Информационная технология «Референт» – способ сбора, обработки, хранения, представления и анализа информации. Позволяет конкретизировать методику преподавания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационная технология «Референт» – способ сбора, обработки, хранения, представления и анализа информации. Позволяет конкретизировать методику преподавания.
Advertisements

Что такое «компетентностное образование» и как к нему перейти? Исполнитель- зам.директора по УВР МОУ СОШ СП Новая Балкария Ачабаева Е.Д.
Ключевые компетентности И. И. Миронова, методист ИМО УО г. Казани Компетентностная модель современного учителя.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Л.В.Блинова, директор МОУ «Каслинская СОШ 27». Компетентностный подход в современном образовании Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность.
Формирование ключевых компетенций школьника. Компетентность ОБЛАСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗНАЮЩИЙ, СВЕДУЩИЙ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ ОБЛАСТИ Цель: помочь выпускнику.
Компетентностный подход в обучении как условие преемственности начального и среднего естественнонаучного образования. Компетентности и компетентностный.
КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках математикиФормирование ключевых компетенций на уроках математики.
Черногаева Елена Владимировна учитель географии ГОУ СОШ 1151 Компетентностный подход как механизм реализации качественного образования в рамках ФГОС (по.
К вопросу о формировании ключевых компетенций младших школьников Учитель начальных классов МОУ «СОШ 27 с углубленным изучением отдельных предметов» Филимон.
КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ. образовательные системы во многом ориентированы на запоминание фактической информации и заучивание определенного ряда приемов;
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Кодекс Республики Беларусь об образовании. Статья 18. Воспитание в системе образования 1. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой,
Психологические особенности подросткового возраста.
Транксрипт:

Информационная технология «Референт» – способ сбора, обработки, хранения, представления и анализа информации. Позволяет конкретизировать методику преподавания и принять решения по управлению качеством образования. РЕФЕРЕНТ Авторы-разработчики: Николай Дмитриевич Алексеев Анна Станиславовна Исаенко Татьяна Ивановна Кузей Психолого-педагогическое изучение сформированности общекультурной компетентности личности Авторская группа «Референт» в Минске: (+375) , (+375) (+375) , (+375) Компетентность – это эффективное взаимодействие человека с окружающей средой. Авторская группа «РЕФЕРЕНТ»

Из Кодекса Республики Беларусь об образовании Статья 1.6. Образование обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося. Статья Обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей. Статья 1.1. Воспитание целенаправленный процесс формирования духовно- нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося;.. Статья 91. Основные требования к организации образовательного процесса: обеспечение качества образования; компетентностный подход; охрана здоровья обучающихся; создание безопасных условий при организации образовательного процесса. создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности; обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи; … 2 Компетентностный подход в образовании – угол зрения, совокупность принципов, направлений, форм, методов, приемов обучения, воспитания и личностного развития учащихся с целью формирования ключевых компетенций личности как в учебной, так и во внеучебной деятельности, а также в различных индивидуальных и социальных практиках.

3 Ведущие компетенции личности:Компетентность личности: Компетентностный подход в образовании (по разработкам авторской группы «Референт» на основе идей А.В. Хуторского) Ценностно-смысловые компетенции Общекультурные компетенции Учебно-познавательные компетенции Информационные компетенции Коммуникативные компетенции Социально-трудовые компетенции Компетенции личностного саморазвития Сформированность ценностей гражданственности, патриотизма, нравственности, адекватная самооценка. Сформированность ценностей здорового образа жизни, семьи, соблюдение личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности, адекватная самооценка. Особенности интеллектуальной активности, ведущей мотивации учебной деятельности, сформированность обучаемости, обученности, креативности, адекватная самооценка. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передача), адекватная самооценка. Владение языками, навыки работы в группе, умение общаться, сформированность социального интеллекта, адекватная самооценка. Умение анализировать рынок труда, владеть этикой трудовых и гражданских отношений, действовать в соответствии с личных и гражданственных взаимоотношений, профессионализм деятельности, адекватная самооценка. Владение способами физического, духовного, интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, адекватная самооценка.

СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ 4 Когнитивная составляющая: Общие и специальные способности; Знания, умения, навыки; Обучаемость; Креативность. Эмоциональная и ценностно-смысловая составляющая: Интересы познавательной деятельности; Ценности; Личностные смыслы; Эмоциональные состояния. Поведенческая (волевая) составляющая: Личностный опыт в различных видах социально значимой деятельности; Социально значимые черты характера. Педагогические способы отслеживания сформированности компетенций: Успеваемость по учебным предметам; Наблюдение; Беседа; Анкетирование; Участие в: Олимпиадном движении, В общественных организациях, В социальных практиках. (Фиксируется в Портфолио образовательных достижений)

СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ 5 Психологические способы изучения: Наблюдение, Рациональная психологическая беседа, Психологические тесты: общих способностей, обучаемости, обученности, креативности, интересов познавательной деятельности, мотивации достижения/избегания неудач, эмоциональных отношений, индивидуально- типологических особенностей. Метод изучения продуктов деятельности. Когнитивная составляющая: Общие и специальные способности, Знания, умения, навыки, Обучаемость, Креативность. Эмоциональная и ценностно-смысловая составляющая: Интересы познавательной деятельности, Ценности, Личностные смыслы, Эмоциональные состояния. Поведенческая (волевая) составляющая: Личностный опыт в различных видах социально значимой деятельности, Фиксируется в Портфолио образовательных достижений.

Оценка когнитивной составляющей компетентности личности учащегося 6

Оценка эмоциональной составляющей компетентности личности учащегося 7

8

9

10

11

Оценка поведенческой составляющей компетенции Личностный опыт в различных видах социально значимой деятельности 12

13 Типично реализуется через традиционную систему образования. Возможна реализация через технологию «креативного поля» Д.Б. Богоявленской, УМК «Учусь творчески мыслить» АГ «Референт», ТРИЗ и др.. Педагогические технологии, в которых обнаруженная учащимся закономерность становится самостоятельной проблемой. Ученик ставит новые проблемы, необусловленные задачей. Теоретические и практические решения, приводящие к ломке сложившихся мировоззрений. Возможна реализация посредством технологий развивающего обучения Эльконина-Давыдова, Занкова, «Шаг за шагом», «2100» и др.. Личностный смысл – самореализация Личностный смысл – достижение Личностный смысл – высокие результаты обучения, уход от неудач

Творческие проявления компетентности личности Одаренность Системное развивающееся в деятельности качество. Характеризуется: Выраженными способностями. Мотивацией достижения. Креативностью. Высокой умственной работоспособностью. Эвристической интеллектуальной активностью. Талант Оценочное суждение. Уровень способностей, обеспечивший создание креативного продукта, получившего признание общества. Результат интеллектуальной активности на креативном уровне. Гениальность Оценочное суждение. Высшая степень творческих проявлений личности. Творчество, имеющее выдающееся значение для жизни общества. Создание новой «эпохи» в своей сфере деятельности. Результат интеллектуальной активности на креативном уровне. Одаренность предполагает индивидуализацию образовательного маршрута. Прогресс цивилизации обеспечивают талантливые и гениальные личности. Одаренность является средой, из которой они вырастают. РЕФЕРЕНТ

Фу нкц ии Обязан ности Ответс твенно сть Ср едс тва Права Полно мочия Функции Обязанности Ответственность Средства Права Полномочия соответствие 15 Сфотографируйте свой рабочий день, неделю, месяц… Отрефлексируйте содержание своей профессиональной и учебной деятельности. Научная организация труда предполагает взаимообусловленность функций, средств, обязанностей, прав, ответственности и полномочий участников образовательного процесса.

Учебно-познавательные компетенции. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами решения учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и в соответствии со своими возможностями, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности. 16

Компетенция – интегративная личностная характеристика субъекта, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, приобретенная благодаря образованию и самообразованию, позволяющая продуктивно действовать и решать учебные, жизненные, социальные, профессиональные и другие проблемы. Компетентность – владение определенной компетенцией, способность результативно действовать в различных ситуациях. Ключевая компетенция – компетенция, универсальная по своему характеру и степени применимости. Компетентностный подход в образовании – угол зрения, совокупность принципов, направлений, форм, методов, приемов обучения, воспитания и личностного развития учащихся с целью формирования ключевых компетенций личности как в учебной, так и во внеучебной деятельности, а также в различных индивидуальных и социальных практиках. Цели образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в следующем: 1. Научиться учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность. 2. Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат. 3. Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.). 4. Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей. 5. Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей. 6. Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие. (Кодекс Республики Беларусь об образовании, ст. 158) 17

Задачи компетентностного подхода: 1. Совершенствование и развитие ключевых компетенций, освоенных в школе. 2. Формирование, совершенствование и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся. 3. Внедрение активных методов обучения, адекватных видам профессиональной деятельности. 4. Освоение базовых, вспомогательных, общих и основных (профессиональных) компетенций. 5. Повышение эффективности и качества обучения путём актуализации всех видов компетенций в процессе интеграции теории и практики. 6. Формирование способностей решать профессиональные задачи. 7. Приобретение профессионального опыта. 8. Обеспечение соответствия освоенных компетенций направлению профессиональной деятельности. Общие принципы компетентностного подхода: 1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у учащихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта. 2. Содержанием обучения становятся действия и операции, соотносящиеся с навыками, которые нужно получить. 3. Необходимо создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем. 4. Оценка результатов обучения основана на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися, т.е. на уровне его компетенций. Иначе говоря, знания в обучении перестают играть главную роль (вызубрил, молодец!). Знания, безусловно, важны, однако главная задача образования – научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем. Условия успешной реализации компетентностного подхода: 1. Наличие компетентностной модели выпускника (функциональной карты специалиста), в которой отражены его основные функции и компетенции. 2. Определение конкретной цели обучения. 3. Определение конкретных способов достижения цели. 4. Формулирование конкретных результатов обучения в форме конкретных компетенций. 18

19 Рефлексивный анализ урока в контексте компетентностного подхода (по авторским разработкам группы «Референт» на основе идей О.С. Анисимова) Нормативный Проблемный Концептуальный Ценностный Событийный Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.