Русецкая М.А. Городские педчтения Обнинск 28.03.2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Advertisements

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
Комплексный учебный курс « Основы религиозных культур и светской этики »
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
КУРС ОРКСЭ (Основы Религиозных Культур и Светской Этики) МБОУ Новоселовская СОШ 5.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Общение и презентация системы работы по формированию нравственных ценностей через ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ Стандарты второго поколения.
Развитие у обучающихся способности к самоорганизации, самореализации на основе компетентного подхода в воспитании.
Тема: Организация духовно- нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов МОУ Корсукская СОШ.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
« Основы религиозных культур и светской этики» Содержание и структура комплексного учебного курса.
Формирование личностных универсальных учебных действий Л. В. Шестопалова, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 20»
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
Светская этика обеспечение условий для усвоения обучающимися базовых национальных ценностей, моральных норм; знакомство обучающихся с культурно- историческими.
Транксрипт:

Русецкая М.А. Городские педчтения Обнинск

ЭПИГРАФ «Имея дело с проблемой прогрессирующей нравственной деградации части общества, мы стоим не только перед задачей улучшения морального климата, но и перед вопросом национального выживания…» Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии XXI Международных Рождественских образовательных чтений в январе 2010г.

ВОСПИТАНИЕ – часть обучения?

2002 г. усилиями трех министерств РФ – по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации, образования и культуры была разработана межведомственная федеральная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи» ( гг.).

2008г. В Госдуме был рассмотрен целый пакет из 16 федеральных законов, направленных на защиту нравственности подрастающего поколения и долгосрочный ( гг.) проект «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и защиты нравственности в РФ».

Духовно-нравственные деформации в детской и подростковой среде находятся вне контроля российского государства и общества, что серьезно угрожает национальной безопасности России.

2009г. издана «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.), которая стала методологической новых образовательных стандартов.

Концепция … воспитания гражданина России определяет национальный воспитательный идеал (госзаказ на воспитание нового гражданина России), систему базовых национальных ценностей и условия их реализации.

Модель выпускника школы «нравственный, ответственный, инициативный и компетентный гражданин России».

г. Президентское Послание к Федеральному собранию В.В. Путин в обозначил новый вектор развития России – духовно- нравственный.

Национальный воспитательный идеал и высшая цель нынешнего школьного образования гражданин и патриот (так называемая «российская идентичность»).

ОРКСЭ Целью курса: формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Одна из главных задач ОРКСЭ научение детей нравственной рефлексии

Рефле́ксия (от лат. reflexio обращение назад) это перенос внимания человека на самого себя и на своё сознание, на продукты собственной активности. Это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.

Новообразование младшего школьного возраста Рефлексия традиционно относится к важнейшим новообразованиям младшего школьного возраста наряду с развитием мышления, познавательного интереса, произвольности поведения.

Нравственная рефле́ксия анализ самого себя с точки зрения должного. ЧТО ТАКОЕ ДОЛЖНОЕ? ОПК – заповеди Божии СЭ - принятое большинством людей ОРКСЭ – заказ государства

Компоненты нравственной рефле́ксии (и этапы): 1) знания ( нравственные представления и понятия); 2) чувства - внутреннее переживание, работа души - сердца, разума и воли, воспитание стремления к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию; 3) поступки – выполнение нравственных упражнений (совершение нравственного выбора в определенной предложенной ситуации); 4) деятельность – постепенное накопление собственного социального опыта

Схема воспитания учителя истории А.В.Елисова

ПОКАЗАТЕЛИ ВОСПИТАННОСТИ Нравственная рефлексия наряду с адекватной самооценкой, высоким уровнем развития эмпатии являются показателями воспитанности учащегося

Осознание своего эмоционального состояния умения прислушаться к себе, называть свои состояния и настроения, понимать свои качества и свои достоинства, сильные и слабые стороны Сопутствующая задача - обогащение словаря школьников соответствующей лексикой для ведения таких разговоров, в этом может помочь «Словарик Мисс Эмоции» или можно использовать Словарь настроений О.А.Лисовской

УМЕНИЯ в НР чувство ответственности за последствия своих поступков, попытки их продумать; умение чувствовать нравственную красоту и уродство (критерии различения добра и зла); воспитание социальных и нравственных чувств - доброжелательного отношения к сверстникам, уважительного отношения к взрослым, умения терпеливо выслушивать друг друга (начальные толерантные умения);

УМЕНИЯ в НР постепенное формирование нравственной позиции через демонстрацию (в нашем случае – высказывание) своей точки зрения; развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях; воспитание интереса учащихся к самим себе, желания самосовершенствования;

УМЕНИЯ в НР позитивное отношение к обычаям и традициям своей семьи, своего народа; умение слушать и слышать, смотреть и видеть («Самого главного глазами не увидишь»), осознавать и делать выводы; умение встать на позицию других людей, чтобы постараться их понять (эмпатия); позитивный эмоциональный опыт принятия нравственно-ответственных решений…

Не делай другим того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе

Приемы рефлексии «Светофор» или «Термометр удовлетворен- ности»

Приемы рефлексии Выбери предложение и продолжи его: «Я уже знал....», «Я узнал...», «Мне было интересно на уроке, потому что…»; …

Приемы рефлексии Каким было общение на уроке? Выбери:

Приемы рефлексии Более 50 приемов описаны в статье О.А.Костылевой «Приемы рефлексии на уроке».

Приемы нравственной рефлексии Использование «Золотого правила нравственности»: «Как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой в подобной ситуации?»

Приемы нравственной рефлексии Прием «царский путь» =«и нашим и вашим») – поиск и нахождение решения, утраивающее обе конфликтные стороны, но без нарушения нравственных норм

Приемы нравственной рефлексии Высказывание своей т.з. Это могут быть и просто ответы на проблемные вопросы (вслух и письменно). Обсуждение какой-либо проблемы

Интерактивные методы в НР Алгоритм работы: Дается тема (проблема) и несколько минут для ее личного обдумывания. Далее организуем групповое обсуждение предложенного вопроса. Условие работы в группе: выслушать каждого, объединить схожие мысли, представить позицию группы всему классу. После коллективного обсуждения следует голосование каждого за выбранные варианты. В конце подводится итог

Приемы нравственной рефлексии Личностно-значимые вопросы, к примеру, «Задай свой вопрос по теме»

Приемы нравственной рефлексии «Заявление о ценностях» (некоторые считают этот прием одной из педагогических технологий воспитания социальной солидарности) – = составление своего «кодекса чести»

Приемы нравственной рефлексии Анкетирование с размышлением; Нравственный выбор (в проблемной ситуации)…

ТРУДНОСТИ в НР четвероклассникам также сложно осознать порой свою личную позицию, у них еще нет четких жизненных ценностей трудности в коммуникации нехватка слов недостаточный опыт участия в дискуссиях…

Сосредоточенность на себе можно развивать и на других уроках, в разнообразных формах активного социально-психологического взаимодействия тренингах, ролевых играх, групповых дискуссиях в системе классных часов, на занятиях дополнительного образования.

Нравственная рефлексия Продолжение следует…