Presents министерство образования Российской Федерации государственное образовательное учреждение Московский Государственный Индустриальный Университет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
П РАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РФ. Правотворчество – деятельность компетентных органов государства, должностных лиц, общественных объединений и граждан в.
Advertisements

Тема: Основы конституционного строя. Цель: Актуализировать знания; Закрепить навыки работы с нормативными текстами; Развить умение аргументировать свой.
Коробова Е.В. Основы теории права Право в системе социального регулирования.
Политическая система РФ.
Система управления Российской Федерации Выполнила ученица МОУ СОШ с УИОП 11а класса Мотовилова Анастасия.
Урок 1,2. Тема: «Роль права в жизни человека, общества и государства». Домой: §29 + записи в тетрадях.
Право в системе социальных норм ПРАВО МОРАЛЬ ОБЫЧАИ РЕЛИГИЯ НОРМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Урок обществознания 9 кл; Правовое гос-во.
Тема: Понятие уголовного права и его задачи. Уголовный закон.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Урок 1,2. Тема: «Роль права в жизни человека, общества и государства». Домой: §29 + записи в тетрадях.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
Тема: «Право» 11 класс. Обществознание 2009/2010 учебный год Учитель Титенко Л.А.
Политическая система РФ. Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не.
Сущность права Право – система общеобязательных норм(правил) поведения, установленных или санкционированных Государством и обеспеченных его принудительной.
Конституция Российской Федерации. Конституция включает в себя преамбулу и девять глав.
Глава 4 Конституции РФ Боровое, 2008 МОУ – Боровская средняя школа 84.
Органы государственной власти РФ. центральные, региональные местные. центральные, региональные местные.
Право в системе социальных норм.. Право Система норм установленных государством закрепляющих общественный и государственный строй охраняемых государством.
Выполнил: Чрагян П.А. студент группы ВЗБ5ЮР-13. отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных.
Транксрипт:

presents

министерство образования Российской Федерации государственное образовательное учреждение Московский Государственный Индустриальный Университет презентация по правоведению Выполнили: Самойлов Д.Н. Гнездилов А.С. Группа: 3334 Проверила: Ерохина Ю.В. Москва 2005

Предмет и метод правоведение. Предмет – это то, что изучает данная наука (основные теории происхождения права и государства, формы и источники права, стадии правотворческого и правоприменительных процессов, основные принципы правового государства, состав прав и свобод гражданина, основы конституционного строя РФ, функции государственного аппарата. Методы – совокупность способов изучения предмета. Методы правоведения. Предмет правоведение.

Методы: нормативный социологический философский Нормативный - трактует право как совокупность охраняемых государством норм, ориентированных на соблюдение законов. Социологический - трактует право, как регулируемые им общественные отношения. Философский - связывает право с мерой свободы и справедливости, даёт ориентир для законодателей.

Обычно право воспринимается как совокупность общеобязательных правил поведений, установленных государством. У права существуют свои признаки. Признаки права : нормативность общеобязательность формальная определённость иперсоипицированность иерархичность особый предмет отражения

Нормативность – право состоит из правил поведения, которые чётко определяют права и обязанности всех субъектов права. Общеобязательность – нормы права обязательны для всех членов общества, а так же для тех, кто находится на территории нашего государства. Формальная определённость – нормы права всегда существуют в письменной форме. Они превращаются в закон, указ. Иперсоипицированность – это означает отсутствие адресата. Иерархичность – соподчинённость. Все нормы права различаются по своей силе, законы обладают наивысшей силой. Особый предмет отражения – нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения. Назначение права – обеспечение порядка в обществе, с учётом интересов различных слоёв и групп, путём достижения согласия и компромисса.

Функции права: - воздействуют на общественные отношения. Существует 2 основные и 3 дополнительные функции. Основные: регулятивная охранительная Предназначена для регулирования общественных отношений. Направлена на защиту, охрану общественных отношений от необоснованных посягательств.

Дополнительные: воспитательная идеологическая информационная Воспитательная - воздействие на волю и сознание людей, пытаясь воспитывать уважение к праву Идеологическая - внедрение гуманизма, демократизма, приоритета свободы личности Информационная - позволяет информировать людей о требованиях, которые предъявляет государство

Право в системе социальных норм: В системе социальных норм действует система определения регуляторов. Она состоит из двух систем. Они регулирует отношения. Нормативный регулятор – определяет чёткие рамки поведения людей, содержит эталон поведения. Ненормативный регулятор: а) ценностный - воздействует на общественные отношения с помощью исторически сложившейся ценностной системы. б) директивный - воздействует на общественные отношения с помощью указов, приказов, директив в) информационный - воздействует на общественные отношения с помощью СМИ.

подинституты - регулируют однородные общественные отношения в пределах конкретного института. Возмещение вреда. Система права: Система права - структурная организация права. Состоит из 5-ти компонентов. норма права - право поведения общеобязательного характера. институт права - совокупность правовых норм, регулирует группы однородных общественных отношений. - межотраслевые (блоки различных отраслей) Институт договора. - отраслевые (нормы внутри отрасли) Институт дарения. подотрасль права - её образуют несколько близких институтов - жилищное право - предпринимательское право - авторское право - патентное право отрасль права (наиболее крупная) определяет область общественных отношений.

Отрасль права - уголовное право - семейное право - гражданское право - трудовое право Отрасли публичного и частного права: публичное частное - присутствуют интересы государства. - гражданское право Внутри государства существует государственное и международное право. Государственное – внутри государства. Ему присуще своеобразие национальных, культурных, исторических особенностей народа. Международное право – опыт человеческих цивилизаций, результат согласования воли субъектов международного общения.

Мерой международного права является правовая система РФ. Международное право служит ориентиром государства. Если нормы права РФ противоречат международному праву, то руководствуются международным правом. Принципы права: общие межотраслевые отраслевые (распространяется на все отрасли) (в нескольких отраслях) (в рамках определённой отрасли)

Общество, государство и право: Уже в первоначальном обществе существовали определённые правила поведения людей, которые обеспечивали выживание членов трудовой общины в природной среде и их воспроизводство. Эти правила сложились в обычаи, которые фиксировались в памяти предков с целью полезности. Виды общественных отношений: брачно-семейные половозрастное распределение обязанностей правила организации совместной деятельности при охоте, добывании и распределении пищи правила ведения воин и столкновения с другими племенами

Мононормы – нормы, которые регулируют нормы поведения в общине. Со временем они превратились в законы. Первые законы были обычаи. Таким образом, право возникает объективно на определённом этапе развития общества. Теории происхождения права: теологическая естественно-правовая психологическая нормативистская марксистская Теологическая - (её представителем был Фома Аквинский) это божественная теория. Единственный закон написан Богом, от которого пошли все законы. Естественно-правовая - (её представителем был Эммануил Кант) существуют помимо законов государства естественные права человека, которое даны ему с рождения, следовательно, эти права не могут быть отобраны.

Психологическая - (её представителем был Петражицкий) это трактовало право как элемент психики людей (например: эмоции, чувства и переживания людей), он считал, что вне нашего понимания права не существует. Нормативистская - (её представителем был Ганз Кельзин – австрийский юрист) разработал «чистую теорию» права, говорит, что наука не зависит от политики, имеет своей целью, лишь формальное толкование правовых норм. Марксистская - (её представителями были Маркс, Ленин, Энгельс) подразделяется на шесть пунктов. 1) исходит из неразрешимой связи государства с правом. 2) право отражает государственную волю господствующего класса, навязывает населению. 3) право направлено на обеспечение господствующего класса. 4) право поддерживается принудительной силой государства. Главная функция не регулировать общественные отношения путем достижения согласия а принуждения. 5) отрицание деления права на публичное и частное. 6) провозглашение права как высшего права.

Причины возникновения государства: В процессе длительного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного изменения. Важную роль при переходе от первобытного общества к более высокому способу производства, сыграли три общественных раздела труда. 1. Отделения скотоводства от земледелия; 2. Отделения ремесла от земледелия; 3. Отделения торговли от производства; Государство - организация политической власти, собственников, основных средств производства. Задачи государства - необходимость осуществления комплексов мероприятий экономического, политического и иного характера с целью нормального функционирования государства в конкретной исторической обстановке. Функции государства - направления деятельности, по осуществлению стоящих перед ним задач.

Классификация функций государства: по сферам осуществления по длительности осуществления по содержанию внешняя - поддержка мира и мирного существования, оборона страны. внутренняя – охрана правопорядка, налогообложения. постоянные временные экономические политические социальные культурные

Теории происхождения государства: теологическая (её представителем был Фома Аквинский) – считалось, что бог создал всё и всё от бога. патриархальная (её представителем был Аристотель) – трактовал государство, как результат исторического разрастания земли. договорная (её представителями были Спиноза, Гоббс) – считали, что люди договорились объединиться в союз, чтобы выживать в природе стихии. Каждый из них заключает договор с государством, по которому передавал рядом свобод, в ответ государство обязуется охранять и защищать его. насилия (её представителями были Кауцкий, Ленин) – военно-политический мотив, одни завоёвывали других.

органическая (её представителем был Спенсер) – использовали аналогию и термины из биологии и других наук, выявили ряд закономерностей (например: общество подвержено к развитию от простого к сложному). ирригационная (её представителем был Фогель) – его государство произошло таким образом. марксистская – причиной возникновения государства считали раскол общества на классы. психологическая (её представителем был Петражицкий) – происхождение государства, как свойство психики людей, которые стремятся к общению и объединению.

Признаки государства: От любой другой организации политически-организованного общества, государство отличается рядом признаков: Государство - единственный орган власти масштабов всей страны. Государство обладает внешним и внутренним суверенитетом. Наличие специальных аппаратов принуждения (суды, прокуратура). Только государство имеет право издавать для всеобщего исполнения нормативно-правовые акты. Налогообложение и финансовый контроль.

Механизм функционирования государства: Механизм функционирования государства – совокупность государственных органов и вещественных придатков государства. Существует четыре структурные части. Законодательные органы (парламент, советы) – написание законов. Исполнительные органы (кабинет министров, ведомости) – исполнение законов. Органы юрисдикции (суды, прокуратуры) – следят за законами и решают споры. Вещественные придатки (армии, тюрьмы) – проводят карательные мероприятия

Основы правового государства : экономическая нравственнаясоциальная экономическая - правовое государство базируется на раздельной собственности. нравственная - общечеловеческие признаки гуманитарии. социальная – основу составляют гражданское общество – такое общество, которое функционирует под руководством государства, члены которого могут удовлетворить свои потребности через систему социальных институтов. Чем больше развито общество, тем больше возможность для функционирования демократических форм государства.

Демократия – это форма государства, где большинство подчиняются меньшинству. Признаки правового государства: Разделение власти. Верховенство законов; Взаимная ответственность личности и государства; Реальная защита прав и свободного гражданства; Политический и идеальный плюрализм; Стабильность закона и порядка;

Норма права, её структура. Источники права. Система законодательства. Норма права – установленное или санкционированное государством общеобразовательное правило поведения, сформулированное в виде взаимных прав и обязанностей. Волевое содержание норм права возведена в закон. Она выражает волю группы людей, охраняемого государством и регулирует наиболее важные общественные отношения. Структура нормы права. Под структурой нормы права – понимается внутренние строение нормы права и связь её элементов друг с другом.

Структурные элементы права: гипотеза диспозиция санкция Гипотеза (например: умышленное убийство, статья уголовного кодекса) – часть нормы права, в которой содержатся условия её реализации; Диспозиция – часть нормы права, которое формулирует правило правового поведения или признаки неправомерного поведения; Санкция – часть нормы права, в которой указаны правовые последствия (негативные или позитивные);

Если при опредёленных условиях (гипотеза) субъект совершает известное действие (диспозиция), то наступают предусмотренные последствия (санкции). Классификация норм права: По предмету правового регулирования 1 - государственно-правовые, 2 - административно-правовые, 3 - гражданско-правовые, 4 - брачно-семейные, 5 - трудовые, 6 - уголовно-правовые; По специфики правовые регулирования 1 - материальные (закрепляющие право и обязанности), 2 - процессуальные (закрепляют порядок реализации);

По характеру содержания 1 - нормы декларации (закрепляют правовые принципы, цели и задачи), 2 - нормы дефиниции (содержат формулировки законодательных определений, правовых понятий), 3 - нормы правила содержат правовые предписания в виде прав и обязанностей или правовых запретов. По способу воздействия общественные отношения 1 - обязывающие, 2 - воздействующие, 3 - управомочивающие, 4 - запрещающие. По степени обязательности 1 - императивные (содержат категорию предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права), 2 - диспозитивные (предусматривают определенный вариант поведения субъекта, дают возможность договориться о правах и обязанностях), По функциональному назначению 1 - регулятивные 2 - охранительные,

По кругу субъектов 1 - общие (распространяется на все субъекты), 2 - специальные (распространяются на определенный круг лиц). Способы изложения норм права в нормативно- правовых актах. 1 - Различают в зависимости от статьи нормативного акта и норм права: а) Когда статья больше норм права; б) Когда статья равна нормам права; в) Когда статья меньше норм права; 2 - Различают в зависимости от соотношения нормы права и нормативно-правового акта: а) Прямой - нормы умещаются в одной статье; б) Отсылочный - нормы права в статье излагаются не полностью, а за её частью адресат нормы отсылается к другим статьями того же нормативного акта; в) Плангетный - формулирует нормы права в статье нормавого акта, излагается не полностью, а за её недостающей частью приходиться обращаться к другим нормативным актам;

Источники права. Источники права – это когда современная юридическая наука понимает официальные и иные способы выражения и закрепления норм права. Нередко источники права являются общие принципы права (например: принцип доброй воли). К источникам относятся общепринятые права. В качестве источников права в Российской Федерации признаются следующие: 1. Правовой обычай – обычай, который получил признание со стороны государства. Обычай формируют самой практикой в течении продолжении времени; 2. Деловые обыкновения – является разновидностью правовых обычаев – это обычаи, сложенные в определенной сфере деятельности человека. Применяются в судебной практики, парламентской и предпринимательской деятельности; 3.Традиции – правила поведения складывающиеся в многократном повторении, передающиеся из поколения в поколение;

4. Правовой прецедент – главный источник права государства англо- саксонской правовой семьи. Это решения судебных и административных органов по конкретному делу, которые принимают за общеобязательные при решении в последствии аналогичных дел; 5. Доктрины нормативного содержания – представляет собой соглашения между двумя или более субъектами, которые призваны урегулировать их отношения путем закрепления взаимных прав и обязанностей, которые субъекты обязуются выполнять; 6. Религиозные нормы – основаны на религиозных воззрениях и играют большую роль в государстве, где та или иная религия является официальной. Прежде всего современные мусульманские государства, где законы не противоречат устоям шариата; 7. Решение конституционного суда Российской Федерации – занимает особое место среди источников права, так как главным источником права на территории РФ. Решения конституции РФ не подлежат одобрению с чьей-либо стороны, имеют общеобразовательный характер и вступают в силу не медленно, сразу после возглашения, в отличии от решения судов общей юрисдикции;

8. Нормативно-правовой акт – официальный документ принятый уполномоченным государственным органом и обладает такими свойствами как: общеобязательность, неоднократное применение и непрерывность действия, имеющий обязательную письменную форму. Одной из разновидностей является закон; Закон - нормативно-правовой акт, принятый законодательным органом в особом порядке, регулирующие наиболее важные общественные отношения, обладает высшей юридической силой. Закон всегда нормативный, так как содержит нормы права. Среди законов РФ высшую степень занимает конституция, на её основе пишутся законы и другие нормативные акты Все законы делятся на конституционные и текущие. - Конституционные – те, издание которых предусмотрено конституцией РФ и призваны регулировать наиболее важные сферы деятельности государства и общества. - Текущие – которые создаются по текущим проблемам общества и государства;

Конституционным законом присуще следующие особенности: а) Обладают более высокой юридической силой, нежели текущий; б) Применяются в особом порядке, квалифицирован большинством голосов – 2/3 депутатов государственной думы и ¾ депутатов советов федерации; Все законы и другие нормативно-правовые акты подлежат обязательному опубликованию. Не опубликованные законы не применяются!!!

Систематизация законодательства: Для удобства пользования права его необходимо систематизировать, т. е. создать упорядоченную систему, которая облегчит пользование и анализ нормативно-правовых актов: ИнтерпарацияМодификация Консолидация Интерпарация – систематизирование норм права в хронологическом порядке, в таком виде, в котором были изданы (интерпорация Сперанского); Модификация – более совершенный вид систематизации, в нем объединены нормы права, которые регулирует образ права, либо законы принятые в разное время, но обработанные и дополненные; Консолидация – объединённые нормы права т. о., чтобы было видно решение вопроса по конкретному кодексу;

Правотворческий процесс в РФ. Организация и реализация норм права. Правотворчество – деятельность компетентных органов государства, должностных лиц, общественных объединений и граждан в процессе которого вырабатываются нормы права. Правотворческая деятельность основана на ряде принципов: Принципы правотворческой деятельности. Законность Принцип социальной справедливости Принцип демократизма Принцип исполнимости Принцип научных обоснований

Законность – государственные органы, общественных объединений должны действовать в соответствии с правовыми написаниями и руководствоваться высокими идеями; Принцип социальной справедливости – по средствам права творчества должны удовлетворять действиям всего народа, а не отдельных лиц; Принцип демократизма – народ должен принимать активное участие в правотворческой деятельности; Принцип исполнимости – не должен предъявлять непомерные требования поведения граждан. Принцип научных обоснований – каждый продукт правотворческой деятельности (законы) должен быть увязан с фактическим положением дел в государстве; Стадии правотворческого процесса: Стадия экономически обоснованна относительно самостоятельным действием или группы действий по средствам которых выражаются нормы права.

Стадии правотворческого процесса. правотворческая инициатива предварительно разработанная концепция нормативно- правового акта обсуждение проекта нормативно- правового акта принятие нормативно- правового акта опубликование нормативно- правового акта Правотворческая инициатива – право компетентных лиц, ставить вопрос перед соответственном органом, перед законодательством, об разрешении какого-либо вида общественных отношений. Данный вопрос предварительно должен быть подготовлен тем органом, в котором находится инициатор; Предварительно разработанная концепция нормативно-правового акта – цель написания нормативно-правового акта, круг отношения, который будет регулировать, круг субъектов который предполагают достигнуть;

Обсуждение проекта нормативно-правового акта – проект обсуждаемый на уровне трудовых коллективов, министерств, государственной думы, которые взвешивали все за и против; Принятие нормативно-правового акта – осуществление большинства голосов; Опубликование нормативно-правового акта – закон должен быть опубликован не позднее семи дней со дня подписания президентом и вступает в силу не раньше десяти дней. Подзаконные акты вступают сразу после подписания; Публикуются новые законы в «Ведомостях», газетах, оглашаются по телевидению и радио. В процессе подготовки нормативно-правового акта используются совокупность приемов, выработанных в практике право- творительной деятельности, называют - законодательной техникой. В ходе законодательной техники используют единство терминологии во всех отраслях права. Договор – соглашение между лицами, единство терминологии во всех отраслях. Необходим минимум слов.

Нормативный акт должен быть доступен для понимания широких масс, не допускать сложные, художественные обороты, обязательное соблюдение грамматики и синтаксиса и не должны использоваться устаревшие слова. Обязателен деловой стиль – все термины с определениями. Нормативно- правовой акт должен строится определенным образом. В начале идет преамбула – наименование, дата и место принятия, далее главы и статьи. Реализация правовых норм. Реализация правовых норм – воплощение предписания фактического поведения субъектов. Действия всех субъектов права должны соответствовать нормам права. Реализация осуществляется в двух основных формах: Простая форма – достаточно более изменённые правомочия стороны. Реализуют: а) Использование права - реализация уполномоченных форм (например: право на образование); б) Исполнение обязывающих норм (например: соблюдение ПДД); в) Соблюдение – реализация запрещающих норм (например: запрещение убийства);

Сложная форма – деятельность государственных органов и должностных лиц в отношении третьих лиц (например: кого штрафовать, кому пенсию платить т.д.); Стадии сложного правоприменительного процесса. Изучение фактических обстоятельств дела (Например: Кто? Где? Когда? С кем? К чему привело? ); Юридическая квалификация дела (Например: убийство или изнасилование); Отыскание нужной нормы. Находят в законодательстве действующие норму, которая регулирует общественные отношения; Установка юридической силы норм. Поясняют: не отменена ли она, действует ли; Толкование норм права, т.е. усвоения смысла воли законодателя; Принятие решения по существу (например: возбудить уголовное дело? Принять иск или отказать); Доведение принятого решения до сведений официальных и заинтересованных лиц;

Разрешение коллизии – противоречие между нормативно-правовыми актами, регулирующие одни и те же общественные отношения. Вносит неудобства в правоприменительную практику, появляется в условиях отставания права от динамического развития общественных отношений. Одни нормы устаревают, другие появляются. Не всегда отменяют устаревшие, применяя новые. Возникает коллизия; Правоприменительные акты. Правоприменительные акты – это акты, которые являются итогом правоприменительной деятельности, официального решения компетентного органа по конкретному делу, содержащие гласные деления, выраженные в определенной форме и направленные на индивидуальное урегулирование общественных отношений (например: судебные решения, приговоры, обвинительное заключение и т.д.).

Требования к нормативно-правовым актам. 1) собственное наименование, 2) регистрационный номер, 3) указание на место вынесения акта, 4) подписание компетентным лицом, 5) конституционная часть, 6) мотивированная часть (например: обоснование квалифицированного дела), 8) резулитивная часть, 9) указание о рассылки данного решения в определённые органы. Проблемы в праве. Проблемы в праве – отношения, не урегулированные нормами права, существует два способа преодоления пробелов права: Аналогия закона – решение дела на основе нормы, регулирующие отношения сходные с рассматриваемыми. Применяются: а) Когда общественные отношения требуют правового регулирования; б) Нет закона, который регулирует данный вид законов общественных отношений;

в) Есть законы, регулирующие исходные общественные отношения; Аналогия права – решение дела на основе общих принципов законодательства. Применяются: а) когда дело требует правового решения; б) нет закона регулирующего данные дела; в) нет закона регулирующего сходные дела и не возможно решить дело по аналогии закона; г) дело попадает под действие каких-либо принципов права; Принципы права. Принципы права – это основные сходные идеи, выражающие сущность права, как специфического социального регулятора. Толкование норм права. Толкование норм права – это усвоение смысла воли законодателя, выраженных в нормативно-правовых актах. Толкование выражений в уяснении (толкования для себя) и разъяснении (для других).

Виды разъяснения. официальное:неофициальное: нормативныйкаузальныйдоктринальноенаучное

Способы уяснения. грамматическийисторико-целевой с учетом времени и ситуации По объему толкования бывают: адекватное ограничительное расширительное

Ограниченные и расширительные используют тогда, когда из формулировки нормативно-правового акта не следует четкого представления о воли законодателя. Толкование закона – его правильное понимание, которое ведет к укреплению законности и повышения уровня правопорядка. Законность – принцип деятельности органов государства, общественных объединений, должностных лиц и поведений физических лиц, выражена в соблюдении правовых предписаний. Предполагает четкое распределение прав, обязанностей и ответственности, стабильность, устойчивость в обществе. Соблюдении прав одних субъектов, не нарушая прав других субъектов. Законность обеспечивает: четкое соблюдение прав действие в соотношении с законом; реализацию принципов народов власти

Гарантия законности – комплекс мероприятий, выработанный государством и обществом с целью обеспечения правомерности поведения людей. Виды гарантий: 1 - Экономические (например: свобода выбора труда); 2 - Политические (например: правовая политика); 3 - Прогрессивная правовая идеология (например: статья 57 конституции); 4 - Наличие огромного пласта нормативно-правового акта; 5 - Деятельность общественных объединений и специальных формирований; 6 - Общественное мнение – закон имеет значения для установления демократического режима и права порядка в обществе;

Законность и правопорядок находятся в прямо-пропорциональной зависимости, т.к. правопорядок – это реализованная законность. Правопорядок – такой порядок общественных отношений, субъекты которого ведут себя правомерно. Составляющий элемент общественного порядка. Не всякое нарушение общественного порядка, есть нарушение правопорядка. Общественный порядок – порядок в обществе, субъекты которого ведут себя в соответствие с социальной нормы, действующей в обществе.

Правоотношения. Виды, состав, субъекты и объекты. Юридические факты. Правоотношения – форма общественных отношений возникающие при урегулировании норм права. Права находятся в прямой зависимости от норм права, т.к. нормы права являются основанием для возникновения любого вида правоотношений, а правоотношения в свою очередь – это средства реализации. Правовые регулирования охватывают различные сферы жизнедеятельности людей, поэтому существуют множество правоотношений, которые отличаются по нескольким основаниям:

1) по характеру воздействия и по функциям права: регулятивныеохранительные на основе правомерного поведения субъектов (например: имущественные, трудовые, брачно-семейные). возникают как реакция государства на неправомерное поведение, их задача восстановление нарушенных прав и привлечении нарушителя к ответственности. (например: уголовное, административное правонарушений).

2) по распределению прав и обязанностей: простыесложные при них одна сторона имеет только права, а другая только обязанности (например: договор займа). при них каждая сторона имеет и права и обязанности (например: нарушение ПДД)

3) по количеству субъектов: двусторонниемногосторонние возникают между двумя субъектами (например: договор купли-продажи). участвуют более двух лиц (например: уголовное разбирательство).

4) по характеру обязанностей: активныепассивные обязательное лицо должно совершить конкретное положительное действие (например: следователь обязан пояснить). обязанное лицо должно воздержаться от совершения действий не позволяющих или затрудняющих уполномоченному субъекту осуществлять свои права (например: статья 47 УПК);

5) по степени конкретизации субъекта: относительные поименно определены все субъекты, как уполномоченные, так и обязанные. абсолютные в них определена только управомоченая сторона, все остальные являются обязанной стороной и от них требуются соблюдение или способность реализации права уполномоченной стороны.

Содержание правоотношений. Материальный состав правоотношений – это поведение его субъектов, их действий и поступки, связанные с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей. Юридический состав – складывается из субъективного юридического права и субъективной юридической обязанности. Право и обязанность правоотношений – это важнейшее и необходимое условие нормативного человеческого общения. В их адекватном соотношении предполагается их взаимосвязь и взаимозависимость различных интересов, выражающий реальный облик гражданского общества и правового государства. Субъективное юридического право – вид и мера возможного или дозволенного поведения субъекта: а) связанно с удовлетворением потребностей отдельного субъекта; б) реализация зависит от субъективной боли, от желания действовать в меру дозволенного поведения;

Субъективная юридическая обязанность – предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правоотношений в интересах управомоченных субъектов. Обязанность субъекта состоит в необходимости, соотносить свое поведение с предъявляемыми к нему требованиями. Юридическими носителями субъективных прав и обязанностей являются субъекты права (физические и юридические лица): Физическим лица: граждане данного государства; иностранцы; апатриды – лица без гражданства; бипатриды – лица с двумя или более гражданствами;

Юридические лица: - государственные объединения; - общественные объединения; - частные организации и иногда государство в целом; Государство бывает: 1) Правотворческой деятельности – издаёт законы; 2) В международных отношениях. Все субъекты правоотношений характеризуются двумя свойствами: 1) Дееспособность2) Диликтоспособность 1) Дееспособность – способность своими действиями приобретать или осуществлять свои юридические права и обязанности; 2) Диликтоспособность - способность нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.

Дееспособность юридических лиц. Дееспособность юридических лиц – это способность приобретать и осуществлять свои юридические права и обязанности. Дееспособность порождает понятие деликтоспособности – это способ нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Дееспособность физических лиц – по общему правилу наступает с 18 лет, однако в различных отраслях права этот возраст может быть снижен. Снижение зависит: От необходимой степени зрелости субъекта, для вступления в данный вид правонарушений; От характера общественных отношений. Дееспособность юридических лиц наступает с момента регистрации. Прекращается после ликвидации.

Правоспособность – способность иметь свои юридические права и обязанности. Правоспособность физических лиц возникает в момент рождения, а иногда и раньше. Прекращаются со смертью. Правоспособность юридических лиц наступают в момент регистрации, носит целевой характер. Прекращается: Слияние, разделение юридического лица; Переход в порядке правоприемлемости; Ликвидация; Правоспособности и дееспособности физических и юридических лиц в процессе своей жизнедеятельности могут быть ограничены, но только судом в установленном правопорядке. Совокупность правоспособности и дееспособности образуют понятие правосубъектность. У физических лиц правосубъектность формируется постоянно. У юридических лиц наступает поэтапно.

Юридические факты: События: Абсолютные юридические факты, наступающие независимо от воли сознания людей, вызванного природой; Относительные происходящие не зависимо от воли тех, для кого наступили, в тоже время, являются следствием сознательной воли человека (например: революция, война). Юридические факты. Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми законодатель связывает возникшие изменения или прекращение правоотношений.

Действия: Правомерные: правомерные действия совершенные с целью вызвать определенные юридические последствия (например: объявление персоной нон-грата); Юридические акты Юридический поступок правомерное действие, при совершении которого не преследуются юридические последствия, но они наступают в силу характера совершенного действия (например: обнаружение клада); Неправомерные: Преступление виновное, противоправное, общественно опасное деяние, делитноспособного лица. Представляют особую угрозу для общества и государства. За него наступает уголовная ответственность.

Проступок правонарушение степени общественной опасности, которое не представляет серьезной угрозы для общества в целом. Административный виновно, лица или субъекта. Причиняет вред в сфере государственного правления, (например: ПДД). Нарушает нормы административного права, влечет административную ответственность; Гражданско-правовой нарушает нормы гражданского права, ведет гражданскую правовую ответственность, причиняет вред в сфере имущественных отношений и тесно связанна с ними личных, неимущественных; Дисциплинарный нарушает правило внутреннего правового распорядка, нормы дисциплинированных уставов и положение о дисциплине влечет несет дисциплинную ответственность.

Правонарушения и юридическая ответственность. Правонарушения – действия или бездействия, которые нарушают установленные законом нормы права. Это виновное деяние влечет юридическую ответственность. Правонарушения разнообразны, но имеют общие признаки. Признаки правонарушения: Деяние (действия или бездействия) – мысли и чувства людей, не выраженных в действиях или бездействиях, не являются правонарушением; Противоправность деяния – деяние должно нарушить действующие законодательства, наносить ущерб государству, обществу или личным общественным отношениям; Виновность деяния – субъект должен действовать сознательно и у него должна быть возможность выбора; Деяние должно быть совершенно деликтоспособным субъектом, вменяемым лицом;

Для установления наличия выше указанных признаков и классификации деяний используются специфические и юридические конструкции. Субъект правонарушения - им признаётся физически дееспособное, вменяемое лицо. Юридические лица могут быть субъектами правонарушений только в административном и гражданском праве. Субъективная сторона – характеризует вид виновности субъекта. Виной является психологическое отношение правонарушителя к содеянному. Различают две основные формы вины: I II Умысел: 1 Правонарушение признается с прямым умыслом, если лицо сознавало общественную опасность своего деяния, предвидело наступление вредных последствий и желало их наступлений (например: террористический акт, преднамеренное убийство); а) Правонарушение признается с косвенным умыслом, если лицо сознавало общественную опасность своего деяния, предвидело, не желало, но сознательно допускало или безразлично к этому относилось; б)

Неосторожность: 2 Правонарушение признаётся совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело наступление вредных последствий, но без достаточных на то оснований, самонадеянно рассчитывало на их прекращение; Правонарушение признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело общественной опасности своего деяния, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть; а) б) Объект правонарушения – те общественные отношения, на которые совершенно посягательство, причиняющие ущерб или вред; III Объективная сторона включает характеристику деяний, способы его совершения и последствия деяний; IV

Причины правонарушений. - Условия материальной обеспеченности; - Низкий уровень правовой культуры; - Недостаточная работа правоохранительных органов; - Несовершенство законодательства;

Юридическая ответственность. Юридическая ответственность – это возникающая из правонарушения правоотношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем. В РФ существует 4 вида юридической ответственности: Уголовная ответственность – относится к карательным видам юридической ответственности, т.к. предусматривает самые суровые виды наказаний; Принцип законности - означает, что уголовная ответственность применяется только к лицам, совершившим преступления; Принцип вины – уголовная ответственность наступает только в отношении лиц, чья вина доказана; Принцип равенства граждан – это когда все граждане равны перед законом и судом; Принцип справедливости – это когда мера наказания должна соответствовать характеру и опасности совершенного преступления; 1 а) б) в) г)

Принцип гуманизма – это когда мера наказания не может иметь своей целью причинения физического страдания и унижения достоинства; Принцип невиновности – это когда каждый обвиняемый считается невиновным, пока его вина не доказана; Административная ответственность наступает за правонарушения, предусмотренные уголовным кодексом, влечет применение мер административного взыскания, не влечет за собой судимости, налагается только судом. д) е) 2 Гражданско-правовая ответственность – состоит в применении мер имущественного характера, призвана компенсировать убытки и другие имущественные потери, в результате не исполнения сторонами взятых на себя обязательств; 3 Дисциплинарная ответственность – наступает за совершение дисциплинарных проступков, т.к. нарушается трудовая дисциплина (например: замечания, выговоры). Так же установлена специальная ответственность, а также предупреждение о неполном служебном соответствии и временном исполнении должностных обязанностей. Специальная дисциплинарная ответственность предусмотрена для руководителей. 4

Правосознание и мировая культура. Существуют различные формы общественного сознания, по которым люди познают окружающий мир: политическая, нравственная, национальная, эстетическая и религиозная. Формы общественного сознания: - политическая - нравственная - национальная - эстетическая - религиозная Правосознание представляет собой – совокупность идей, взглядов, традиций, чувств, которые отражают отношения людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представление о законодательстве, законности, правосудии, правомерном или не правомерном поведении.

Особенности правосознания: Отражаются лишь те явления, которые составляют правовую основу жизни общества. Оно охватывает процесс создания и реализации норм права; В способе отражения явлений общественной жизни – осознание правовых явлений, происходит по средствам юридических понятий (законность, правопорядок); 1 2 В структурном отношении правосознание состоит из: - правовой идеологии (научное правосознание) - правовой психологии (объединённое правосознание). Правовая идеология – система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Правовая психология – совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражаются отношение различных социальных слоев, групп, а также индивидов к праву, закону, системе правовых учреждений.

Индивидуальное правосознание – обобщает правовые взгляды и представления о праве конкретной личности. Общественное правосознание – складывается из множества индивидуальных правосознаний. Развивается через правосознание отдельных личностей. Оно гораздо богаче. Роль правосознания в общественной жизни. Является необходимым фактором при создании норм права. Вне его не может существовать правотворчество и правоприменительная деятельность. Правовая культура – качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества. Это определенный уровень правового мышления и восприятие правовой действительности.

Правовая культура включает в себя специфические способы правовой деятельности: а) работа правоохранительных органов; б) конституционный контроль; в) правотворчество и законотворчество; г) судебная практика; Структура правовой культуры. - Научные знания (сущность, характер, взаимодействие правовых явлений); - Правовая деятельность (содействует укреплению законности и правопорядка); - Нравственные взгляды и убеждения (от научных знаний и правовой деятельности зависит качество правовых знаний и умение ими пользоваться);

Правовая культура общества – во многом зависит от качества развития правотворческой деятельности. Правотворчество и право-применение компетентными органами требует достаточно высокий теоретический уровень правовой культуры, который вырабатывается философами и учеными социологами, юристами, общественным опытом практических работ. Правовая культура общества. Правовая культура общества – часть общей культуры, представляет собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящиеся к правовой реальности. Например: режим законности и правопорядка. Культура общества – результат социально-правовой активности личности, коллективов и других субъектов права.

Правовая культура личности – обусловливается правовой культурой общества, степенью или характером прогрессивно правового развития личности, обеспечив её правомерную деятельность. Состав правовой культуры личности: наличие правовых знаний и юридической информации; превращение накопленной информации в правовые убеждения соблюдение законов; умение отстаивать свои права в случаи их нарушения;

Профессиональная правовая культура – одна из форм культуры, свойственная обществу людей. Присуще более высокая степень знания и понимание правовой культуры. Все виды правовой культуры тесно взаимосвязаны. Правовая культура общества не существует вне правовой культуры его членов. Она является условием, формой и результатом культурно-правовой деятельности граждан и их профессиональных групп. Профессиональная культура специальностей всех областей не отделима от правовой культуры общества. Факторы, определяющие высокий уровень правовой культуры. История вырабатывает некоторые критерии оценок, на основе которых мы можем определить основные направления повышения правовой культуры.

Основные направления повышения правовой культуры: Формирование уважения к праву и законности; Освоение и достижение логики правового мышления; Совершенствование законодательства; Повышение уровня правовой деятельности; Увеличение объема и качества, совершенствование право-послушного поведения; Совершенствование правоприменительной деятельности; Разделение властей; Изучение памятников права и правоприменительной практики, как основа юридического образования;

Повышение уровня правовой культуры общества предполагает работу с гражданами, качественное преподавание отраслей права для юристов и правоведение для технических специальностей в вузах с целью надлежащего кадрового обеспечения различных учреждений. Задачи формирования правовой культуры. Государство придает большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважение к законам и правилам, готовность активного участия в охране правопорядка – эти качества составляют существенные стороны правовой культуры, развитие которых позволяет говорить о построении правового общества и, как следствие, правового государства.

Задачи формирования правовой культуры. Обеспечить надлежащую ориентацию в основополагающих началах и принципах правовой системы государства; Создать базу для значительного повышения объема и уровня правового поведения отдельных личностей. Высокий уровень правового поведения обеспечивает организованность общественных отношений и подчинённость общественному порядку; Обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права, за свои законные интересы, преодолеть правовую пассивность и правовой нигилизм; Осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте реального принципа «незнание закона не освобождает от ответственности»; Активизировать правовое поведение. От активности зависит стабильность правопорядка в обществе;

Вывод: правовая культура является необходимым условием сознательного поведения и осуществления гражданином своего долга перед обществом, способствует преодолению отсталых взглядов, предотвращение случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованное правовое представление граждан является предпосылкой укрепления законности и правопорядка, без чего не возможно гражданское общество и правовое государство.

Права человека и гражданина РФ. В развернутом виде права человека получили отражение во всеобщей Декларации прав человека, принятой генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. Важную роль с точки зрения реальности гарантий осуществления прав и свобод человека играет международный пакт о гражданских, политических, правовых, экономических, социальных и культурных прав. В настоящие время права человека получили отражение в Конституции стран, входящих в ООН. В РФ закрепление прав человека выражено в принятии декларации прав и свобод человека и гражданина в 1991 году и принятие конституции в 1993 году. По правовым статусам человека и гражданина под его правовым положением понимается совокупность прав и обязанностей.

Важнейшие элементы правового статуса: гражданство; конституционные установки; основные права и свободы, их гарантии и обязанности. Их содержание составляет положение глав конституции

Различают следующие виды правовых статусов личности: Общий (международный правовой статус) – включает в себя помимо внутригосударственных - права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международном правовом документе; Конституционный (фазовый) – объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в законе страны; Отраслевой статус – состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы; Родовой (специальный) – отражает специфику правового положения отдельной категории людей; Индивидуальный – характеризует особенность правого положения отдельного индивида;

Права человека – имеют естественную природу, неотъемлемую от индивида, не ограниченную территорией или национальными рамками. Существует не зависимо от закрепления в законодательных актах государства, является объектом международного правового регулирования и защиты. Характеризует человека, как представителя рода человеческого и в этом смысле выступает в общей категории, необходимой для её нормального существования в любом государстве. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся правомерными гражданами этого государства. Права гражданина – совокупность естественных правомочий, получившие отражение в нормативно правовых государственных актах и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закреплены в конституции и законодательных актах государства, декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека, как члена государственно-организованного общества. Гражданство – прочная и устойчивая связь субъекта с государством, в силу которой на него в полном объеме распространяются все гражданские права и свободы.

Конституция РФ дает России возможность двойного гражданства, однако существует тройное гражданство. Права личности – это правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Их объем может зависеть от социально- экономического положения общественности – политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под личностью - подразумевают человека, гражданина, иностранца, апатрида и бипатрида. Права личности характеризуют особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

Классификация прав и свобод. Традиционно в науке права и свободы делятся на три группы: Личные права и свободы; Право на жизнь. Данное право закреплено всеми международными актами и конституциями мира; Никто не может быть лишен жизни в произвольном порядке, в КРФ – статья 20; Каждый человек имеет право на жизнь; Смертная казнь впредь до её отмены может устанавливать в качестве меры наказания за особо тяжкие преступления, против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей; Достоинство личности – качество человека равнозначное праву на уважение и обязанность уважать других. Данная норма закреплена в КРФ – статья 21; I 1 а б 2

Достоинство личности, охраняемое государством. Ничто не может быть основанием для его умаления; Никто не должен подвергаться насилию, пыткам, унижению человеческого достоинства; Никто не может быть подвергнут медицинским и иным опытам; Право на свободу и личную неприкосновенность – возможность совершать любые непротивоправные поступки, неразрывно с ними находится личная неприкосновенность человека, охватывающая его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Человек имеет право сам распоряжаться своей судьбой и выбирать свой путь – статья 22 КРФ; Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность; Арест – заключение под стражу и задержание только по судебному решению. До него лицо не может быть задержано больше чем на 48 часов; а б в 3 а б

Право на частную жизнь – совокупность тех сторон личной жизни, которые человек не желает делать достоянием других – статья КРФ; Каждый имеет право на частную жизнь, защиту своей чести и доброго имени; Каждый имеет право на тайные переписки, телефонные, почтовые, телеграфные переговоры; Сбор, хранение и использование информации частного лица не допускается без его согласия; Органы государственной власти и самоуправления должностного лица обязаны использовать каждую возможность ознакомиться с документами, материалами, затрагивающими права и свободы человека; 4 а б в г Неприкосновенность жилища – никто не в праве проникать в жилище без согласия жильца. Сотрудник, проникший в жилище без воли жильца, должен поставить в известность прокурора в течение 24 часов – статья 25 КРФ; 5

Жилище не прикосновенно. Никто не в праве проникать в жилище против воли хозяина; а Национальная принадлежность – статья 26 КРФ; Каждый вправе определять и указывать свою национальность; Каждый имеет право на пользование родным языком; Свобода передвижения и место жительства. Данное право имеет каждый, кто находится законно на территории страны; Каждый, кто находится законно на территории РФ, имеет право передвигаться и выбирать место жительства; Каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Однако только граждане РФ имеют право беспрепятственно возвращаться; Свобода совести и вероисповедания – статья 28 КРФ. Каждому гарантирована свобода совести и вероисповедания; 6 а б 7 а б 8

Свобода мысли и слова – статья 29 КРФ; Каждому гарантированна свобода мысли и слова; Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; Ни кто не может быть принужден к выражению своих мнений или отказу от них; Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; Гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается; Политические права и свободы; Свобода печати и информации – главная проблема демократии, поскольку без нее не возможно ни гражданское общество, ни правовое государство; б в г д II 1 9 а

Право на объединение, его цель – обеспечить участие граждан в политической и общественной жизни; Право на мирные собрания и публичные манифесты. Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествие и т.д. Целью является: обсуждение проблем, представляющие общие интересы, выражение поддержки политики властей или протеста против неё, стремление сделать свою позицию достоянием общественности; Право участвовать в управлении делами государства. Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума) выборов или личного участия или через избираемых в думе представителей – является выражением суверенитета народа и формой осуществления своей власти; 2 3 4

Существует 2 формы непосредственного осуществления народом принадлежащей ей власти. Формы имеют большую значимость (референдум и выборы); Референдум – голосование по тому или иному вопросу. Решения, принятые на референдуме, обладают юридической силой и не нуждаются в чьем-либо утверждении; Выборы – наиболее частая и широко применяемая форма демократии. Это один из важнейших способов формирование государственных органов и замещение должностей; Право избирать и быть избранным. Право гражданина быть избранным в органы государственной власти или самоуправления наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право) или позднее с получением гражданства РФ; 1 2 Равный доступ к государственной службе – равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по каким-либо признакам. Право поступать на государственную службу имеют граждане от 16 до 60 лет; 5 6

Право участвовать в управлении правосудия. В настоящее время осуществляется в России поэтапное введение института присяжных заседателей. Суд присяжных заседателей состоит из 12 человек и 1 судьи; Право обращений. Граждане РФ имеют право обращаться лично или направлять коллективные обращения в органы самоуправления и государственные органы (предложение, заявление, жалоба); Экономические, социальные и культурные права; Право на экономическую деятельность – данное право предусматривает свободное использование предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности. К этому праву относится единство экономического права, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, защита равным образом всех форм собственности; 7 8 III 1

Право частной собственности – принадлежит каждому, владение частной собственностью осуществляется свободно, если это не наносит вреда окружающей среде; Трудовые права и свободы – группа прав и свобод включает в себя: свободу права, право на труд и на защиту безработицы, право на забастовку и отдых; Труд свободен – каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду; Принудительный труд запрещен; Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без дискриминации; Право на забастовку, на защиту своих индивидуальных или коллективных прав; Каждый имеет право на отдых; 2 3 а б в д г

Защита материнства, детства и семьи; Материнство и детство, семья находятся под защитой государства; Забота о детях и их воспитание – равное право и обязанность родителей; Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях; Право на социальное обеспечение – закон устанавливает возраст на получении пенсии (60 лет – мужчины, 55 лет - женщины), существуют пособия по болезни, утери кормильца и т.д.; Право на жилище; Никто не может быть произвольно лишен жилья; Органы государственной власти поощряют строительство и дают всякие ипотечные кредиты; Малоимущим жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату; 4 а б в 6 а б в 5

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Конституция предоставляет право на медицинскую помощь за счет государственного бюджета; Право на благоприятную окружающую среду; Право на образование – конституция гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного, общего, среднего и полного образования; Свобода общества – органы государственной власти не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан; Право на участие в культурной жизни (посещение музеев, театров);

Основы конституционного строя РФ. Система государственных органов. Основы конституционного строя РФ – главные устои государства, раскрывающие его сущность, содержание деятельности и важнейшие ценности предлагаемые обществом и государством. В качестве основ конституционного строя, конституция закрепляет форму государства: 1. Россия провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Установлен действующий либерально-демократический режим. 2.Объявлено, что человек является высшей ценностью, а признание соблюдения и защиты прав и свобод гражданина – главная обязанность государства.

3.Принцип народа власти означает, что единственный источник власти является народ. 4.Принцип государственного суверенитета характеризует верховенство и полноту власти внутри страны и независимость её во вне. 5.Принцип федерализма - предполагает некую территориальную организацию государства, при которой Россия является сложным образованием, состоящим из отдельных субъектов федераций, которые пользуются определенной политической самостоятельностью, равны по своему правовому отношению и имеют своей целью сохранение целостности России, с целью удовлетворения интересов общества. Россия состоит из 89 субъектов, в числе которых 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 10 автономных округов, 1 автономная область (Еврейская), 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). Конституция РФ не может быть изменена без согласия всех субъектов!

6.Принципы социалистического государства - в России большое значение отводиться социальной защите населения на уровне стандартов современного общества. 7.Признак разделения властей направлен на обеспечение подлинного народовластия. 8.Признаки частной собственности: (государство гарантирует охрану и защиту частной собственности и равные условия для развития форм собственности). 9.Политический и идеологический плюрализм (свобода). Не допускается ни какой подпольной идеологии, в следствии, многопартийность, не допускается монопольного положении какой-либо партии, все общественные объединения равны между собой. 10.Объявление России светским государством. Не существует единой государственной религии. Государство нейтрально (равенство всех религий перед законом).

11.Принцип верховенства конституции: означает высшую юридическую силу, обязанность соблюдения всеми органами власти, гражданами, должностными лицами нормативных актов их соответствие конституции. 12.Система государственных органов РФ. Законодательная власть – предоставлена федеральным собранием. Государственная дума – нижняя палата федерального собрания избирает демократический путь на основе всеобщего, прямого и равного голосования. Совет федерации – верхняя палата федерального собрания, формируется демократическим путем и представляет исполнительной власти субъекта федерации.

Суверенитет – означает самостоятельность государства при решении государственных и внешнеполитических проблем. СУВЕРЕНИТЕТ Признаки государственного суверенитета: Наличие конституционно правовой системы Единое гражданство Единство государственной власти Территориальное единство

Единая кредитно-денежная система Единое экономическое пространство Единые вооруженные силы Международная правосубъектность Наличие государственных символов – флаг, герб, гимн, столица

Система государственных органов РФ. Система государственных органов в РФ представлена президентом, правительством, федеральным собранием (парламентом) и системой судов РФ. Президент – является главой государства, гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина, применяет меры по охране государственного суверенитета, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, избирается на 4 года гражданами РФ на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании. Президентом могут быть избраны граждане не моложе 35 лет, постоянно проживающие в РФ не менее 10 лет. Одно и тоже лицо не может занимать место президента более двух сроков подряд. При вступлении в должность президент приносит присягу. Президент РФ: Назначает Председателя Правительства РФ; Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; 1 2

Принимает решение об отставке Правительства РФ; Представляет Государственной Думе кандидатуру на пост Председателя Центрального банка; Представляет кандидатов на должность судей: Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного суда и Генерального прокурора; Формирует и возглавляет Совет Безопасности; Утверждает военную доктрину РФ; Формирует свою администрацию; Назначает и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил; Назначает выборы в Государственную Думу и распускает её; Вносит законопроекты в Государственную Думу; Подписывает и обнародует федеральные законы; Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране;

Осуществляет руководство внешней политикой; Ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; Является Верховным Главнокомандующим, в случаи агрессии против РФ вводит чрезвычайное положение; Решает вопросы гражданства; Награждает государственными наградами; Осуществляет помилование; Издаёт указы и распоряжения; Обладает неприкосновенностью; Приступает к выполнению уполномочий с момента принесения присяги и слагает их с момента присяги новым Президентом; Президент прекращает свои полномочия досрочно в случае его отставки добровольной или принудительной, а также стойкой нетрудоспособности по состоянию здоровья;

Президента замещает Председатель Правительства и не может во время отпуска Президента распускать Государственную Думу и вносить предложения о пересмотре положении Конституции. Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации, только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента состава преступления и заключении Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Правительство РФ Осуществляет в России исполнительную власть. Состоит из Председателя Правительства, заместителя и федеральных министров. Правительство: Разрабатывает в Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение. Обеспечивает в РФ единую кредитно-денежную и финансовую политику. 1 2

Обеспечивает единую политику в области науки, культуры и образования. Осуществляет управление федеральной собственностью. Осуществляет меры по обеспечению обороны страны. Перед вновь избранным Президентом старое Правительство слагает свои полномочия. Правительство может само подать в отставку. Недоверие Правительству может выразить Государственная Дума. При повторном недоверии Правительству Президент либо распускает Государственную Думу, либо отправляет Правительство в отставку. Федеральное Собрание Является представительным и законодательным органом РФ. Состоит из двух Палат: Верхняя Палата - Совет Федераций и Нижняя Палата - Государственная Дума. В Совет Федераций входит по два представителя от каждого субъекта РФ: один – от представительной власти и один от исполнительной власти.

В Государственную Думу состоит из 450 депутатов одномандатных округов. Государственная Дума избирается сроком на 4 года, порядок формирования совета федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами. Депутатами Государственной Думы и Советов Федераций может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и тоже лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и Совета Федерации. Депутаты Государственной Думы не могут одновременно заниматься другой деятельностью, кроме преподавательской, научной, творческой. Члены Совета Федерации и Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение срока. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме задержания на месте преступления, а так же не могут быть подвергнуты личному досмотру. Вопрос о лишении неприкосновенности решается той палатой, где они находятся. Совет Федерации и Государственная дума заседают раздельно, вместе заседают только при выступлении Президента и выступлении представителей иностранных государств.

К ведению Советов Федерации относятся: Утверждение изменения границ между субъектами РФ; Утверждение указа Президента РФ о введении военного положения; Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; Решают вопросы о возможности использовании Вооруженных Сил России за ее территорией; Назначение выборов Президента РФ; Отрешение Президента РФ от должности; Назначение на должность судей всех судов; Назначение на должность генерального прокурора; Назначение на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава её аудиторов;

К ведению Государственной Думы относятся: Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; Назначение на должность Председателя Центра Банка и Счетной палаты, объявление амнистии, выдвижение обвинений против Президента; Федеральные законы принимаются Государственной Думой, принятые законы передают в течение отдельных 5 дней на рассмотрении Совета Федерации. В случае отклонении законов Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы, войны и мира. Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента и период действия на территории РФ военного или чрезвычайного положения, а также в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента. Судебная власть. Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется по средствам конституционного, гражданского, административного и уголовного права. Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы не менее 5 лет. Судьи не зависимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, которые разрешают дела о соответствии Конституцией РФ федеральных законов, нормативных актов, Конституцией субъектов федерации, дает толкование Конституции России, юридическая проверка выдвинутого обвинения против Президента РФ, верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Высший Арбитражный суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров. Судьи Конституционного суда назначаются Советом Федераций. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом.