Сущность и структура профессионально-педагогической аниматорской деятельности (лекция – симпозиум аниматоров) Лекция 10.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Построение воспитательной системы класса в среднем и старшем звене.
Advertisements

Дополнительное образование детей основной ресурс организации внеурочной деятельности Наталия Николаевна Жукова, старший методист кафедры общей педагогики.
Проект положения об организации внеурочной деятельности на базе МОУ «_________» в условиях введения ФГОС НОО.
LOGO Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, зав. отделом методологии и технологии воспитания личности Федерального.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ »
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Ежова Н.В., зам.директора по ВР МБОУ СОШ с.Троекурово.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Содержание педагогической деятельности в социальной работе Педагогическое мастерство- комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Костромы «Детский сад 71» 2014 год.
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ВИПКРО, кафедра теории и методики воспитания 2010.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 66 г. Пензы Основания для разработки программы Федеральная программа развития.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в начальной и основной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела методологии.
Педагогика досуговой деятельности. Основные взгляды на сущность досуга деление временного отрезка на рабочее (учебное) и внерабочее (внеучебное) время,
Характеристика и структура национальной системы образования.
Заведующая ДОУ О.Е. Гааг ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
Организация внеурочной деятельности школьников: начальная и основная школа Фаязова Альфия Фаритовна, к.п.н., доцент кафедры воспитания и дополнительного.
Транксрипт:

Сущность и структура профессионально-педагогической аниматорской деятельности (лекция – симпозиум аниматоров) Лекция 10

Девиз симпозиума аниматоров: Анамационная деятельность -это синергетическое приключение человека, при котором в самом человеке обнаруживаются скрытые установки (структуры – аттракторы) на благоприятное и здоровое будущее, которое становится способом увидеть мир по-другому, активно встроиться в этот мир, рассмотреть старые проблемы в новом свете, переформулировать вопросы, переконструировать проблемное поле

АНИМАТОР – от фр. «animator» – дающий жизнь, вдохновляющий, воспитывающий характер побуждающий к какой-либо деятельности НАПРАВЛЕНИЯ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Мультипликационная Рекреационная Социально- культурная Музейная Педагогическая Прикладная: песочная, кукольная, клоунада и т.п.

ПЕДАГОГ-АНИМАТОР Специалист, вдохновляющий воспитанников с помощью педагогических методов анимационной деятельности создающий условия для интересной и разнообразной, социально полезной и педагогически обоснованной деятельности, побуждает ею заниматься своих подопечных – учащихся школ, воспитанников детских домов, интернатов и др. учреждений Специализирующийся на технологиях досуговой работы воспитывающий детей, подростков и молодежь на основе средств культуры, искусства и общения

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ направлена на организацию досуговой и другой деятельности детей, подростков и молодежи во внеурочное время через использование театрализованных, игровых, тренинговых и др. средств Профессионально- педагогическая аниматорская деятельность – сложная система, структура которой предполагает процесс непрерывной культурно- творческой развивающей и развивающейся среды Эта деятельность формирует у субъекта деятельное культурно-творческое отношение к своему свободному времени Педагога-аниматора эта деятельность наделяет качествами профессионального организатора различного типа взаимодействий (досуговых, социально- экономических, творческих и др.), имеющего серьёзный арсенал средств духовно-культурного обогащения досуга других людей

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНИМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Организация творческого поиска деятельностей в сфере свободного времени Реализация процесса социализации личности Активное содействие гармоничному развитию личности воспитанника Обеспечение процесса развития организованной группы и ее членов на уровне общественных отношений и культурного формирования

Основные задачи профессионально-педагогической аниматорской деятельности формирование у подростков мотивации к различным способам самодеятельности, включая изобретения новых форм свободно-творческого времяпрепровождения организация первичных групп по интересам организация общих праздников и событий установление межличностных контактов между индивидами и общественных связей между различными социальными институтами Насыщение взаимодействия детей, подростков и молодежи творческим, созидательным общением

СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНИМАТОРА Социокультурная и воспитательная Социально- экономическая Социально- организационная Специальная Рекреационно- досуговая Социально- просвети- тельская

В содержании профессионально- педагогической аниматорской деятельности можно выделить: Познавательную Ценностно-ориентировочную Практически-преобразующую Творческую и др. виды деятельности 1. Духовно-нравственные и эстетические. 2. Спортивно-оздоровительные, спортивно- развлекательные и спортивно-познавательные. 3. Культурно-познавательные и экскурсионные. 4. Творчески-трудовые. 5. Гражданско-патриотические. 6. Конкурсно-игровые и приключенческие. 7. Зрелищно-развлекательные, танцевально- развлекательные, фольклорные Реализуются через следующие формы анимационных программ

Сущность и содержание социокультурной и воспитательной сферы деятельности педагога-аниматора: Данная сфера - это своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, обладающие специальной подготовкой и использующие методы активной педагогики. Основана на современных педагогических и психологических технологиях активации (оживления) окружающей социальной среды и включенных в нее субъектов. Заключается в реализации процесса социализации человека и гармоничной его интеграции с обществом и миром средствами культуры и воспитания Весьма серьезная составляющая данной сферы это ее мировоззренческий (смысловой) потенциал. Выступает как часть культурной и воспитательной системы общества Представлена как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и особенно в ее свободное время

ГЛАВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ВОСПИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНИМАТОРА: Деятельность аниматора носит социальный и воспитательный характер, и в этом случае профессионально-педагогическая аниматорская деятельность видит главную задачу в обеспечении процесса развития группы, коллектива и их членов на уровне общественных отношений и культурного формирования. Под общественными отношениями имеется в виду установление межличностных отношений между индивидами и общественных связей с различными социальными институтами. Культурное формирование понимается как приобщение к новым культурным ценностям, не входящим в школьную программу, при этом понятие культуры получает самое широкое звучание. Долгое время культура отождествлялась только с шедеврами искусства, и только учителя являлись посредниками ее передачи. Важнейшая же цель процесса приобщения к культуре заключается для аниматора в установлении подлинной внутренней связи между ребенком и окружающими его вещами.

Основными задачами этой сферы профессионально- педагогической аниматорской деятельности можно считать: – преодоление личностных тенденций к социальной дезинтеграции; – профилактика социальных отклонений (например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма, суицида и др.); – реабилитация критических состояний личности; – помощь в творческой самореализации личности. Считается, что для решения этих задач в социокультурной анимационной деятельности выделяются три взаимосвязанных процесса: 1) процесс создания условий для раскрытия личности или группы; 2) процесс установления межличностных отношений; 3) процесс творчества как решение проблем в окружающем мире

Известный французский социолог Ж. Дюмазедье выделяет четыре функциональных характеристики социокультурной сферы профессиональной анимационной деятельности (в прямом переводе): Специфический социальный контроль свободного времени, способствующего максимальному выражению внутреннего «я» личности (праздность мать всех пороков) Ограничение и направление рынка потребительства, на котором реализуются делания личности (вытекает из тезиса: творчество это отдача, а не потребительство) Социальный контроль, направленный на неформальное образование личности, ее самообразование Установление равновесия между досуговыми запросами личности или коллектива и их социально- профессиональной деятельностью (делу вре- мя, потехе час

Социально-экономическая сфера: заключается в контактировании профессионального педагога-аниматора и с многочисленными ассоциациями и объединениями для увеличения ресурсного и кадрового обеспечения досуговой деятельности Социально-организационная сфера: Разработка и осуществление социально-культурных проектов и программ; обеспечение функционирования коллективов народного художественного творчества; обеспечение культурного обслуживания населения в соответствии с возрастными категориями. Связана с профессией - менеджер анимационной деятельности, который призван выявлять, удовлетворять и развивать социально-культурные интересы разных групп населения, разрабатывать целевые анимационные программы и социальные технологии их осуществления, стимулировать инновационные движения в сфере туризма, управлять экономическими механизмами организации анимационной деятельности, внедрять эффективные педагогические методики развития культурно-эстетического творчества. Менеджер-аниматор должен знать психолого-педагогические основы управления временным коллективом, с которым работает, быть лидером в разнообразных коллективах, отличающихся по возрасту, составу, образованию, социальному положению, уметь влиять на мнение окружающих. Важное значение имеет склонность к лидерству, а именно: умение проявлять инициативу, привлекать и направлять внимание других, предлагать им решение, способность разговаривать на языке своих сторонников.

Специальная сфера профессионально-педагогической аниматорской деятельности Деятельность аниматора может быть разносторонней или иметь определенную специальную направленность. В первом случае руководитель занимается координирующей деятельностью, общим руководством коллектива, возможно, больше учитывая потребности коллектива. Во втором – руководитель имеет конкретную техническую или другую квалификацию, специализацию. Деятельность коллектива может быть открыта для жителей этого квартала, деревни или города, а может быть направлена только на определенную группу жителей.

Специальная сфера профессионально-педагогической аниматорской деятельности В третьем случае - педагог-аниматор реализует свою профессиональную деятельность с отдельными категориями населения. К примеру - с лицами, имеющими ограниченные возможности, социально-незащищенными слоями населения и т.п. В таком случае деятельность осуществляется в процессе -эмоционально- смыслового развития личности каждого индивида, вследствие повышения его творческой активности, а также становления и развития личности путем вовлечения в предметную и рефлексивную деятельность с использованием средств культуры и искусства. Организуется инфраструктура реализации духовных потребностей личности: общения, деятельности, познания и творчества с использованием анимационных психолого-педагогических технологий, актуализируются синергетические процессы развития личности. Особое место в этой системе принадлежит педагогической технологии социокультурной анимации людей с ограниченными возможностями средствами глубинного общения, которая содействует становлению и развитию личности на основе индивидуации. Она актуализирует творческий потенциал, межличностное взаимодействие и духовное бессознательное индивида за счет создания особых психолого- педагогических условий межличностного общения.

Рекреационно-досуговая сфера Сложность деятельности специалиста досуговой сферы состоит в том, что характер его деятельности требует от специалиста знаний по широкому кругу вопросов: от основ социальной и культурной политики государства, общей организации системы социального обеспечения, специфики функционирования досуговой инфраструктуры, демографических особенностей до конкретных методов работы с представителями различных слоев населения. Специалист досуговой сферы должен владеть многими профессиональными навыками, которые решали бы проблемы и в сфере социологии культуры, и педагогики, и психологии, и социальной работы. Термин «педагог свободного времени» формируется в Германии в 30-е годы ХХ столетия. Однако специальная подготовка педагогов свободного времени в Германии осуществляется в высших учебных заведениях и на курсах педагогики, свободного времени и туристики начиная с 70-х годов ХХ столетия. Педагог свободного времени рассматривается немецкими учеными и практиками как работник сферы услуг высокой квалификации. Его приоритетная задача состоит в организации досуга и общения населения. А потому, педагог свободного времени должен уметь налаживать отношения с представителями различных социально- демографических слоев населения, распознавать и анализировать потребности посетителей досуговых учреждений, оказывать содействие удовлетворению интересов населения, помогать решать разнообразные проблемы подростков и молодежи, направлять клиента на принятие самостоятельных решений, не противоречащих педагогическим основам; систематически и целеустремленно привлекать к социально-культурному творчеству одиноких людей, создавать в коллективе дружественную, доброжелательную атмосферу, осуществляя при выполнении своих функциональных обязанностей педагогическое влияние. Педагог свободного времени должен координировать социально-культурные инициативы, разрабатывать и реализовывать социально-культурные проекты, осуществлять стратегию досуга.

Педагог-аниматор в рекреационно-досуговой сфере Аниматор – это специалист, знающий секрет возбуждения интереса и привлечения внимания. Это специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных программ досуга, ориентирующий человека в многообразии видов досуга, организующий полноценный отдых. Это педагоги –аниматоры в детских и молодежных лагерях, домах отдыха и др. местах организации досуга детей и молодежи В задачу Анимационной Команды входит организация культурного отдыха, который является средством не только избавления от усталости, но и нейтрализации негативных воздействий повседневной жизни. При организации такого отдыха необходимо продумать программу, способную отвлечь гостей от повседневных проблем. Отдых должен быть всегда активным, отличаться высоким уровнем эмоциональности и давать психологический разряд, важно правильно его планировать, наполняя его ярким зрелищным мероприятием. Программа анимации воздействует на человека во время его досуга, в комплексе решая не только проблемы становления, развития, сохранения и восстановления его здоровья, но и интеллектуального и физического развития, духовно-нравственного воспитания и социализации детей, подростков и молодежи. Аниматоры должны разбираться в психологии, музыке, искусстве, живописи. Это должны быть очаровательные люди, знающие психологию различных категорий населения.