Применение Технологии Развития Критического Мышления в логопедической работе Выполнила: учитель-логопед МБОУ «Лицей 15» Безуглова И.Ю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО.
Advertisements

Технология развития критического мышления Методы работы с источниками информации T.Галактионова, 2012 Saint-Petersburg. Herzen University 1.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
Инновационные технологии. Три режима информационного обмена Экстраактивный режим Интераактивный режим Интерактивный режим Гаврыш Светлана Васильевна сайт:
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Критическое.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит) ТРКМ известна в России с 1997 года.
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы.
Выполнила учитель немецкого языка высшей категории МОУ СОШ 9 г.Ржева Семёнова Людмила Михайловна ПРЕЗЕНТАЦИЯ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ.
«Применение технологии развития критического мышления на уроках математики»
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Филиал МБОУ Советской СОШ «Карабатовская ООШ» План действий Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка в 8 классе Учитель: Ананичева Марина.
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
План действий Методы и приёмы личностно - ориентированного обучения в преподавании географии Гусева Валентина Александровна.
Транксрипт:

Применение Технологии Развития Критического Мышления в логопедической работе Выполнила: учитель-логопед МБОУ «Лицей 15» Безуглова И.Ю.

«Там, где думают одинаково – Никто не думает слишком много!» Технология обучения – педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надёжности и гарантированного результата, чем традиционные способы обучения. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Процесс, при помощи которого разум перерабатывает информацию, чтобы понять установившиеся идеи, создать новые идеи или решить проблемы.

Необходимость в навыках КМ 1. Уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное. 2. Формирование личности, способной к непрерывному обучению, самообразованию.

Цели и задачи ТРКМ 1. Развитие аналитического, критического мышления: Выделять причинно-следственные связи. Рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся. Отвергать ненужную информацию. Выделять ошибки в рассуждениях. Избегать категоричности в убеждениях. Быть честным в своих рассуждениях. Определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам. Уметь отличать факт от предположения. Подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи. Отличать главное от несущественного в тексте или речи и уметь акцентировать внимание на первом. Критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Цели и задачи ТРКМ 1. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, многозначность позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. 2. Развитие коммуникативности, креативности, мобильности, самостоятельности, толерантности, ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности. 3. Формирование культуры чтения: умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное. 4. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, учить самоорганизации и самообразованию.

Структура ТРКМ 1. Стадия вызова. 2. Стадия осмысления содержания. 3. Стадия рефлексии.

Педагогические методы и приёмы Создание проблемных ситуаций. Применение интерактивных технологий (диалоговых, задачных, проблемных, игровых). Создание атмосферы доброжелательности, толерантности, сотрудничества, создание «партнёрских» отношений между педагогом и учеником. Совместный поиск решения проблем. Постановка проблемных вопросов. Использование парной и групповой работы.

Педагогические методы и приёмы Инсёрт Синквейн Да-нетка «Хорошо – плохо» Составление метафор Перепутанные логические цепочки Заполнение кластеров, таблиц Мозговая атака Ромашка Блума Круги на воде Заполнение таблицы ЗХУ Составление тонких и толстых вопросов Подбор эпиграфов Метод аналогий Эссе Загадки

«Как», «но не» 1. Выбираем объект. 2. Выделяем признак – сравниваем. 3. Выделяем действие – сравниваем. 4. Выделяем части – сравниваем. 5. Количество частей – сравниваем.

Метафоры 1.Выделить объект. Сравнить по признаку с другим объектом. Снежинки кружатся, как балерины 2.Обозначить место. Снежинки падают с неба 3. Не называя объекта соединить сравнение и место. Балерины неба 4.Вставить в смысловой контекст. Над деревьями кружились балерины неба.

Метафоры 1. Выделить объект. Взять его свойство. Занавеска кружевная 2. Переделать прилагательное в существительное. Кружевная – кружево 3. Данное слово должно отражать признак другого объекта. Кружево зимы 4. Вставить в контекст. Окно украшало кружево зимы.

Инсёрт ( развитие аналитического мышления, средство отслеживания понимания материала) 1. Маркировка текста V – известно - «минус» - противоречит представлению + интересное и неожиданное ? неясно, желание узнать больше 2. Систематизация информации в соответствии с пометками в таблице. 3. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. v-+?

Мозговая атака 1. Подумать и записать всё, что они знают или думают, что знают, по данной теме (5-7 мин). 2. Обмен информацией (идеи не критикуются, но разногласия фиксируются). Возможны индивидуальная, парная, групповая формы работы.

Кластер 1. Описать процесс и представить шаги для разбивки. 2. Дать время на разбивку. 3. Поделиться своими кластерами с др. учениками. 4. Обсудить, как будут использованы эти кластеры.

Морские черепахи Морские черепахи Место обитания Внешний вид Питание Размно- жение Охрана черепах Образ жизни Опасные враги Черепаха для человека

Синквейн 1. Тема – 1 слово, существительное 2. Описание темы – 2 слова, прил. 3. Описание действия – 3 слова, глаг. 4. Отношение автора к данной теме – 4 слова, фраза 5. Синоним к «1» на эмоционально-образном или философски обобщённом уровне, повтор. суть темы – 1 слово

Синквейн Зима. Холодная, снежная. Воет, дует, морозит. Нужно очень тепло одеваться! Снежная королева.

Круги по воде З - ЗАМОРОЗКИ И - ИНЕЙ М – МЕТЕЛЬ, МОРОЗНАЯ, МОРОЗИТ А – АККУРАТНО НА ДОРОГЕ!

Толстые и тонкие вопросы 1. Тонкие: Кто? Что? Когда? Почему? 2. Толстые: Объясните, нужно ли…. «Курочка Ряба» Кто снёс золотое яичко? Чем обусловлены слёзы бабы и деда?

Таблица З-Х-У ЗнаюХочу узнатьУзнал Пингвины живут в холодной стране, ходят переваливаясь, у них чёрно-белая одежда Как называется это место? Пингвины живут в Антарктиде. Пингвин – это птица.

«Шесть шляп» Позитив НегативВыводПрименениеЧувстваФакты

«Ромашка Блума» Простой ? Практический ? Уточняющий ? Оценочный ? Творческий ?

Применение методов и приёмов 1. Стадия вызова - мозговой штурм, эпиграф, кластеры, таблица ЗХУ, толстые и тонкие вопросы. 1. Стадия осмысления – инсёрт, кластер. 2. Стадия рефлексии – синквейн, шесть шляп, кластер.

Преимущества ТРКМ Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию. Учатся размышлять и делать выводы, принимать продуманные решения. Способствует активности обучающихся в учебном процессе. Учатся работать в группах и парах. Возможность развивать критическое мышление через письмо и чтение, через развитие культуры работать с текстом, развивая информационную культуру. Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование. Повышает интерес к процессу обучения. Формируются коммуникативные навыки. Развивается способность к информационной грамотности и самостоятельной аналитической деятельности. Учатся работать с большим объёмом информации. Выбирают главное, ранжируют информацию по степени новизны и значимости.

Преимущества ТРКМ Дети не боятся высказывать своё мнение. Сами могут себя оценить и проверить. Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей Использование различных приёмов и частая смена деятельности не напрягает, а увлекает. Позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. Создание ситуаций общения на занятии позволяет каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы. Создание обстановки для самовыражения ученика. Учитель и ученик становятся партнёрами. Можно использовать на любом этапе работы, в других внеурочных видах деятельности (родительские собрания, внеклассные мероприятия, педсоветы, семинары).

Ресурсы Интернет-источники: Литература: Л.В.Байбородова, В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб, 2003 Клустер Д. Что такое критическое мышление.М. : ЦГЛ, Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, Е.С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», Галактионова Т.Г.. От самопознания к самореализации: Персонал- технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999.

Спасибо за внимание! МЫШЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЕ, КРЕАТИВНОЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ, ИССЛЕДОВАТЬ, ДОКАЗЫВАТЬ ЭФФЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПОЗНАНИЕ!