О моделировании мышления Чернавская О.Д., Чернавский Д.С., Карп В.П., Никитин А.П., Щепетов Д.С. ФИАН, Москва olgadmitcher@gmail.com.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конструкция аппарата мышления и модель обучения речи Д.С. Чернавский, В.П. Карп, А.П. Никитин, О.Д Чернавская, Д.С. Щепетов.
Advertisements

1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII-ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой.
1 Понятие «Информация» 1. Информация фундаментальная научная абстракция 2. Информация фундаментальная философская категория. 3. Информация это определенный.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Гипотеза Л.С. Выготского об интериоризации высших психических функций и проблема учебного взаимодействия в развивающем обучении В.А.Гуружапов.
Нейросетевые технологии в обработке и защите данных Обработка данных искусственными нейронными сетями (ИНС). Лекция 5. Алгоритмы обучения искусственных.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
1. Cведения о нейронах и искусственных нейросетях.
Тема: «Архитектура и основные составные части интеллектуальных Систем»
Компьютерное математическое моделирование в среде Excel.
Система управления РТК Основная задача системы управления роботом – автоматизация деятельности человека-оператора. Составные части: Система технического.
Подготовил Голобородько Евгений.
Мышление. Презентация Зверева Вениамина студента I курса.
1 Вопросы 1. Как ты считаешь, ты, твоя жизнь значимы для Вселенной? 2. Что означает «сознательное проживание»? 3. «Если я живу, значит кому-то это надо!».
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА ДОЛГОВА КСЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ.
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
1 Тема 1. Введение в технологии обработки информации Лекция 2 Особенности визуального мышления.
Транксрипт:

О моделировании мышления Чернавская О.Д., Чернавский Д.С., Карп В.П., Никитин А.П., Щепетов Д.С. ФИАН, Москва

Современные тенденции Нейроинформатика (МИФИ) Математика, компьютеры, образование (Дубна) Когнитивный сдвиг: Нейро-компьютинг – машины ЛУЧШЕ чем человек Формальный нейрон МакКаллоха-Питтса нейро-физиология – КАК устроен человек Реальный нейрон, Хочкин-Хаксли, Фицхью-Нагумо сейчас: искусственная система, способная ДУМАТЬ как человек, + динамический формальный нейрон

Афоризмы Живое = то, что научилось учиться ( Шумский ) Человечество долго смотрело на птицу, чтобы научиться летать. И построило самолет. Он замечательно летает, но на птицу совсем не похож. (?) Ученые делятся на ПТИЦ и ЛЯГУШЕК: П понимают все, кроме деталей; Л – только детали ( Дайсон ) Измеряя напряжение на клеммах телевизионной платы, ТРУДНО вывести уравнение Максвелла. Шум = инструмент адаптации к изменениям ( Парин )

Основные направления BICA = Biologically Inspired Cognitive Architecture (SOAR: Laird et al) Концепция «активных агентов» ( Редько ) Учет психологических факторов и мотивов Искусственный Интеллект (AI) ( Осипов, Калиниград ) Усовершенствование комп. программ для решения некоторого круга задач («кофеварка») «Естественно-конструктивистский подход» (мы): Как может думать человек?!?

Основные положения динамической теории информации Информация – запомненный выбор одного варианта из n возможных и равноправных. ( Quastler ) Информация – запомненный выбор одного варианта из n возможных и равноправных. ( Quastler ) Генерация И – свободный (случайный) выбор. Необходим перемешивающий слой = случайный фактор Генерация И – свободный (случайный) выбор. Необходим перемешивающий слой = случайный фактор Рецепция И = предопределенный выбор (навязанный извне) Условная И – выбор, возникший в коллективе (обществе) в результате договоренности (условности). Примеры – код, язык. Условная И – выбор, возникший в коллективе (обществе) в результате договоренности (условности). Примеры – код, язык. Ценность И определяется ее полезностью для достижения цели Ценность И определяется ее полезностью для достижения цели Базовая цель мышления сохранение, распространение и создание (генерация) «своей» условной И. Базовая цель мышления сохранение, распространение и создание (генерация) «своей» условной И. Определение: Мышление есть самоорганизованный процесс записи (восприятия), запоминания (хранения), обработки, генерации и распространения информации. Определение: Мышление есть самоорганизованный процесс записи (восприятия), запоминания (хранения), обработки, генерации и распространения информации. Важно: запись и сохранение ( генерация и рецепция И) дуальны (дополнительны). Для решения этих задач необходимы две разные подсистемы.

Естественно-Конструктивистский подход Теория распознавания Нейрокомпьютинг, но: концепция динамического формального нейрона Динамическая Теория Информации (ДТИ) ( Haken, 2000, Prigogen, 1997, Chernavskii, 2000) Свидетельства Природы 2 полушария мозга -- зачем? ПП интуиция, ЛП «логика; не совсем так Goldberg, 2005: ПП обучение, воспрнятие новой информации LH запоминание и обработка знакомой информации индивидуальность (challenge) Человек мыслит недетерминировано, часто непредсказуемо и всегда индивидуально

Ключевые моменты ЕПК ( чем мы отличаемся от других) континуальное представление нейропроцессоров; разделение всей системы на две подсистемы – для генерации и рецепции информации. Условно : правое и левое церебральными полушариями (ПП и ЛП), а связи между ними (t) с corpus callosum. ПП отвечает за обработку новой информации, а ЛП за работу с хорошо известной, что полностью согласуется с выводами Э. Голдберга учет случайного фактора («шума»), который присутствует только в ПП неустойчивый характер процесса формирования символа результат оказывается непредсказуемым индивидуальность самоорганизация нейронного ансамбля вместо детерминированной программы.

Динамический формальный нейрон ( key point #1 ) Izhikevich 2007 МкКаллох-Питтс (1943) нейрон = простой сумматор Хочкин-Хаксли (1952) = сложноя система, 4 дин. ур. ФицХью-Нагумо (1961) упрощение до 2 диф. Дин.ур.: V – мембран. потенциал, Y – внутреняя (релаксац.) переменная I ext – внешний сигнал; a i,b i – параметры. Кубичная нелинейность разные динамические режимы : spike, spike train, bistable След. шаг (bi=0, a i ) Hopfield (1982) ур. близко к МкП, но позволяет проследить динамику

Нейрокомпьютинг Динамический формальный нейрон (ДФН) = бистабильный элемнт, имеющий активное (+1) и пассивное (-1\0) стационарные состояния Динамический формальный нейрон (ДФН) = бистабильный элемнт, имеющий активное (+1) и пассивное (-1\0) стационарные состояния Процессор = пластина, населенная ДФН ; Процессор = пластина, населенная ДФН ; 2 типа процессоров: 2 типа процессоров: Hopfield- type = линейная аддитивная ассоциативная сеть каждый предъявленный объект pattern активных ДФН = образ (распределенная память) образ (распределенная память) Grossberg -type нелинейное конкурентное взаимод. Grossberg -type нелинейное конкурентное взаимод. локализация образа символ (сжатие образной инф. ) Информация существует в форме обученных связей Информация существует в форме обученных связей

1. Функции записи (восприятия) и хранения (запоминания) образной инф.: два Hopfield-type процессора, обученных по-разному Н 0 : пластина первичных образов запись связи между активными нейронами, изначально слабые (серые), усиливаются («чернеют») в процессе обучения (Hebb rule) Н typ : пластина типичных образов хранение «информативные» связи постоянны = 0, остальные слабеют = работает как фильтр (оригинальная версия J. Hopfield) Принциппочернение связей: когда сила связей в образе достат. велика (над порогом : th ) образ передается Н 0 Н typ для хранения ( долговременная память)

2. Формирование символа типичного образа S TI черный образ передается с пластины H typ на пластину локализации G: Что-то происходит выбор все активные нейроны должны погаснуть, и только единственный выживает S TI После обучения связей плаcтины G : тот же образ всегда «сворачивается» в тот же символ (причем быстро) Победитель получает все = межпластинные связи образных нейронов «переключаются» на выбранный символ

Математическая модель процессора локализации G G i – динамич. переменная, – параметр; Z k – «шум» Стационарный состояния: {0} and {1}; взаимод. нелинейне конкурентное, (знак ) Обучение связей внутри-пласт. ij и меж-пласт. ik: Шум необходим для выбора символа выбор случаен! символ не должен быть лучшим, он iиндивидуален для системы Специализация символа : обучение параметров k k ( ) после формирования меж-пласт. связей символ выводится из конкурентной борьбы, но получает возможность участвовать в «кооперативных» (Hebbian) взаимодействиях

Роль символов (key point #2): внутренняя семантическая (условная) информация Сжатие информации (кодирование) Сжатие информации (кодирование) Коммуникация (язык): Коммуникация (язык): слова соотносятся именно с символами слова соотносятся именно с символами Осознание образной информации: Осознание образной информации: сам акт образования символа означает, что система проинтерпретировала «клубок» связей на пластине Н typ как паттерн, который имеет смысл, т.е. относится к реальным объектам (на рис. –3) = семантические связи = семантические связи эффект не парных корреляций ! эффект не парных корреляций !.

Символы высоких уровней иерархии формируются после и на основе S TI Символ класса S Cl ряд образов имеющих общие нейроны иерархические семантические связи Вынужденные (объективные) = опосредованные общими образными нейронами-прародителями параметрическое вляние на образные нейроны H i = внимание i i (G +1 )

Символы высоких уровней иерархии формируются после и на основе S TI ( key point #3) Символ concept S Con =образ-из- симолов = абстрактный образ =символьный pattern (терминология не устоялась) не имеют материального (образного) содержания, но имеют смысл noнятия: не имеют материального (образного) содержания, но имеют смысл coвесть, бесконечность, красота.. абстрактные связи спонтанные, не опосредованы образ- ными нейронами, создаются самой системой в процессе ее развития («ночь, улица, фонарь, аптека» …) если они «того стоят» (чернеют) S (стихи)

Вербализация: символы-слова S W Обучение языку – рассм. ранее (матер. МИФИ- 2013) «словотворчество» в ПП = собственные внутренние аудио-символы В обученной системе: слова (W) воспринимаются непосредственно через ЛП, если есть внутренние символы того же смысла Если слова относятся к образам, не знакомым данной системе -- они смысла не имеют. Абстрактная информация в ЛП = «выводное» (семантическое) знание, полученное методом «объяснить словами» (одно из определений логики = наука о получении выводного знания)

Уравнения, описывающие все рассмотренные взаимодействия (базовая модель):

Комментарии к системе уравнений 2 первых набора уравнений – для образных пластин Н 0 и Н typ 3-й набор – символьные пластины G-type S-инфраструктура: индекс уровень иерархии; число не фиксировано и не лимитировано; возникают по мере необходимости Символы обеспечивают параметрический эффект : (G) внимание ( ) прекращение конкуренции (после того, как S сформирован) Связи = разные типы (уровни) информации: образные конкурентные, обеспечивают выбор символа семантические S TI иерархические S S (через образные нейроны-прародители) Ф абстрактные S S (спонтанные, создаваемые системой) взаимодействие подсистем ( многочисленные, действуют в зависимости от решаемой задачи) = аналог corpus callosum Базовая модель = конкретная реализация требует уточняющих предположений

Рассматриваемый вариант архитектуры АМ построен на основе 4-х принципов самоорганизации : I. Две разных (взаимод.) подсистемы: ПП(RH) = правая подсистема: генерация инф. = обучение и творчество ПП(RH) = правая подсистема: генерация инф. = обучение и творчество LS (LH) = левая подсистема: рецепция инф. из ПП = запоминание и обработка инф. (распознавание) LS (LH) = левая подсистема: рецепция инф. из ПП = запоминание и обработка инф. (распознавание) II. Шум (случайный фактор) – есть только в ПП ЛП : отсутствие случайности логика ? ЛП : отсутствие случайности логика ? III. Подобная архитектура в обеих подсистемах для взаимозаменяемости (при необходтмости) для взаимозаменяемости (при необходтмости) IV. Обучение = передача инф. ПП ЛП: по принципу «почернения связей» : все связи обучаются: в ПП – по Хеббу, в ЛП – по Хопфилду ( гипотеза возможны и другие варианты архитектуры)

Иллюстрация к принципу «почернение связей»

Архитектура мыслительной системы (АМ)

Комментарии к схеме Система «растет»: уровни инф. разного типа формируются последовательно – каждый следующий возникает после и на основе предыдущего (на рис. -- голубая «пила») Система «растет»: уровни инф. разного типа формируются последовательно – каждый следующий возникает после и на основе предыдущего (на рис. -- голубая «пила») 270 вид сверху на «мозг»: от зрит. коры, зоны W, к лобныv долям 270 вид сверху на «мозг»: от зрит. коры, зоны W, к лобныv долям С кейлинг: на каждом уровне символы, будучи сформированы, получают возможность создавать «символьные образы», которые в свою очередь могут формировать свой символ (после «почернения» абстр. связей )– так формируется абстрактная инфраструктура ( символы имеют «руки и ноги») С кейлинг: на каждом уровне символы, будучи сформированы, получают возможность создавать «символьные образы», которые в свою очередь могут формировать свой символ (после «почернения» абстр. связей )– так формируется абстрактная инфраструктура ( символы имеют «руки и ноги») Символьная (вербализованная) информация может восприниматься извне через ЛП – так получаются семантические знания (эпизодические формируются в ПП) Символьная (вербализованная) информация может восприниматься извне через ЛП – так получаются семантические знания (эпизодические формируются в ПП) На каждом уровне иерархии ПП выступает в роли Учителя для ЛП: инф. передается по принципу «почернения связей» На каждом уровне иерархии ПП выступает в роли Учителя для ЛП: инф. передается по принципу «почернения связей» reduction of Inf.: reduction of Inf.: часть инф. оказывается утраченной (не передается на следующий уровень) = внутренняя (скрытая) инф. индивидуальная для данной системы часть инф. оказывается утраченной (не передается на следующий уровень) = внутренняя (скрытая) инф. индивидуальная для данной системы

Интерпретация Подсознание \\ «underself», неподконтрольное системе = образы, записанные в Н 0 серыми связями out of control (не связанные с к-л символом) могут быть активированы только шумом (случайно) = insight Сознание = степень готовности к мышлению (все, что происходит в системе, от …) Интуиция \\ индивидуальное прямое усмотрение истины (Kant) = индивид. скрытая информация (включая серые образы) большинство действительно сосредоточено в ПП Логика \\ дедуктивное рациональное (правильное ) суждение имеет социальный аспект = вербализованные устойчивые ( доказанные ) aбстрактные (причинно-следств.) связи присутствуют только в ЛП вся развитая абстрактная (символьная) инфраструктура (ПП+ЛП ) мудрость (больше, чем логика)

Заключение BICA ИИ: Наща архитектура отличается от этого подхода: мы пытаемся понять, как ИИ и АМ могут возникнуть. ИИ м.б. соотнесено с ЛП для ИИ не нужно 2-х подсистем Индивидуальность обеспечивается присутствием случайного фактора в ПП ( ЛП тоже инд. поскольку порождено ПП!) Основное «достижение» предлагаемого подхода: начиная с примитивного (но динамического ) нейрона благодаря самоорганизованному нелинейному взаимодействию нейронного ансамбля появляются различные типы (уровни) информации: семантическая (структурированная иерархически) абстрактная ( не полученная сенсорным путем, созданнаяАМ) вербализованная (понятная другим «системам») …т.е. «система осознает себя и окружающий мир»

Оставались вопросы Каков механизм регуляции связей ПП ЛП и ЛП ЛП ? Как и от чего зависит амплитуда шума Z(t)? Имеет ли Z(t) специфику = Z i (t) или амплитуда шума -- общая во вем ПП? Как эти факторы могут быть связаны с Э???

Часть 2. Где в этой схеме место для эмоции ? Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции, как и многие другие психические явления, пока слабо изучены и понимаются разными авторами по- разному, поэтому вышеприведенное определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.

С точки зрения эволюции Э более древний механизм восприятия окружения Эмоции представляют собой синтетическую (интегральную) реакцию, без анализа конкретных причин и источников эмоциональных побуждений. Деление на « эмоцио » и « рацио » начинается с того момента, когда человек приобретает язык (по крайней мере, внутренний, т.е. развитую структуру символов) язык представляет собой временной ряд символов (Шумский 2013), т.е. рациональное мышление представляет собой последовтельный способ обработки информации (ЛП??) естественно предположить, что эмоциональная реакция соответствует параллельному способу. (ПП??)

С тоски зрения психологии (« с позиции личности») Э можно разделить на прагматические и эстетические: ПЭ = связаны с достижением цели оценка удаленности средств достижения ( Шамис 2006 ) ЭЭ =? -- восприятие произведений искусства, явлений природы, предпочтение цвета, … мода, личные ассоциации, детские впечатления, … ??? = «формулы любви» нет и не надо

С позиции нейрофизиологии Э зависят уровня и состава нейромедиаторов (Н) возбуждающие ( адреналин,…) и тормозящие (опиаты…) Продукция Н : глобальная (таламус, гиппокамп) локадьная (на уровне 1 синапса) Основная проблема: как перейти от продукции Н в 1-м синапсе к Э = осознанное психологическое состояние??? = То же: как от активности 1-го нейрона перейти к понятию «сознание» ??? Трудно, но не невозможно

Проблема «яйцо или курица» Что первично? Э нужны, чтобы стимулировать мыслительный процесс??? Мыслительный процессс порождает Э??? Как это может быть реализовано в мат. модели искусственной мыслительной системы?

Концепция « плодотворная дебютная идея » Случайное самовозбуждение (шум) в искусственных системах имитирует эмоциональный фон в системах живых. Свободный случайный выбор (=генерация информации) имитирует выбор эмоциональный. Э = изменение амплитуды шума !?! Э делятся на Побуждающие : для генерации И (беспокойство, паника) = повышение уровня шума= Z/ t>0 ~ «отрицат. Э» Закрепляющие: для рецепции И = снижение шума = Z/ t

аргумент 1 (глобальный) неожиданность – неверный или не сделанный прогноз – всегда является одновременно и источником Э, и сигналом к изменению глобальной регуляции, т.е. необходимостью в дополнительном Э стимуле. Иными словами, в состоянии неожиданности возникает необходимость обращения к ПП, т.е. активация связей ЛП ЛП. момент понимания = встраивание новой И в уже известную = ЛП (=момент истины = момент «ага», Wiggins 2012) активирует обратную связь ПП ЛП.

аргумент 2 (локальный) Высказывалась гипотеза (Schmidhuber 2009) о том, что конечной целью живого организма является сжатие информации; акт достижения этой цели должен сопровождаться радостью. близко к утверждению Сенеки: цель человека – стремление от менее совершенного состояния к более совершенному. Что есть совершенное? Мы полагаем, что наиболее естественное стремление – понять, т.е. осознать. В рамках нашей модели это означает формирование нового символа (и его семантических связей с образом) и встраивание его в уже существующую структуру символов. Вполне естественно ожидать, что этот процесс должен сопровождаться положительными эмоциями. любой акт формирования символа есть акт сжатия информации, т.е. конечный вывод совпадает.

модель «яйцо-курица» = уравнения гомеостаза Система уравнений для Z(t), (t), (t): Z 0 = уровень шума «в покое»; = уровень Н глобального действия (возбужд. тормоз. ) ik = уровень Н локального действия (синтез в 1 синапсе) F(Z, ) = нелинейность (для нетрив. эффектов типа стресса)

Простор для спекуляций! Z 0 темперамент? Индивид. для системы ! Процесс колебательный? Я: устойчивый фокус Релаксационные или нет – зависит от соотношения ( тоже индивидуально ) Нелинейные эффекты Z max = предельно- допустимая амплитуда превышение = срыв Стресс

Эффект стресса Стресс = парадоксальная Э реакция = при нарастании Э выше некоторого (индивидуального!) порога в се процессы подавляются (синтезируются только опиаты) Все физиологические характеристики с тандартизированы ( «шума», т.е. разброса в показателях, нет!) Фактор 1 / (Z max - Z) особая точка dZ/dt - Z 0 или

Интерпретация чувства юмора ЧЮ = способность адаптироваться к неожиданным ситуациям и получать от этого удовольствие = неверный (преждевременный) прогноз, кот. м.б. сразу заменен на верный анекдот (хороший!) представляет собой поток информации, который допускает определенную трактовку вплоть до некоторого момента. Следующий блок информации должен не опровергать предыдущую, но выводить на совсем другой конечный образ (также хорошо известный). В этом случае от системы требуется «вернуться» в тот момент, когда две цепочки образов расходятся к двум разным символам и «перескочить» на правильную траекторию. Сам процесс возврата- перескока требует от системы определенных и специфических усилий это может быть фрустрация, или резкие скачи амплитуды шума, способный «встряхнуть» систему для человека таким очевидным способом является смех. анекдот (хороший!) представляет собой поток информации, который допускает определенную трактовку вплоть до некоторого момента. Следующий блок информации должен не опровергать предыдущую, но выводить на совсем другой конечный образ (также хорошо известный). В этом случае от системы требуется «вернуться» в тот момент, когда две цепочки образов расходятся к двум разным символам и «перескочить» на правильную траекторию. Сам процесс возврата- перескока требует от системы определенных и специфических усилий это может быть фрустрация, или резкие скачи амплитуды шума, способный «встряхнуть» систему для человека таким очевидным способом является смех. В терминах Z(t): смех =одновременное повышение и понижение амплитуды (резкий скачок )

Заключение: непонятные вопросы Как может влияет продукция нейромедиаторов в одном нейроне на эмоции, т.е. псих-состояние всего организма? Что является «супервайзером» для оценки степени черноты связей, как внутри-пластинных, так и меж- пластиных, и связан ли он с Э? Если да, то как? Что является «триггером» для начала процесса формирования символа? Связан с Э, если да, то как? Зачем Н так много??? (~ 4000) Измерима ли экспериментально величина амплитуды Z(t)? Измеримо ли ik ? Ответы на эти вопросы позволили бы действительно понять, как эмоции могут имитироваться в искусственной мыслительной системе. ( начать и кончить)

Спасибо за внимание

Литература Голдберг Э. Парадокс мудрости. М.: УРСС, Голдберг Э. Парадокс мудрости. М.: УРСС, Ежов А.А., Шумский С.А. Нейрокомпьютинг и его применения. М: МИФИ, Ежов А.А., Шумский С.А. Нейрокомпьютинг и его применения. М: МИФИ, Кастлер Г. Возникновение биологической организации. М.: Мир, Кастлер Г. Возникновение биологической организации. М.: Мир, Чернавская О.Д., Никитин А.П., Чернавский Д.С. Концепция интуитивного и логического в нейрокомпьютинге. Биофизика, 2009, т.54, 6, с Чернавская О.Д., Никитин А.П., Чернавский Д.С. Концепция интуитивного и логического в нейрокомпьютинге. Биофизика, 2009, т.54, 6, с Чернавская О.Д., Чернавский Д.С., Карп В.П., Никитин А.П., Рожило Я.А. Процесс мышления в контексте динамической теории информации. Часть I: Основные цели и задачи мышления. \\ СС, 2011, 6, с. Чернавская О.Д., Чернавский Д.С., Карп В.П., Никитин А.П., Рожило Я.А. Процесс мышления в контексте динамической теории информации. Часть I: Основные цели и задачи мышления. \\ СС, 2011, 6, с. Чернавский Д.С. Синергетика и информация: Динамическая теория информации. М.: Наука, Чернавский Д.С. Синергетика и информация: Динамическая теория информации. М.: Наука, Чернавский Д.С. и др. Распознавание. Аутодиагностика. Мышление. – М.: Радиотехника, Чернавский Д.С. и др. Распознавание. Аутодиагностика. Мышление. – М.: Радиотехника, Шамис А.С. Пути моделирования мышления. – М.: КомКнига, Шамис А.С. Пути моделирования мышления. – М.: КомКнига, Hebb D. O. The organization of behavior: a neuropsychological theory. New York, (Оригинальное издание 1949) Hebb D. O. The organization of behavior: a neuropsychological theory. New York, (Оригинальное издание 1949) Чернавская О.Д., Чернавский Д.С., Карп В.П., Никитин А.П., Рожило Я.А. Анализ роли понятий образ и символ в моделировании процесса мышления средствами нейрокомпьютинга. Препринт ФИАН 34, 2011; ПНД, 2011, Т. 19, 6, стр Чернавская О.Д., Чернавский Д.С., Карп В.П., Никитин А.П., Рожило Я.А. Анализ роли понятий образ и символ в моделировании процесса мышления средствами нейрокомпьютинга. Препринт ФИАН 34, 2011; ПНД, 2011, Т. 19, 6, стр. 5-21

задачи на сходство\различие объектов (продолжение) Полученный ответ верен для данной системы (индивида), но может быть ошибочен объективно, поскольку способ записи образной информации индивидуален. Полученный ответ верен для данной системы (индивида), но может быть ошибочен объективно, поскольку способ записи образной информации индивидуален. Решение, полученное таким образом, интуитивно: оно основано на опыте, т.е. картине мира индивида и не должно доказываться. Решение, полученное таким образом, интуитивно: оно основано на опыте, т.е. картине мира индивида и не должно доказываться. вербализованное решение может быть доказано, если для этого использовать общепринятые понятия и связи по сути, это и есть метод «перевода интуитивного знания в логическое». вербализованное решение может быть доказано, если для этого использовать общепринятые понятия и связи по сути, это и есть метод «перевода интуитивного знания в логическое».

Выводы из ДТИ Способность записывать и сохранять информацию дуальны (дополнительны); эти функции должны быть разделены между двумя «подсистемами» Способность записывать и сохранять информацию дуальны (дополнительны); эти функции должны быть разделены между двумя «подсистемами» Для записи (генерация информации) принципиально необходимо наличие шума= случайного, хаотического элемента, присутствующего в подсистеме обучения; Для записи (генерация информации) принципиально необходимо наличие шума= случайного, хаотического элемента, присутствующего в подсистеме обучения; для сохранения и рецепции информации шум не нужен и даже вреден. для сохранения и рецепции информации шум не нужен и даже вреден. ПП = …+ шум обучение ( интуитивное мышление ?) ПП = …+ шум обучение ( интуитивное мышление ?) ЛП = … без шума хранение и работа = ЛП = … без шума хранение и работа = связное (логическое?) мышление

Запись и хранение образной информации: два процессора типа Хопфилда, связи по-разному обученные Н 0 : силы связей между активными нейронами растут по мере обучения (= связи «чернеют»), остальные связи не меняются (правило Хебба) Н typ :: «нужные» связи постоянны, = 0, лишние отмирают = «отсечение ненужного» (оригинальный вариант Дж. Хопфилда) « принцип почернения связей »: при достаточном (над-пороговом, th) обучении пластины Н 0, образ передается прямыми межпластинными связями на пластину Н typ,

Разные уровни «скрытости» (интуиции? ) Серые связи: «смутные воспоминания » Серые связи: «смутные воспоминания » (случайная инф., не переходит на уровень ТО, не запоминается и поэтому не может ассоциироваться ни с каким символом ) неосознанная и неподконтрольная системе= подсознание.? (ср. П1) Активация: только благодаря шуму («вдруг увидеть внутренним взором») = озарение («инсайт») Черные связи = яркая «картинка» без символа Черные связи = яркая «картинка» без символа Активация: анализ, подбор нескольких внутр. символов Семантические связи = внутренние символы без слов Семантические связи = внутренние символы без слов Активация: подбор нужных слов разного уровня (понятий и уточнений). (часто лень, но всегда возможно) Критерий правильности = только внутреннее удовлетворение = эмоции (ср. И3) Критерий правильности = только внутреннее удовлетворение = эмоции (ср. И3)

«естественно-конструктивистский» подход к моделированию процесса мышления : Нейрокомпьютинг Нейрокомпьютинг Теория распознавания Теория распознавания Динамическая теория информации (ДТИ): Динамическая теория информации (ДТИ): Информация есть запомненный выбор одного варианта из ряда возможных и равноправных ( Кастлер ) Информация есть запомненный выбор одного варианта из ряда возможных и равноправных ( Кастлер ) 2 способа возникновения информации: 2 способа возникновения информации: генерация = свободный (индивид) выбор рецепция = выбор, воспринфтый извне ! Они дуальны (дополнительны) нужны 2 разные подсистемы для генерации информации необходим перемешивающий слой = шум для генерации информации необходим перемешивающий слой = шум

Система уравнений =«ход мысли»

Процессор локализации ( « Гроссберга » ) G i – переменная нейрона - параметр: стац. состояния {0} и{1} ij - связи внутри пластины; взаимод. подавляющее: знак (-) Обучение связей : Т с – характ. время, 0 – начальное значение силы связи (одинаковое для всех) Динамика: все активированные нейроны в начале гаснут, в конце вновь загорается только один Нейрон, победивший ( случайно!) единожды, после обучения побеждает всегда и становится символом данного набора нейронов ( образа ).

Роль (функции) символов внутренняя семантическая инф. сжатие (код) инф. сжатие (код) инф. осознание образной информации = осознание образной информации = выделение из всего множества связей на пластине Н typ того набора, который имеет смысл, т.е. соответствует одному реально существующему объекту классификация (иерархия) классификация (иерархия) Символы класса Скл разного уровня Символы класса Скл разного уровня Формирование символов-понятий: после установления семантических связей С--О, символы сами могут играть роль форм. нейронов « образ из симолов » = абстрактные связи понятия, не связанные с конкретными образами ( например, совесть) Формирование символов-понятий: после установления семантических связей С--О, символы сами могут играть роль форм. нейронов « образ из симолов » = абстрактные связи понятия, не связанные с конкретными образами ( например, совесть) Коммуникация: символы-слова ( СС ) Коммуникация: символы-слова ( СС ) взаимодействие всех пластин : взаимодействие всех пластин : параметрическое воздействие на образные нейроны.

Афоризмы Живое = то, что научилось учиться (Шумский) Человечество долго смотрело на птицу, чтобы научиться летать. И построило самолет. Он замечательно летает, но на птицу ну совсем не похож. Ученые делятся на ПТИЦ и ЛЯГУШЕК: П понимают все, кроме деталей; Л – только детали Измеряя напряжение на клеммах телевизионной платы, ТРУДНО вывести уравнение Максвелла.

List of references Alexandrov Yu.I., Jarvilenhto T. et al. (1993). Activity Versus Reactivity in Psychology and Neurophysiology. Ecological Psychology, 5, Anokhin K.V. (2012). Cognitom: theory of realized degrees of freedom of brain. Proc 5th Int. Conf on Cognitive Science. Kaliningrad. (in Russian). Bishop C.M. (2007). Pattern Recognition and Machine Learning. Springer Bongard M.M. (1970). Pattern Recognition, New York: Spartan Books. Chernavskaya O.D., Chernavskii D.S., Nikitin A.P. (2009) The concept of intuitive and logical in neurocomputing. Biophysics, 54, Chernavskaya O.D., et al. (2011). On the role of concepts image and symbol in the neurocomputing modeling the thinking system. Izvestia vuzov. Applied Nonlinear Dynamics, 19, (in Russian). Chernavskaya O.D. et al. (2012). The Concepts of Intuition and Logic within the Frame of Cognitive Process Modeling. Biologically Inspired Cognitive Architectures Proceedings of the Third Annual Meeting of the BICA Society (A. Chella, R.Pirrone, R. Sorbello, K.R. Johannsdottir, Eds), Chernavskii D.S. (2000). The origin of life and thinking from the viewpoint of modern physics. Physics- Uspekhi, 43, Chernavskii D.S. (2004). Synergetics and Information. Dynamical Theory of Information. Moscow, URSS (in Russian). Chernavskii D.S., et. al. (2011). Mathematical model of image localization processor, LPI Preprints, No.9 (in Russian) Deacon T.W. (2011). Incomplete Nature: How Mind Emerged from Nature. New York WW Norton&Co. Fitz Hugh R. (1961). Impulses and physiological states in theoretical models of nerve membrane. Biophys. J., 1, 445. Goldberg E. (2009). The new executive brain. Oxford University Press. Grossberg S. (1982). Studies of Mind and Brain. Boston: Riedel. Grossberg S. (1987). The adaptive brain. Elsevier. Haken H. (2000). Information and Self-Organization: A macroscopic approach to complex systems. Springer.

Haykin S.S. (2009) Neural Networks and Learning Machines. Prentice Hall. Hebb D. O. (1949). The organization of behavior. John Wiley & Sons. Hodgkin A.L., Huxley A.F. (1952). A quantitative description of membrane current and its application to conduction and excitation in nerve. The Journal of physiology, 117, 500–544. Hopfield J.J. (1982). Neural networks and physical systems with emergent collective computational abilities. Proceedings of the National Academy of Sciences, 79, Izhikevich E.M. (2007). Dynamical systems in neuroscience: the geometry of excitability and bursting. MIT Press. Izhikevich E.M. and Edelman G.M. (2008) Large-scale model of mammalian thalamocortical systems. In: Proceedings of the national academy of sciences, V. 105, 9. Kharkevich A.A. (1960). On the Value of Information. Problemy kibernitiki, 4, 53–57. (in Russian) Kohonen T. (2001). Self-Organizing Maps. Springer. Laird J.E. (2012). The Soar cognitive architecture. MIT Press McCulloch W.S., Pitts W. (1943). A Logical Calculus of the Ideas Immanent in Nervous Activity. Bulletin of Mathematical Biophysics, 5, 115. Muller B., Reinhardt J. (1990). Neural networks. Springer Verlag. Nagumo J., Arimoto S., Yashizawa S. (1962). An active pulse transmission line simulating nerve axon. Proc. IRE, 50, Penrose R. (1989). Shadows of the Mind. Oxford University Press. Quastler H. (1964). The emergence of biological organization. New Haven: Yale University Press Redko V.G. (2012) Principles of functioning of autonomous agent-physicist. Proc. of the Third Annual Meeting of the BICA Society, (A. Chella, R.Pirrone, R. Sorbello, K.R. Johannsdottir, Eds). Springer, Samsonovich A. (2007). Bringing consciousness to cognitive neuroscience: a computational perspective. Journal of Integrated Design and Process Science, 11, Shannon C. (1963). The mathematical theory of communication. Univ. of Illinois Press. Solso R. (1998) Cognitive psychology (5th ed.). Needham Heights, MA: Allyn and Bacon. Turing A.M. (1950). Computing machinery and intelligence. Mind, 59, Wiggins G.A. (2013). Learning and Creativity in the Global Workspace. Advances in Intelligent Systems and Computing, 196, 57

модель «яйцо-курица» Система уравнений для Z(t): Z 0 = уровень шума «в покое»