Что открывается в процессе изучения романа «Война и мир». По материалам статьи Натальи Тралковой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности пути героев Самовозвеличивание Самоотрицание Высшая правда по Толстому- самоотождествление с народом.
Advertisements

Обзор содержания 3 тома романа « Война и мир » Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.
Портрет Л. Н. Толстого [1887]. Роман – эпопея « Война и мир » проникнута общенациональным чувством. Читая « Войну и мир », невозможно не испытать гордости.
«Чтобы жить честно…». Жизненные искания героев романа «Война и мир» - Андрея Болконского и Пьера Безухова. Урок эстетического освоения текста (10 класс)
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого Исполнитель: Князев Александр, 10-А кл. ГБОУ СОШ 353 им. А. С. Пушкина г. Москвы.
Л.Н.Толстой Роман «Война и мир» Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н. Prezentacii.com.
Война 1812 года в судьбах героев Философия истории в романе- эпопее «Война и мир» Бородинское сражение- композиционный центр романа.
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Автор презентации – Малолеева Т.А., учитель литературы МБОУ Дивеевской СОШ.
Долгалёва Мария 11 класс.. Война и Мир Общенародное единение во время войны Смерть Семья Молитва Мир «Псевдо единение» Кружки Петербургского общества.
Семья в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям. Л.Н.Толстой.
Урок – зачёт по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
Урок русской литературы в 10 классе Уроки нравственности по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого.
«…Толстой – это целый мир.». «Люди, как реки…» «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться.
Этапы духовных исканий Пьера Безухова Подготовила учитель литературы ГОУ СОШ 1740 Пузанова Марина Анатольевна
Поиск смысла жизни Пьером Безуховым в романе – эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» Работу выполнила Лубинец Юля, ученица 10 «В» класса МОУСОШ 2 Учитель –
Герои романа «Война и мир» Презентация учителя МОУ Орловской СОШ Бардановой Т.Г. Бардановой Т.Г.
Первая встречаЖенитьба на Элен Дуэль с Долоховым Вступление в масонство Любовь к Наташе Бородинское поле Встреча с Платоном КаратаевымСчастливая семейная.
Женские образы в романе Л. Н. Толстого « Война и мир ». Составление характеристики на основе текста Образ Наташи Ростовой Знакомство с героиней: поведение,
В романе Л. Н. Толстого Война и мир показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности.
Транксрипт:

Что открывается в процессе изучения романа «Война и мир». По материалам статьи Натальи Тралковой.

РУССО ШОПЕНГАУЭР Философского образования Толстой не получил, его концепция мира и человека суть интуитивное прозрение гениального разума. Философского образования Толстой не получил, его концепция мира и человека суть интуитивное прозрение гениального разума.

Семантическое поле исследования текста романа задается высказываниями писателя. ПОЛОЖЕНИЯ: 1. Вера и семейный уклад как истоки духовности. 2. Неразрывность, слиянность «добра» и «пользы», поиск безусловного. 3. Необходимость согласия естества и существа человека. 4. Отрицание смерти как предела жизни. 5. Стремление к равновесию, законченности формы, даже к симметрии. Толстой – устроитель жизни, хаос не его стихия. 6. Изменения состояния сознания героев определяют внутреннюю логику их пути, но не «к народу» как социально-этническому объединению, а своего пути-вектора в бытии- -небытии.

Гипотеза Антитеза ВОЙНА – МИР пронизывает весь роман (макро- и микроструктуры) и задает полюса в движении героев по линии воплощения «Я», преломляясь в каждом из социумов (микроструктуре) синонимичными противопоставлениями. Вектор испытания героев, возможной реализации «Я»: НАЦИЯ «Я» СЕМЬЯ ОБЩИНА ОБЩЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВСЕЛЕННАЯ

1 Я – личность. Я – маска. ГАРМОНИЯ И ДИСГАРМОНИЯ «…НЕ ОТРЕЧЬСЯ ОТ ЛИЧНОСТИ ДОЛЖНО ЧЕЛОВЕКУ, А ОТРЕЧЬСЯ ОТ БЛАГА ЛИЧНОСТИ» (В.В.Зеньковский)

Толстой ставит своих героев перед выбором сохранения «самости» или уподобления другим. Толстой ставит своих героев перед выбором сохранения «самости» или уподобления другим. Николай Ростов Марья Болконская МАСКИ «любимые» герои Эти два героя самодостаточны. Нет борьбы внутри «Я». Есть процесс узнавания мира. Они гармоничны. Курагины, Друбецкие, Берги – лишь маски, фигурки на шахматной доске, они живут по правилам игры. * Войну с самим собой ведет князь Андрей, интеллектуаль- но голодающий, а значит, и менее чувственный. * Кризис души и плоти переживает Наташа. * Пьер мечется в диапазоне мыслей – от высоких до низких, порочных.

2 СЕМЬЯ (Возможность реализации «Я», оставить себя отраженным в другом) «…цель жизни есть бесконечное просветление и единение существ мира»…а единение не есть слияние, оно не допускает исчезновения личного начала» (В.В.Зеньковский)

Антитеза в названии романа преломляется как РАЗЛАД - ЛАД РАЗЛАД. Нет понимания, принятия другого, нет любви – нет воплощения (умножения, увеличения «Я») Отсутствие семьи при родственных отноше- ниях. Жизнь интимная подменена жизнью в свете, стала публич- ной, не сокровенной. Договор между членами семьи, ограничение возможности самореализации – Болконские, Берги, Друбецкие.

ЛАД. Любовь, понимание, принятие. Отражение в Другом – гарантия личностного движения, по Толстому. Ростовы Николай - Марья Наташа – Пьер

3 ОБЩЕСТВО – ОБЩИНА Борьба - согласие «Удивительно, - пишет Толстой в дневнике, - как мы привыкли к иллюзии своей особенности, отделенности от мира. Но когда поймешь эту иллюзию, то удивишься, как можно не видеть того, что мы – не часть целого, а лишь временное и пространственное проявление чего-то невременного и непространственного.»

Не найдя себя в семье или исчерпав ее возможности, герои Толстого ищут поле деятельности вне семьи. В микросоциуме (обществе) реализуются невостребованные в характере щедрость, альтруизм Пьера (в масонстве); деловитость, рациональность князя Андрея – на войне, потом в Богучарове (хозяйство, реформы); доброта, сострадательность Марьи Болконской – в общении с божьими людьми; изобретательность Курагиных – в светской жизни (салоны, кутежи, аферы). Светское общество как организацию, как стиль жизни Толстой отрицает. Здесь предел «светских» героев, далее для них мир непознаваем. В ОБЩЕСТВЕ

Согласие между людьми, доверие и внимание друг к другу позволяют говорить об этом социуме как о братстве Антитеза – общинный дух организации: идеальное представление Пьера о масонстве (всемирность) в противоположность формализму ритуалов; жизнь князя Андрея в Богучарове в одном ритме с крестьянами; «семейность» полковой жизни Николая Ростова; жизнь Пьера в плену. О БЩИНА

4 НАЦИЯ (Этническое сообщество на основе духовной традиции, проявляющейся и в МИРЕ и в ВОЙНЕ.) «…СОПРЯГАТЬ НАДО…» (Пьер)

«Самость» нации проявляется в сценах «вочеловечивания» «Самость» нации проявляется в сценах «вочеловечивания» Воплощением немирного начала стал у Толстого Наполеон Пародируя фигуру Наполеона, Толстой как бы превосходит войну, утверждая образом Кутузова идею мира – единения. Наташа отдает подводы раненым Пьер спасает девочку и защищает женщину в Москве Образ Тихона Щербатого сцены

5 ЧЕЛОВЕЧЕСТВО «Муравьиное братство» - единичность человека.

Человеческое в человеке – высшая ценность по Толстому, суть сути. Человеческое в человеке – высшая ценность по Толстому, суть сути. Немногих своих героев автор поднял на эту ступень – умирающий, прощающий всем все князь Андрей, Денисов (спасение барабанщика), Пьер, Кутузов (о французах – «тоже люди!»), Платон Каратаев.

6 ВСЕЛЕННАЯ (Неведомая сила, судия, неизвестное непостижимое, тайна, точка отсчета и возврата.) «Сущность жизни не есть…отдельное существо, а Бог, заключенный в человеке, …смысл жизни открывается тогда, когда человек признает собою свою божественную сущность». (В.В.Зеньковский)

Конец антитезы Вселенную дано либо ощущать, либо нет. Небо отзывается духовным резонансом в душах героев, с ним связаны ОТКРОВЕНИЕ – ПРОЗРЕНИЕ – ОЧИЩЕНИЕ – ОПРОЩЕНИЕ.

Небо Аустерлица Князь Андрей: Каждая встреча с Небом – новая эпоха, новый шаг в осознании себя. Он не земной и не горний. Он не мог и не может стать проще. «Проще» его делает только смерть: Небо вбирает в себя князя Андрея.

Николай Ростов: «Тот, кто там, в этом небе, спаси, прости и защити меня!» - страх незащищен - ности, признание высоты неба, высшей силы. Шенграбенское сражение

Пьер чувствует себя «частью этой огромной невидимой цепи, которой начало скрывается в небесах». Пьер Безухов: «Я чувствую, что надо мной живут духи и что в этом мире есть правда», - говорит он, а в плену «прозревает» свою «бессмертную душу».

Вселенная участвует в судьбе героев НЕБО для Пети живое, он слышит перед атакой «музыку сфер». В Отрадном происходит диалог души Наташи с небом Спасение Французов Рамбаля и Мореля «санкционировано» небом: звезды «хлопотали о чем-то радостном, но таинственном, перешептывались между собой.» Все соприкосновение героев с небом (Вселенной) синтезируется в сне Николеньки (эпилог), пожалуй, самой интересной фигуры в романе. В сне сливаются образы Бога и Отца, освещенные неведомым светом и освещенные памятью.