Е.В. Ерофеева elevaer@gmail.com СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ В МЕНТАЛЬНОМ ЛЕКСИКОНЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учимся читать по методике Глена Домана Слова по теме «Части тела»
Advertisements

Части тела
бабушка папа мама дедушка тётя сестра дядя.
Моя семья Семья – родственники, живущие вместе Родственники – близкие и любимые люди.
мама папа бабушка дедушка кошка собака рука.
Социальные статусы и роли Социальные статусы и роли План. 1.Социальный статус личности. 2.Социальные роли личности. 3.Социализация личности. 4.Кто нас.
Человек Части тела. Человек и его портрет человек - люди мужчина x женщина; муж x жена мальчик x девочка парень x девушка - отец, папа, брат, дедушка,
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Body parts (Части тела). головаволосы нос глаз ухо рот лицо шея плечо рука рука (кисть) палец на руке нога пальцы на ноге ступня ноги.
Безнең гаилә Гаилә-семья Әни - мама Әти-папа Әби-бабушка.
Современная семья Обществознание, 11 класс © Аминов А. М., 2008.
мама папа бабушка дедушк а кошка собака рука.
Методическая разработка урока «Род и семья – исток нравственных отношений» учитель начальных классов МБОУ СОШ 22 города Коврова Неедро Ирина Владимировна.
«Речевой этикет вчера и сегодня». Автор работы: Дрынкова Дарья Ученица 9а класса Научный руководитель: Лаврухина Валерия Геннадьевна Учитель русского языка.
Содержание Социальные взаимодействия Уровни межличностных отношений Социальный статус Статусный набор Специфический статус Социальные роли Социализация.
Классный час для учащихся 3-А класса. совокупность близких родственников, живущих вместе (по В.Далю); группа живущих вместе близких родственников (по.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!. 5-ое занятие Русский язык.
ПРОСТРАНСТВО ДОМА В РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ 1. Связь между языковым знаком и использующим его в процессе коммуникации человеком является сложной и многоаспектной:
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Транксрипт:

Е.В. Ерофеева СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ В МЕНТАЛЬНОМ ЛЕКСИКОНЕ

Пермский государственный национальный исследовательский университет Кафедра теоретического и прикладного языкознания Лаборатория прикладных и экспериментальных лингвистических исследований Межвузовский семинар «Школа социо- и психолингвистики»

ЯЗЫК Язык – психическая структура, база «речевой организации индивида» Язык – социальная структура, обусловленная социальным контекстом своего функционирования Язык активен и динамичен Существенной чертой языка являются вероятностные характеристики СЛОЖНАЯ НЕЗАМКНУТАЯ СИСТЕМА

МЕНТАЛЬНЫЙ ЛЕКСИКОН – «Система, отражающая в языковой способности знания о словах и эквивалентных им единицах, а также выполняющая сложные функции, связанные не только с указанными языковыми единицами, но и стоящими за ними структурами представления экстралингвистического (энциклопедического) знания» [Кубрякова 1996: 97].

МЕНТАЛЬНЫЙ ЛЕКСИКОН Наиболее сильные связи в ментальном лексиконе – семантические, отражают системность знаний человека об окружающем его мире, свойственных ему закономерностях. Ментальный лексикон организован вероятностно Структура ментального лексикона динамична и зависит в том числе от социальных параметров говорящих

СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ В МЕНТАЛЬНОМ ЛЕКСИКОНЕ Семантическая группировка слов в ментальном лексиконе задает границы категорий Категории социальной жизни также находят свое отражение в ментальном лексиконе Cтруктуры ментального лексикона в зависимости от социальных параметров говорящих Социальная идентичность Социальные ценности Социальные стереотипы

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ Социальная идентичность (Social indentity) – аспект «мы» в нашей «Я»- концепции [Майерс 2007] Аспекты индивидуального самосознания, проистекающие от принадлежности к социальным категориям и идентификации с ними (например, жизненный путь, гендер, религия, занятие), становящиеся заметными в тех контекстах, где эти социальные категории принимают важное значение [Большой психологический словарь 1999] Социальная идентичность – это результат процесса социальной категоризации – фундаментального когнитивного процесса, который позволяет нам организовывать информацию об окружающем мире [Микляева, Румянцева 2008]

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ Социальных идентичностей у человека много, он соотносит себя с разными социальными группами на разных основаниях (расовые, этнические, профессиональные, статусные, религиозные и т.п.) Идентичности выстраиваются в иерархию, которая может меняться в зависимости от контекста Человек разделяет нормы, ценности и ценностные установки тех групп, с которыми он себя идентифицирует

ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ Ценностные установки – совокупности оценок и предпочтений по отношению к тем или иным явлениям действительности Ценностные установки приобретаются в результате социализации Ценностные установки образуют ядро идентичности

РОЛЬ ЯЗЫКА К. Джерджен Знание о социальной жизни следует рассматривать как трансформацию опыта в лингвистическую, языковую реальность: создавая свой собственный образ, человек применяет набор языковых конструктов, существующих в его культуре, которые и определяют его действия в контексте социальных отношений с другими людьми

СПОСОБЫ ОТРАЖЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В ЛЕКСИКОНЕ актуализация связей единиц, описывающих близкие группе представления приписывание положительных коннотаций дифференцирующим признакам группы и отрицательных – признакам противопоставленных групп актуализация семантических полей, связанных с социальной идентичностью детализация семантических полей, связанных с социальной идентичностью актуализация единиц, выражающих ценностные установки группы

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Актуальный лексикон Актуальный лексикон – это базовая часть внутреннего лексикона человека, его наиболее частотная лексика [Агибалов 1995] Инструкция информантам: напишите 100 слов, которые Вы наиболее часто используете в речи Перечисление слов группы/категории Определение границ категории и ее структуры Инструкция информантам: напишите как можно больше слов, называющих....

МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАНТЫ Кол-во информантов, чел. ЭКСПЕРИМЕНТ Кол-во реакций русские 30актуальный лексикон перечисление4 880 коми-пермяки 20коми-пермяцкий актуальный лексикон русский актуальный лексикон1 958 татары 25татарский актуальный лексикон русский актуальный лексикон2 792

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Структура лексико-семантического поля «Человек» в ментальных лексиконах русских (на русском языке), коми- пермяков (на коми-пермяцком и русском языках) и татар (на татарском и русском языках)

ГРУППЫ В АКТУАЛЬНОМ ЛЕКСИКОНЕ РУССКИХ

ДОЛЯ ГРУПП В РАЗНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАХ

РАЗНООБРАЗИЕ ГРУПП В РАЗНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАХ

РАНГИ ПЕРВЫХ ПОДГРУПП РАНГ АКТУАЛЬНЫЙ ЛЕКСИКОНПЕРЕЧИСЛЕНИЕ СЛОВ ОБЪЕМ КОЛ-ВО РАЗНЫХ ЕДИНИЦ ОБЪЕМ КОЛ-ВО РАЗНЫХ ЕДИНИЦ 1 Родственные отношения Местоимения Личные именаХарактеристики 2 Социальные отношения Половозрастные признаки Социальные отношения 3 Межличностные отношения Личные имена Родственные отношения Местоимения Половозрастные признаки Родственные отношенияНациональность

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПОЛЯ «ЧЕЛОВЕК» В НАЦИОНАЛЬНЫХ АКТУАЛЬНЫХ ЛЕКСИКОНАХ Параметр Коми-пермяки (20 чел.) Татары (25 чел.) Русские (30 чел) Объем выборки Доля в общей выборке (%)18,017,310,9 Объем словника Доля в общем словнике (%)9,513,610,1 Плотность словника4,63,22,8

ДОЛЯ ГРУПП РЛОЯ «ЧЕЛОВЕК» В КОМИ-ПЕРМЯЦКОМ, ТАТАРСКОМ И РУССКОМ АКТУАЛЬНЫХ ЛЕКСИКОНАХ

ГРУППА «РОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ» Коми-перм. словникТатарский словник Русский словник вон брат абый старшый брат, дядя ир муж бабушка сой сестра ана мать карт ә ни бабушка батя ай отец апа старшая сестра, тётя карт ә ти дедушка брат ай-мам родители ата отец к ә л ә ш невеста дедушка зон сын ата-ана родители килен сноха дочь мам мать бабай дед кия ү зять, жених дядя ныв дочь бертуган близкий родственник кода сват мама баб бабушка бич ә жена кодагый сватья матушка дед дедушка гаил ә семья кыз дочь мать жена д әү ә ни бабушка онык внук папа монь сноха д әү ә ти дедушка се ң елк ә ш сестренка предки родители пап папа ә би бабушка туган родственник родители пи сын ә ни мама туганнар родня сестра тятö отец ә ни- ә ти/ ә ти- ә ни родители туган-тумача родня сын ә ти папа ул сын тётя җ изн ә муж сестры улым сынок җ и ң г ә жена брата хатын жена зат род энэк ә ш братишка

ГРУППА «ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ПРИЗНАКИ» Коми-перм. словникТатарский словникРусский словник зонка мальчик, парень бабай старик картлач старик взрослые инька жена/женщина бала ребёнок карчык старуха девушка кага ребенок, младенец балам дитя кыз девочка, девушка девчонки мужик мужчина б ә би младенец кызбала девочка дети нывка девочка егет парень малай мальчик женщина челядь дети ә бей старик олы пожилой, старший, взрослый мужчина ә би старуха туташ девушка (обращение) парень ир мужчина улан ребенок пацан(ы) ир-ат мужчины хатын женщина ребята ир-егет мужчина хатын-кыз женщина старушка тёлкадевушка чувак

ГРУППА «ЧАСТИ ТЕЛА» Коми-пермяцкий словникТатарский словник Русский словник öм рот пель ухо авыз рот волосы вир кровь пельпон плечо аяк нога глаза гöг пуп пидзöс колено бармак палец голова голя шея пинь/пиннез зуб/зубы баш голова лицо горш горло рожа лицо бит лицо нога гыж/гыжжез ногти/нокти рожа бан щека/щеки борын нос ногти гырддза локоть син лыс ресница/ресницы буын сустав нос ки/киез рука/руки син/синнез глаз/глаза г әү д ә грудь, тело попка киняув подмышка синва слеза зуб, теш зуб прыщи кок пыдöс стопа синкым бровь/брови и ң баш плечо рот кок/коккез нога/ноги сит кал й ө р ә к сердце рука(и) кос поясница ситан седалище ирен губы коска кость, диал. сьöлöм сердце кан кровь кудз моча тош борода каш брови кулак ладонь тшöка подбородок керфек ресница кучик кожа терп/терппез губа/губы колак ухо/уши кымöс лоб чаль мизинец корсак, эч живот кынöм живот чужöм бан лицо кул рука морöс грудь чунь палец к ү з глаз мус печень юр голова мыек усы, сакал борода ныр нос юрси волосы ч ә ч волосы пев большой палец тырнак ноготь

СТРУКТУРА ГРУППЫ «СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

ГРУППА «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Коми-перм. словникТатарский словник Русский словник вöралысь охотник балыкчы рыбак журналист(ы) велöтысь учитель биюче танцор писатель гижысь писатель галим ученый поэт велöтчись ученик җ ырчы певец препод кортчы пчеловод преподаватель мулла проститутка пешекче повар стихоплёт р ә ссам художник студент(ы) сатучы продавец учитель саучы доярка табиб врач укучы ученик укытучы учитель х ә рби военный шагыйрь поэт язучы писатель

ГРУППА «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС» Татарский словник Русский словник һә в ә ск ә р любитель бомж оста мастер директор п ә йгамб ә р пророк домохозяйка рекордчы рекордсмен зав. отделения солтан султан заочники тел ә нче нищий классный руководитель т ү р ә начальник мастер халык артист народный артист президент эшсез безработный староста эшче работник террористы шахидка

ДОЛЯ ГРУПП ПОЛЯ «ЧЕЛОВЕК» В КОМИ-ПЕРМЯЦКОМ, ТАТАРСКОМ И РУССКОМ АКТУАЛЬНЫХ ЛЕКСИКОНАХ

ИДЕНТИЧНОСТИ В ЛЕКСИКОНЕ КОМИ-ПЕРМЯКИ биологическое психологическое индивидуальное социальное ТАТАРЫ биологическое психологическое индивидуальное социальное РУССКИЕ биологическое психологическое индивидуальное социальное

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПОЛЯ «ЧЕЛОВЕК» В НАЦИОНАЛЬНЫХ АКТУАЛЬНЫХ ЛЕКСИКОНАХ ПараметрКоми-пермякиТатары Русские К-п.Рус.Тат.Рус. Объем выборки Доля в общей выборке (%)18,09,717,312,110,9 Объем словника Доля в общем словнике (%)9,59,213,612,110,1 Плотность словника4,61,73,21,42,8

СТРУКТУРА ПОЛЯ «ЧЕЛОВЕК» У КОМИ-ПЕРМЯКОВ

СТРУКТУРА ГРУППЫ «СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» У КОМИ-ПЕРМЯКОВ

СТРУКТУРА ПОЛЯ «ЧЕЛОВЕК» У ТАТАР

СТРУКТУРА ГРУППЫ «СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» У ТАТАР

ВЛИЯНИЕ ЯЗЫКА Язык оказывает влияние на актуализацию представлений о человеке Если представления не являются существенной этнической ценностью, то наблюдается сходство наполнения соответствующих подгрупп в русских словниках билингвов и русских, то есть русское языковое сознание распространяется на неактуальные понятийные области Если представления для этноса устойчиво ценностно окрашены, то оба словника билингвов будут обладать сходством, то есть языковое сознание, поддержанное неязыковыми этническими ценностями, оказывает влияние на словник второго языка билингва

ВЫВОДЫ Объем и наполняемость семантических групп в актуальном лексиконе позволяет делать выводы о социальной идентичности информантов и их ценностных установках.

Е.В. Ерофеева СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!