В ОСНОВЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Смена «знаниевой» парадигмы образования на системно – деятельностную. Задача.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Advertisements

Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Развитие УУД на проектных уроках математики. учиться». Цель образования общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Чебан Н. И.
Сущностные характеристики нового качества образования в рамках ФГОС.
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе Подготовила : учитель иностранного языка МБОУ ООШ 25 Трофимова С.В.
Статья по теме: «Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке немецкого языка»
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Транксрипт:

В ОСНОВЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Смена «знаниевой» парадигмы образования на системно – деятельностную. Задача школы – не дать объем знаний, а научить учиться. Стандарт фиксирует не само содержание образования, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем; оценка своих поступков Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Системно-деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, находит отражение в Т.о. главное место в учебном процессе отводится самостоятельной, активной и разносторонней познавательной деятельности ученика. Ученик в процессе учения должен накапливать свой собственный социальный опыт. В результате процесса обучения у учащихся должны формироваться: критическое мышление; потребность в собственной оценке происходящего; стремление к самостоятельному поиску информации и ответов на возникающие вопросы. признании решающей роли учебного сотрудничества в достижении цели включении содержания обучения в контекст решения жизненных задач целенаправленной организации и планомерном формировании активной учебно-познавательной деятельности учащихся интеграции школьных дисциплин

Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие формирование универсальных способов действий Цель обучения – не накопление знаний, а формирование умений самостоятельно добывать эти знания и использовать их.

Понятие УУД совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ У У Д

ЛИЧНОСТНЫЕ внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ общеучебные логические постановка и решение проблем

Общеучебные универсальные действия Выделение познавательной цели Структурирование знаний Выбор способов решения задач Поиск информации моделирование Смысловое чтение Построение осознанного или произвольного речевого высказывания в письменной и устной форме Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез – составление целого из частей. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации. Подведение под понятие, выведение следствий. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. Выдвижение гипотез и их обоснование. Логические УУД

формулирование проблемы самостоятельное создание способов решения проблем Постановка и решение проблем

УУД Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли управление поведением партнёра разрешение конфликтов постановка вопросов планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

ВИДЫ УУДТИПЫ ЗАДАНИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: Умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи, осуществлять сравнение; Умение работать с информацией: осуществлять поиск, выделять главное, систематизировать, представлять в различных формах. Умение формулировать проблему и находить пути ее решения, умение выдвигать гипотезы и находить аргументы, умение строить доказательство. Составление планов. «инсерт», «синквейн», «фишбоун», кластер, графо-схема, опорный конспект, таблица и др. поиск лишнего, соотнесение, логические цепочки, сравнение и др. работа с диаграммами, статистической информацией, документами. подготовка рефератов, сообщений, докладов, презентаций. решение кроссвордов, ребусов. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, владение диалогической и монологической формами речи. умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого, разрешать конфликты). умение задавать вопросы. придумать вопросы и задать одноклассникам. написать отзыв на работу одноклассника составить рассказ, описание, подготовить презентацию, написать эссе. выполнение различных заданий в парах и группах. ролевые игры и деловые игры. Диспуты, дискуссии, круглые столы. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Умение осуществлять целеполагание, разбивать деятельность на этапы, корректировать, проводить рефлексию, осуществлять волевую саморегуляцию. Работа с памятками, алгоритмами; учебно-исследовательская и проектная деятельность. взаимоконтроль, взаимооценка. «ищу ошибки». дифференцированные задания. сообщения, доклады, рефераты, презентации. игры работа в группах, парах. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: навык оценочной деятельности. ценностная ориентация смыслообразование дать оценку явлению, личности, поступку, ситуации. как бы ты поступил? задай вопрос историческому деятелю. проекты и тп.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИИ МЕТОД ВСЕХ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ («ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ») ПРОБЛЕМА ДА ПЕРЕИМУЩЕСТВА НЕДОСТАТКИ _______________ ______________ НЕТ ПРЕИМУЩЕСТВА НЕДОСТАТКИ ________________ ______________ ВАШЕ РЕШЕНИЕ ____________ Позволяет учащимся понять механику принятия сложных решений, переварить противоречивые знания. Учит их принимать решения в ситуации, когда невозможно дать однозначный и простой ответ на поставленную задачу. ДИСКУССИЯ В СТИЛЕ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ТОК - ШОУ НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ОБСУЖДАЮТ ПРОБЛЕМУ В ПРИСУТСТВИИ АУДИТОРИИ. Такая форма совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии Дает возможность четко выразить разные точки зрения по заданной теме. ДИСКУССИЯ В ФОРМЕ ДЕБАТОВ УЧАСТНИКИ ДЕЛЯТСЯ НА ГРУППЫ, КАЖДАЯ ВЫСТУПАЕТ НЕ БОЛЕЕ 3-х РАЗ, МОЖНО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ДРУГИМ ГРУППАМ, КОММЕНТИРОВАТЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ ОППОНЕНТОВ, МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ РИСУНКИ, СХЕМЫ и ТП. Применяется, когда обсуждается сложная и противоречивая Проблема, мнения четко определены. Цель – научить ребят высказывать свою точку зрения спокойно, в дружелюбной манере и форме; находить аргументы за или против; убеждать оппонентов в своей правоте. МОЗГОВОЙ ШТУРМ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ, ПРОВОЦИРУЮЩИХ ДЕТСКОЕ ДЕЙСТВИЕ. ТЕХНИКА АКТИВНО-ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ (ряд технологических приемов, направленных на активизацию мыслительной деятельности) РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА: прием «задай вопрос» – дается задание составить вопросы к тексту или пункту за определенное время. Задача прочесть текст конкретно не ставится, но при составлении вопросов, ученик пусть бегло, но с ним знакомится. На лучшие вопросы предлагается ответить в классе. составление плана к тексту - используется прием выделение субъекта – подлежащего (о чем говорится?), выделение предикта – сказуемого (что говорится о субъекте?). Формальное основание выделения фрагмента – абзац. Каждый субъект и предикт должны быть записаны в виде пункта плана. прием продуктивного чтения - перед изучением темы проводится «мозговой штурм» (что уже знают по теме), затем учащиеся получают задание прочитать текст, выделяя элементы текста значками: знал, узнал. Результаты фиксируются в таблице, проводится обсуждение, затем учащиеся заполняют 3 колонку таблицы (эта информация может послужить основой для рассказа учителя или домашнего задания для учащихся). составление «резюме» (кратко изложить суть параграфа) задание «озаглавить текст». задание составить опорный конспект по тексту. зналузналхочу узнать

РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ составление кроссвордов, тестов. составление «синквейна» задание «подбери родственные слова» задание «дай собственное определение» разложить определение на составные части и составить схему понятия. прием «ассоциация» ( учащиеся составляют ассоциативный ряд, связанный с каким-либо понятием, затем работают с текстом и анализируют, насколько верными оказались их ассоциации). РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ o прием «интервью». o прием «буриме». o составление «попс – формулы»: - позиция («я считаю,что…); - обоснование/объяснение («потому что…); - пример («я могу это доказать на примере…»); - следствие/суждение («исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»). o RAFT – технология (предполагает выбор учениками жанра для своего сообщения): R – роль (от чьего лица составляется текст), A – аудитория (кому адресован текст), F – форма (жанр текста), T – тема (формулируется в зависимости от аудитории).

ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД СПОСОБСТВУЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ: учительские презентации; компьютерное тестирование; создание в ходе групповой работы учащимися: буклетов, брошюр, презентаций, опорных схем и тп; использование ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ. активизация познавательной деятельности; увеличение объема выполняемой работы на уроке; совершенствование контроля знаний; формирование навыка исследовательской деятельности ( поиск информации, умение ориентироваться в большом объеме информации, умение выделять главное); формирование навыка самообразования.

Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки. Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные. ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ

Порядок выполнения продуктивного задания Осмыслить задание (что надо сделать?) Найти нужную информацию (текст, рис…) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными Традиционное задание Продуктивное задание Чем была опричнина для страны – благом или злом? Обоснуй свой ответ. Что такое опричнина? Вместо авторской оценки предложить ученику оценить ситуацию самому.

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными Традиционное задание Продуктивное задание Поработайте в паре: один из вас приводит преимущества демократии, другой – ее недостатки; затем поменяйтесь ролями и обсудите демократический режим власти. Назовите преимущества и недостатки демократического режима власти Дать задание паре или группе, распределив роли участников.

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными Традиционное задание Продуктивное задание Почему Петра Первого считают великой личностью? Чем великая личность отличается от обычных людей? Назовите выдающихся личностей первой половины XVIII века Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации

ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАЦЕЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РЕЗУЛЬТАТА Европа и мир в эпоху Великих географических открытий географических открытий 2. Представь себя на месте европейских путешественников, рисковавших жизнью и наконец достигших заветной цели. Вы и только вы смогли добраться до этих берегов. Вам удалось преодолеть все невзгоды и тяготы пути. Перед вами земли, таящие богатства. Захотите ли вы их оставить? 1. Оцени освоение Америки с точки зрения европейца, индейца, жителя Африки. Какая оценка тебе кажется более объективной? 3.С позиций человека XXI века дай оценку покорения Америки европейцами. Приведи несколько аргументов в защиту своей позиции. 1. Учить выделять цели ВГО ; 2. Создать условия для осознания значения ВГО; 3. Дать возможность оценить личные качества первооткрывателей и их действия. Формирование: -выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации и интересов учения; - морального сознания, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций участников дилеммы, ориентация на их мотивы и чувства.

ФГОС ВВОДЯТ НОВОЕ ПОНЯТИЕ– УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ ФГОС ВВОДЯТ НОВОЕ ПОНЯТИЕ – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ПРИЕМЫ: предъявить противоречивые факты, теории; обнажить житейское представление и предъявить научный факт; использовать приемы «яркое пятно», «актуальность» УЧЕБНОЙ СИТУАЦИЕЙ могут стать: задание составить: таблицу, схему, опорный конспект по содержанию темы; задание - подготовить сообщение, доклад, презентацию; найти способ решения проблемы и тп. ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ – НАУЧИТЬСЯ СОЗДАВАТЬ УЧЕБНЫЕ СИТУАЦИИ

Деятельностный подход на уроках осуществляется через: Деятельностный подход Моделирование и анализ жизненных ситуаций; Использование активных и интерактивных методик; Участие в проектной деятельности, овладение приёмами исследовательской деятельности. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно- дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Технологическая карта это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебного курса, возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения. Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы Система формируемых УУД Этап урока 1.Тема урока 2.Планируемые результаты 3.Тип урока, форма урока 4.Основные понятия, термины 5.Формы контроля, задания на проверку достижения планируемых результатов.

Содержательная (соответствие фундаментальному ядру, обновление и актуализация содержания, ссылки на дополнительные образовательные ресурсы) Методическая (доработка методического и дидактического аппарата учебника: расширена система вопросов, выделение рубрик и др.) Дизайнерская (переработка макетов, включение большого количества цветных иллюстраций, разработка навигационной системы) Разработка шлейфа учебных пособий (электронное приложение, рабочие тетради, методическое пособие и др.)

ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК СОЗДАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮИСТОРИИ(МОТИВИРУЮЩИЕВОЗМОЖНОСТИ) РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ(РАЗВИВАЮЩИЕВОЗМОЖНОСТИ) ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ (МЕТОДИЧЕСКИЕВОЗМОЖНОСТИ) ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧ-СЯ

Рабочие программы Учебно-методические пособия Комплекс курсов повышения квалификации Средства обучения Электронные приложения Интернет-поддержка Учебник организует деятельность с элементами информационно-образовательной среды

ФОРМИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ (НА 3 ГОДА) ТОЛЬКО ЗАВЕРШЕННЫЕ ЛИНИИ УЧЕБНИКОВ УЧЕБНИК ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ ЭКСПЕРТИЗА РАО и РАН ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !