Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: www.shepelenko.ucoz.ru Муниципальное казённое образовательное учреждение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Advertisements

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
1 Пьеса-сказка А.Н.Островского «Снегурочка» Своеобразие сюжета, связь мифологическими и сказочными сюжетами.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области Шепеленко.
А.Н. Островский. История создания пьесы «Снегурочка». А.Н. Островский – замечательный русский драматург, создатель 47 пьес, которые до сих пор не сходят.
АВТОР РАБОТЫ: ТАРАСИЧ ЯНА, УЧАЩАЯСЯ 6 КЛАССА РУКОВОДИТЕЛЬ: МУЛЬГАНОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА Царство берендеев в фольклорно-мифологической драме А.Н. Островского.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Презентация Опера Н. Римского- Корсакова «Снегурочка» Туманненская СОШ Учитель: Лола И.И.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области Шепеленко.
«Полна чудес могучая природа. Весенняя сказка «Снегурочка» Руководитель проекта учитель ИЗО Чаврина М. А. Проект выполнила ученица 10 «А» Федорук Анна.
Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка». Особенности драматического произведения.
Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области Шепеленко.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Тема урока : «Жить не по лжи» Проблема нравственного выбора в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор»
Урок литературы в 6 классе Обобщение по сказке А. Н. Островского «Снегурочка» Окина Алтынай Нурмухамбетовна, учитель русского языка и литературы ГУ «Средняя.
Тема урока: Повесть Карамзина Н.М. «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героев. Роль пейзажа. Влияние сентиментальных.
Транксрипт:

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области

Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство. (8 класс)

Цели: - выявление особенностей конфликта пьесы-сказки, состоящего в столкновении живого творческого начала с холодностью, эгоизмом, корыстью; смысл финала сказки-пьесы; - формирование навыка составления литературных комментариев, навыков работы со статьёй учебника; развитие коммуникативных умений учащихся; - формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления лексического значения слов эгоизм, лицемерие.

Подумай и ответь… Выразительное чтение монолога Весны в Прологе от слов «В урочный час…» до слов «…отпразднуем прилет на новоселье». Угрюмая страна, печальная страна, поля остылые, леса стоят безмолвны, блеск холодный, нет тепла, холодные потёмки, ледяные сосульки. - Какова страна берендеев? Прочтите выписанные вами дома слова и словосочетания.

Подумай и ответь… Выразительное чтение монолога Мороза от слов «Спасибо, живётся мне не худо» до слов «Любо, любо, любо». В Морозе нет любви ни к миру живой природы, ни к миру людей. Он высокомерен и зол. Мороз и летом не даёт покоя стране берендеев. Он посылает сюда густые облака, чтобы оградить солнце от земли; он сеет холодные дожди и туманы. - Начало конфликта – в мире стихий, между Морозом и Весной, союз которых противоестественен уже по своей природе. Каков Мороз в пьесе?

Подумай и ответь… Снегурочка становится невольной причиной «повсюдной сердечной остуды», бедствий и холода для берендеев, ибо её рождение нарушило законы природы и жизни. - Почему в стране берендеев несчастье?

Подумай и ответь… - Какой вы представляете себе Снегурочку в Прологе?

Эскизы декораций и костюмов В.М.Васнецова Берендейки. Эскиз костюмов к опере "Снегурочка", 1885

Эскизы декораций и костюмов В.М.Васнецова Брусила и берендеи ребята. Эскиз костюмов к опере, 1885

Эскизы декораций и костюмов В.М.Васнецова Царь БерендейДед Мороз

Эскизы декораций и костюмов В.М.Васнецова Снегурочка

Эскизы декораций и костюмов В.М.Васнецова Заречная слободка Берендеевка. Эскиз декорации, 1885

Эскизы декораций и костюмов В.М.Васнецова Палаты царя Берендея. Эскиз декорации, 1885

Подумай и ответь… Выразительное чтение по ролям явления 4 Пролога Монолог Масленицы – это рассказ о чередовании времён года и праздников, которым соответствуют главные в народном календаре обряды. В монологе проявляются представления берендеев о жизни как повторяющемся цикле. - Какие представления берендеев находят отражение в монологе Масленицы? Снегурочка попадает к берендеям во время древнего обряда проводов Масленицы, который помогает совершить переход из мира, созданного народной фантазией, в реальный мир.

Подумай и ответь… Весна говорит о беспечности берендеев, но не осуждает их. Весне нравится обогревать их «для радостей любви». Мороз называет берендеев «глупой породой празднолюбцев», умеющих лишь «праздники считать да браги парить». В частых праздниках он видит следствие их безмерной лени. - Как Весна и Мороз характеризуют берендеев? - Как Весна и Мороз относятся к вольной жизни дочери среди людей? Весна страстно желает, чтобы её дочь испытала счастье любви. Мороз боится, что на земле берендеев осуществится месть Ярилы.

Подумай и ответь… - Народ «великодушный», как называет его царь Берендей, показан читателю в разные моменты своей жизни. Каковы герои и по каким законам они живут? - Перескажите статью учебника «В мире художественного слова пьесы «Снегурочка».

Заполни третью часть таблицы ГероиЗначение имениКраткая характеристика БобыльБедный, безземельный крестьянин; одинокий, живёт в людях или в батраках, сторожах, пастухах. БобылихаЖена Бобыля; бездомная и бедная вдова, живущая в людях, по задворкам, вне селения МурашМуравль, насекомое, мелкий вид, мурашка Берендей и Берендеево царство Берендеи – кочевое племя тюркского происхождения, упоминаемое в русских летописях с 1097 года до конца XII века. В начале XIII века часть берендеев ушла в Болгарию и Венгрию, остальные слились с населением Золотой Орды Не умеют ценить красоту, завистливы, хитры, жадны, ленивы, тщеславны Богат, жаден, отказывается принять пастуха, видя в нём угрозу своему богатству Мудрость и простота, справедливость и доброта, любовь к людям и целомудрие, царская власть и наивная скромность царя Берендея

Подумай и ответь… Люди завистливы, жадны, эгоистичны, лицемерны. - Каковы отношения людей в царстве берендеев? - Почему Мороз решил поселить Снегурочку в доме безземельного крестьянина? Мороз предпочитает худших лучшим, холодные сердца горячим. Мороз уверен, что в холоде Бобылей сохранится и холодная наивность Снегурочки.

Подумай и ответь… Образ Берндея созвучен образам идеальных царей народных сказок. Он заботится о своих подданных, как добрый отец о своих детях. - На героев каких произведений похож царь Берендей? - Кто окружает царя Берендея, о чём свидетельствует эта деталь? Около него собрались все те, кого в старой Руси можно было считать артистами, - скоморохи, слепые гусляры. Берендей – тоже артист! Он художник: расписывает красками резной столб.

Подумай и ответь… В отсутствии тепла, в утрате любви между людьми, чувства красоты. Необходимо соединить людей, преодолеть людскую холодность, вернуть любовь. - В чём видит Берендей причину несчастий? Выразительное чтение монолога царя от слов «Придумано неглупо, но некстати…» до слов «Угодней нет Яриле жертвы!»

Заполни третью часть таблицы ГероиЗначение имениКраткая характеристика ЛельНазвание старинного русского божка, сравниваемого с купидоном, амуром. У некоторых славянских народов весна называлась Лялей и Лелей. КупаваКупава, купавна – пышная, твёрдая. МизгирьПаук, муховор; земляной, злой паук, тарантул. Снегурочка Беспечный баловень судьбы, любимец девушек, поэт и музыкант. Искренняя, страстная. Смысл жизни для Купавы – любовь. Высокомерный, самоуверенный, грубый, гордый, смелый, одинокий. Мизгирь чужой в стране берендеев. Идеальная чистота, целомудренность, душевная щедрость, красота. Снегурочка чужая в царстве берендеев.

Подумай и ответь… Герои обделены сердечной теплотой, поэтому и чужды берендеям. - Почему Снегурочку и Мизгиря не принимают в царстве берендеев? - Чем сходны образы Мороза и Мизгиря? Мизгирь похож на Мороза властностью, холодностью, эгоистичностью. Он не останавливается перед осуществлением своих желаний и прихотей и не задумывается о своих поступках. Горячая любовь Купавы не нужны ему.

Подумай и ответь… Снегурочка чужда миру берендеев, для которых любовь – главная ценность, смысл и цель жизни. - Почему Снегурочка полюбила именно Мизгиря? - Почему Лель не может полюбить Снегурочку? Ледяное сердце Снегурочки не способно любить. Её не трогают слёзы Леля, а ревнивое чувство, которые испытывает Снегурочка, связано не с любовью, а с уязвлённым самолюбием.

Подумай и ответь… - Почему Лель и Купава полюбили друг друга? Чем похожи эти герои? Союз Леля и Купавы обусловлен даже их именами. Купава – «солнечная», а Лель – «солнца любимый сын». Их союз словно освящён самим богом Ярилой, они часть берендеевского мира.

Подумай и ответь… - Что лежит в основе чувства Леля и Купавы? В основе чувств героев – сострадание и понимание чужого горя. Сквозь языческий колорит народной жизни в «весенней сказке» проходит мысль о христианской любви – любви одухотворённой, в основе которой не страсть, а сострадание и жалость.

Подведём итоги Смерть Снегурочки и гибель Мизгиря символизирует возвращение привычного порядка, естественного хода жизни, нарушенного появлением чуждых царству берендеев Снегурочки и Мизгиря. Выразительное чтение по ролям финала пьесы от слов «Великий царь, твоё желанье было…» до конца. - Каков смысл фразы царя: «Снегурочки печальная кончина? И страшная погибель Мизгиря Тревожить нас не могут»

Домашнее задание 1. Подготовить рефераты на темы, указанные в учебнике.

Использованные ресурсы Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы. 8 класс. Методическое пособие. М., 2012г