«Двусмысленная слава» Игоря Северянина Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб…

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнено Святковской Алёной Ученицей 11 класса «А» МОУ СОШ 1.
Advertisements

Игорь Северянин. Игорь Северянин (1887 – 1941) – русский поэт «Серебряного века». Настоящее имя Игорь Васильевич Лотарёв.
Несколько слов о Валерии Чеховой… В твоих бездонных глазах Есть мудрость и искра детства, В твоих солёных слезах Есть всё, что сказало сердце… В твоих.
«Жалей того, кто с идеалом Столкнется здесь лицом к лицу. Его душа крылом усталым Вспорхнёт и улетит к Творцу». Владимир Палей.
Урок-презентация Автор: Кудлаенко О.В. Тема Родины в стихотворениях Сергея Есенина.
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
Школьная научно - практическая конференция учащихся « Мир и радость вам, живущие …» Поэзия Кайсына Кулиева Выполнили : ученицы 8 класса Аппаева Мадина.
И.СЕВЕРЯНИН СТИХИ О ПРИРОДЕ. Я природой живу и дышу, Вдохновенно и просто пишу, Растворяясь душой в простоте, Я живу на земле в красоте! «На земле в красоте»,
Работу выполнил Шилов Алексей Руководитель работы: Кравченко Т.М., учитель литературы.
М.Ю.Лермонтов Жизненный и творческий путь поэта- художника. Кавказ в судьбе М.Ю.Лермонтова.
Тема урока:Зорко одно лишь сердце… Эпиграф к уроку: Мы в ответе за тех, кого приручили… Любить это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть.
День сегодня не простой, А какой-то золотой, Матерей всех поздравляем, И здоровья им желаем!
Новикова Н.А., библиотекарь школы 27. «Россия, Русь, храни себя, храни…» Нет ни одного русского поэта, не выразившего в своем творчестве отношение к России.
«Имя твое несу через всю жизнь как святыню». При солнышке тепло, при матушке добро. Всякой матери своё дитя мило. Детки –радость, детки же и горе. Какова.
Эмоциональный настрой Оглянись: кругом весна поёт, Солнце так безудержно смеётся! Пусть оно энергией своей В душу каждого из вас прольётся! Улыбнись,
Сквозь "зеркало жизни" Я вижу судьбу. Я вижу жизнь всех, Но не вижу свою. Что значит все это? Где жизнь здесь моя? У "зеркала жизни" Спросил тотчас я.
Тема года Вечные темы искусства Мир человеческих чувств Сказочно-мифологическая тема Тема природы Тема Родины (Земли, матери) Тема мира и войны (добра.
Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир' Мир, который близок и понятен всем. Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам.
Легенда о матери Всем матерям, потерявшим своих детей…
Ученица 8 «А» класса Матвиенко Татьяна 2012г.. « Без солнца не цветут цветы, Без любви нет счастья, Без любви нет счастья, Без женщины нет любви, Без.
Транксрипт:

«Двусмысленная слава» Игоря Северянина Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб…

Цель урока: Познакомиться с жизнью и творчеством Игоря Северянина, с воспоминаниями современников и работами литературоведов, посвящёнными ему. Проанализировать стихотворения Северянина (из сборников разных лет), увидеть в них авторский стиль, отражение жизни и истинное лицо поэта.

Выразительное чтение стихов Как вы думаете, какой человек мог написать такие стихи? Как вы думаете, какой человек мог написать такие стихи? Сколько ему лет? Сколько ему лет? Какие у него представления о мире Какие у него представления о мире Как он относится к людям, о чём мечтает? Как он относится к людям, о чём мечтает?

Такие стихи мог написать очень ранимый, Такие стихи мог написать очень ранимый, тонко чувствующий, любящий жизнь, природу, литературу человека. Он начитан. Лирический Лирический герой – простой юноша с простыми чувствами, мечтательный и искренний. Мир природы ему понятней, ближе, Мир природы ему понятней, ближе, чем мир людей. Стихи его обыкновенны – такие стихи пишут обычно все люди его круга. В них трудно услышать авторский голос, особенную, только ему свойственную интонацию. Он ещё не очень хорошо понимает себя, Он ещё не очень хорошо понимает себя, но уже мечтает о славе, о любви.

Каким вы увидели Северянина – раннего и позднего Домашнее задание Психологическая характеристика

Выводы Жизнь Северянина разделилась, распалась на два периода: русский и эмигрантский. Счастливый и яркий период молодости, громкой славы, творческих поисков сменяется периодом безвестности, невостребованности, нищеты. Личная трагедия утраты всего самого дорогого в жизни разворачивается на фоне исторической трагедии – гибели старого мира. Перед нами две судьбы, два человека, совершенно не похожих друг на друга.

Опорные слова «двусмысленная слава», «вызов условностям», «ряд изысканных сюрпризов в капризничающих словах», «ведь кто живописует площадь, тот пишет кистью площадной», «я – лирический ироник: ирония – вот мой канон».

В чём же, по мнению автора, основной конфликт? Слава, талант неразрывно связаны с непониманием толпы, что порождает двусмысленность, обвинения в пошлости. Мир поэта закрыт для толпы, но, чтобы быть ей понятным, он должен соответствовать её вкусам и пользоваться «кистью площадной» Слава, талант неразрывно связаны с непониманием толпы, что порождает двусмысленность, обвинения в пошлости. Мир поэта закрыт для толпы, но, чтобы быть ей понятным, он должен соответствовать её вкусам и пользоваться «кистью площадной»

Какие мысли можно назвать главными, выражающими поэтическое «кредо» Северянина? Кому автор адресует свои стихи?

Его стихи адресованы не «толпе пустой». Это «людская стая» требует изысков и словесной мишуры. Для того чтобы быть читаемым и быть самим собой, поэту нужна маска эстета, а у него «душа простая», Он «иронизирующее дитя». Его истинная цель – «Слегка скорбя, подчас шутя, Над вечно первенствующей планетой», благословлять мир и проклинать войны.

Вопросы к слушанию и анализу стихотворений. Как можно охарактеризовать раннюю и позднюю стилистическую манеру Северянина? Как в его стихах отражаются факты его биографии? В чём особенность его поэтического мира?

Это было у моря… Поэма - миньонет* Это было у моря, где ажурная пена, Где встречается редко городской экипаж… Королева играла – в башне замка – Шопена, И, внимая Шопену, полюбил её паж. Было всё очень просто, было всё очень мило: Королева просила перерезать гранат, И дала половину, и пажа истомила, И пажа полюбила, вся в мотивах сонат. А потом отдавалась, отдавалась грозово, До восхода рабыней проспала госпожа… Это было у моря, где волна бирюзова, Где ажурная пена и соната пажа. Февраль 1910

Ты потерял свою Россию. Противоставил ли стихию Добра стихии мрачной зла? Нет? Так умолкни: увела Тебя судьба не без причины В края неласковой чужбины. Что толку охать и тужить – Россию нужно заслужить. 1925

Июльский полдень Синематограф Элегантная коляска, в электрическом биенье, Эластично шелестела по шоссейному песку: В ней две девственные дамы, в быстро-темпном упоенье, В ало-встречном устремленье – это пчёлки к лепестку. А кругом бежали сосны, идеалы равноправий, Плыло небо, пело солнце, кувыркался ветерок, И под шинами мотора пыль дымилась – прыгал гравий, Совладала с ветром птичка на дороге без дорог… У ограды монастырской столбенел зловеще инок, Слыша в хрупоте коляски звуки «нравственных пропаж»… И с испугом отряхаясь от разбуженных песчинок, Проклинал безвредным взором шаловливый экипаж. Хохот, свежий точно море, хохот, жаркий точно кратер, Лился лавой из коляски, остывая в выси сфер, Шелестел молниеносно под колёсами фарватер, И пьянел вином восторга поощряемый шофёр. 1910

Запевка О России петь – что стремиться в храм По лесным горам, полевым коврам… О России петь – что весну встречать, Что невесту ждать, что утешить мать… О России петь – что тоску забыть, Что любовь любить, что бессмертным быть! 1925

И будет вскоре весенний день, И мы поедем с тобой в Россию… Ты шляпу шёлковую надень: Ты в ней особенно красива… И будет праздник… большой, большой, Каких и не было, пожалуй, С тех пор, как создан шар земной, Такой смешной и обветшалый… И ты прошепчешь: «Мы не во сне?..» Тебя со смехом ущипну я И зарыдаю, молясь весне И землю русскую целуя! 1925

Мороженое из сирени! - Мороженое из сирени! Мороженое из сирени! - Мороженое из сирени! Мороженое из сирени! Полпорции десять копеек, четыре копейки буше*. Сударыни, судари, надо ль? не дорого – можно без прений… Поешь деликатного, площадь: придётся товар по душе! Я сливочного не имею, фисташковое всё распродал… Ах, граждане, да неужели вы требуете крем-брюле? Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа, На улицу специи кухонь, огимнив эксцесс в вирелэ!** Сирень – сладострастья эмблема. В лилово-изнеженном крене В лилово-изнеженном крене Зальдись, водопадное сердце, в душистый и сладкий пушок… - Мороженое из сирени! Мороженое из сирени! Эй, мальчик со сбитнем***, попробуй! Ей-богу, похвалишь, дружок!

Отечества лишённый Отечества лишённый Была у тебя страна. И был у тебя свой дом, Где ты со своей семьёй Лелеял побеги роз… Но родины не ценя, Свой дом не сумев сберечь, И мало любя семью Ты всё потерял – был день. Зачем же теперь видна Во взоре тоска твоём, И в чуждом краю зимой Ты бродишь и наг, и бос? И ждёшь – не дождёшься дня Услышать родную речь И, сев на свою скамью, Смотреть на сгоревший пень?.. И снова сажать ростки, И снова стругать бревно, И свадьбу опять сыграв, У неба молить детей, - Чтоб снова в несчастный час, Упорной страшась борьбы, Презренным отдать врагам И розы, и честь, и дом… Глупец! От твоей тоски Заморским краям смешно, И сетовать ты не прав, Посмешище для людей… Живи же, у них учась Живи же, у них учась Царём будь своей судьбы! - Стихи посвящаю вам, - Стихи посвящаю вам, - Всем вам, воплощённым в «нём»! - Всем вам, воплощённым в «нём»!1925

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и остро! Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Стрёкот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском – это пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс… Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс! январь 1915

Бывают дни Бывают дни Бывают дни: я ненавижу Свою отчизну – мать свою. Бывают дни: её нет ближе, Всем существом её пою. Всё, всё в ней противоречиво, Двулико, двоедушно в ней, И дева, верящая в диво Надземное, - всего земней… Как снег – миндаль. Миндальны зимы. Гармошка – и колокола. Дни дымчаты. прозрачны дымы. И вороны – и сокола. Слом Иверской часовни. Китеж. И ругань – мать, и ласка- мать… А вы-то тщитесь, вы хотите Ширококрайную объять! Я – русский сам, и что я знаю? Я падаю. Я в небо рвусь. Я сам себя не понимаю. А сам я - вылитая Русь! Ночь под 30 год

Какие темы привлекают поэта? Изысканность Изысканность Скорость Скорость Красота Красота Любовь Любовь Молодость Молодость Роскошь Роскошь Шик Шик «Высь сфер» «Высь сфер» Потерянная родина Потерянная родина Грустный опыт Грустный опыт Страдания Страдания

Жанры творчества Изобрёл 10 жанров: Миньонет Миньонет Синематограф Синематограф Квадрат квадратов Квадрат квадратов Эгополонез Эгополонез Поэметта Поэметта Ассо-сонет Ассо-сонет Эскиз Эскиз Диссона Диссона Газэлла Газэлла Медальон Медальон Ноктюрн Ноктюрн Хабанера Хабанера Романс Романс Классический сонет Классический сонет Традиционные стихотворения Традиционные стихотворения

Настроение Эпатаж Эпатаж Бодрое Бодрое Решительное Решительное Нотка грусти Нотка грусти Ироничность Ироничность Высокомерная насмешка над толпой Высокомерная насмешка над толпой Элегические, грустные ноты. Элегические, грустные ноты. Горькая ирония Горькая ирония Трагическая безысходность Трагическая безысходность

Лирические герои Опереточные, кукольные: дамы, королева, паж, фея, король, принц Опереточные, кукольные: дамы, королева, паж, фея, король, принц Я: царь страны несуществующей, гений, самовлюблённый Я: царь страны несуществующей, гений, самовлюблённый Я: немолодой, одинокий, тоскующий Я: немолодой, одинокий, тоскующий Россия – мать, живая, непостижимая, бесконечно любимая и навек утраченная Россия – мать, живая, непостижимая, бесконечно любимая и навек утраченная

Особенность лексики Неологизмы Неологизмы Непривычные словосочетания Непривычные словосочетания Замена ударений Замена ударений Лексика традиционная, ничем не поражающая Лексика традиционная, ничем не поражающая

Вывод В молодости – создатель массовой культуры, своеобразной «мыльной оперы» в поэзии. В молодости – создатель массовой культуры, своеобразной «мыльной оперы» в поэзии. В зрелости - возвращение к традиции, к культуре – это путь настоящего художника В зрелости - возвращение к традиции, к культуре – это путь настоящего художника

В те времена, когда роились грёзы В сердцах людей, прозрачны и ясны, Как хороши, как свежи были розы моей любви, и славы, и весны! Прошли лета, и всюду льются слёзы… нет ни страны, ни тех, кто жил в стране… Как хороши, как свежи ныне розы Воспоминаний о минувшем дне! Но дни идут – уже стихают грозы. Вернуться в дом Россия ищет троп… Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб! 1925