«Динамическая оценка достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов с использованием диагностических карт» Ергина Л.П. Капранова И.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Составила учитель начальных классов лицея 8 «Олимпия» Т.В. Невзорова.
Advertisements

Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентацияценностно-смысловая;
Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентацияценностно-смысловая;
Контрольно-оценочная деятельность младших школьников По книге А.Б. Воронцова «Педагогическая технология контрольно- оценочной деятельности младших школьников»
Основные требования ФГОС: системное развитие учащихся и становление умения учиться Формирование, наряду с предметными умениями, личностных и метапредметных.
Особенности системы оценки при введении ФГОС Т.С. Горбунова, ректор БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н.
По новым стандартам школа работает в штатном режиме с 2011 года.
Система оценки достижений. оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; содержательная и критериальная основа – планируемые результаты;
МОУ СОШ 93 Степанова Е. М. Педагогические условия и средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
Организация действий контроля и оценки в первой фазе учебного года ( совместная постановка и планирование задач года )
Проблемный вопрос: 1. цели оценочной деятельности 2. критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов 3. условия и границы.
Оценивание является постоянным процессом. Оценивание может быть только критериальным. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности.
Руководитель МО НШ Мельник Ольга Анатольевна. отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру, личностные.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания,
Педагогический совет г. Тема: «Формирование универсальных учебных действий и их место в образовательной программе школы» Цель: Повышение компетентности.
Диагностика УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель начальных классов МОУ «Первомайская СОШ» Агафонова Татьяна Николаевна.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Управление образования и социально - правовой защиты детства Администрации Ленинского района г. Нижнего Новгорода Муниципальное образовательное учреждение.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Транксрипт:

«Динамическая оценка достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов с использованием диагностических карт» Ергина Л.П. Капранова И.А. Кекало Н.А.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД обще-учебные, включая специально-предметные действия логические, включая знаково-символические действия постановка и решение проблем

Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером

Целеполагание Планирование Контроль Прогнозирование Коррекция Волевая саморегуляция Оценка

Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентация ценностно-смысловая;ценностно-смысловая; в социальных ролях и меж-в социальных ролях и меж- личностных отношениях МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: личностное, профес- сиональное, жизненное Смыслообразование: связь между целью (ре- зультатом) деятельности и ее мотивом и ее мотивом Морально-этическаяориентация Регулятивные: организация деятельности Коммуникативные: речевые навыки и навыки сотрудничества Познавательные: общеучебные, в т.ч – знако- во-символические, логичес- кие, постановка и решение проблемы Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ Лит ИЯ Мат Е/н Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Соц

Планируемые результаты как критериальная база оценки Образовательные результатыПредмет оценки Предметные Способность использовать предметные знания при решении учебно-познавательных и учебно- практических задач (действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием) Метапредметные Сформированность регулятивных, коммуникативных, познавательных действий (уровень присвоения учащимися универсального учебного действия) Личностные Сформированность отдельных личностных результатов с целью оптимизации личностного развития

. Этапы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников В оценочной деятельности в 1-м классе закладывается два вида оценки: а) Ретроспективная оценка при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую (специальную) задачу. На этом этапе обучения появляются различные формы фиксации оценки по заданным критериям (линеечки, оценочные листы и т.п.), проводятся специальные учебные занятия по отработке способов контроля и оценки. Все проверочные работы имеют следующие этапы проведения: выполнение самой работы, выработка критериев, оценка учащимися своей работы по заданным критериям, проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ учащихся, соотнесение оценки учителя и оценки учащихся, обнаружение расхождений в оценке. Необходимо специально отметить, что в первом классе для самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы); Г.А. Цукерман и др. Оценка без отметки. Москва – Рига, «Эксперимент», б) Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия (см. работы Г.А. Цукерман). Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе особым образом. Для этого в первом классе вводится специальное место в пространстве класса: «Место сомнений (тренировки)»; в противовес этому может быть «Место на оценку». Могут вводиться специальные знаки, использование которых высоко оценивается учителем. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Таким образом, в ходе первого года обучения вводится еще один важный принцип оценивания – взрослыми и детьми оцениваются только достижения, предъявленные самим ребенком, действует правило «добавлять, а не вычитать». Ребенку дается право самому выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю (или сверстникам) для оценки. Он сам может назначать критерий оценивания. Такой подход к оцениванию, по нашему опыту, побуждает школьников к ответственному оценочному действию. Фактически, в первую очередь, оцениваются индивидуальные достижения учащихся, различные у всех.

На втором этапе (2 – 4 классы) происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным (процессуальном) контролем освоения способов деятельности. На данном этапе такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Контроль за усвоением учебного материала эффективен только тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащихся. Коррекция учебной работы школьников дает результаты, если она основана на диагностических данных, а не только на самом факте ошибки. Учащиеся работают над освоением разных типов заданий, направленных на рефлексию общих способов действия (см. схему 2). С помощью подобных заданий во втором классе начинается работа над формированием другого вида контроля – рефлексивного, направленного на анализ основания собственно способа действия. Разворачивается в полном объеме система коррекционных учебных занятий и система индивидуальной самостоятельной работы учащихся с использованием специальных мест: «стола помощников» и « стола заданий». Что касается действия оценки, то на этом этапе оно должно полностью дифференцироваться. Учащиеся должны учится видеть свою работу как сумму многих умений, каждое их которых имеет свой критерий оценивания. Предметом совместных усилий ребенка и взрослого становится способ осуществления формализованной оценки. Например, из пяти заданий проверочной работы сообща определяется самое легкое и ему приписывается «цена» – 1 балл. О «цене» остальных заданий и отдельных действий по их решению класс договаривается. Вычисляется максимально возможная оценка всей работы, а каждый ученик самостоятельно оценивает свой результат. На этом этапе начинается работа над прогностической оценкой. Дети уже начинают задавать себе вопросы типа: «Справлюсь ли я с решением?», выбираются задания для самостоятельной работы на «уровень притязания» – из данного пакета заданий с обозначенной сложностью требуется взять какое-то для решения и т.п. На конец второго этапа формирования действий контроля и оценки у младших школьников они могут: – определить возможные «ошибкоопасные» места, например, в тексте; – установить возможные причины возникших ошибок и наметить план их индивидуальной ликвидации и коррекции; – установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения; – классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы; – формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на основе суммы разных умений (по совокупности критериев). На заключительном третьем этапе (второе полугодие 4 класса – 6 класс) учащиеся вместе с учителем выходят (на соответствующем уровне заданий) на полный цикл контроля и оценки. Подобная работа на данном этапе обучения может эффективно строиться в рамках разновозрастного сотрудничества пятиклассников с учащимися более младших классов. Со стороны учащихся предметом контроля и оценки могут выступать действия младших школьников (1 – 3 классы), план подготовки к работе с ними, собственные действия пятиклассников по отношению к малышам, знаково- символические средства для решения поставленных задач, собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и способов их преодоления. С этой целью на данном этапе школьники начинают работу по созданию «карты знаний» и использованию ее для отслеживания траектории движения класса в учебном материале с фиксацией на ней индивидуальных достижений и трудностей по ходу учебного года. На ведущее место в обучении (учении) выходит рефлексивный контроль и рефлексивно-прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях.

Обоснование содержания и методов контроля и оценки учебных достижений на примере учащихся 2 класса при изучении курса математики в соответствии ФГОС

График контрольных мероприятий Числа и арифметические действия с ними Семестры Читать, записывать, упорядочивать, сравнивать и моделировать числа от 1 до 1000, определять их десятичный состав Устанавливать закономерность по которому составлена числовая последовательность, составлять последовательность, группировать числа по признаку самостоятельно Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100, в т.ч. с 0 и 1 Выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел (в изученном диапазоне) Предметные результаты Числа и арифметические действия с ними месяц Читать, записывать, упорядочивать, сравнивать и моделировать числа от 1 до 1000, определять их десятичный состав СтартоваяПровероч Устанавливать закономерность по которому составлена числовая последовательность, составлять последовательность, группировать числа по признаку самостоятельно Стартовая Провероч Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100, в т.ч. с 0 и 1 Старт Провер Итогов к/р. Выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел (в изученном диапазоне) Диаг.Провер.Конт.работаИтоговаяк/р. Вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (базовый уровень), 4-6 действий (повышенный уровень) со скобками и без скобок Провероч Итоговая к/р.

График контрольных мероприятий Числа и арифметические действия с ними Семестры Читать, записывать, упорядочивать, сравнивать и моделировать числа от 1 до 1000, определять их десятичный состав Устанавливать закономерность по которому составлена числовая последовательность, составлять последовательность, группировать числа по признаку самостоятельно Метапредметные результаты месяц Выявлять задания с ловушкой Провер Итоговая к/р. Сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям Стартовая Провер Выделять задачи, похожие по способу решения Провер Определять тему и главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определять их значения разными способами Провер Итоговаяк/р. Оценивать по критериям, выработанным в классе (адекватность, дифференциированность, высота, рефлексивность оценочных действий) СтартоваяПроверИтоговая к/р.

Технологическая матрица Планируемые результаты Уровень Образцы проверочных заданий ПРУУД Уметь решать составные задачи Решать составные задачи на нахождение неизвестной величины.(П) Преобразовывать информацию из одной формы в другую.(П, К) Самооценка умения решать составные задачи. (Р) Проверочная работа за полугодие Задание 1 Уметь сравнивать выражения Самооценка умения сравнивать выражения. (Р) Проверочная работа за полугодие Задание 2 Уметь находить значение выражения Выполнять арифметические действия устно. (П) Самооценка умения находить значение выражения. (Р) Проверочная работа за полугодие Задание 3

Технологическая матрица Требования к выполнению, критерии оценки В 4 уровне – правильно выбран вопрос для задачи, составлена схема и верно решена задача 2 уровень – если допущена 1 ошибка 3 уровень – все верно, но не составлена схема задачи В 3 уровне Верно заполнена схема задачи, записано решение и ответ и правильно записан вопрос к задачи, чтобы количество действий уменьшилось 1 уровень – 1 ошибка Во 2 уровне – верно заполнена схема и записано решение 1 уровень – ошибка в заполнении схемы или в записи решения В 1 уровне – все решено верно

Требования к выполнению, критерии оценки В 3 уровне - верно поставлены знаки сравнения в выражениях с именованными числами 2 уровень – 1 ошибка Во 2 уровне – верно поставлены знаки сравнения в буквенных выражениях 1 уровень – 1 ошибка В 4 уровне – правильно изменено выражение, значение которого стало меньше предыдущего В 3 уровне - верно найдено неизвестное число в выражении из трех действий 2 уровень – верно выбран способ нахождения неизвестного компонента, 1 вычислительная ошибка Во 2 уровне – верно поставлены скобки, чтобы равенство было верным В 1 уровне – верно вычислено выражение

Анализ результатов контроля и оценки Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Формы контроля и учета достижений: ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ - устный опрос - письменная самостоятельная работа - диктанты - контрольное списывание - тестовые задания - графическая работа - доклад - изложение - творческая работа

Формы контроля и учета достижений: ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ - диагностическая контрольная работа - диктанты - изложение - контроль техники чтения

Формы контроля и учета достижений: ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах - творческий отчет

стартовую диагностику; текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения; итоговое оценивание. Три вида оценивания: