Тема4. Совокупный потенциал национальной экономики 1. Сущность и состав совокупного экономического потенциала 2. Территориально – ресурсный потенциал 3.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Экономический потенциал единой таможенной территории Таможенного союза ЕАЭС» Лектор: к.э.н., доцент Коновалова Татьяна Александровна.
Advertisements

Лекция 5. Регулирование социального развития и уровня жизни.
Изучение национального богатства Статистические показатели, характеризующие совокупное производство общества, называется макроэкономическими. Макроэкономика.
Основные цели Основные цели инвестиционной системы муниципального образования Создание условий для экономического роста муниципального образования и увеличения.
Экономический рост и развитие. Экономический рост – это долговременное увеличение реального объема валового внутреннего продукта (ВВП) как в абсолютных.
Принципы построения СНС. Понятие системы национальных счетов и ее состав Система национальных счетов представляет систему взаимосвязанных статистических.
Экономическая и социальная политика государства. Вопросы: 1. Экономические функции государства. 2. Социальная политика: понятие и типы. 3. Показатели.
Лекция 6. Прогнозирование социального развития и уровня жизни.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Основы общественного производства. Воспроизводство и его фазы. Основы общественного производства. Воспроизводство и его фазы.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Системанациональныхсчетов. Национальное счетоводство – единая система первичного, бухгалтерского, банковского учета и статистики, основанную на единых.
Лекция 11. Экономические аспекты комплексного освоения георесурсов недр Юга России. Преподаватель кафедры месторождений полезных ископаемых Рыбин Илья.
Экономический рост Подготовил: Решетников Богдан.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ.
Министерство образования Российской Федерации АНОО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭс» Факультет Экономики и таможенного дела Учебная дисциплина: «Геоэкономика»
ВВП и ВНП в системе национальных счетов. Выполнила Кадошникова М.Е. Группа М 3.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
Макроэкономические процессы в экономике страны Раздел 8.
Статистика уровня жизни населения. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень.
Транксрипт:

Тема4. Совокупный потенциал национальной экономики 1. Сущность и состав совокупного экономического потенциала 2. Территориально – ресурсный потенциал 3. Трудовой потенциал национальной экономики 4. Научно-технический потенциал национальной экономики

Сущность и состав совокупного экономического потенциала

Каждая национальная экономика представляет собой взаимосвязанную систему факторных потенциалов и межотраслевых производственных комплексов, характеристика которой в обобщенном виде представлена в совокупном экономическом потенциале.

Совокупный экономический потенциал – это комплекс наличных и имеющихся ресурсов и возможностей всех видов в данный период времени, который позволяет удовлетворять потребности населения в длительном временном периоде.

В число обобщающих показателей, рекомендуемых для использования при оценке совокупного экономического потенциала, входят национальное богатство и валовый внутренний продукт.

В статистических справочниках нацио­ нальное богатство определяется как совокупная стоимость всех экономических активов в рыночных ценах, находящихся в собст­венности резидентов данной страны на данный момент времени, плюс сальдо их финансовых требований к нерезидентам. Объем и структура национального богатства отражаются в системе нацио­нальных счетов.

В составе национального богатства выделяют: нефинансовые непроизведенные активы; нефинансовые произведенные активы; финансовые активы

Материальные непроизведенные активы – это активы естественного происхождения (природные активы, ресурсы недр), активы, не являющиеся результатом производственных процессов, на которые установлены или могут быть установлены права собственности. Нематериальные непроизведенные активы – объекты патентования, лицензионные договоры, товарные знаки. Нефинансовые непроизведенные активы

Нефинансовые произведенные активы Основные фонды Запасы материальных оборотных средств Ценности Домашнее имущество

Финансовые активы Монетарное золото и специальные права заимствования Валюта и депозиты Ценные бумаги Вклады в уставный капитал предприятий Кредиты и займы Страховые технические резервы Дебиторская и кредиторская задолженность

Национальное богатство в России В российской статистике национальное богатство представлено лишь в части оценок по нефинансовым произведенным активам, а также по имуществу домашних хозяйств, причем в теку­щих ценах. В сопоставимых ценах элементы национального богатства не пересчитываются, поскольку еще не отработана соответствующая методика по дефляции.

Структура национального богатства России в % ГодыВсегоВ том числе Основные фонды, включая незавершенное строительство Материальные оборотные средства ….

Национальное богатство является основным, но далеко не единственным компонентом совокупного экономического потенциала. В его состав не входят ресурсы, которые не имеют материально- вещественной формы и не подлежат стоимостной оценке, а также никоим образом не учитываются природные факторы развития национального хозяйства.

Территориально – ресурсный потенциал

Территориально-ресурсный потенциал (ТРП) страны есть совокупность природных ресурсов, имеющихся в настоящее время на ее территории причем как вовлеченных, так и не вовлеченных в хозяйственный оборот, но доказанных и потенциально доступных при существующих технологиях и средствах производства.

Территорию национальной экономики принято оценивать по следующим параметрам: размер территории; климатические условия; наличие природных ресурсов; рельеф местности; географическое положение страны.

Однако помимо суши в границы национального государства входит часть водной поверхности – территориальные воды, средний размер, которых 3-12 морских миль от берега. Территориальные воды имеют большое значение для развития национальной экономки, так как позволяют:

- заниматься морским промыслом; - заниматься судоходством; - добывать полезные ископаемые на шельфе морского дна; - создавать зоны отдыха.

Самым важным признаком территории является ее размер, так как, при прочих равных условиях, именно от него зависит объем природных ресурсов и возможность улучшения экологической обстановки..

По признаку размера территории страны делятся на 6 основных групп: 1.Континентальные и трансконтинентальные государства, площадью – 7-17 млн. км 2. К этой группе относятся 6 стран: Россия (17075 тыс. км 2) ), США (9363 тыс. км 2 ), Канада (9976 тыс. км 2 ), Австралия(7682 тыс. км 2 ), Китай (9571 тыс. км 2 ), Бразилия (8547 тыс. км 2 ). 2.Субконтинентальные государства, площадью – 2- 7 млн. км 2 Данная группа включает 7 стран, среди них Индия (3165 тыс. км 2 ), Аргентина (2780 тыс. км 2 ).

3.Макротопы, площадью – 900 тыс. -2 млн. км 2. В данную группу входят 19 стран, например Монголия (1566 тыс. км 2 ), Индонезия (1904 тыс. км 2 ), Мексика (1964 тыс. км 2 ), Перу (1285 тыс. км 2 ). 4.Мезотопы, площадью – 30 тыс тыс. км 2. К этой группе относятся 104 страны - Турция (779 тыс. км 2 ), Франция (543 тыс. км 2 ), Испания (505 тыс. км 2 ), Швеция (449 тыс. км 2 ), Япония (377 тыс. км 2 ), Германия (356 тыс. км 2 ), Великобритания (244 тыс.км 2 ).

5.Микротопы, площадью – 1 тыс. -30 тыс. км 2. Эта группа включает 31 страну, в том числе Бельгию (30,5 тыс. км 2 ), Албанию (28,7 тыс. км 2 ), Кувейт (17,8 тыс. км 2 ), Люксембург (2,58 тыс.км 2 ). 6.Минитопы, площадью – менее 1 тыс. км 2 (24 страны) – это Монако (0,02 тыс. км 2 ), Андорра (0,46 тыс. км 2 ), Лихтенштейн (0,16 тыс. км 2 ), Сингапур (0,64 тыс. км 2 ), Ватикан (0,0014 тыс. км 2 ).

Другой важный признак для оценки территории – это наличие природных ресурсов. Обеспеченность природными ресурсами показатель, характеризующий способность страны самостоятельно развивать те или иные производства и сферы экономики. Отсутствие каких- либо видов природных ресурсов или их невысокое качество означает для общества сравнительно более высокие затраты других ресурсов.

Природные ресурсы оценивают: 1. В натуральных показателях. 2. В стоимостных показателях.

В натуральных показателях Балансовые оценки позволяют определить масштаб и роль техно­генной деятельности на территории страны, установить объем необ­ ходимых затрат на природоохранные мероприятия в целях сохране­ния равновесия естественного кругооборота природных ресурсов и, тем самым, предотвратить нерациональное природопользование. Балансовый метод также дает возможность определять границы интенсификации и найти оптимальные направления комплексного исполь­зования природных ресурсов.

В стоимостных показателях. Среди разработанных методов денежной оценки выделяют два взаимодополняющих подхода затратный и рентный. Затратный метод это оценка совокупности уже произведен­ных затрат на освоение и вовлечение в хозяйственный оборот того или иного вида природных ресурсов либо требующихся затрат для освоения нового ресурса.

Затратный метод Этот метод позволяет определить объем де­ нежных расходов на первоначальное освоение природного ресурса. Ограниченность этого метода заключается в том, что он не учитывает фактора необходимости воспроизводства данного ресурса. Оценка при­родных ресурсов затратным методом дает заниженный показатель, по­скольку не предусматривает средств, необходимых для возмещения или воспроизводства израсходованного в процессе эксплуатации ресурса..

Рентный метод - это оценка ресурсов по величине возможного дохода, получающегося после использования данного ресурса в том или ином виде экономической деятельности. Метод позволяет опре­ делить реальные доходы владельца ресурса.

Рентный метод Сложность оценки ре­сурсов таким методом обусловлена как естественными, так и сугубо экономическими факторами. Во-первых, часть природных ресурсов обладает способностью самовозобновляться, другая нет. Во-вторых, рыночная конъюнктура в отношении различных видов природных ресурсов изменяется неодинаково. Все это очень трудно рассчитать в денежных показателях, особенно на сколько-нибудь длительную перспективу.

От использования ресурсного потенциала страна может получить как положительный, так и отрицательный эффект. Главным положительным эффектом является повышение уровня жизни населения путем увеличения количества и ассортимента производимых товаров.

Главным отрицательным эффектом является истощение ресурсной базы и загрязнение окружающей природной среды промышленными и бытовыми отходами.

По мере развития национальной экономики отрицательные эффекты природопользования постоянно увеличиваются. В этих условиях возрастает роль национальных государств в регулировании природопользования и усиливается роль международного регулирования в рамках национальной и мировой экологической политики.

Экологическая политика включает в себя следующие инструменты : Создание экологического законодательства, Создание организаций, осуществляющих мониторинг состояния окружающей природной среды и контроль за соблюдением законодательства, Воспитание экологического сознания, Развитие технологий ресурсосбережения, вторичной переработки сырья и безотходного производства, Перевод потенциально опасных производств и размещение отходов за пределами национального государства.

В мировом экономическом пространстве принимаются решения о прекращении использования веществ, разрушающих озоновый слой, установление квот на выброс в атмосферу вредных веществ, утилизации радиоактивных отходов и так далее.

В декабре 1997 года в г. Киото (Япония) был подписан Протокол к Конвенции, устанавливающий количественные обязательства по снижению выбросов парниковых газов для стран ОЭСР и большинства стран с переходной экономикой на период гг. (Киотский протокол).

В соответствии с ним, в силу обширности территории и сравнительно меньшим объемом загрязнений окружающей природной среды, Россия располагает резервами экологических квот, поэтому есть возможность размещения в стране экологически вредных производств и получения дополнительной ренты за счет продажи квот на загрязнение.

Однако запасы природных ресурсов являются существенным, но не решающим элементом экономического развития. Экономическое превосходство многих развитых стран обеспечивается в условиях бедности полезных ископаемых на их собственной территории или при практически полном их отсутствии.

В то же время многие страны имеют значительные запасы природных ресурсов, но являются экономически отсталыми. Высокий уровень экономического потенциала в развитых странах обусловлен, прежде всего, уровнем развития человеческого капитала при низком уровне обеспеченности природными ресурсами.

Трудовой потенциал национальной экономики

Трудовой потенциал есть совокупность естественных и сформи­ рованных в процессе обучения и образования способностей к труду трудоспособной части населения страны. Активную роль в экономике играет только тру­довой потенциал, так как постановку целей и выбор способов их дос­тижения делает исключительно человек.

Оценка трудового потенциала включает в себя его качественные и количественные характеристики, каждая из которых подразумевает использование соответствующих показателей. Исходной информаци­ей для оценки служат данные официальной статистики, материалы пере­писей населения..

Трудовой потенциал страны необходимо изучать как в статике, так и в динамике. Статический анализ дает представление о состоянии трудового потенциала в данный момент времени и служит основой для принятия оперативных решений. Динамический анализ по­зволяет определить тенденции в изменении определенных количественных и качественных характеристик трудового потенциала, прогнозировать их.

Особую роль в оценке и развитии трудового потенциала в современной национальной экономике играют демографические аспекты и качество национального работника.

Демографический потенциал – это население, проживающее на территории национального государства (резиденты страны). Демографический потенциал характеризует наличие в стране трудовых ресурсов как физическое наличие рабочей силы безотносительно квалификации работников, уровня образования и других параметров, позволяющих оценить качество трудового потенциала.

Демографический потенциал принято оценивать при помощи следующих параметров: 1. Количество населения. В соответствии с этим параметром выделяют 6 групп стран: Страны со сверхбольшим населением (более 500 млн. чел) – Китай (1256 млн. чел.), Индия (1018 млн. чел). Страны с большим населением ( млн. чел.) – Россия (145 млн. чел.), США (275 млн. чел.), Япония (126 млн.) Страны со средним количеством населения ( млн. чел.) – Германия (82 млн. чел.), Египет (68 млн. чел.), Страны с населением ниже среднего уровня (10-60 млн. чел.) – Испания (39 млн. чел.), Нидерланды (15 млн. чел.), Страны с небольшим количеством населения (1-10 млн. чел.) – Австрия (8 млн. чел.), Дания (5 млн. чел), Страны с малым количеством населения (менее 1 млн. чел.) – Монако (32,2 тыс. чел), Андорра (67,6 тыс. чел.),

Численность населения мира в XX в. и ее прогноз на первую четверть XXI в., млн. человек

2. Половозрастной состав населения. В странах с низким уровнем развития основную долю населения составляют лица трудоспособного возраста, так как из-за низкого уровня и качества жизни в этих странах низкая продолжительность жизни, уровень медицинского и социального обслуживания и высокая детская смертность. В развитых странах наблюдается устойчивый рост доли населения старше трудоспособного возраста – это феномен старения населения, который обусловлен ростом продолжительности жизни и снижением рождаемости.

В экономической области старение населения затрагивает экономический рост, сбережения, инвестиции и потребление, рынки труда, пенсии, налогообложение и переход богатства, собственности и опеки от одного поколения к другому.

Все выше перечисленные демографические особенности требуют проведения демографической политики для устранения отрицательных последствий старения населения. Современная демографическая политика включает в себя:

Стимулирование естественного прироста населения методами социальной политики. Стимулирование трудовой активности путем снижения пособий по безработице и бедности. Изменение пенсионной системы с целью учета трудового вклада каждого работника. Увеличение пенсионного возраста. Стимулирование притока в страну мигрантов в основном трудоспособного возраста и высокой квалификации.

Основными критериями оценки состояния национальной безопасности Российской Федерации являются: уровень безработицы (доля от экономически активного населения); уровень роста потребительских цен; уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта; уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта; уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники; уровень обеспеченности военными и инженерно- техническими кадрами; децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения).

Гуманитарный потенциал – это интегральная характеристика человеческой деятельности, отражающая единство процессов производства благ и удовлетворения потребностей. Он направлен на оценку качества трудового потенциала каждого работника и рабочей силы в целом.

Принято выделять аспекты анализа гуманитарного потенциала : Объем и качество потребляемых благ. Характеристика занятости национального работника и его профессионально- квалификационной структуры. Характеристика образовательного и культурного уровня национального работника. Состояние физического и психического здоровья национального работника. Характеристика уровня социальной гарантированности граждан. Уровень деструктированности экономики.

Так как гуманитарный потенциал - это многокомпонентное явление, оценивают его размер при помощи комплексного показателя - индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Величина ИРЧП представляет собой простое среднее арифметическое индекса продолжительности жизни, индекса достигнутого уровня образования и индекса скорректированного реального ВВП на душу населения, т. е. рассчитывается путем деления суммы этих трех индексов на 3.

Мировая карта ИРЧП членов ООН за 2010 (данные 2008).

Научно-технический потенциал национальной экономики

Научно-технический потенциал – это обобщенная характеристика уровня развития науки, инженерного дела, техники в стране, возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для решения научно- технических проблем.

Иначе говоря - это способность национального работника создавать новое знание и трансформировать его в новые материальные и нематериальные блага.

Научно-технический потенциал формируется стихийно на базе реального сектора национальной экономики. Организационно он представлен в виде научно-технического комплекса.

Научный комплекс это взаимосвязанная совокупность учреж­ дений, организаций, видов деятельности, результатом которых явля­ется создание неосязаемого блага в виде нового научного знания, по­ зволяющего оптимально решать текущие и перспективные задачи социально-экономического развития страны.

Продукция науч­ного комплекса отличается от продукции, создаваемой в других народнохозяйственных комплексах.

В наиболее общем виде ее осо­ бенности заключаются в следующих чертах: Она строго индивидуальна как по процессу ее получения, так и по полученной конечной форме; Результат имеет вероятностный характер, причем степень не­ определенности результата различна в зависимости от вида исследо­вательской работы;

В наиболее общем виде ее осо­ бенности заключаются в следующих чертах: Продукция научного комплекса может быть использована в ка­ чественно различных отраслях НЭ, разных видах деятельности.

В наиболее общем виде ее осо­ бенности заключаются в следующих чертах: Занятость в научно-техническом комплексе очень ограничена, составляет она 1,5-2% экономически активного населения т.к. научно-техническая деятельность как творческий процесс требует большого объема специальных научно-технических знаний.

В наиболее общем виде ее осо­ бенности заключаются в следующих чертах: В связи со стратегической важностью научно-технического комплекса государство выделяет на его развитие средства из бюджета. В среднем размер составляет 2- 3,5% от ВВП.

Для оценки состояния и развития научно-технического потенциала используют следующие показатели: Доля затрат на НИОКР в ВВП Затраты на НИОКР на душу населения Численность научных кадров на 1000 человек трудовых ресурсов Патентная динамика Коэффициент изобретательской активности Коэффициент диффузии изобретения Сальдо технологического платежного баланса Индекс цитируемости научных работ

Развитие российского научно- технического потенциала сопровождается объективными трудностями:

Низкая инновационная активность большинства предприятий Отсутствие активного взаимодействия элементов инновационной инфраструктуры Неэффективность механизмов трансфера знаний в производство Низкая капитализация научных результатов

Низкая инвестиционная привлекательность научно- исследовательских организаций Технологическая отсталость большинства перерабатывающих отраслей Слабая защита интеллектуальной собственности Недофинансирование исследований в стратегически важных отраслях науки

Слабое развитие интеграционных процессов в связке «наука- образование-производство» Слабое развитие малого инновационного предпринимательства

Государственная научно- техническая политика ориентирована наследующие цели: Развитие фундаментальных исследований, приоритетных прикладных научных направлений (био и нанотехнологии) Формирование национальной инновационной системы Повышение эффективности использования результатов научно-технической деятельности Сохранение и развития кадрового потенциала научно-технического комплекса