Футуризм Футуризм (от лат. futurum будущее) - авангардистское направление 10 - 20-х годов ХХ века, отразившее стремление деятелей художественной культуры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Пощечина общественному вкусу» Что такие футуризм??? Основные признаки Футуризма. Представители.
Advertisements

Поэзия Серебряного века. Футуризм (Литература -11 класс) Автор – учитель русского языка и литературы Гончарова О.П.
Брусинская Людмила Владимировна. Н АШИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ : 1. Углубить свои знания о литературном направлении – футуризме 2. Познакомиться с ярким представителем.
Футуризм «М ы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно…»
Футуризм 1910 г. – «Садок Судей» (Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский) «Гилей» - кубофутуристы (Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский, В.Маяковский, А.Крученых)
ФУТУРИЗМ (от лат. futurum будущее). Футуризм – (от лат. futurum будущее), авангардистское направление в европейском искусстве х гг., преимущественно.
Футуризм Футуризм (от лат. futurum будущее) общее название художественных авангардистских движений 1910-х начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии.
Футуризм ( лат. будущее) – авангардистское течение, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства.
ФУТУРИЗМ (от лат. futurum – будущее) Авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала ХХ века, отрицавшее художественное и нравственное.
Учитель Лебедева Евгения Игоревна. Хлебников Велимир ( Виктор Владимирович) – поэт, ведущий теоретик футуризма. Родился в семье ученого-естественника,
Футуризм в русской литературе СЛОВО «ФУТУРИЗМ» ПРОИЗОШЛО ОТ ЛАТИНСКОГО СЛОВА «FUTURUM», ОЗНАЧАЮЩЕГО БУДУЩЕЕ. ТАК НАЗЫВАЕТСЯ АВАНГАРДИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
ФУТУРИЗМ Поэтическое течение ФУТУРИЗМЧто же такое футуризм? Футуризм – это литературное течение начала ХХ века, распространенное в Италии и России. Футуристы.
Интертекстуальные особенности стихотворений В.Хлебникова (обучение лингвистическому анализу стихотворения)
Модернизм Модернизм - (фр. новейший, современный) – это литературное направление, формировавшееся в 1910-е годы и сложившееся в художественное направление.
Ф У Т У Р И З М Презентация к уроку литературы в 11 классе.
«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
РУССКИЙ ФУТУРИЗМ Материалы к уроку 17 (10 класс) Учитель Т. Троянова.
ГЛАВНОЕ Место рождения:Малодербетовский улус, Астраханская губерния, Российская империяДата смерти:28 июня 1922 (36 лет)Место смерти:Санталово,
Футуризм. Творчество Велимира Хлебникова. (1885 – 1922)
Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930). Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы.
Транксрипт:

Футуризм

Футуризм (от лат. futurum будущее) - авангардистское направление х годов ХХ века, отразившее стремление деятелей художественной культуры изобрести искусство нового, индустриального века; искусство разрушающее старые традиции, приемы и каноны. Футуризм (от лат. futurum будущее) - авангардистское направление х годов ХХ века, отразившее стремление деятелей художественной культуры изобрести искусство нового, индустриального века; искусство разрушающее старые традиции, приемы и каноны.

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея».Давид БурлюкГилеяДавид БурлюкГилея Впервые русский футуризм проявил себя публично в 1910 г.-выход первый футуристический сборник «Садок судей» (его авторами были Д.Д.Бурлюк. В.В.Хлебников и В.В.Каменский). Вместе с В.В.Маяковским и А.Е.Крученых эти поэты вскоре составили наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов, или поэтов «Гилеи» (Гилея древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец Д.Д.Бурлюка управлял имением и куда в 1911 г. приезжали поэты-участники группы). Впервые русский футуризм проявил себя публично в 1910 г.-выход первый футуристический сборник «Садок судей» (его авторами были Д.Д.Бурлюк. В.В.Хлебников и В.В.Каменский). Вместе с В.В.Маяковским и А.Е.Крученых эти поэты вскоре составили наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов, или поэтов «Гилеи» (Гилея древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец Д.Д.Бурлюка управлял имением и куда в 1911 г. приезжали поэты-участники группы).В.В.Маяковским

Пабло Пикассо. Кубизм. Кубофутуризм направление художественного авангарда, стремившееся соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени).

П.Пикассо. Портрет Вильгельма Уде. Три музыканта

Д.Бурлюк Русская живопись

Кубофутуристы Алексей Елисеевич Крученых ( ) Давид Давидович Бурлюк ( )

Василий Васильевич Каменский ( ) Владимир Владимирович Маяковский ( )

Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников ( )

Объединение «Центрифуга» ( При построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно- ритмические и синтаксические структуры. В творчестве соединялось футуристическое экспериментаторство и опора на традиции Б.Л.Пастернак ( ) Н.Н.Асеев ( )

Группа «Мезонин поэзии» (С Группа «Мезонин поэзии» (Считался в литературных кругах умеренным крылом футуризма. Это движение было построено не на общей идеологической платформе, а, скорее, на деловых, издательских интересах его участников.) Вадим Габриэлевич Шершеневич ( ) Рюрик Ивнев(Михаил Александрович Ковалёв) ( )

Эгофутуристы (« Я-будущее». «В отличие от школы Маринетти, я прибавил к этому слову [футуризм] приставку эго и в скобках вселенский… Лозунгами моего эгофутуризма были: 1. Душа единственная истина. 2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отвергания старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со стереотипами и заставками. 7. Разнообразие метров». Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв) ( ) Константин Олимпов (Фофанов Константин Константинович) ( )

Футуристы А. Крученых, Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Бурлюк и Б. Лифшиц. Петербург, 1912 (слева направо)

ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ Читающим наше Hовое Первое Hеожиданное. Только мы лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности. Кто не забудет своей п е р в о й любви, не узнает последней. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражения мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот? Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанными этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Черным, Кузминым, Буниным и проч., и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!.. Мы п р и к а з ы в а е м чтить п р а в а поэтов : 1. Hа увеличение словаря поэта в е г о о б ъ е м е произвольными и производными словами (Слово новшество). 2. Hепреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего, из банных веников сделанный, Венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. И если п о к а еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Hовой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Читающим наше Hовое Первое Hеожиданное. Только мы лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности. Кто не забудет своей п е р в о й любви, не узнает последней. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражения мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот? Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанными этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Черным, Кузминым, Буниным и проч., и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!.. Мы п р и к а з ы в а е м чтить п р а в а поэтов : 1. Hа увеличение словаря поэта в е г о о б ъ е м е произвольными и производными словами (Слово новшество). 2. Hепреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего, из банных веников сделанный, Венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. И если п о к а еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Hовой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.

Эпатаж - поведение, намеренно нарушающее общепринятые нормы и правила; скандальная выходка

Футуризм претендовал на вселенскую миссию: в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. В своем эстетическом проектировании футуристы опирались на новейшие научные и технологические достижения. Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на фундаментальные науки физику, математику, филологию отличало футуризм от других модернистских течений. Так, например, В.В.Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть «законы времени». Футуризм претендовал на вселенскую миссию: в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. В своем эстетическом проектировании футуристы опирались на новейшие научные и технологические достижения. Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на фундаментальные науки физику, математику, филологию отличало футуризм от других модернистских течений. Так, например, В.В.Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть «законы времени». Мироздание во всей безбрежности пространства и времени воспринималось футуристами как аналог грандиозной сценической площадки. Грядущая революция (а футуристы сочувствовали левым политическим партиям и движениям) была желанна потому, что воспринималась как своего рода массовое художественное действо, вовлекающее в игру весь мир. После Февральской революции 1917 г. футуристы «Гилеи» и близкие к ним художники авангарда образовали воображаемое «Правительство Земного Шара». Мироздание во всей безбрежности пространства и времени воспринималось футуристами как аналог грандиозной сценической площадки. Грядущая революция (а футуристы сочувствовали левым политическим партиям и движениям) была желанна потому, что воспринималась как своего рода массовое художественное действо, вовлекающее в игру весь мир. После Февральской революции 1917 г. футуристы «Гилеи» и близкие к ним художники авангарда образовали воображаемое «Правительство Земного Шара».

Основные признаки футуризма: Основные признаки футуризма: бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности».; бунт против привычных норм стихотворной речи, нарушение законов лексической сочетаемости слов (изобретении непривычных словосочетаний), отказе от знаков препинания, попытка ввести «телеграфный» синтаксис (без предлогов), использовать музыкальные и математические знаки, графические символы, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, графики, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка («заумь»), индивидуально-авторских неологизмов; бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности».; бунт против привычных норм стихотворной речи, нарушение законов лексической сочетаемости слов (изобретении непривычных словосочетаний), отказе от знаков препинания, попытка ввести «телеграфный» синтаксис (без предлогов), использовать музыкальные и математические знаки, графические символы, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, графики, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка («заумь»), индивидуально-авторских неологизмов; - депоэтизация языка (введением стилистически «неуместных» слов, вульгаризмов, технических терминов) - депоэтизация языка (введением стилистически «неуместных» слов, вульгаризмов, технических терминов) культ техники, индустриальных городов; пафос эпатажа культ техники, индустриальных городов; пафос эпатажа

СЛОВО КАК ТАКОВОЕ О художественных произведениях СЛОВО КАК ТАКОВОЕ О художественных произведениях I) чтоб писалось и смотрелось во мгновение ока! (пенье, плеск, пляска, разметыванье неуклюжих по строек, забвение, разучивание. В. Хлебников, А. Крученых, Е. Гуро; в живописи В. Бурлюк и О. Розанова.) II) чтоб писалось туго и читалось туго неудобнее смазанных сапог или грузовика в гостиной (множество узлов связок и петель и заплат занозистая поверхность, сильно шероховатая. В поэзии Д. Бурлюк, В. Маяковский, Н. Бурлюк и Б. Лившиц, в живописи Д. Бурлюк и К. Малевич.) У писателей до нас инструментовка была совсем иная, напр.: По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел... Здесь окраску дает бескровное пе... пе... Как картины, писанные киселем и молоком, нас не удовлетво­ ряют и стихи, построенные на па-па-па пи-пи-пи ти-ти-ти и т. п. Здоровый человек такой пищей лишь расстроит желудок. Мы дали образец иного звуко- и словосочетания: дыр, бул, щыл, убещур скум вы со бу р л эз (кстати, в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина) Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетания­ми (заумный язык), этим достигается наибольшая выразительность. и этим именно отличается язык стремительной современности, уничтожившей прежний застывший язык (см. подробнее об этом в моей статье «Новые пути слова» в книге «Трое»). Этот выразительный прием чужд и непонятен выцветшей литературе до нас, а равно и напудренным эго-пшютистам (см. «Мезонин поэзии»). любят трудиться бездарности и ученики. (трудолюбивый медведь Брюсов, 5 раз переписы­вавший и полировавший свои романы Толстой, Гоголь, Тургенев) это же относится и к читателю. Речетворцы должны бы писать на своих книгах: прочитав, разорви! А. Крученых, В. Хлебников А. Крученых, В. Хлебников

В.Хлебников Бобэоби пелись губы, Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Пиээо пелись брови, Лиэээй пелся облик, Лиэээй пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Вне протяжения жило Лицо. Лицо

Заумь (заумный язык) литературный приём заключающийся в полном или частичном отказе от всех или некоторых элементов естественного языка и замещении их другими элементами или конструкциями, по аналогии осмысляемыми как языковые. Четкая формулировка заложенных в выражения заумного языка смыслов затруднительна, а зачастую и вовсе невозможна, и поэтому (по мысли многих авторов, обращавшихся к этому приему) в восприятии заумного текста эмоционально-интуитивное начало доминирует над рациональным. Поэтому заумный язык определяется американским филологом Джеральдом Янечеком как язык с неопределенными значениями языка Джеральдом Янечеком языка Джеральдом Янечеком

Словотворчество Словотворчество Будетляне Будетляне Могатырь Могатырь Ветропросвист Ветропросвист Лгавда Лгавда Еуы Еуы

Кузнечик Кузнечик Крылышкуя золотописьмом Крылышкуя золотописьмом Тончайших жил, Тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. Прибрежных много трав и вер. «Пинь, пинь, пинь!» тарарахнул зинзивер. «Пинь, пинь, пинь!» тарарахнул зинзивер. О, лебедиво! О, лебедиво! О, озари! О, озари!

Заклятие смехом Заклятие смехом О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево! Усмей, осмей, смешики, смешики! Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!

Немы фонемы не мы Мы не- мы Я пишу не звуками, а фонемами. Немы фонемы не мы Мы не- мы Я пишу не звуками, а фонемами.

Эксперименты с графикой стиха Стихи В.Каменского

ФИГУРНЫЙ СТИХ – стихотворение, строки которого визуально образуют какую-либо фигуру или предмет – звезду, конус, сердце, крест, пирамиду, ромб и пр.

линзы-стиха. Я. Зеркало лекало звука в высь застынь стань тон нет тебя ты весь высь вынь себя сам собой бейся босой осой ссс ззз озеро разреза лекало лика о плоскость лица разбейся то пол потолка без зрака а мрак мерк и рек ре до си ля соль фа ми ре и рек мерк а мрак без зрака то пол потолка разбейся о плоскость лица лекало лика озеро разреза ссс ззз осой сам собой бейся босой вынь себя высь ты весь нет тебя тон стань застынь в высь звука лекало зеркало АНАЦИКЛ (греч. ana – вперёд, против и cyclos – круг, цикл) – стихотворение, написанное так, что его можно одинаково читать как сверху вниз слева направо, так и снизу вверх справа налево. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам. В отличие от стихотворения-реверса, порядок изложения, рифмы и рифмовка сохраняются.

ПАЛИНДРОМ (греч. palindromos – бегущий обратно) – стихотворение, строки которого являются палиндромами и одинаково читаются от начала к концу и от конца к началу. В. Хлебников Перевертень В. Хлебников Перевертень Кони, топот, инок. Кони, топот, инок. Но не речь, а черен он. Но не речь, а черен он. Идем молод, долом меди. Идем молод, долом меди. Чин зван мечем навзничь. Чин зван мечем навзничь. Голод чем меч долог? Голод чем меч долог? Пал а норов худ и дух ворона лап... Пал а норов худ и дух ворона лап...

РЕВЕРС – стихотворение, которое можно читать как сначала (слева направо), так и с конца (справа налево), при этом общий смысл сохраняется, но меняется очерёдность изложения и, что самое главное, меняются рифмы и может меняться рифмовка. Небо уходит вглубь Звезды уходят вглубь Море уходит вглубь Глубь Ты меня приголубь Небо уходит вглубь Звезды уходят вглубь Море уходит вглубь Глубь Ты меня приголубь

Акростих (греч. akrostichis – крайние стих) – стих, первые буквы всех строк которого образуют слово или фразу, чаще всего имя самого автора. В поэме «Гибель Атлантиды» (1912) Жрец описывает умирающую Рабыню: В поэме «Гибель Атлантиды» (1912) Жрец описывает умирающую Рабыню: Она красива, умерла Внутри волос златых узла, И, как умершая змея, Дрожат ресницы у нея. Её окончена стезя, Она мечом убита грубым. Ни жить, ни петь уже нельзя… Она красива, умерла Внутри волос златых узла, И, как умершая змея, Дрожат ресницы у нея. Её окончена стезя, Она мечом убита грубым. Ни жить, ни петь уже нельзя…

В пору, когда в вырей В пору, когда в вырей Времирей умчались стаи, Времирей умчались стаи, Я времушком-камушком врывало, Я времушком-камушком врывало, И времушек-камушек кинуло, И времушек-камушек кинуло, И времушко-камушко кануло, И времушко-камушко кануло, И времыня крылья простерла. И времыня крылья простерла

Годы, люди и народы Годы, люди и народы Убегают навсегда, Убегают навсегда, Как текучая вода. Как текучая вода. В гибком зеркале природы Звезды невод, рыбы мы, Боги призраки у тьмы. В гибком зеркале природы Звезды невод, рыбы мы, Боги призраки у тьмы

Одинокий лицедей Одинокий лицедей И пока над Царским Селом И пока над Царским Селом Лилось пенье и слезы Ахматовой, Лилось пенье и слезы Ахматовой, Я, моток волшебницы разматывая, Я, моток волшебницы разматывая, Как сонный труп, влачился по пустыне, Как сонный труп, влачился по пустыне, Где умирала невозможность, Где умирала невозможность, Усталый лицедей, Усталый лицедей, Шагая напролом. Шагая напролом. А между тем курчавое чело А между тем курчавое чело Подземного быка в пещерах темных Подземного быка в пещерах темных Кроваво чавкало и кушало людей Кроваво чавкало и кушало людей В дыму угроз нескромных. В дыму угроз нескромных. И волей месяца окутан, И волей месяца окутан, Как в сонный плащ, вечерний странник Как в сонный плащ, вечерний странник Во сне над пропастями прыгал Во сне над пропастями прыгал И шел с утеса на утес. И шел с утеса на утес. Слепой, я шел, пока Слепой, я шел, пока Меня свободы ветер двигал Меня свободы ветер двигал И бил косым дождем. И бил косым дождем. И бычью голову я снял с могучих мяс и кости И бычью голову я снял с могучих мяс и кости И у стены поставил. И у стены поставил. Как воин истины я ею потрясал над миром: Как воин истины я ею потрясал над миром: Смотрите, вот она! Смотрите, вот она! Вот то курчавое чело, которому пылали раньше толпы! Вот то курчавое чело, которому пылали раньше толпы! И с ужасом И с ужасом Я понял, что я никем не видим, Я понял, что я никем не видим, Что нужно сеять очи, Что нужно сеять очи, Что должен сеятель очей идти! Конец 1921 начало 1922 Что должен сеятель очей идти! Конец 1921 начало 1922

Из мешка На пол рассыпались вещи. И я думаю, Что мир Что мир Только усмешка, Что теплится На устах повешенного

Воля всем Воля всем Все за свободой туда. Все за свободой туда. Люди с крылом лебединым Люди с крылом лебединым Знамя проносят труда. Знамя проносят труда. Жгучи свободы глаза, Жгучи свободы глаза, Пламя в сравнении холод, Пламя в сравнении холод, Пусть на земле образа! Пусть на земле образа! Новых напишет их голод... Новых напишет их голод... Двинемся вместе к огненным песням, Все за свободу вперед! Двинемся вместе к огненным песням, Все за свободу вперед! Если погибнем воскреснем! Каждый потом оживет. Если погибнем воскреснем! Каждый потом оживет. Двинемся в путь очарованный, Гулким внимая шагам. Двинемся в путь очарованный, Гулким внимая шагам. Если же боги закованы, Если же боги закованы, Волю дадим и богам Волю дадим и богам