117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 90 т/ф.: (495) 334-76-21, (495) 429-92-68 Российская Академия наук Издательский комплекс «Наука» Издательство «Академкнига/Учебник»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Advertisements

«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Тест-опросник к ФГОС НОО 1. Сайт МБОУ ДПОС ЦОРО educoroang.ru 2.
ПЕДСОВЕТ 2 1. Вопросы: 1. Анализ целей образования «старых» и «новых» стандартов образования (Камалова О.Г.) 2. Сравнение учебного плана ФГОС ООО с ныне.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Федеральные государственные образовательные стандарты.
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
«Системно - деятельностный подход как главное условие реализации требований ФГОС нового поколения» Познакомить учителей с системно-деятельностным подходом.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 90 т/ф.: (495) , (495) Российская Академия наук Издательский комплекс.
ЛИЧНОСТНО- КОММУНИКАТИВНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ МОДЕЛЬ «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы школы. Бехтянова Юлия Юрьевна, заместитель директора по УВР МОУ.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
Транксрипт:

117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 90 т/ф.: (495) , (495) Российская Академия наук Издательский комплекс «Наука» Издательство «Академкнига/Учебник»

2 Проектирование современного урока в начальной школе (постразвивающая личностно-ориентированная система обучения «Перспективная начальная школа»)

1. Влияние федерального государственного образовательного стандарта на структуру и содержание урока ФГОС НОО определяет требования к профессиональной деятельности педагога, предусматривающей: обеспечение высокого качества образования, его доступности, открытости и привлекательности для обучающихся, их родителей и всего общества; охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; выявление и развитие способностей обучающихся, их духовно- нравственное развитие и воспитание и другие. По сути, стандарт второго поколения дополняет, расширяет цели отечественного образования, связанные с достижением качественного образования в условиях здоровьесберегающей среды, с поддержкой, развитием и воспитанием обучающихся. Вместе с тем, существенно меняются планируемые результаты, связанные с формированием универсальных учебных действий младших школьников, их готовности к самообразованию, умений учиться.

1. Влияние федерального государственного образовательного стандарта на структуру и содержание урока Вопросы: Что должно измениться в уроке для решения сформулированных в стандарте второго поколения задач? На что необходимо обращать внимание при построении урока? Как анализировать урок?

1. Влияние федерального государственного образовательного стандарта на структуру и содержание урока Наиболее общие ответы на эти вопросы представлены в ФГОС: значимость использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; эффективность самостоятельной работы обучающихся; необходимость обновления содержания основной образовательной программы, методик и технологий ее реализации. Анализируя федеральную нормативную базу, можно сделать вывод, что основная задача учителя на уроке «под ФГОС» – организовать деятельность учащихся средствами развивающего учебно-методического комплекта (системы учебников, завершенных предметных линий).

1. Влияние федерального государственного образовательного стандарта на структуру и содержание урока Сказанное позволяет утверждать, что урок в условиях ФГОС ориентируется в большей степени не на фронтальную работу, а совместную деятельность учащихся и учителя. Значимыми становятся: организация парной, групповой и индивидуальной работы по УМК (системе учебников, завершенных предметных линий); построение индивидуальных образовательных маршрутов; умение оценить не только деятельность учащихся по конечному результату, но и сам учебный процесс. Практика показывает, что успех проведения современного урока зависит не только от освоения методических аспектов, но и изменения самого учителя, его мировосприятия, умения осуществлять рефлексию своей деятельности.

Задание 1.1. Рассматриваем направленность ФГОС на решение дидактических задач урока Согласно приказу Минобрнауки России от (п. 6), ФГОС направлен на обеспечение: - равных возможностей получения качественного начального общего образования; - духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; - сохранения и развития культурного разнообразия, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; - единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений; - расширения возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения; - индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вопросы и задания: Проанализируйте раздел I «Общие положения» приказа Минобрнауки России от Какие положения (пункты) документа определяют требования к современному уроку? Рассмотрите представленные в приказе направления, реализуемые ФГОС. В чем заключаются, на Ваш взгляд, основные требования к современному уроку? Уроки, проводимые до введения стандарта второго поколения и в условиях реализации ФГОС: в чем их принципиальное отличие? Сформулируйте собственную точку зрения по обозначенным вопросам.

Задание 1.2. Обсуждаем особенности реализации системно-деятельностного подхода Известно, что в основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, который предполагает: 1. Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества. 2. Ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. 3. Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей развития обучающихся.

Задание 1.2. Обсуждаем особенности реализации системно-деятельностного подхода Известно, что в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: 4. Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения. 5. Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. 6. Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. 7. Гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, что и создает основу для успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Вопросы и задания: Приведите примеры реализации системно- деятельностного подхода в учебном процессе (на примере п.3 – «признание решающей роли содержания образования…») Проанализируйте одну из примерных или авторских программ по учебным предметам и определите, какие основные виды деятельности учащихся определены по каждому из разделов программы. Как учителю использовать обозначенные виды деятельности при проектировании и проведении урока?

Задание 1.3. Проводим экспертизу планируемых результатов освоения основной образовательной программы (начальная школа) ФГОС, п.8. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: - становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; - духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; - укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Задание 1.3. Проводим экспертизу планируемых результатов освоения основной образовательной программы (начальная школа) ФГОС, п.9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших ООП НОО: - личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся,; сформированность основ гражданской идентичности. - метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. - предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Вопросы и задания: Какие изменения, на Ваш взгляд, имеют планируемые результаты освоения основной образовательной программы в условиях ФГОС? Приведите примеры. Какие из планируемых результатов представляются Вам наиболее значимыми? Почему? Что, по Вашему мнению, необходимо изменить в содержании и организации урока для того, чтобы достичь указанные в ФГОС планируемые результаты?

15 Задание 1.4. Обсуждаем структуру программы формирования универсальных учебных действий Согласно ФГОС, программа формирования УУД в начальной школе должна содержать: - описание ценностных ориентиров содержания образования; - связь УУД с содержанием учебных предметов и их характеристики; - типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД; - описание преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

16 2. Концептуальные положения системы «Перспективная начальная школа» - дидактическая основа современного урока Задание 2.1. Обсуждаем тенденции изменения целей начального общего образования «Еще сравнительно недавно главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешного обучения – уровень знаний и степень сформированности предметных умений и навыков. В настоящее время в соответствии со стандартом второго поколения начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности – систему познавательных и учебных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Одновременно начальная школа призвана формировать у детей способность и готовность к сотрудничеству в учебной деятельности с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, определяющие отношения личности с обществом и окружающими людьми». (Р.Г.Чуракова)

17 Задание 2.2. Анализируем основные идеи, принципы и типические свойства системы «Перспективная начальная школа» Основная идея развивающей личностно- ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Как Вы считаете, указанная идея соответствует основным положениям системно-деятельностного подхода, сформулированным в стандарте второго поколения?

18 Задание 2.2. Анализируем основные идеи, принципы и типические свойства системы «Перспективная начальная школа» Принципы системы обучения «Перспективная начальная школа» Принцип общего развития каждого ребенка в условиях непрерывного обучения, идущего впереди развития; Принцип целостности образа мира; Принцип практической направленности; Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников; Принципы прочности и наглядности. Определите, можно ли считать принцип прочности и наглядности соответствующим современным дидактическим принципам? Не приведет ли его реализация к формированию у младших школьников ЗУНов?

19 Задание 2.2. Анализируем основные идеи, принципы и типические свойства системы «Перспективная начальная школа» Типические свойства «Перспективной начальной школы» Комплектность; Инструментальностъ; Интерактивность; Интеграция. На основе одного из свойств (на выбор) сформулируйте требования к целям, структуре и содержанию современного урока. Приведите примеры.

20 Задание 2.3. Обсуждаем методические особенности системы «Перспективная начальная школа» К методическим особенностям системы «ПНШ» относятся следующие: 1.Созданное средствами сквозной внешней интриги единое для всех учебников комплекта коммуникативное пространство; 2.Разработанная система практических задач интегрированного содержания (типовые задачи формирования УУД); 3.Включенные в учебник и хрестоматию словари; размещенный в корпусе самого учебника методический аппарат, содержащий организационные формы работы; 4.Разработанная единая система условных обозначений; система перекрестных взаимных ссылок между учебниками; последовательно вводимая терминология; 5.Созданная система заданий разного уровня трудности, реализация которых предусматривает сочетание различных методов, средств, форм обучения и контроля; представленная возможность сочетания индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе

21 Вопросы и задания: Просим Вас рассмотреть методические особенности системы «Перспективная начальная школа». На основе одной (или нескольких, на выбор) особенностей приведите аргументы в пользу соответствия этой системы федеральному государственному образовательному стандарту и системно- деятельностному подходу как его методологической основы. Какая из особенностей, на Ваш взгляд, является наиболее важной, существенной? Задание по группам: пользуясь учебником, спроектируйте урок в соответствии с требованиями ФГОС. 1 группа: учебник «Русский язык» 1 класс, тема «Дети знакомятся с твёрдыми согласными, у которых нет мягкой пары», 1-й урок по теме, стр группа: учебник «Русский язык» 2 класс, тема: «Тайна написаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ», 1-й урок по теме, стр При работе в группе определите, как методические особенности системы «ПНШ» определяют работу учителя по разработке конспекта (плана) урока.

22 Задание 2.4. Рассматриваем образовательную технологию и классификацию уроков «Перспективной начальной школы» Образовательная технология «Перспективной начальной школы» строится на личностно-ориентированном подходе, предусматривающем переход от вербальных методов – к учебнику, словарям и справочникам, от непосредственного обучения – к опосредованному (через учебник, рабочую тетрадь, Интернет). Учебник оказывается в центре всех составляющих комплекта (словарей, хрестоматий, справочников, тетрадей для самостоятельной работы, Интернета), становится самоучителем для ребенка. Образовательная технология комплекта включает: личностно- ориентированное обучение; индивидуальную, парную и групповую деятельность; проектную и исследовательскую деятельность; деятельность по решению практических задач, проблемное обучение; диалоговое общение; игровую деятельность; реализацию индивидуальных образовательных маршрутов. Почему в условиях введения ФГОС учебник оказывается в центре личностно-ориентированной дидактической системы?

23 Задание 2.4. Рассматриваем образовательную технологию и классификацию уроков «Перспективной начальной школы» В «Перспективной начальной школе» выделяются уроки следующих типов: первичного предъявления новых знаний или УУД – «открытия» нового знания, нового вида учебного действия (личностного, регулятивного, коммуникативного, познавательного); формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями; применения, обобщения и систематизации предметных ЗУНов, УУД; повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД; контрольный (применения предметных ЗУНов, сформированности УУД, умений решать практические задачи); коррекционный (индивидуальная работа над ошибками); комбинированный.

Проводим аспектный анализ урока в начальной школе Аспектами анализа урока могут быть: Цели (задачи) урока; Основное содержание; Формы обучения; Самостоятельная работа учащихся; Практическая направленность урока; Структура урока; Результативность урока.

Проводим самоанализ урока Познакомьтесь с предлагаемым алгоритмом подготовки и проведения урока: Осознание цели, задач и ориентировка в условиях методической деятельности. Составление плана (конспекта, технологической карты, проекта) урока. Реализация на практике намеченного плана (т.е.проведение урока). Итоговый самоанализ урока. Какие требования ФГОС НОО Вы будете учитывать? Какие этапы подготовки учителя к уроку Вы можете дополнить? Обсудите в группах:_______Согласны ли Вы с утверждением, что «дальнейшие пути совершенствования мастерства учителя, а следовательно, и учебного процесса во многом зависят от грамотно организованного самоанализа урока…» (Р.Г.Чуракова)? Предложите план самоанализа урока.

26 3. Проектирование урока в начальной школе (система «Перспективная начальная школа») Задание 3.1. Рассматриваем логику и последовательность создания поурочной разработки на основе изучаемой темы Обратитесь к поурочной разработке по русскому языку. Определите, какие типы уроков представлены в поурочных разработках по данным темам? Насколько удобной и эффективной является форма методической разработки для учителя в виде поурочного планирования? Какие новые подходы к поурочному планированию Вы можете отметить?

27 Задание 3.2. Проектируем задачи урока в соответствии с планируемыми результатами («русский язык») Проанализируйте задачи урока русского языка и заполните таблицу в соответствии с планируемыми результатами. Тема: «Расположение слов в алфавитном порядке» Задачи урока: - формирование умения располагать слова в алфавитном порядке, зная местоположение буквы в алфавите; - формирование умения пользоваться алфавитом, понимая его практическую значимость; - развитие речи (развёрнутые ответы); - формирование УУД: формирование приёмов работы с учебником и тетрадью для самостоятельных работ (нахождение местоположения номера страницы и знака- помощника, использование закладок, чтение дидактической иллюстрации, поиск и выделение необходимой информации в учебнике и тетради по указанию учителя); следование точной инструкции учителя при выполнении заданий; соблюдение дисциплинарных традиций (подготовка к уроку, поднятая правая рука при желании ответить); коммуникативные умения (парная работа); взаимоконтроль. ЛичностныеМетапредметныеПредметные

28 Задание 3.3. Включаем повторение в структуру урока Воспользовавшись поурочными разработками, рассмотрите понятия, предлагаемые для повторения, найдите в учебниках задания, направленные на организацию повторения на данном уроке и обсудите работу в парах.

29 Задание 3.4. Выявляем этапы урока и дидактические задачи каждого этапа Перечислим наиболее характерные этапы учебного занятия, которые, как считают многие, исчерпывают целостный процесс обучения. 1.Этап организации направленного внимания на начало учебного занятия; 2.Этап целеполагания, задача которого осознание школьниками основной цели урока в общей системе учебных занятий по изучаемой теме; 3.Этап актуализации знаний; 4.Этап объяснения, цель которого получение новых знаний или усвоение новых учебных действий; 5.Этап применения и первичного закрепления теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач; 6.Этап закрепления, повторения, формирование УУД. 7.Этап контроля результатов деятельности учащихся или хода усвоения нового материала; 8.Этап рефлексии; 9.Этап физической разрядки.

30 Задание 3.4. Выявляем этапы урока и дидактические задачи каждого этапа Рассмотрите поурочные разработки русского языка. Найдите в поурочных разработках этапы урока и отметьте каждый этап цифрами, аналогичными представленным в тезисах. Подготовьте краткое сообщение по результатам выполненного задания Как навигация учебника (пиктограммы, система вопросов и заданий, интрига, иллюстрации) помогает ученикам определить задачи урока? Приведите это на конкретном уроке.

31 Задание 3.5. Определяем последовательность формирования УУД Как навигация учебника (пиктограммы, система вопросов и заданий, интрига, иллюстрации) помогает определить типовые задачи формирования УУД? Обсудите это в парах и выскажите свои предположения. Метапредметная программа «Чтение. Работа с информацией» определяет требования к формированию информационной компетентности обучающихся. Определите, пользуясь страницами учебника, какие типовые задания формируют информационные УУД.

32 Задание 3.6. Определяем основные виды деятельности учащихся Авторы программ по учебным предметам прописали в авторских программах основные виды деятельности обучающихся по каждому разделу. Пользуясь поурочной разработкой (приложение 5, 6), определите основные виды деятельности учащихся на уроке, пользуясь словами: Нахождение______________________________________________________ Различение________________________________________________________ Наблюдение_______________________________________________________ Упражнение_______________________________________________________ Прочтение________________________________________________________ Характеристика___________________________________________________ Усвоение__________________________________________________________ Конструирование__________________________________________________ Восприятие_______________________________________________________ Списывание (письмо)_______________________________________________ И др.______________________________________________________________ Согласны ли Вы с утверждением, что смена видов деятельности обеспечивает психологическую комфортность ученика на уроке?

33 Задание 3.7. Определяем основные формы организации на уроке Р.Г.Чуракова пишет: «Стандарты второго поколения подчёркивают необходимость перехода … от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей образования.» Пользуясь поурочной разработкой, определите, на каких этапах урока Вы можете организовать учебное сотрудничество.

34 4. Выполнение педагогического проекта по обсуждаемой проблеме Предлагаем Вам сконструировать урок по русскому языку, применяя (при необходимости) проектировочную матрицу, представленную ниже. Тема: ________________________________________________________ Задачи урока: _________________________________________________ Формирование УУД: ___________________________________________ Повторение: __________________________________________________ Пропедевтика: ________________________________________________ Методы и приемы организации деятельности учащихся: _____________ Учебно-методическое обеспечение: _______________________________ Ход урока (мотивация к деятельности, постановка целей и задач урока; организация основных этапов урока: актуализация знаний, первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала, применение теоретических положений в условиях решения учебных задач, контроль и оценка деятельности): __________________________________________

35 Спасибо за внимание! Директор по развитию Издательства «Академкнига/Учебник»: Бочарникова Лариса Михайловна