Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года Федеральный закон является базовым нормативным актом,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные задачи нового закона об образовании: Создание правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами.
Advertisements

Изменение правового регулирования в сфере образования.
Изменение правового регулирования в сфере образования.
Федеральный закон от ФЗ Об образовании в Российской Федерации Основная часть норм Федерального закона Об образовании в Российской Федерации.
Система образования в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Система образования в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Система образования в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
Статус нового закона об образовании В настоящее время Федеральный закон от г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Ф едеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации.
Президент подписал новый закон об образовании ФЗ об образовании вступает в силу 1 сентября 2013 года.
Об изменениях в законодательстве Российской Федерации.
Педагогический совет «Ступени профессионального роста педагога»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Правой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников. Гарантии их реализации. Выполнила: Габидуллина А.И.
ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Транксрипт:

Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года Федеральный закон является базовым нормативным актом, устанавливающим правовые основы функционирования системы образования. С принятием этого закона прекращают своё действие более 100 нормативных актов, в т.ч. и закон РФ « Об образовании».

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ Глава 3. ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Глава 4. ОБУЧАЮЩИЕСЯ И ИХ РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ) Глава 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, РУКОВОДЯЩИЕ И ИНЫЕ РАБОТНИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Глава 6. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Глава 7. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Глава 8. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Глава 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Глава 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Глава 11. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ОБУЧАЮЩИХ Глава 12. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глава 13. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Глава 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Глава 15. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ( Закон « Об образовании» от с изменениями и дополнениями на 2010г содержал 6 глав и 58 статей)

Гл.1 «Общие положения Содержит 9 статей (1-9) Гл.2 «Система образования» Содержит 11 статей (10-20) Гл.3 «Лица, осуществляющие образовательную деятельность» Содержит 12статей (21-32) Гл.4 «Обучающиеся и их родители(законные представители)». Содержит 13 статей (33-45) Гл.5 «Педагогические, руководящие и иные работники организации, осуществляющие образовательную деятельность» Содержит 7 статей (46-52) Гл.6 «Основания возникновения, изменения и прекращение образовательных отношений» Содержит 10 статей (53-62)

Гл.7 «Общее образование» Содержит 5 статей 63-67) Гл.8 «Профессиональное образование» Содержит 5 статей (68-72) Гл.9 «Профессиональное обучение» Содержит 2 статьи (73-74) Гл.10 «Дополнительное образование» Содержит 2 статьи (75-76) Гл.11 «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающих» Содержит 12 статей (77-88) Гл.12 «Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности» Содержит 10 статей (89-98)

Гл.13 «Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования» Содержит 6 статей (99-104) Гл.14 «Международное сотрудничество в сфере образования» Содержит 3 статьи ( ) Гл.15 «Заключительные положения» Содержит 4 статьи ( ) Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013года, за исключением положений, для которых настоящей статьёй установлены иные сроки вступления их в силу.

1 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу. 2. Пункты 3 и 6 части 1 статьи 8, а также пункт 1 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2014 года. 3. Часть 6 статьи 108 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Положения старого закона об образовании касались в первую очередь управленческих и финансово экономических отношений в сфере образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регулирует содержание образования( в том числе устанавливает требования к образовательной программе и стандартам), а также более подробно реализует права и ответственность участников образовательного процесса. Права и гарантии, которые предоставлялись гражданам старым законом, новым законом сохраняются и даже расширяются. ( Исключением можно считать регулирование вопроса родительской платы в дошкольных образовательных организациях). В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» нет гарантии ограничения размера такой платы, что теоретически может привести к её повышению.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вносит изменения в юридическую терминологию российского права. Вводятся чёткие определения терминов и понятий: «образование», «воспитание», «обучение».»уровень образования», «квалификация»,» учебный план», «практика» и т.д. Меняется термин «образовательное учреждение» на термин « Образовательная организация». В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» выделяется 5 страниц на терминологию, которая будет использоваться не только в законе, но и в последующих документах( комментарии к закону). Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; : В соответствии с новым законом – образование в РФ подразделяется на: Общее Профессиональное Дополнительное Профессиональное Образование образование образование обучение образование

Дошкольное начальное основное среднее Образование общее общее общее образование образование образование Общее образование Таким образом, дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» изменил и систему профессионального образования. Теперь она тоже включает 4 уровня: среднее профессиональное, высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; и высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Закон РФ от г «Об образовании» Федеральный закон от г «Об образовании в Российской Федерации» Отсутствует положение, по которому Правительство РФ представляет Федеральному Собранию РФ доклад о реализации государственной политики в сфере образования. Согласно ч.2 ст.3 Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию РФ доклад о реализации государственной политики в сфере образования. Отсутствуют положения, регулирующие инновационную экспериментальную деятельность в сфере образования. Статья 20 посвящена вопросам инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования. В частности, согласно ч.2 данной статьи экспериментальная деятельность в образовании направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий. Последовательно проводился принцип светскости в образовании. Статья 87 посвящена особенностям изучения основ Духовно – нравственной культуры народов РФ и получения теологического и религиозного образования. Согласно ч.3 данной статьи примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно- нравственной культуры народов РФ, об исторических и культурных традициях мировой религии, проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет содержания вероучению, историческим и культурным традициям данной организации. Управление системой образования.

Отсутствуют положения. детально регламентирующие разработку и утверждение примерных образовательных программ. Согласно ст.12 примерные основные образовательные программы разрабатываются с учётом их уровня и направленности на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.(ч. 9) и включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ. Отсутствуют положения, регулирующие проведение независимой оценки качества образования. Закон регламентирует функционирование независимых институтов оценки качества образования (общественная, профессионально – общественная аккредитация, образовательные и профессиональные стандарты). Ст. 95 посвящена проведению независимой оценки качества образования. Отсутствуют положения, детально регламентирующие обеспечение образовательного процесса учебниками и учебными пособиями. Ст. 18 регламентирует использование в образовательном процессе печатных и электронных ресурсов, формирование библиотечных фондов, отбор организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий. Отсутствуют положения, детально регламентирующие возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений. Глава 6 регламентирует возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений. В частности, в ст. 54 данной главы установлены требования к договору об образовании, в т.ч. введён запрет увеличения стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учётом уровня инфляции. Организация образовательного процесса.

Понятие образовательной организации не раскрывается, хотя в законе о ней говорится. В законе говорится об образовательных организациях, осуществляющих обучение. Согласно п.18 ст. 2 образовательная организация - это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Согласно п. 19 ст. 2 организация, осуществляющая обучение, - это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. Нормы закона о внутренней структуре образовательного учреждения не имеют регулятивного значения. Нормы ст. 27 устанавливают требования к формированию структуры образовательной организации. Нормы закона о локальных актах образовательного учреждения не имеют регулятивного значения. Нормы статьи 30 устанавливают требования к содержанию и порядку принятия локальных актов образовательной организации. ( ч. 3 данной статьи) 3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов). В Ст.35, п.2 говорится о том, что формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Ст. 26 подробно регламентирует создание в образовательной организации органов управления (4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

Правам обучающихся посвящены отдельные положения закона. В ст. 34 детально прописаны права и гарантии для обучающихся, указаны меры их социальной поддержки и стимулирования. Ответственности и обязанностям обучающихся посвящены отдельные положения закона. В ст.43 детально прописаны ответственность и обязанности обучающихся. В частности, п.1 ч.1 данной статьи обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы; Отсутствуют положения, регулирующие оказание психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ. Ст. 42 посвящена вопросам оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в т.ч. несовершеннолетним обучающимся. Не закреплено право родителей (законных представителей) обучающихся получать информацию обо всех видах планируемых обследований ( психологических, психолого-педагогических) обучающихся. Согласно п.6 ч.3 ст.44 родители (законные представители) обучающихся имеют право получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся; Не предусматривается создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Ст. 45 установлен порядок создания комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование. Согласно ч.3 данной статьи такая комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность

Отсутствуют положения,,раскрывающие академические права, свободы, ответственность и обязанности педагогических работников. В ст. 47 подробно прописаны академические права и свободы педагогических работников, а в ст их ответственность и обязанности. В законе нет положения, устанавливающего обязанность педагогических работников соблюдать этические нормы. Согласно п.2 ч.1 ст.48 педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; Закон не устанавливает гарантии уровня заработной платы педагогических работников. В закон включена фактическая гарантия уровня заработной платы педагогических работников – в привязке к средней зарплате по экономике субъекта РФ. Так, согласно ч.3 ст.99 расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации. Отсутствуют положения, регулирующие рабочее время педагогических работников. Согласно ч.5 ст.47 педагогические работники имеют право на сокращённую продолжительность рабочего времени, а согласно ч.6 той же статьи в рабочее время. педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно- оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Дошкольное образование финансируется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Дошкольное образование финансируется по аналогии со школьным- органом местного самоуправления муниципальных районов, и городских округов и органами государственной власти субъектов РФ. Размер родительской платы за содержание ребёнка не мог превышать 20% затрат на содержание, а в многодетных семьях – 10% указанных затрат Согласно ч.2 ст.65 за присмотр и уход за ребёнком учредитель организации, осуществляющий образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей. При этом в соответствии с ч. 5 этой же статьи родителям выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется ФГТ Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами, но не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Спасибо за внимание.