. Выделяют травмы: - причинённые каким-либо стихийным или природным бедствием; - причинённые людьми (все виды насилия, жестокое обращение, сексуальное злоупотребление, война, теракты). По продолжительности травмирующего действия выделяют краткосрочные и длительные или повторяющиеся травмирующие ситуации.

Кризисы насилия – разновидность травматического кризиса, причинённого людьми. Четыре типа жестокого обращения с ребёнком: –физическое жестокое обращение; –пренебрежение нуждами ребёнка; –психологическое насилие. Физическое жестокое обращение – любое неслучайное нанесение телесного повреждения ребёнку. Пренебрежение нуждами ребёнка – хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности не достигшего 18-летнего возраста ребёнка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

Психологическое насилие, может быть двух видов: Психологическое пренебрежение – последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребёнку необходимую поддержку, внимание, психологическую защиту, отсутствие привязанности к ребёнку. Психологическое пренебрежение – последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребёнку необходимую поддержку, внимание, психологическую защиту, отсутствие привязанности к ребёнку. Психологическое жестокое обращение – хронические действия, совершаемые взрослыми с целью издевательства над ребёнком, его унижения, оскорбления, высмеивания. Психологическое жестокое обращение – хронические действия, совершаемые взрослыми с целью издевательства над ребёнком, его унижения, оскорбления, высмеивания. Любое насилие может быть явным и скрытым. Оно может быть актуальным (происходящим в настоящее время) и случившимся в прошлом. Насилие над ребёнком может происходить : –дома – со стороны родственников или соседей; –в школе – со стороны педагогов или детей; –на улице – со стороны детей или незнакомых взрослых.

Физическое насилие как причина жизненного кризиса У ребёнка, подвергшегося жестокому физическому обращению, могут наблюдаться следующие признаки: Физические: изменения на коже (царапины, следы ударов); изменения на коже (царапины, следы ударов); повреждение костей или мягких тканей; повреждение костей или мягких тканей; гематомы; гематомы; кровоизлияние сетчатки глаза; кровоизлияние сетчатки глаза; ушибы тела; ушибы тела; определённый тип ожогов или рубцов после них (множественные от сигарет, утюга и др.); определённый тип ожогов или рубцов после них (множественные от сигарет, утюга и др.); следы укусов; следы укусов; выявленные с помощью рентгена закрытые переломы, смещения суставов и др. выявленные с помощью рентгена закрытые переломы, смещения суставов и др.Психологические: наличие у ребёнка стресс-синдромов (например, недостаточной циркуляции крови и, как следствие, холодных рук и ног, «мраморной» кожи, бледности); наличие у ребёнка стресс-синдромов (например, недостаточной циркуляции крови и, как следствие, холодных рук и ног, «мраморной» кожи, бледности); характерное выражение лица ребёнка (его называют «постоянной бдительностью», «взглядом косули»); характерное выражение лица ребёнка (его называют «постоянной бдительностью», «взглядом косули»); наличие в поведении ребёнка рефлекторных жестов и поз защиты. наличие в поведении ребёнка рефлекторных жестов и поз защиты. В целом подвергшийся физическому насилию ребёнок имеет «забитый» вид, демонстрирует замкнутое, отчуждённое, тревожное, раздражительное поведение и низкую самооценку. В целом подвергшийся физическому насилию ребёнок имеет «забитый» вид, демонстрирует замкнутое, отчуждённое, тревожное, раздражительное поведение и низкую самооценку.

Особенности психического состояния и поведения детей разных возрастов, позволяющие заподозрить совершённое над ними физическое насилие Возраст 0-6 месяцев: малоподвижность малоподвижность безразличие к окружающему миру безразличие к окружающему миру отсутствие реакции на внешние стимулы или очень слабовыраженная реакция отсутствие реакции на внешние стимулы или очень слабовыраженная реакция редкая улыбка (для детей старше трёх месяцев) редкая улыбка (для детей старше трёх месяцев) Возраст 6 месяцев – 1,5 года: боязнь родителей боязнь родителей боязнь любого физического контакта со взрослыми боязнь любого физического контакта со взрослыми постоянная беспричинная настороженность постоянная беспричинная настороженность плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль

Возраст 1,5 – 3 года: боязнь взрослых боязнь взрослых плаксивость ( проявление радости очень редкие) плаксивость ( проявление радости очень редкие) реакция испуга на плач других детей реакция испуга на плач других детей крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности Возраст 3 года – 6 лет: отсутствия сопротивления при агрессивном отношении к ним отсутствия сопротивления при агрессивном отношении к ним пассивная реакция на боль пассивная реакция на боль болезненное отношение к замечаниям, критике болезненное отношение к замечаниям, критике заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость псевдовзрослое поведение (сильное подражание взрослым) псевдовзрослое поведение (сильное подражание взрослым) негативизм, агрессивность негативизм, агрессивность лживость, воровство лживость, воровство жестокость по отношению к животным жестокость по отношению к животным склонность к поджогам склонность к поджогам

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину своих физических повреждений и травм стремление скрыть причину своих физических повреждений и травм отсутствие друзей отсутствие друзей боязнь идти домой после школы боязнь идти домой после школы странные пищевые пристрастия: штукатурка, листочки, улитки, жучки, и т.п. странные пищевые пристрастия: штукатурка, листочки, улитки, жучки, и т.п. Подростковый возраст: побеги из дома побеги из дома суицидальные попытки суицидальные попытки делинквентное поведение делинквентное поведение употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ Испытавший физическое насилие ребёнок часто вырабатывает агрессивную модель поведения, демонстрируя садистские наклонности. В случае если он подавляет или отрицает свои чувства, последствия насилия могут проявляться в саморазрушающем поведении (аутоагрессия, депрессия и т.д.). Зачастую у такого ребёнка отсутствует контроль над своей импульсивностью, снижена способность к самовыражению, отсутствие доверия к людям.

Пренебрежение и плохое обращение с детьми как причина жизненного кризиса Пренебрежение нуждами ребёнка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Формы неудовлетворения основных потребностей ребёнка: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения; отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения; отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая; отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая; нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также совершение правонарушений. нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также совершение правонарушений. Недостаток заботы о ребёнке может быть и непредумышленным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности или невежества родителей, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.

Ребёнок, подвергшийся плохому обращению, - не достигший 18-летнего возраста ребёнок, которому причинён ущерб вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя или заменяющего его лица минимальной степени заботы, а именно: недостаточное удовлетворение потребностей ребёнка в пище, одежде, образовании, медицинской помощи, если материально опекающие ребёнка взрослые способны сделать это; недостаточное удовлетворение потребностей ребёнка в пище, одежде, образовании, медицинской помощи, если материально опекающие ребёнка взрослые способны сделать это; неполноценное обеспечение ребёнка надзором и опекой; неполноценное обеспечение ребёнка надзором и опекой; причинение или позволение причинения вреда, а также существование риска этого, включая применение чрезмерных телесных наказаний; причинение или позволение причинения вреда, а также существование риска этого, включая применение чрезмерных телесных наказаний; приобщение ребёнка к наркотикам и наркотическим средствам; приобщение ребёнка к наркотикам и наркотическим средствам; приобщение ребёнка к употреблению алкогольных напитков до такой степени, что он теряет самоконтроль над своими действиями. приобщение ребёнка к употреблению алкогольных напитков до такой степени, что он теряет самоконтроль над своими действиями. Все эти и любые другие действия подобного рода требуют вмешательства суда. Последствиями пренебрежения или плохого обращения с ребёнком являются: в раннем возрасте – задержка психо-речевого и физического развития, потеря способности развиваться; в более старших возрастах – подверженность физическим травмам, заболеваниям, отравлениям вследствие несчастных случаев.

Психологическое (эмоциональное) насилие Психологическое (эмоциональное) насилие - складывается из психологического пренебрежения и психологического жестокого обращения. Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребёнку необходимую поддержку, внимание, психологическую защиту, отсутствие привязанностей к ребёнку. Психологическое жестокое обращение – хронические действия, совершаемые взрослыми с целью издевательства над ребёнком, его унижения, оскорбления, высмеивания. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и постоянная критика ребёнка; открытое неприятие и постоянная критика ребёнка; оскорбление ребёнка и унижение его достоинства; оскорбление ребёнка и унижение его достоинства; угрозы в адрес ребёнка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; угрозы в адрес ребёнка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка; предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям; предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям; ложь и невыполнение взрослыми обещаний; ложь и невыполнение взрослыми обещаний; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму. однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму.

Протекание кризиса В процессе проживания ребёнком кризисной ситуации состояние ребёнка постоянно изменяется. Сначала происходит первичный рост психоэмоционального напряжения, ребёнок ищет способ разрешения ситуации, находясь при этом в границах нормальной адаптации. Начало кризиса у ребёнка сопровождается подъёмом негативных эмоций, которые он «выплёскивает» на окружающих. Чаще всего это вызывает у окружения негативную реакцию, приводит к ссорам, дракам, агрессивному поведению и т.д. Сначала происходит первичный рост психоэмоционального напряжения, ребёнок ищет способ разрешения ситуации, находясь при этом в границах нормальной адаптации. Начало кризиса у ребёнка сопровождается подъёмом негативных эмоций, которые он «выплёскивает» на окружающих. Чаще всего это вызывает у окружения негативную реакцию, приводит к ссорам, дракам, агрессивному поведению и т.д. Если поиски выхода из ситуации оказываются безрезультатными, то происходит дальнейший рост напряжения, что усиливает негативные реакции: злость, гнев, агрессию и т.п. Если поиски выхода из ситуации оказываются безрезультатными, то происходит дальнейший рост напряжения, что усиливает негативные реакции: злость, гнев, агрессию и т.п. В случае если степень напряжения такова, что требует от ребёнка мобилизации всех его внешних и внутренних сил, то можно наблюдать первые признаки нарушения адаптации. В случае если степень напряжения такова, что требует от ребёнка мобилизации всех его внешних и внутренних сил, то можно наблюдать первые признаки нарушения адаптации. Если всё оказывается тщетно, наступает стадия, характеризующаяся чувством беспомощности, безнадёжности, и отчаяния, особым изменением поведения, что в конечном итоге может привести к интеллектуальной и эмоциональной дезорганизации личности ребёнка, нарушению его развития, психосоматическим заболеваниям. Если всё оказывается тщетно, наступает стадия, характеризующаяся чувством беспомощности, безнадёжности, и отчаяния, особым изменением поведения, что в конечном итоге может привести к интеллектуальной и эмоциональной дезорганизации личности ребёнка, нарушению его развития, психосоматическим заболеваниям. Продолжительность периода от начала возникновения кризиса до выхода из кризисной ситуации зависит от тяжести травмирующего события, индивидуальной реакции ребёнка, сложности задач возрастного периода, которые должны быть решены ребёнком на данном этапе его жизни, имеющихся у ребёнка и его окружения ресурсов. В среднем состояние активного дисбаланса адаптации продолжается до четырёх – шести недель. Продолжительность периода от начала возникновения кризиса до выхода из кризисной ситуации зависит от тяжести травмирующего события, индивидуальной реакции ребёнка, сложности задач возрастного периода, которые должны быть решены ребёнком на данном этапе его жизни, имеющихся у ребёнка и его окружения ресурсов. В среднем состояние активного дисбаланса адаптации продолжается до четырёх – шести недель.

Примерный перечень стрессовых реакций и посттравматических расстройств у детей Ночные кошмары Ночные кошмары Страх разлуки Страх разлуки Специфические страхи Специфические страхи Панические атаки Панические атаки Депрессивные эпизоды Депрессивные эпизоды Пограничные личностные нарушения Пограничные личностные нарушения ПТСР протекает по-разному в разных возрастах. Детям, пережившим психическую травму, достаточно трудно понять, что с ними произошло. Это прежде всего связано с их возрастными особенностями, им не хватает социальной и психологической зрелости. Ребёнок не в состоянии осознать смысл происходящего, он просто запоминает саму ситуацию и свои переживания в этот миг.

Спасибо за внимание!