Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках математики Автор опыта: Пацева Евгения Юрьевна, Учитель математики 1 категории, МОУ «Кадетская школа»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Целесообразность использования технологии проблемного обучения на уроках математики в достижении качественного образовательного результата. Выполнила учитель.
Advertisements

Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся через различные формы и методы обучения».
«Развитие учебно- познавательных и творческих способностей учащихся» Чигурова И.А.
Формы занятий в школе ( традиционный подход ). ФГОС НОО Организация детей в учебной и внеурочной деятельности.
Окунев Анатолий Арсеньевич - учитель математики средней школы 526 г. С. - Петербурга, заслуженный учитель РСФСР, лауреат премии им. Н. К. Крупской.
Мотивация учащихся как одно из условий успешности обучения Выполнила: учитель начальных классов МБОУ СОШ 8 г. Конаково Спиридонова Л.Н.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Защита Защита реферата реферата. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Знание только тогда знание, когда.
Презентация по теме: презентация "учебная мотивация младших школьников"
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа Агаповского района Челябинской области Учитель математики высшей квалификационной категории Яковлева Мария.
Технологии актуализации мотивационного потенциала.
Буянова Ольга Викторовна учитель начальных классов.
Обобщение педагогического опыта учителя математики СОШ 1 г. Меленки Стукаловой Галины Вячеславовны 1 квалификационная категория. Тема: «Развитие познавательных.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Синергетический подход при преподавании учебной дисциплины физика и мониторинга уровня развития учебно-интеллектуальных умений учащихся. Богданова С.А.,
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Транксрипт:

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках математики Автор опыта: Пацева Евгения Юрьевна, Учитель математики 1 категории, МОУ «Кадетская школа» города Бийска год

Автор опыта Пацева Евгения Юрьевна, 1973 год образование высшее 1995 (БГПИ), учитель математики I категории, педагогический стаж-13 лет, в данной школе-13 лет

Посредством слова нельзя передать другому своей мысли, а можно только пробудить его собственную…. Л.А. Потебня

Актуальность опыта В современной школе ученику необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развить устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании. Запросы современного образования нацеленного на развитие гармоничной, творческой, интересующейся личности делает проблему изучения познавательных интересов, в том числе на уроках математики, весьма актуальной.

Актуальность опыта В познавательном интересе, направленном на отражение сущностных сторон действительности, заключены возможности проникать в научные истины, добытые человечеством, раздвигать рамки познания, отыскивать новые пути и возможности более полного освоения человеком избранной деятельности, области познания.

Основная идея опыта Необходимость создания условий для возникновения деятельности учащегося (т.е.чтобы каждый ребенок осознал мотивы и думал не внешне, а внутренне). Учился не ради оценок, а чтобы у него появились внутренние мотивы, связанные с процессом мышления.

Цель Выявить особенности развития познавательных интересов школьников на уроках математики. Преподавать не готовую систему знаний, а метод с помощью которого можно создать систему знаний ученика.

Задачи Формировать адекватную деятельность учащихся и создавать условия для ее возникновения. Стимулировать устойчивый интерес к умственной работе учащегося. Прививать учащимся исследовательские способности, умение самостоятельно добывать знания.

Подходы « Смертный грех учителя – быть скучным» (Гербарт)

Подходы Отбор соответствующих приемов, «оживляющих»урок. Использование в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу новому в развитии учеников. Развитие познавательного интереса через стимулы, связанные с содержанием учебного материала:

Подходы а) новизну содержания материала; б) обновление уже усвоенных знаний; в) историзм; г) практическую значимость содержания знаний. Развитие познавательного интереса через стимулы, связанные с организацией и характером протекания учебной деятельности учащихся;

Подходы а) многообразие форм самостоятельной работы; б) создание проблемных ситуаций; в) элементы исследования; г) творческие работы; д) практические работы; е) нетрадиционные формы уроков; ж)игровые формы деятельности. Развитие познавательного интереса через внеклассную работу.

Классная работа основные задачи: Повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развивать практические навыки учащихся, проявивших математические способности. Способствовать возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей» математики.

Основные условия для возникновения интереса Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельно поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера. Учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения математики в целом и отдельных ее разделов. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Обучение должно быть трудным, но посильным. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим и др.) тем интереснее ему работать Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

Новизна содержания материала Элемент новизны важный фактор поддержания познавательного интереса в процессе обучения. Элемент новизны, внесенный во все стороны учебного процесса, всегда оказывает побуждающее действие (новые факты, новые сравнения, новый аспект подачи нового материала, новые формы деятельности, новые способы решения задачи).

Новизна-это стимул внешней среды, который возбуждает три состояния состояние неожиданности; озадаченности; удивления.

Новизна связана с содержанием информации и способами ее подачи. В начале урока, как правило, планирую различные примеры на проявление наблюдательности, внимания, выдумки, фантазии. Используемое новое начало урока, позволяет избегать однообразия организации деятельности учащихся на уроке, даже если вся остальная часть урока будет построена традиционно.

Некоторые способы организации начала урока Предлагается задача которая решается только с опорой на жизненный опыт ребят, на их смекалку. Дается задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск, закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками. На доске записаны уравнения или числовые выражения, или неравенства и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается найти специально допущенные ошибки. Дается обычная традиционная задача с традиционным решением. Предлагается найти более короткое, рациональное решение. Обсуждаются различные способы решения задачи, заданной на предыдущем уроке. Как правило, это задача, решение которой требует исследовательской работы. Однако она должна быть необычной, интересной, но доступной для всех учащихся. Рассматривается некоторая математическая проблема, которая еще не обсуждалась в классе. Ученики намечают план поиска ее решения.

Использование элементов истории в преподавании математики Основные цели исторического материала: Повышение интереса учащихся к изучению математики и углубления понимания ими изучаемого фактического материала. Расширение умственного кругозора учащихся и повышение общей культуры.

Использование истории в преподавании математики Залог успеха обучению состоит в умелом использовании элементов истории математики с излагаемым фактическим материалом. Историческая справка должна удовлетворять следующим требованиям: 1. Показать возникновение математического понятия из нужд и потребностей человека. 2. Процесс развития математического понятия. 3. Область применения этого понятия в настоящее время.

Нетрадиционная форма урока - одна из форм активного обучения Попытка повышения эффективности обучения, возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения. Для учащихся - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (новые обязанности и ответственность),это возможность развивать творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и другое отношение к своему труду. Для учителя-возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы, а с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей

Мои уроки

Психологический комфорт на уроке - это залог успеха обучения Типы уроков наиболее часто используемые при обучении: Мозговая атака Мини-лекция Семинар-практикум Урок-модуль Урок-игра Проблемный урок Интегрированный урок

Учитель идет в класс не учить, а побуждать к учению. Ушинский Отбор соответствующих методов и приемов «оживляющих» урок: Теория поэтапного формирования умственных действий. Использование обобщенных приемов эвристического и алгоритмического типа. Создание проблемных ситуаций. Организация поисково-исследовательской деятельности.

Обобщенный прием эвристического типа по обучению решения стереометрических задач Изучите условие задачи (сделайте чертеж; запишите дано, что требуется найти). Выделите теоретические положения, связанные с понятием данной задачи (аксиомы, теоремы, опорные задачи). В чем они (аксиомы, теоремы, опорные задачи) могут помочь при решении? Переформулируем задачу, применяя решение выделенных опорных задач. Попробуйте решите задачу.

Обобщенный прием алгоритмического типа, основанный на теории поэтапного формирования умственных действий 1 этап предварительное ознакомление с действием, цель действия, указывают на что нужно ориентироваться при выполнении и как его нужно выполнять; 2 этап выполнение действия учащимися (во внешней материализованной, развернутой форме и усвоение содержания действия; 3 этап внешне речевая форма устно или письменно. (обобщение и сокращение); 4 этап внешняя речь про себя, выполнение действий в форме проговаривания, дальнейшие обобщения и свертывание действия; 5 этап умственный этап с выполнением действия во внутренней речи, учащиеся самостоятельно выполняет и конкретизирует свое действие (максимально сокращенное действие и автоматизация.

Поисково-исследовательская деятельность Осознать проблемную ситуацию. Уточнить и сформулировать проблему. Выдвинуть гипотезу. Проверить гипотезу. Вспомнить известные знания, умения. Сформулировать результат. Оценить результат.

Развитие познавательного интереса через внеклассную работу Внеклассная работа по предмету способствует глубинному и прочному овладению изучаемым материалом; повышению математической культуры; привитию навыков самостоятельной работы; развивает интерес к изучению математики и творческие способности школьников.

Виды деятельности во внеурочное время факультативные занятия; индивидуальные занятия по углублению и коррекции знаний; открытые внеклассные мероприятия по предмету подготовка учащихся к участию в различных конкурсах, играх, олимпиадах; подготовка учащихся к выступлению на школьной конференции «Первые шаги в науку»

«С любовью к математике» Дорогая математика: Лучший ты мой друг! Верный, точный, преданный, Оказался ты Королем Наук! Я познать тебя хочу, В тайну цифр проникнуть. Элегантный треугольник, Луч, прямая линия, отрезок Числовая ось, Биссектриса, медиана!- Ждут меня открытия, теоремы, доказательства. Много в мире интересного! Сколько еще неизвестного! Математика поможет Во многом разобраться И конечно, в будущем Я не смогу с тобой расстаться! Иванов Павел 9а класс

Уровни проявления познавательного интереса Диагностика интересов уч-ся к процессу познавательной 9 б класс 11 к класс деятельности уровень любопытства26,2% 5,00% уровень любознательности9,50%11,00% уровень интереса к содержа- нию 21,40%44,40% уровень интереса к учебно- познавательной деятельности 35,70%38,80%

Результативность обученности

Выводы Знание особенностей развития познавательных интересов на разных возрастных этапах позволит сделать процесс развития ученика более интенсивным и продуктивным. Интересы учащихся очень легко поддаются влиянию, изменяются под воздействием различных обстоятельств и событий, что делает данный возраст очень гибким в плане формирования познавательных интересов и позволяют учителю, искать, менять и находить наиболее актуальные для него интересы, без ущерба познавательному развитию ребенка и его реализации, как ученика