Русская Гармонь Гармонь, гармонь! Гуляют песни звонко За каждый покачнувшийся плетень… Гармонь, гармонь! Родимая сторонка! Поэзия российских деревень.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Free Powerpoint TemplatesPage 1 Русские народные инструменты.
Advertisements

Презентация подготовлена в рамках проекта «Виртуозы-исполнители на народных инструментах». Автор Харченко Денис, учащийся 3 класса ».
Гармонь звучит, на сердце - радость!! Гармонь - не просто ящик музыкальный, Она - хранительница русской старины, Народной мудрости источник уникальный,
Почему баян для многих любимый инструмент? Как устроен баян? Как вы думаете, сколько лет баяну? Когда появился баян? Какие родственники есть у этого инструмента?
МДОУ детский сад «Светлячок» Р.п. Черкасское Вольского района Саратовской области Музыкальный руководитель Власова Н.Е.
«Давайте творить вместе, ибо творчество – это смысл жизни!»
Выполнили: Студентки 23н группы Белова Анастасия Панкстьянова Мария Министерство Общего Профессионального образования Свердловский Областной педагогический.
Презентацию подготовили ученики 11 класса А МОУ-СОШ 64 Карпов Александр и Сироткин Вячеслав.
Русские народные инструменты – К А К И Е О Н И ? Автор: ученица VI класса Самсонова Валерия. Руководитель: Ванчугова Л. В.
«Тульская Гармонь» МИЛА ВАФИНА 10 Б КЛАСС. «Тульская Гармонь» Предприятие «Тульская Гармонь» продолжает традиции, восходящие к временам, когда в России.
Г у с л и Гусли – народный музыкальный инструмент. Происходит от слова «гудеть». Гудением называли звук струн. Имели горизонтальное положение. На гуслях.
«Игра на фортепиано- движение пальцев, исполнение на фортепиано – движение души» А. Рубинштейн.
Презентация к уроку по музыке по теме: Рассказы об инструментах (гармоника, баян, аккордеон)
Стоит в шкафу: Крышку открываешь – зубы торчат. Пальцами нажимаешь – звуки получаешь.
Материал презентации может быть использован на уроках музыки в начальной школе.
В помощь учителю музыки Музыка Автор Автор Автор.
История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Существует большое количество документов и сведений о возникновении инструмента.
МОУ Зубовская СОШ Зубовка, 2009 год Рассказать о творчестве ансамбля «Рождество» Сообщить информацию о руководителе ансамбля Показать фотографии некоторых.
Курай - всемирно известный инструменталист- виртуоз на башкирском народном духовом инструменте курае.
Подготовили: ученики 7А класса Федосеева Оля, Старкова Слава, Юсупов Макс и Старкова Руслана.
Транксрипт:

Русская Гармонь

Гармонь, гармонь! Гуляют песни звонко За каждый покачнувшийся плетень… Гармонь, гармонь! Родимая сторонка! Поэзия российских деревень

Гармониста полюбила, Гармониста тешила, Гармонисту на плечо Сама гармошку вешала

В летописях и преданиях и во многих трудах иностранных писателей средних веков находится множество указаний о страстной преданности славян к музыке. Карамзин в "Истории Российского государства" пишет: "Северные венеды в VI веке сказывали греческому императору, что главное услаждение жизни их есть музыка, и что они берут обыкновенно в путь с собою не оружие, а кифары или гусли ими выдуманные".

Прошли многие годы, в течение которых появлялись новые инструменты. Сейчас в моде другие музыкальные стили, но хотелось бы верить, что интерес к исконно русской музыке не угаснет. Потому, надеюсь, что людям будет интересно узнать об истории русских народных инструментов, услышать их звучание..

Баян

Баян - один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник. Впервые название "баян" встречается в афишах и рекламах начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника.

Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Шен в России был известен очень давно в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом - гармоникой

В России определённым толчком в распространении инструмента явилось приобретение Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной гармоники, после чего он решил открыть гармонную мастерскую. К сороковым годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала гармоник в год. Это способствовало самому широкому распространению инструмента, и к середине XIX в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний. Если в Европе гармонику делали музыкальные мастера, то в России наоборот гармоника создавала из народных умельцев мастеров. Потому в России, как ни в какой другой стране такое богатство чисто национальных конструкций гармоники, отличающихся не только формой, но и разнообразием звукоряда. Репертуар, например, саратовской гармоники невозможно исполнить на ливенки, репертуар ливенки на бологоевке и т.д. Название гармоники определялось местом, где ее сделали.

Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые ТУЛЬСКИЕ гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). На той же основе стали развиваться модели очень маленьких концертных гармоник - ЧЕРЕПАШЕК. Очень звонкие и голосистые они производили впечатление на публику, хотя это и был более эксцентрический номер, чем музыка. Появившиеся вслед за тульскими САРАТОВСКИЕ гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания, добавив в конструкцию колокольчики. Эти гармошечки приобрели в народе большую популярность.

Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название ВЯТСКОЙ гармони. Все перечисленные инструменты имели особенность - одна и та же кнопка на разжим и сжим мехов издавала разные звуки. Эти гармони имели одно общее название - ТАЛЬЯНКИ. Тальянки могли быть с русским или немецким строем. При игре на таких гармошках нужно было прежде всего владеть техникой игры мехами чтобы правильно вывести мелодию. Проблему решили ЛИВЕНСКИЕ кустари. На гармонях ливенских мастеров звук не менялся при смене меха. Гармошки не имели ремней, которые перекидывались через плечо. С правой и с левой стороны короткие ремни обхватывали кисти рук. У ливенской гармошки меха были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении меха ее длина достигала двух метров.

Следующим этапом в развитии гармони были двухрядные гармошки, конструкция которых пришла в Россию из Европы. Гармонь- двухрядку можно было бы еще назвать и "двухзвукорядной", т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили название РУССКИЕ ВЕНКИ. В настоящее время все перечисленные выше гармошки - большая редкость. Примерно с 50-х годов XX века тальянки были практически вытеснены хромками. Хромки могут быть "порядковыми" или "непорядковыми". У непорядковых гармошек с левой стороны не три, а два ряда кнопок (отсутствует вспомогательный ряд). И все же этот инструмент был еще очень далек от баяна.

Баян своим появлением обязан талантливому русскому мастеру - конструктору Петру Стерлигову. Хроматические гармоники (впоследствии баяны) Стерлигова, начиная с 1905 по 1915 г. столь быстро совершенствовались, что и сегодня по их последним образцам делаются фабричные инструменты. Сделал популярным этот инструмент выдающийся музыкант - гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко. Мастер и виртуоз назвали инструмент в честь легендарного русского музыканта, сказителя и певца Бояна «баяном». Было это в 1907 году. С той поры и существует на Руси баян инструмент ныне настолько популярный, что нет нужды говорить о том, как он выглядит.

В последние годы некоторое распространение получил выборный баян. Особенность его заключается в том, что в клавиатуре левой руки нет "готовых" аккордов. Это заметно расширяет музыкально-исполнительские возможности инструмента, но в то же время очень усложняет технику игры. В наше время композиторы пишут для баяна оригинальные произведения вплоть до сочинений крупных форм сонат, концертов. В музыкальных учебных заведениях существуют классы игры на баяне, в которых готовят квалифицированных баянистов. Фабрики выпускают большое количество гармоник и баянов разных систем. И при всем том баян остается народным инструментом, на котором играли и продолжают играть народную музыку.

Конец