БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Практикум. Вспомните определение БСП БСП – это предложений, состоящее из двух и более частей, соединенных только с помощью.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Advertisements

(Электронное приложение к циклу уроков) ». -Прочитайте предложения. Изменится ли в них интонация в зависимости от знака препинания? Бабушка сердилась,
А24. Бессоюзное сложное предложение. Пример задания А24: Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей:
Урок в 5 классе. Прочитай. Сколько грамматических основ в каждом предложении? 1. Мороз пощипывает нос и щёки. 2. Я люблю, когда мороз пощипывает нос и.
Знаки препинания в Б. С. П. Ученица 9 «А» класса: Кобелькова Ирина. Учитель: Ожован О. С. г. Кемерово, ГУ «Губернаторская специальная общеобразовательная.
Сложное предложение Основные виды сложных предложений; знаки препинания в сложных предложениях.
Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения» Синтаксис. 9 класс. (20-25 минут)
Знаки препинания в БСП (запятая, точка с запятой, двоеточие) Из опыта работы Борозенец Е.Е.
Бессоюзные сложные предложения Бессоюзные сложные предложения (урок обобщения, систематизации и проверки знаний)
«Бессоюзное сложное предложение». Тема урока: «Бессоюзное сложное предложение». Цели урока: 1. Систематизировать знания по данной теме. 2. Отработать навыки.
Обобщающее повторение пунктуации сложных бессоюзных предложений.
Двоеточие и тире в БСП 9 класс МОКУ «Коммунарская СОШ» Учитель Байбородова Галина Владимировна.
Обобщающий урок-практикум по русскому языку 9 класс Бессоюзные сложные предложения.
Д ВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Цель урока: научиться определять интонационные особенности бессоюзных сложных предложений и на этой основе.
Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения» 900igr.net.
Обиже ( н, нн ) ый, традицио ( н, нн ) о, г … ристый, г … ризонт, к … снулся, пр … открыта, ра … цвет, серебря ( н, нн ) ый, п … трогай, ( по ) старчески.
Понятие о сложном предложении. В лесу ещё лежит нетронутый снег. Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит. ©Жукова М.В.
Учитель Ткаченко Т.Н. Знаки препинания в БЕСОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Тема урока: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Запятая в БСП Бренгач Людмила Александровна Запорожская ОШ 109.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Транксрипт:

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Практикум

Вспомните определение БСП БСП – это предложений, состоящее из двух и более частей, соединенных только с помощью интонации. На границе частей БСП могут стоять различные знаки препинания: Запятая Точка с запятой Двоеточие Тире

Знаки препинания в БСП ЗАПЯТАЯ Перечисление при одновременности или последовательности действий (= И) Внутри частей нет осложнений ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ Части далеки друг от друга по смыслу (= точке) Внутри частей есть осложнение (свои знаки препинания)

Знаки препинания в БСП ДВОЕТОЧИЕ Значение причины (= потому что) Значение уточнения, пояснения (= а именно) Значение дополнения (= и увидел, и услышал)

Знаки препинания в БСП ТИРЕ Значение противопоставления (= а, но) Значение времени или условия (= если... – то… = когда… - то…) Значение следствия ( = следовательно)

Объясните постановку знаков препинания на границе частей БСП Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими волнообразными раскатами сбегали с нее невысокие, тоже распаханные холмы. Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда. После обеда подали чай с каким-то оригинальным запахом; гляжу: на дне гвоздичное зернышко. Лермонтов почти не печатал своих первых произведений: он видел в них лишь ученические опыты. Он засмеется – все хохочут, нахмурит брови – все молчат.

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку Весна затягивалась (…) то теплело, то ударял мороз. Стоило вглядеться в эту картину (…) в ней открывалось столько таинственного и бесконечного. Я посмотрел назад (…) то был мой старый приятель и товарищ.

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку Настанет вечер (…) загорятся на небе звезды. Май холодный (…) год хлебородный. Ввысь взлетает сокол (…) жмется уж к земле. Спать долго (…) жить с долгом. Он поднял глаза (…) маленькое облачко неприметно неслось по небу.

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку, начертите схему предложения Фонарей на этой захолустной улице не было (…) Павел шагал наудачу (…) раз он больно ударился коленкой о столбик и брезгливо поморщился (…) боль мешала думать.

Проверьте себя Фонарей на этой захолустной улице не было – Павел шагал наудачу; раз он больно ударился коленкой о столбик и брезгливо поморщился: боль мешала думать. [ ]– (следовательно) [ ] ; (= точке) [ ]: (потому что) [ ].

Из данных простых предложений составьте несколько сложных, используя различные средства связи Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и манит.

Среди предложений найдите БСП, запишите его номер (1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой - настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Идем ходко. (6) Вокруг тихо. (7) Только под лыжами хрустит снег. (8) Следа собак все еще не видно, а уже скоро перевал. (Г.Федосеев)

Среди предложений найдите БСП, запишите его номер (1) И Павлик горестно замолчал, ломая голову над таинственным исчезновением птички и не менее таинственным исчезновением дяди. (2) Колеса застучали по мостовой. (3)Дилижанс въехал в тенистую улицу, обсаженную акациями. (4) Замелькали серые кривые стволы телефонных столбов, красные черепичные и голубые железные крыши; вдалеке на минутку показалась скучная вода лимана. (5) В тени прошел мороженщик в малиновой рубахе со своей кадочкой на макушке. (В.Катаев)

Среди предложений найдите БСП, запишите его номер (1) Луна взошла, светло стало, ветер утих, угомонилось озеро. (2) Успокоился и лебедь, дремлет. (3) Тихо.(4) Лишь изредка всплеснет в камышах щука да выпь угукает… (5) Перед утром ветерок вновь дунул, зашелестел камышом ласково, усыпляет. (6) Не слышно лебедю мягких шагов вороватой рыжей лисы. (7) А она уже близко. (8) Рядом! (9) Проснись, лебедь! (10) Проснись! (11) Всполошился лебедь, подставил сильный клюв, да поздно. (В.Свинцов)

Среди предложений найдите БСП, запишите его номер Это был дом, каких множество на улицах Соломбалы. (2) Во дворе за забором на ветвях молодых тополей робко проступала зелень будущей листвы - лето запаздывало. (3) Слышалось прерывистое повизгивание пилы. (4) Из глазка- отверстия в крашенной охрой калитке свисал кончик тонкой веревки с узелком. (5) Подталкивая друг друга, мальчики в нерешительности поглядывали на окна с белыми полотняными занавесками. (Е.Коковин)

Проверьте себя 4 4 1, 5 (?) 4

Домашнее задание Повторить ССП, СПП. Повторить п.п. 23 – 26. Упр. 236.