Е. любила и умела ценить заслуги людей. Она понимала,что ее похвалы и награды заставят людей еще усерднее трудиться. В начале царствования Е. еще не освоилась с новой для себя ролью и либо продолжала претворять в жизнь политику, намеченную в предшествующее время, либо завершала ее.
Отдельные новшества императрицы носили частный характер и не давали оснований относить царствование Екатерины к разряду выдающихся явлений в отечественной истории.
В первые годы царствования Е.II напряженно искала пути утверждения на троне, проявляя при этом крайнюю осмотрительность. Решая судьбу фаворитов и фавориток предшествующего царствования Е.II проявила великодушие и снисходительность.
Она остерегалась рубить сплеча. В итоге многие действительно талантливые и полезные государству люди остались на своих прежних должностях.
Смерть Иоанна Антоновича избавила Е. от страха за будущее своего трона. Теперь ее честолюбие могло быть удовлетворено реализацией собственных планов.
Она накопила определенный опыт управления, появились замыслы реализовать новшества. Екатерина принадлежала к числу тех государственных деятелей, которые намеревались не только царствовать, но и управлять.
Екатерина II путешествовала по стране. Старалась все увидеть своими глазами, все услышать своими ушами. Также проводились встречи с народом, она общалась не только с вельможами, но и с простыми крестьянами.
Забота Екатерина II о Просвещении выражалась, в частности, в открытии училищ. Главным помощником в этом деле был И.И. Бецкий. Императрица велела открывать училища всюду: в больших городах - главные, в уездных - малые. Это было новое дело.
Сложно однозначно оценить итоги царствования Е.II. Многие ее начинания внешне эффектные, задумывавшиеся с широким размахом, приводили к скромному результату или давали не ожидаемый и часто ошибочный результат. Можно также сказать, что Е. просто воплощала в жизнь изменения, диктуемые временем, продолжала политику, намеченную в предыдущие царствования.
Или признать в ней первостепенного исторического деятеля, сделавшего второй, после ПетраI, шаг по пути европеизации страны, и первый - по пути реформирования ее влиберально- просветительском духе.