МБУДО ДХШ ЩМР МО МБУДО ДХШ ЩМР МО Методические рекомендации для педагогов и родителей по теме: «Внутриличностные конфликты и способы их преодоления» Преподаватель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внутриличностные конфдикты ТЕМА 5. Внутриличностный конфликт – это… Это внутренние противоречия, борьба, сильные негативные переживания. Это столкновение.
Advertisements

ЛЕКЦИЯ 7. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ Гаранина Елена Юрьевна, кафедра сервиса и моды 2 часа.
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ Виды и пути преодоления.
Внутриличностные конфликты - острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Внутриличностные конфликты ГБОУ РС (Я) «РЛЦП и МСРИ» Выполнил: Владимиров Дь. гр.«Контролер СБ»
Обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды Педагог-психолог МБОУ СОШ 1 г. Павлово Жидкова Наталья Ивановна.
Современные требования к профессионалу. Профессионал: - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными.
Психологическое здоровье Психологическое здоровье (по И.В. Дубровиной) - это совокупность личност­ных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Формирование конструктивных моделей взаимодействия в системе «Учитель -Ученик Родитель» как элемент внеучебной деятельности школы.
Социально-психологическая адаптация студентов вузов, проживающих в общежитии Соискатель: магистрант гуманитарного факультета Шигорина Е.В. Диссертация.
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ 34 В 1-11 КЛАССАХ.
«Психология делового общения» Элективный курс: МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Бийск 2009.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Семинар-совещание Создание условий, обеспечивающих формирование социальных компетенций у несовершеннолетних 30 августа 2013г г.Саянск.
Адаптация - это совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности, и их систем к.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Транксрипт:

МБУДО ДХШ ЩМР МО МБУДО ДХШ ЩМР МО Методические рекомендации для педагогов и родителей по теме: «Внутриличностные конфликты и способы их преодоления» Преподаватель высшей категории: Дмитриева Софья Юрьевна Щёлково 2014

Введение «Самопознание учителя должно получить в системе образования статус одной из ведущих целей» (Р.Бернс) Проблема внутриличностных конфликтов и их преодоления чрезвычайно остро звучит в современном мире. Внутриличностные конфликты затрагивают все стороны деятельности человека, включая профессиональную деятельность, систему социальных отношений, определяют особенности личностного и профессионального роста, полноту самореализации. В современной школе профессиональная успешность учителя, его «личностная высота» определяется духовным саморазвитием. В «Законе об образовании» это положение представлено как инновационная цель подготовки учителя – «как субъекта саморазвития».

Цель работы: Исследовать психолого - педагогические условия преодоления внутриличностных конфликтов педагога на основе изучения теоретических подходов известных авторов о природе, видах и особенностях данного вида конфликта. Задачи : Провести контент-анализ литературоведческих источников по проблеме внутриличностного конфликта. Изучить различные способы преодоления внутриличностных конфликтов с целью их практического применения в школьном социуме. Объект исследования – внутриличностный конфликт. Предмет исследования – процессы, происходящие внутри личности, стремящейся к развитию, самореализации, к эффективной адаптации в социуме, достижению гармонии; а также действия человека по предупреждению и преодолению внутриличностных конфликтов.

Внутриличностный конфликт Внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. Переживание является формой активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне. Показатели внутриличностного конфликта : когнитивная, эмоциональная, поведенческая сферы. Интегральные: нарушение нормального механизма адаптации, усиление психологического стресса.

Классификация В основе классификации внутриличностных конфликтов лежит дифференциация структур внутреннего мира человека, вступающих в конфликт, которыми выступают мотивы, ценности и самооценка. Нравственный конфликт - между «хочу и надо» Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности - «хочу и могу» Ролевой конфликт - «надо и надо» Адаптационный конфликт – «надо и могу» Конфликт неадекватной самооценки – «могу и могу» Мотивационный конфликт - между «хочу и хочу» Внутриличностные конфликты возрастных кризисов

Причины внутриличностных конфликтов Причины бывают: личностные (наличие сложного внутреннего мира, развитой иерархии мотивов, системы чувств, склонности к самоанализу и рефлексии) ситуативные ( объективные препятствия, требования общества, окружающих; внутренние: противоречие между значимыми, приблизительно равной силы отношениями, которое воспринимается как неразрешимое) Школьный социум Основой для внутриличностных конфликтов педагога являются противоречия: между требованиями, предъявляемыми к деятельности современного учителя, и его проблемным морально- психологическим состоянием; между потребностью учителя в общественном признании и недостаточным вниманием общества к удовлетворению этой потребности; в падении престижа профессии педагога

Последствия внутриличностных конфликтов Конструктивные Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными личностными затратами на его разрешение. Значение конструктивного конфликта : способствует мобилизации ресурсов личности для преодоления существующих препятствий ее развития; помогает самопознанию личности и выработке ее адекватной самооценке; закаляет волю и укрепляет психику человека; является средством и способом саморазвития и самоактулизации личности; даёт личности ощущение полноты жизни, делает ее внутренне богаче, ярче и полноценнее.

Последствия внутриличностных конфликтов Деструктивные Деструктивным считается внутриличностный конфликт, который усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненные кризисы или ведёт к развитию невротических реакций. Результат: прекращение развития личности, начало деградации; психическая и физиологическая дезорганизация личности; снижение активности и эффективности деятельности; состояние сомнения, психической подавленности, тревожности и зависимости человека от других людей и обстоятельств, общая депрессия; появление агрессии или, напротив, покорности в поведении человека в качестве защитных реакций на внутриличностный конфликт; появление неуверенности в своих силах, чувства неполноценности никчемности; разрушение смыслообразующих жизненных ценностей и утрата самого смысла жизни.

Механизмы психологической защиты Психологическая защита бессознательная реакция психики человека, она способствует временному снятию напряжения за счёт отказа от реальности или её искажения. Это непродуктивное средство разрешения внутреннего конфликта, ограничивающее развитие личности. Известны: отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление, изоляция, интроекция, интеллектуализация, аннулирование, сублимация, рационализация.

Преодоление Преодоление внутриличностного конфликта - это восстановление согласованности внутреннего мира личности, снятие внутреннего напряжения, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Преодоление внутренних конфликтов в концепции метаконсультирования А. Маслоу осуществляется через личностный рост. Самоактуализация - это непрерывная реализация своих потенциальных возможностей, способностей и талантов. Это свершение своей миссии или жизненного назначения. Это осознание замысла Творца, познание своей природы и неустанное стремление к единству и интеграции своей личности. Создание позитивной «Я - концепции» модели личности успешной, не разрываемой конфликтами, как внутренними, так и внешними - залог успешной педагогической деятельности.

Психологические техники работы с внутренним миром человека «САМОАЛ», дающие необходимые навыки в работе над собой Ориентация во времени – «Ассоциирование» Шкала ценностей – «Магические слова» Взгляд на природу человека – «Ресурсная метафора» Потребность в познании - «Прием информации» Стремление к творчеству - «Визуализация образа» Автономность - «Иррациональные убеждения» Спонтанность - «Визуальный якорь» Самопонимание - «Логическая цепочка» Аутосимпатия - «Кувшин самоценности» Контактность - «Треугольник понимания» Гибкость в общении - «Треугольник конфликта»

Влияние внутриличностных конфликтов на конфликтогенность школьного социума Школьный социум характеризуется повышенной конфликтностью Научиться «жить с конфликтом, гуманизируя его», значимо и для учителей, отвечающих за морально- психологический климат в школе, и для учащихся, ибо их столкновения с окружающими людьми являются фактором формирования их социального опыта

Навыки необходимые человеку для преодоления внутриличностных конфликтов умение достойно предъявлять личностное «Я», управление своим уровнем тревожности, устойчивость к экстремальным ситуациям, социальная и психологическая мобильность в конфликте, умение перестраивать свое поведение, преодоление неизбежных психологических потерь, сопутствующих любому конфликту.

Роль педагога в формировании конфликтологической культуры Велика роль личного примера педагога в образовании и воспитании современной молодежи. Педагог – ваятель личности. Учитель закладывает фундамент ценностных ориентаций, формирует мировоззренческие установки. В связи с этим велико значение собственной позиции педагога по вопросам духовности, нравственности, морали, этики, эстетики, человековедения, здоровьесбережения. Педагог должен обладать конфликтологической культурой как необходимым элементом общей и профессиональной культуры специалиста.

Роль педагога в формировании конфликтологической культуры На учителя возлагается огромная ответственность за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций, поскольку школа – модель общества, где учащиеся усваивают нормы отношений между людьми. Конфликтологическая грамотность учителя является фактором сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья своего и здоровья учащихся. Сила духа, оптимизм – как духовная энергетика человека - позитивно влияют на создание здоровьесберегающей среды в образовательном процессе.

Заключение Ситуация внутриличностного напряжения и противоречивости в известной степени естественна и важна для развития и совершенствования самой личности. Любое развитие не может осуществляться без внутренних противоречий, а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. Человек делает осознанный выбор идти по пути самосовершенствования и самоактуализации, наполняя смыслом не только свою собственную жизнь, но и совершенствуя мир. Человек должен управлять своей конфликтностью и уметь рассматривать конфликтную ситуацию как жизненный урок. Знание особенностей проявления внутриличностных конфликтов и способов их нейтрализации помогает учителям в самостоятельной работе со своими конфликтами. Выработка педагогами определённых навыков упреждения и разрешения своих внутриличностных конфликтов и умение оказания помощи воспитанникам способствуют формированию конфликтологической культуры среди педагогов и молодёжи.

Список литературы 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, Анцупов А.Я. Конфликтология. – М., Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность педагога. – М., Баныкина С.В. Культура общения в конфликте. – М., Баныкина С.В., Степанов Е.И. Конфликты в современной школе. Изучение и управление. – М.: URSS, Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, СС Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом. – М., ВишняковаН.Ф. Конфликтология. – Минск, Грановская Р.м. Конфликт и творчество в зеркале психологии. – М., Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., Дмитриев А.В. Конфликтология. - М., Гардарики, Журавлёв В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М Кашапов М.М. Теория и практика конфликтных ситуаций. – М. – Ярославль, Ковешников Ю. Урегулирование конфликтов: творческий подход // Учительская газета Коммуникативный менеджмент. / Под ред. В.М.Шепеля, - М., Конфликтология. / Под ред. А.С. Кармина. – СПб., Лань, Онишина В.В. Самоактуализация личности (психологический инструментарий), Практическая психология. / Под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб: Дидактика Плюс, Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. – М., Человековедческая компетентность педагогов как инновационный результат последипломного образования. / Под ред. Баныкиной С.В. - URSS. М., 2008.